Элективный курс "Латинский язык" 10 класс
рабочая программа (10 класс)
Рабочая программа к элективному курсу "Латинский язык" 10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Электив Латынь | 34.16 КБ |
Предварительный просмотр:
~ ~
Латинский язык
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
Программа курса утверждена
на МО АНО СОШ _________
Протокол №______
2022 года
Александров И.Я.
Программа
элективного курса «Латинский язык»
10-11 класс
Учитель истории Александров И.Я.
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе программы курса «Латинский язык и введение в античную культуру» для учащихся гимназий, лицеев и школ с гуманитарным профилем обучения. Автор программы А.В. Подосинов. При составлении данной программы автор опирался на учебник В.К. Кочетковой и Е.В. Соболевой «Латинский язык для начинающих» (М.: Изд. Восточная книга. 2009) и другие пособия и учебники (Подосинов А.В. и Щавелева Н.И. «Введение в латинский язык и античную культуру», ч. 1- 5. М. Изд. «Флинта», «Наука» 2010).
Программа переработана на основе содержания правового образования и нацелена на формирование обобщенных лингвистических понятий, специальной лексики в области юридической профессиональной деятельности.
Изучение древних языков, в частности, латинского занимает достойное место среди дисциплин классического цикла. Латынь исключительно важна для понимания процесса зарождения и формирования романо-германских языков, она в значительной степени повлияла на лексическую и грамматическую структуру русского языка. Без знания основ латинского языка трудно представить себе квалифицированного юриста или историка. Изучение латинской фонетики, грамматики и лексики позволяет учащимся получить представление о системе языка, проследить родство латыни с другими индоевропейскими языками (английский, немецкий, русский), облегчить усвоение современных романских языков. При этом язык неотделим от культуры, он всегда фактор культуры, её характеризующий и выражающий посредством произведений словесности разного рода. О величии, значении, ценностях античной культуры мы можем судить по текстам, которые, в свою очередь, познаются на основе знания классических языков.
Программа базируется на требованиях Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. В гимназии реализуется профиль социально-правового образования. Данный курс обогащает содержание профильного образования. Он является межпредметным элективным курсом, который выполняет функции общекультурного развития и удовлетворения интересов учащихся к различным областям знаний, отсутствующим в учебном плане. Латинский язык расширяет учебный материал русского язык и литературы, иностранного языка, обществознания, истории и права.
Курс входит в вариативный компонент учебного плана с целью углубления профильных предметов:
История Обществознание Право Латинский язык и юридическая терминология
Данная программа связана с курсом предпрофильной подготовки, который реализуется в:
5-7 классах (пропедевтика)
8-9 классах (предпрофильная подготовка)
10-11 классах (профильное обучение)
Задачи курса:
обогатить специальную лексику учащихся в рамках профиля, расширить лингвистический ракурс образования старшеклассников, наполнить речевую деятельность стилевым разнообразием. Теоретические аспекты программы формируют у старшеклассников исследовательские и экспериментальные методы познания мира, анализа языковых единиц, происхождения языка как части культуры.
Целевое назначение курса:
- формирование умений общаться на латинском языке с учетом речевых возможностей и потребностей;
- формирование умений анализа и перевода текстов классических писателей;
- владение лексическим минимумом, предлагаемым программой, учебным пособием;
- знакомство с основами грамматики латинского языка;
- ознакомление с особенностями языковой культуры Древнего Рима;
- развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению латинским языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в юридической области;
- развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению латинского языка, дальнейшему самообразованию с его помощью, использованию латинского языка в юриспруденции и в других областях.
Общая характеристика курса
Грамматический материал программы распределен по принципу нарастания сложности и рассчитан на 1 час в неделю (34 часа в 11 классе). Курс предполагает изучение нормативной, элементарной грамматики, работу с русско-латинским и латинско-русским словарем, чтение, перевод, морфологический и синтаксический анализ текстов на латинском языке, лексические сопоставления латинского, русского и изучаемого иностранного языков. В частности, на уроках большое внимание уделяется сопоставлению латинских корней, приставок и суффиксов с русскими, английскими формами. Это помогает учащимся расширить их языковые знания, повышает их грамотность в русском языке.
