Урок мокшанского языка 5 класс "Мокшень щам"
план-конспект урока (5 класс)
Народный костюм мордвы, особенно женский, очень красочен. Недаром его называют венцом декоративно-прикладного творчества мордовских женщин. -Народные костюмы мокши достигли законченной художественно выразительной формы к середине XIX в. И если мужская и повседневная женская одежда отличалась простотой и целесообразностью, то праздничная одежда женщин была очень сложной, многосоставной, с обилием различных украшений, с целым рядом приемов драпирова-ния фигуры, что объясняется тем, что сложно украшенный наряд мордовок уходит своими корнями в I – начало II тысячелетия.
-Самостоятельно женщина порой не могла одеться в такой костюм. Обряд одевания, в котором участвовало два-три человека, иногда длился несколько часов.
-Сложный и тяжеловесный женский костюм, особенно его праздничный вариант, подчёркивал широко почитаемые в мордовском народе здоровье, силу и выносливость женщины. Благодаря такому костюму индивидуальные особенности каждой фигуры нивелировались и подгонялись под устоявшиеся в народе представления о красоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mokshen_shcham_5_klass.pptx | 2.74 МБ |
urok_po_mokshanskomu_yazyku_mokshen_shcham_5_klass.docx | 27.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Урокть целенза: Касфтомс содамошить мокшень щапнень колга Расширить знания о мордовских костюмах Знакомондамс Мордовиянь ломанень искусствать мархта Ознакомиться с народным искусством Мордовии Тонадомс лац азома эсь ётнень мокшень кяльса Научиться связно излагать свои мысли на мокшанском языке
Мокшень щам Мокшень щамсь пяк мазы. Сонь пяк стака тиемс. Тя панархнень каннесазь праздникста. Тюсснень серматненди сявондсазь перьфпяльде. Щапнень архнелезь якстеряпсонь, пурьхкянь сокса и зверобой тишень панчфса.
Верхняя одежда
Головные уборы Бабань панга
Обувь кямот, карьхть цюлкат, пракстат
Панар Кямот Килькшт Сюлгам Сапоня Поясное украшение Сапоги Рубаха Нагрудное украшение Фартук
Запишите прилагательные с уменьшительно- ласкательными суффиксами и переведите на русский язык Акша , сенем, кувака, тюжя, мазы, равжа, ёмла.
Предварительный просмотр:
Тема урока: Мокшень костюмсь.
Цели урока:
Обучающие: сформировать представление об истории возникновения народного костюма.
познакомить с историей народного костюма .
познакомить с основными видами декоративного украшения одежды.
Развивающие: способствовать развитию памяти, самостоятельности, развитию творческого мышления, навыкам самоконтроля и взаимоконтроля; прививать навыки культуры труда и аккуратности; развивать логическое мышление, исполнительские умения
Воспитательные: воспитывать эстетический вкус, внимательность;
Оборудование: презентация
Ход урока
- Организационный момент
Учитель: Шумбратада. шабат! Тячи уроконьконь ушедсаськ стихотворенияса.
Ну-ка проверь, дружок, Ну-ка ялгай, ванка,
Всё ль на месте, Сембось вастонза,
Всё ль в порядке, Сембось цебярь,
Ручка, книжка и тетрадка? Ручкась, книгась и тетрадсь?
Все ли правильно сидят? Сембе лац озафт?
Все ль внимательно глядят? Сембе внимательнайста ваныхть
Каждый хочет получать Эрсь ерай сявомс тячи
Оценку пять! Аньцек вете!
1. Цели урока Слайд 1-2
Надели лужайки
Цветные рубашки:
На ткани зелёной
Белеют ромашки.
У ворота выткана
Красная смолка,
И жёлтые лютики
Вышиты шёлком.
Сплелись колокольчики
В синие пряжки...
Лучами —- Не иглами — Сшиты рубашки
- Дети, как мы с вами поняли из стихотворения сегодняшняя тема нашего урока Мокшень Костюмсь. Дмитрий Сергеевич написал такие слова (Слайд 8). Эти слова говорят о том , что если не знать историю и культуру своего края , то не будешь счастлив.
- Изучение новой темы урока
Слайд 9. Учитель: Народный костюм мордвы, особенно женский, очень красочен. Недаром его называют венцом декоративно-прикладного творчества мордовских женщин. -Народные костюмы мокши достигли законченной художественно выразительной формы к середине XIX в. И если мужская и повседневная женская одежда отличалась простотой и целесообразностью, то праздничная одежда женщин была очень сложной, многосоставной, с обилием различных украшений, с целым рядом приемов драпирова-ния фигуры, что объясняется тем, что сложно украшенный наряд мордовок уходит своими корнями в I – начало II тысячелетия.
