Фольклорный праздник "Жаворонки встречают весну"
план-конспект урока

Сценарий открытого урока в 4 классах по мордовскому (мокшанскому) языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_v_4_klassah.docx32.03 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок мордовского языка в 4 классе

Тема: Фольклорный праздник "Жаворонки встречают весну"

        Цель: приобщать детей к традициям и календарно-обрядовым праздникам своего народа и стимулировать к ним интерес.

        Задачи:

  • освоить «интонационно - попевочный словарь» мордовского народа, позволяющий почувствовать национальное своеобразие мордовского народа;
  • развивать интерес к культуре мордовского народа через песни, заклички, подвижные игры, способствующие формированию основ эстетической культуры личности ребёнка.
  • воспитывать уважение, интерес и любовь к мордовской культуре.

        Методические приёмы:

   - разучивание стихов, песен, хороводов;

   -знакомство с закличками и играми;

   -рассказ учителя.

                

        Предварительная работа:

   -заучивание закличек на мордовском языке;

   -разучивание песни «Нармоннят», сл. Муз. Н.Кошелевой;

   -разучивание стихотворений на мордовском языке .

Оборудование: презентация PowerPoint, аудиозапись Чайковского «Песнь жаворонка», колокольчик.

Дети входят в зал под музыку, где их встречает учитель в мокшанском костюме.

Учитель: Шумбратада, шабат! Шумбратада, инжихть! Давно вас жду, поджидаю, праздник не начинаю!

22-го марта по православному календарю отмечают праздник "Сороки".  Это день памяти сорока мучеников. Когда в древние времена были гонения на христиан, языческие правители заставляли всех приносить жертвы идолам — и в первую очередь это касалось христиан-воинов. В римском войске в полку, который стоял в армянском городе Севастия, служили сорок друзей, очень смелых и доблестных воинов и настоящих христиан; конечно, они отказались приносить жертву языческим богам. За непослушание бросили их, связанных, в ледяную весеннюю воду Севастийского озера. Но стойко перенося страдания, они не отреклись от своей веры.

Учитель: На сцену приглашается 4 Б класс.

Ученики 4 Б (дети встают в полукруг)

1 ученик:   Что за славный денёк,

                    На бугре солнцепёк

                    Собирайся, народ, у ворот!

                    Петь, шутить, хороводы водить,

                   Весну красную веселить!

2 ученик:   Идёт Матушка-Весна

                    Отворяй ворота.

                    Первым март пришёл

                    Всех друзей привёл.

3 ученик:   А за ним апрель

                    Отворяй пошире дверь!

                    А потом придёт и май

                    В наш родной мордовский край!

4 ученик:   Земля моя, Мордовия родная,

                Здесь родились мы, здесь живём.

                Твои богатства прославляя

                О красоте мордовской мы поём!

5 ученик:   Здесь, в Мордовии поля без края.

                До небес богатые леса!

                Здесь растём и прославляем

                Тебя, мордовская земля!

6 ученик:   Мордовия! Шачема-касома крайняй!

                Пяк кельгте, тят кизефне мес.

                Катк морозе колгат тонь гайняй

                Фкя пестот омбоце пес!

        Учитель: Долго длится в Мордовии зимняя пора! Уже пронеслись весёлые праздники Рождество и Масленица, уже надоело слушать завывание вьюг и метелей, все мечтают о том, что Весна-красна прогонит стужу лютую. О ней складывали стихи, песни, посвящали народные гуляния. Призывали солнце красное скорее растопить зимний снег.

 

(Игра "Гори-гори ясно!")

        Учитель: Сюкпря, шабат! Спасибо!

        Учитель: На сцену приглашается 4 А класс!

Ученики 4 А  (дети встают в полукруг, в руках небольшие шарики из салфеток, у учителя в руках корзинка для шариков)

1 ученик: Благослови, мати, весну закликати!

Весну закликати, зиму провожати!

Пусть зима уходит впрок!

Все: Весна, весна, проснись от сна!

2 ученик: Нам, зима, ты надоела, и весь хлеб у нас поела,

Все дрова наши сожгла, с крыш солому унесла!

Все: Весна, весна, проснись от сна!

Учитель: В марте хозяйки пекли из остатков пшеничной муки маленькие шарики и каждый день выбрасывали их по одному на улицу, уговаривая мороз отведать угощение.

Дети (хором):        

Мороз красный нос, вот тебе хлеб и овес!

А теперь убирайся на север отправляйся!

Учитель: Шабат, давайте скажем заклички о весне на мокшанском языке!

Дети: Сак, тунданя, сак!

Вийцень кочкак, виензак!

Сак, тунданя, сак!

Лямбе варманя уфак!

Дети (поют): Тунда, тунда,  сак,сак!

                Тяла,  тяла, тук, тук!

                Лямбе пизем кантт, кантт!

                Сери сёрот макст, макст! 

Учитель: В давние времена мордовский народ был весёлый, потешный, в какие только игры не играли! Предлагаю поиграть в мордовскую народную игру "Раю-раю". Нужно выбрать ведущего с помощью коротенькой считалочки.