Грамматический материал и материал для чтения даются в доступной форме, а расположение материала позволяет уже с первых занятий читать и переводить полные латинские фразы, в частности, пословицы и крылатые выражения, дающие возможность обратиться к менталитету и быту римлян. Тексты для чтения отбираются с учетом возрастных особенностей, увлекательные по содержанию и форме, стимулирующие познавательный интерес учащихся, дающие разностороннее представление о римской жизни. Грамматический, морфологический и синтаксический анализ, а также перевод с русского на латинский способствуют развитию у детей логического и аналитического мышления. В изложении грамматики и подборе текстов избран дидактический принцип. После изучения курса нормативной грамматики учащиеся знакомятся с творчеством лучших авторов римской литературы: Цезарь, Цицерон, Катулл, Овидий, Вергилий. Произведения римских поэтов рассматриваются и в лучших переводах на русских язык, чтобы учащиеся почувствовали красоту и значимость произведений.
Задания курса разработаны с учетом ряда принципов:
1. принцип взаимодействия различных видов речевой деятельности;
2. принцип интеграции и дифференциации (одновременное формирование произносительных, лексических и грамматических навыков на одном материале и комплексное развитие различных видов речевой деятельности);
3. принцип сознательности и активности (осознанное восприятие, осмысленная тренировка языкового и речевого материала и осознанное его применение в процессе решения коммуникативных задач);
4. принцип доступности и поэтапности в овладении определенным умением (тщательный отбор языкового материала, предназначенного для усвоения, в зависимости от речевой задачи и ситуации);
5. принцип индивидуализации и учета личностных особенностей учащихся;
6. принцип учета влияния русского языка.
Задачи курса:
- изучение правил чтения и ударения в латинском языке;
- ознакомление с элементарной грамматикой латинского языка;
- выработка навыков анализа, перевода, понимания прочитанного, интерпретации классического текста на латинском языке;
- ознакомление с историей древних римлян и античной культурой;
- знание наизусть юридических терминов и латинских крылатых выражений, предлагаемых учебным пособием;
- наблюдение, сравнение и элементарный анализ языковых явлений (звуков, букв, дифтоногов, слов, словосочетаний и предложений);
- умение выписывать из текста и (или) вставлять в него или изменять в нем слова в соответствии с решаемой учебной задачей, например, с целью формирования орфографических, лексических или грамматических навыков;
- умение пользоваться двуязычным словарем учебника, словарем латинских юридических терминов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
1) уважительное отношение к культуре и языку;
2) готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к профессиональному выбору;
3) освоение социально-культурных норм поведения и поступков;
4) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем, соблюдение нравственного поведения, ответственного отношения к собственному выбору;
5) проявление коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой, досуговой видах деятельности;
6) понимание ценности познания общечеловеческой культуры через язык, его историю, строение, предназначение.
7) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи познавательной деятельности;
8) умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
9) умение оценивать собственные возможности;
10) владение основами самоконтроля, самооценки, самоанализа;
11) умение формулировать проблемы и смыслы, аргументировать и отстаивать своё мнение;
12) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
13) наличие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
14) использовать в письменной речи латинские термины, пословицы, крылатые выражения;
15 читать, переводить со словарем и понимать латинские тексты;
16) с помощью таблиц склонять существительные и прилагательные;
17) работать с текстами, игнорируя незнакомые слова, догадываясь из контекста о значении незнакомых слов;
18) различать стилистические особенности текстов;
19) представлять диапазон лексики латинского языка в разных сферах деятельности;
20) применение своих знаний латинского языка на уроках русского, иностранного языков и литературы, обществознания и правоведения;
21) умение пользоваться справочной литературой, составлять инструкции, памятки.
Содержание программы
Фонетика
Латинский алфавит. Звукобуквенные соответствия. Долгота и краткость гласных. Дифтонги и диграфы. Согласные. Слогораздел. Количество слога. Правила ударения. Ассимиляция. Редукция гласных. Закон ротацизма. Типы произношения.
Лексика
Лексическое богатство латинского языка. Характеристика словарного состава. Синонимия, антонимия, омонимия. Полисемия. Латинские дериваты в русском и изучаемом иностранном языке: собственные имена, общеупотребительная лексика, научно-техническая, общественно-политическая, богословская лексика.
Грамматика. Морфология. Синтетизм грамматического строя латинского языка. Имя существительное: основные грамматические категории системы имени (род, число, падеж). Историческая и практическая основа. Типы склонения. Парадигмы пяти склонений и общий обзор системы склонения, сравнение падежных окончаний. Особенности склонения существительных среднего рода. Правило рода. Склонение греческих слов. Нерегулярное формообразование.
Имя прилагательное: распределение по трем типам склонения. Прилагательные первой и второй группы. Степени сравнения. Синтетический аналитический, супплетивный способы их образования. Семантика и синтаксис степеней сравнения. Парадигмы склонения.