-Самостоятельно женщина порой не могла одеться в такой костюм. Обряд одевания, в котором участвовало два-три человека, иногда длился несколько часов.
-Сложный и тяжеловесный женский костюм, особенно его праздничный вариант, подчёркивал широко почитаемые в мордовском народе здоровье, силу и выносливость женщины. Благодаря такому костюму индивидуальные особенности каждой фигуры нивелировались и подгонялись под устоявшиеся в народе представления о красоте.
Слайд 10. Женщины-мокшанки в праздничных костюмах.
А сей час ребята нам расскажут о мокшанском костюме.
Ученик1. Слайд 11-12: Рубаха. Местное название рубахи – панар. Шилась она из домотканого посконного холста. Покрой ее сходен с мокшанскими рубахами других групп. Полотнище холста, перегнутое по утку пополам, Составляло перед и спину рубахи. Бока получались из двух более коротких холстин, согнутых по продольной нитке и пришиваемых к центральному полотнищу ниже рукавов. Рукава более длинные , чем у эрзянской рубахи. Спереди на подоле в центре располагался разрез. Рубаху подвязывали поясом, подтягивали до колен, сзади на пояснице закладывали в мелкие ровные складки шириной в два сантиметра, а спереди делали большой напуск-пазуху.
В начале 20 века для изготовления рубахи стали использовать полубумажный холст, а в 50-Е годы белую фабричную ткань, чаще бязь. Вырез на груди уменьшился, поэтому стали застегивать нагрудной пряжкой – сюлгам. Основной колорит вышивки рубахи Был красно-кирпичный, с вкраплением желтого и зеленого цветов.
Ученик 2. Штаны. Под рубахой женщины региона носили штаны- понкст, аналогичные со штанами татарских, удмуртских и марийских женщин. Их называют «штаны с широким шагом». Они шьются из двух полотнищ, перегнутых по продольной нитке, составляющих основу штанин – понкст пильге, к ним пришивались скроенные и разрезанные наискось полотнища- клинья – келет. Между штанами вшивался перегнутый поперек кусок холста – потмак(дно). Штаны крепились на талии с помощью двух завязок- сезьгат, пришитых спереди и сзади. Длина штанов доходила до щиколоток. Единственным украшением их были полоски тканого рисунка или кумача, 4которым оторачивали нижний край штанин.
Ученик 3. Платье. В 30-е годы В костюме появляется новая форма одежды – сарапан, переходная к современному платью. Она сохранилась до настоящего времени. Сарапан , развивался из существующего поныне глухого рода одежды, именуемого кавтонь крда. Покрой этой одежды аналогичен покрою рубахи панар, украшалась лишь полосками кумача. В 20 е годы кавтонь крда шили из домотканого холста и окрашивали домашним способом в лиловый или ярко-розовый цвет. С широки распространением фабричных тканей кавтонь крда стали шитьб из ситца и сатина. Излюбленный цвет при этом был красный и бордовый. Украшением сарапана служат различные бейки, сутаж, ленты, кружево, машинная строчка, которые располагаются на кокетке, рукавах. На подоле и на месте скрепления оборки с платьем.
Ученик 4. Передник и жилетка. Повсеместно в регионе были распространены передники с грудкой – сапоня. Их носили поверх платья. Их часто подбирали по цвету к платью или делали двухцветными. Шили передники из различных тканей фабричного производства: ситца, сатина, шелка. Подол украшался кружевом, цветной бейкой , сутажом. Центр грудки украшался тесьмой.
Жилетка . При выходе на улицу летом в прохладные дни поверх рубахи женщины и девушки надевали безрукавку- жилетку. Она сохранилась до настоящего времени. Шьют её из фабричных тканей черного цвета.
Ученик 5. Слайд 15 Распашная одежда. Необходимой принадлежностью праздничного костюма замужних женщин региона являлся мушкас. Он шился из тонкого, хорошо отбеленного бумажного холста и надевался поверх панара. Покрой его был такой же, как и у рубахи, только в центре, пао всей длине он имел разрез. Убранство мушкаса составляли полосы красного тканья и кумача. Подол декорировался широкой нарядной полоской – петькс. Она представляла кусок холста или кумача, на который нашивали в последовательном порядке галун, зубчатую тесьму, шелковые ленты, золотное кружево, сутаж. Длина мушкаса достигала метра, он всегда был короче рубахи. Носили его подпоясанным широким кашемировым кушаком, так, чтобы полы не соприкасались друг с другом и оставляли открытым перед рубахи.