3 ученик:    Фкя, кафта, колма, ниле!

                Мон сивонь саразонь пиле!

Водящий:   Раю-раю ушедан!

                Раю-раю вешендян!

                Кинь кеца суркссь,

                Листь кштима!

(у кого окажется колечко, тот выходит в круг плясать)

Учитель: А еще у русского народа существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц.

Празднично одетые девушки и дети ходили по селу, подбрасывая вверх фигурки, пели специальные песенки-заклички : звали весну – красну побыстрее прийти на землю. На сцену приглашается 4 В класс!

Ученики 4 В

1 ученик:

Сась тундась! Сась тундась!

Пяшкодсь морода ульцясь!

Нармоннятне, лиеда!

Пизонянтень тиеда!

2 ученик:

Монга мархтонт моран!

Монга лиемс ёран!

Сась тундась! Сась тундась!

Пяшкодсь морода ульцясь!

Дети: Нармоннят, нармоннят!

        Лямбе кизонь кандынят!

        Синь пачада анттядязь,

        Лофца веддьта семтядязь!

Учитель: А ну-ка, отгадайте, какие нармоттне - вестники весны?

        1. Чёрный, проворный, кричит "КРАК", червякам враг! (грач)

        2. Он прилетает каждый год

        Туда, где домик ждёт.

        Чужие песни петь умеет,

        А всё же голос свой имеет. (скворец)

        3. Спереди у птички шильце, позади у птички вильце.

        Птичка мала, да за морем была. (ласточка)

(Игра "Сяканяса" (В горшочки))

Учитель: А больше всего крестьяне любили звонкого певца жаворонка, который своими переливчатыми трелями заставлял природу пробудиться от зимнего сна. Послушайте, как передал в своей музыке щебетанье жаворонка композитор П. И. Чайковский.

Учитель:  22 марта, когда день становился по длине равен ночи, в каждом доме пекли из теста птичек - жаворонков, мазали их сладким душистым медом. У кого не было теста, те лепили птиц из глины, мастерили из тряпок и бумаги, украшали их. 

Настало время и нам за дело приниматься, приглашаю 4 Г класс

Ученики 4 Г

 

1 ученик: Жаворонки прилетите, красну весну принесите.

Принесите весну на своем хвосте, на сохе, бороне на овсяном снопе.

2 ученик:  Жаворонокжаворонок возьми себе зиму, а нам отдай весну.

Возьми себе сани, а нам дай телегу.

3 ученик: Жавороночек, прилети,
                Студену зиму унеси!
                Жавороночек, принеси
                Весну-красну на своем хвосту!

4 ученик: Жаворонки,
                Жавороночки,
                Довольно в чужих
                Краях гостевать,
                Пора домой прилетать.

5 ученик: Прилетите к нам,
                Поскорее к нам,
                Зиму провожать,
                Весну привечать,

(Все дети идут по кругу и поют закличку)

Жаворонкат, лиеда!

Пизонянтень тиеда!

Пацянянтень лангса

Мазы тундать кандость!

Учитель: Давайте поиграем в игру "Солнышко и жаворонки"

                (дети встают в круг)

Учитель: Ой, какое весеннее солнышко горячее!

                Летите, жаворонушки, но не обожгите крылышки!

Дети:      Минь лихтяма, минь лихтяма!

                Пильгса топатама!

                Кафта, колма, ниле - так!

                Тяни куроконе кундак!

(дети ходят по кругу изображая птиц, на последние слова разбегаются, а Солнышко их ловит)

Учитель: Сюкпря, спасибо! Спасибо, ребята, за ваши песни, за ваши игры, за ваши улыбки!

Учитель: Есть такая традиция встречи весны - на веточки деревьев сажать жаворонков, чтобы скорее приходила весна. Вы тоже своих бумажных жаворонков посадите на веточки деревьев, когда выйдите на улицу! А жаворонком из теста можно полакомиться и даже определить будущее на год. По тому, какой сюрприз вам достанется, можно определить, что вас ожидает в будущем году: обновки, дорога или богатство!

На этом наш урок-праздник подошёл к концу! Няемозонк, шабат!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Встреча весна

Внеклассное мероприятие для 8 класса...

Встреча весны. 3 класс.

Цель урока;      *   познакомить с русским весенним праздником «Жаворонки»        *    Воспитывать эстетические чув...

Урок музыки во втором классе по теме: " Проводы зимы, встреча весны"

Урок разработан с целью знакомства учащихся с традициями русского народного календарного года, в частности с праздником Масленица....

Фольклорный праздник "Приди, весна"

Фольклорный праздник "Приди, весна" был проведён в апреле на районном семинаре заместителей директоров по воспитательной работе. До этого времени ребята познакомились с обрядом русского народа - встре...

"Встреча Весны-красны" (обряд закликания весны)

Урок  знакомит учеников с  народным обрядом закликания весны, весенними приметами, песнями веснянками....

Сценарий фольклорного развлечения "Встречай Масленицу"

Сценарий фольклорного развлечения "Встречай Масленицу" для дошкольников с нарушениями речи...