Местоимения: разряды местоимений и их употребление (личные, указательные, притяжательные, относительные, вопросительные, неопределенные, отрицательные, возвратные). Супплетивизм форм личных местоимений. Употребление указательных местоимений. Употребление указательных местоимений в функции личных третьего лица. Особенности «местоименного склонения». Парадигмы склонения всех разрядов местоимений.
Числительные: разряды числительных (количественные, порядковые). Склонение числительных, их употребление.
Наречия: морфологические типы наречий. Способы образования. Степени сравнения. Глагол: основные грамматические категории. Двувидовая система латинского глагола (infectum, perfectum). Синтетизм в образовании личных глагольных форм системы инфекта. Противопоставление синтетизма активного залога и аналитизма пассивного в системе перфекта.
Категория времени. Соотношение видовых значений глагола с формами времени. Активный и пассивный залог. Отложительные и полуотложительные глаголы.
Категория лица. Личные окончания как морфологический показатель лица. Противопоставление личных и неличных форм.
Категория числа. Единственное и множественное число и способы его выражения в синтетических и аналитических формах.
Категория наклонения: изъявительное, повелительное наклонения. Специфика латинского конъюнктива.
Три основы и четыре основные формы глагола. Назначение основ. Четыре типа спряжения.
Способы образования основ префекта. Три набора личных окончаний. Суффиксы времени и наклонений. Парадигмы спряжения.
Глагол “esse” сложные с ним: особенности спряжения.
Неправильные, недостаточные, безличные глаголы: особенности формообразования, парадигмы спряжения, употребление и перевод.
Неличные глагольные формы: инфинитивы, причастия, супины. Герундий, герундив. Образование от глагольных основ, значение, употребление, перевод.
Наречия: морфологические типы. Способы образования. Степени сравнения.
Предлоги: предложное управление. Предлоги с аккузативом, аблятивом, с двумя падежами. Постпозитивные предлоги causa и gratia. Синонимия и полисемия предлогов. Предлоги и наречия. Предлоги и приставки.
Словообразование
Способы словообразования (словосложение и аффиксация). Префиксация в
глагольном и именном словообразовании. Семантика префиксов и их фонетическая вариативность. Суффиксация в именной системе. Суффиксация глаголов, наречий. Семантизация суффиксов.
Синтаксис
Синтаксис простого предложения. Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения. Порядок слов. Согласование. Управление. Синтаксические функции падежей. Действительная и страдательная конструкции. Синтаксические функции супинов, герундия, герундива. Система инфинитивов. Синтаксические функции инфинитивов. Accusativus cum infinitivo. Nominativus cum infinitivo. Синтаксические функции причастий. Participium conjuctum. Ablativus absolutus. Конъюнктив в независимом предложении.
Синтаксис сложного предложения
Классификация придаточных. Типы придаточных с индикативом. Типы придаточных с конъюнктивом. Условный период. Косвенная речь.
Требования к уровню подготовки учащихся
Критерием практического владения латинским языком является умение уверенно пользоваться простыми языковыми средствами в следующих видах речевой деятельности: чтение и письмо. Формирование навыков в этих видах речевой деятельности носит профессионально ориентированный характер.
Требования к уровню владения речью по видам речевой деятельности:
Говорение
Учащийся должен знать:
1.систему гласных и согласных звуков языка;
2.ударные и неударные звуки;
3.хрестоматийные пословицы и поговорки (наизусть);
4.лексический минимум.
Чтение
Учащийся должен уметь:
1.пользоваться латинско-русским словарем;
2.читать, переводить со словарем и понимать латинские тексты;
3.определить основное содержание прочитанных текстов;
4.проводить лингвистический анализ прочитанного текста;
5.распознавать значение лексических единиц по контексту;
6.определять принадлежность слова к той или иной части речи по наличию/отсутствию префикса, суффикса;
7.различать стилистические особенности текстов;
8.читать латинские стихи.
Письмо
Учащийся должен уметь:
1.правильно писать слова и предложения пройденного курса;
2.использовать в письменной речи латинские термины, пословицы, крылатые выражения;
3.с помощью таблиц склонять существительные и прилагательные, сочетания существительного с прилагательным;
4.определять склонение и род существительных и прилагательных.