Ученик 6. Слайд 16-17 Украшения. Нагрудная пряжка _ сюлгам для застегивания ворота рубахи. Представляла собой металлическую пластину в виде трапеции. Нижняя ее часть с трех сторон была окружена каймой из черного и синего стекляруса, бус, раковин – каури. Заканчивалось украшение подвесками из медных цепочек, к которым прикреплялись жетоны.
Старинным украшением мокши было своеобразное ожерелье –горожонь крганя. Оно состояло из холщовой полосы, покрытой поднизью из разноцветного бисера, спускающегося на грудь.
Следующее украшение – ярмак пилькс имеет вил двух закругленных в верхней части полос, соединенных ниткой стеклянных бус или ремнем.
Большое место нагрудных украшений мокшанок занимали различные гайтаны. Оно состояло из черного и бесцветного прозрачного стекляруса, белых бус, снизанных в ожерелье, к краю которого на медных цепочках подвешивались жетоны- горошкат. Посредине прикреплялся большой медный крест.
Наиболее распространенное украшение поясное – каркс секонят. Основу составлял узкий плетеный пояс. На который навешивались с двух сторон вдоль продольных вышивок поясные подвески. Заканчивалось украшение шерстяными кистями, обшитыми бисером.
Ученик 7. Слайд 18 Головные уборы. Женские головные уборы отличались многообразием вариантов, но в целом это мягкие холщовые чепцы трапециевидной формы с небольшой лопастью- позатыльнем украшенной вышивкой позументом галуном жетонами на цепочках блестками золотным шитьем.
Женские головные уборы назывались по –разному. Бабань панга- дарился свекрови снохой богато украшался вышивкой и служил показателем мастерства рукоделия невесты.
Головной убор девушек представлял налобную повязку, называемой лентой.
Нетьемлемой частью головного убора были серьги, наушные подвески в виде бисерных кистей или шариков из пуха- сорга, которые окрашивали в коричнево-лиловый цвет или оставляли белыми. У висков оставляли специально выстриженные завитки волос- усмат. Которые носят до сих пор. в Атюрьевском и Темниковском районах.
Большую роль занимали шали и платки. Обычно одевали их два: нижний хлопчатобумажный и верхний- шерстяной или шелковый.
Ученик8. Верхняя одежда. В качестве теплой одежды носили короткое до колен полу пальто- «эрзянка», которое шилось из сукна. Её надевали в прохладную погоду, весной и осенью, в более холодную погоду носили чапан, который был длиннее и свободнее.
Ученик 9. Обувь. Обувью у мордвы были лапти(карьхть). Нижние портянки, алдонь пракстат, из отбеленного полотна. По праздникам носили тканые шерстяные обмотки- серьгат с красными, зелеными и желтыми полосами.
В качестве праздничной обуви носили сапоги со сборами- сермаф мрхта кямот из коровьей и телячьей кожи С сапогами надевали полосатые наколенники, связанные из черной и белой шерсти- цюлкат.
- Физкультминутка Шабат стяда . Кядентень кеподесть вяри, нолдасть алу.
Тихтяма ветексть. Сяльде ветексть озада и озада вастозонт.
- Закрепление изученного
Б) работа с учебником стр. 58 упр.25
- Итоги урока . Шабат , мезе тячи содаде урокса? Дети, что сегодня узнали на уроке?
(Ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок мокшанского языка на тему «Зима» ( Тяла) 3класс
Конспект урока по теме: «Зима» Цели урока: 1. Показать красоту зимней природы. 2. Рассмотреть названия зимующих птиц, развивать умения чтения по ролям3. Воспитывать любовь к природе....
План-конспект урока мокшанского языка во 2 классе на тему "Школьные дела".
План-конспект урока мокшанского языка во 2 классе на тему "Школьные дела"....
Конспект урока мокшанского языка в 5 классе по теме "Неопределённая форма глагола"
Конспект урока мокшанского языка в 5 классе по теме "Неопределённая форма глагола"...
Урок мокшанского языка "Транспортть видонза"
Конспект урока по мокшанскому языку (5 класс) для русскоязычных школ...
доклад игровые ситуации на уроках мокшанского языка
доклад "Игровые ситуации на уроках мокшанского языка"...
игровая деятельность на уроках мокшанского языка в русскоязычной школе
выступление на научно-практической конференции в Саранске...