5.определять основы существительных и прилагательных;
В качестве основного материала для чтения, анализа и перевода служат аутентичные, адаптированные тексты гуманитарного направления. При этом осуществляется:
1.знакомство с произведениями лучших авторов римской литературы;
2.знакомство с основными приемами аналитико-синтетической переработки информации: смысловой анализ текста по абзацам, вычленение единиц информации;
3.нахождение правильных лексических и грамматических эквивалентов в двух языках при переводе;
4.использование перестройки грамматической и синтаксической структуры предложения при переводе;
5.овладение умением выражать одну и ту же мысль разными языковыми средствами (более идиоматичными и менее идиоматичными);
6.перевод слов и словосочетаний гуманитарного характера;
7.передача собственных имен и географических названий на русском языке (перевод, транслитерация, транскрипция);
8.применение своих знаний латинского языка на уроках русского, иностранного языков и литературы, обществознания и правоведения.
Формы самостоятельной работы учащихся:
-конспектирование грамматических правил, крылатых выражений;
-выполнение упражнений;
-перевод связных текстов;
-проведение фонетического и грамматического анализа языковых единиц.
Форма итогового контроля – итоговая контрольная работа:
1.Задания по спряжению глаголов по основным временам (Praesens Indicativi Activi et Passivi, Imperfectum Indicativi Activi et Passivi, Futurum Indicativi Activi et Passivi) и склонению словосочетания (сущ. +прил.)
2.Текст для перевода и практическое задание по морфологическому разбору (2 слова).
ПРИЛОЖЕНИЕ
ЛАТИНСКИЕ КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ, ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
1. Vita brevis- ars longa.
2. Verbum movet, exemplum trahit.
3. Ut salutas, ita salutaberis. 4.Si vis pacem, para bellum. 5.Servo venientibus ossa. 6.Scientia –stella in via.
7. Salus populi- suprema lex. 8.Repetitio est mater studiorum. 9.Prosit.
10 .De gustibus non est disputandum. 11.Рer aspera ad astra.
12. Paupertas non est vitium.
13. Non magister ad discipulum, sed discipulus ad magistrum venire debet.
14. Domus propria - domus optima.
15. Nemo amat, quos timet. 16.Amat victoria curam. 17.Amici vitam ornant.
18. Amicus Plato, sed magis amica veritas. 19.Amicus certus in re incerta cernitur.
1.Жизнь коротка - искусство вечно
2.Слово волнует, пример увлекает
3.По привету и ответ
4.Хочешь мира, готовься к войне
5.Кто рано встает, ему бог подает
6.Наука - путеводная звезда
7.Благо народа - высший закон
8.Повторенья - мать ученья
9.На здоровье
10.О вкусах не спорят
11.Через тернии к звездам
12.Бедность не порок
13.Не учитель к ученику, а ученик к учителю должен приходить
14.В гостях хорошо, а дома лучше
15.Никто не любит тех, кого боятся
16.Победа любит заботу
17.Друзья украшают жизнь
18.Платон мне друг, а истина дороже
19.Верный друг познается в беде
20. Aurora Musis amica
21. Aut cum scuto, aut in scuto
22. Bis dat, qui cito dat
23. Cogito ergo sum
24. De nihilo nihil
25. Divide et impera
26. Dum spiro –spero
27. Educa te ipsum
28. Epistula non erudescit
29. Errare humanum est
30. Experientia est optima magistra
31. Ibi bene,ubi patria
32. Ibi Victoria, ubi Concordia
33. Historia est magistra vitae
34. Mala verba cito crescit
35. Otium post negotium
36. Potius sero, quam nunquam
37. Scientia potential est.
38. Scio me nihil scire
39. Qui scribit, bis legit
40. Si vis amari,ama
20. Аврора музам подруга
21.Или со щитом, ил на щите
22.Вдвойне дает тот, кто дает быстро
23.Я мыслю, значит существую
24. Из ничего ничто не происходит.
25.Разделяй и властвуй
26.Пока дышу – надеюсь
27.воспитай самого себя
28.Письмо не краснеет
29.Человеку свойственно ошибаться
30.Опыт – наилучший учитель
31.Там хорошо, где родина
32.Там победа, где согласие
33.История – учительница жизни
34.Сорная трава быстро растет
35.Закончил дело – гуляй смело
36.Лучше поздно, чем никогда
37.Знание – сила
38.Я знаю, что я ничего не знаю
39.Кто пишет, тот дважды читает
40.Если хочешь быть любимым – люби
Содержание элективного курса
№ | Тема | Часы | Содержание | Умения и навыки |
1 | Введение | 2 | Введение Периодизация истории латинского языка. Краткая характеристика исторического развития латинского языка западной Римской империи и его роль в истории европейской и мировой культуры. Роль латинского языка в формировании интернациональной лексики и в создании современной научной и технической терминологии. | |
2 | Фонетика | 3 | Фонетика Латинский алфавит и его происхождение. Буквы и звуки латинского языка. Система вокализма. Система консонантизма. Дифтонги и диграфы. Характер и место латинского ударения. Системы произношения. Важнейшие фонетические законы (ротацизм, позиционные изменения гласных, ассимиляция и диссимиляция согласных). | |
3 | Морфология | 3 | Морфология Синтетический характер грамматического строя латинского языка. Сопоставительный морфологический анализ соответствующих структур в латинском, русском, изучаемых иностранных языках. | |
4 | Склонения | 2 | Грамматические категории имени: род, число, падеж. Общая характеристика системы латинского склонения: характер основ, падежные флексии, закономерности образования падежных форм. I склонение. Основа и род существительных I склонения. Слова естественного мужского рода. Образование номинатива. Парадигма склонения. II склонение. Основа и род существительных II склонения. Исключения из правила о роде. Способы образования номинатива. Парадигмы склонения. III склонение. Род и типы основ существительных III склонения. Три типа склонения: гласный, согласный, смешанный; их различия. Парадигмы склонения. Особенности в склонении имен III склонения. IV склонение. Основа и род существительных IV склонения. Исключения из правила о роде. Способы образования номинатива. Парадигмы склонения. Смешение с существительными II склонения. Связь с III склонением. V склонение. Основа и род существительных V склонения. | |
5 | Прилагательные | 2 | Прилагательные I-II склонения. Прилагательные III склонения: трех, двух, и одного окончания. Парадигмы склонений. Переход причастий в прилагательные. Особенности склонения причастий настоящего времени действительного залога. Степени сравнения прилагательных, синтетические и аналитические. прилагательных в сравнительной и превосходной степенях. Синтаксис падежей при прилагательных в сравнительной и превосходной степенях. | . |
6 | 3 | |||
7 | Наречие | 2 | Наречие Морфологические типы наречий. Способы образования падежных форм прилагательных, местоимений и существительных. Степени сравнения наречий. Супплетивное образование степеней сравнения наречий. | |
8 | Местоимение | 3 | Местоимение Личные, возвратные, притяжательные, возвратно-притяжательные, вопросительные, относительные, неопределенные и отрицательные местоимения. Употребление указательных местоимений в функции местоимений личных третьего лица. | |
9 | Числительное | 4 | Имя числительное Семантико-морфологические группы числительных: количественные, порядковые, разделительные, адвербиальные. Образование числительных. | |
10 | Глагол | 3 | Глагол Общая характеристика системы латинского глагола. Его грамматические категории: время, лицо, число, наклонение, залог. Личные и неличные глагольные формы. Соотносительно-временные и видовременные корреляции латинского глагола. Система инфекта и система перфекта. Три основы латинского глагола. Основные глагольные формы. Типы образования основ инфекта, перфекта и супина | |
11 | Предлоги, союзы, частицы | 3 | Предлоги Происхождение предлогов. Конструкции предлогов с аккузативом, аблативом и двумя падежами. Союзы Союзы сочинительные и подчинительные. Сочинительные частицы. Частицы Частицы вопросительные, неопределенные, указательные, усилительные, сочинительные. Их роль в образовании местоимений. |
Методическое обеспечение элективного курса
1. Латинский язык для юристов Уч. под ред. Л.П.Скорина. Минск., 1999
2. Lingua Latina. Учебник для гимназий под ред. А.В. Подосинова.М. 1995
Формы аттестации
- Викторина «Lingua Latina»
- Тестирование
Элективный курс «Латинский язык»
Москва 2022
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытое занятие по элективному курсу 9 класс
Элективный курс "Дети и молодежь в англоязычных странах"...
Элективный курс 9 класс Решение нестандартных задач
Цель данного курса углубить и систематизировать знания учащихся 9 классов по физике и способствовать их профессиональному самоопределению....
Элективный курс. 10 класс
Элективный курс для 10 класса по английскому языку рассчитан на 34 часа....
Элективный курс 11 класс "Физика человека"
Элективный курс для 11класса по теме "Физика человека". В данном курсе представлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование, рас читанное на 34 часа....
Элективный курс 9 класс русский язык
Научить каждого ребенка правильно, точно и лексически грамотно создавать сжатые тексты и на основе этого повысить уровень сформированности точности и лаконичности связной речи. ...
элективный курс 8 класс
Элеективный курс для 8 класса по английскому языку...
Программа элективного курса 9 класса
Программа элективного курса для 9 класса " Человек и его права"...