"Тэнгэриин бэшэг"
план-конспект урока (9 класс)
Цель урока: вызвать познавательный интерес к изучению бурятского языка у учащихся через ознакомление со старомонгольской письменностью.
Урок по формированию и развитию лингвастрановедческих знаний через ознакомление с историей вертикальной монгольской письменности; освоению первоначальных приемов вертикального письма.
Урок способствует воспитанию эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия искусства каллиграфии; чувства уважения к истории и культуры многонациональной Бурятии, в частности формированию толерантности в отношении к культуре бурятского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_staromong_pismennost_9_kl.docx | 37.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
МО «Бичурский район»
МБОУ «Шибертуйская средняя общеобразовательная школа»
Муниципальный этап конкурса профессионального мастерства
«Учитель года Бурятии – 2019»
Методическая разработка урока
с самоанализом проведенного урока
Предмет: бурятский язык как государственный
Тема: Тэнгэриин бэшэг
Автор: Мункуева Соёлма Бальжинимаевна,
учитель бурятского языка
МБОУ «Шибертуйская СОШ» Бичурского района
2019
Тема: Тэнгэриин бэшэг («Небесное письмо»).
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель урока: вызвать познавательный интерес к изучению бурятского языка у учащихся через ознакомление со старомонгольской письменностью.
Задачи:
Обучающие:
формирование и развитие лингвастрановедческих знаний через ознакомление с историей вертикальной монгольской письменности;
освоение первоначальных приемов вертикального письма и написания собственных имен.
Развивающие:
способствовать развитию таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать познавательные объекты, делать выводы;
создать условия для развития памяти, внимания и творческого воображения;
содействовать формированию самостоятельной деятельности
содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность
Воспитывающие:
способствовать воспитанию эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия искусства каллиграфии; чувства уважения к истории и культуры многонациональной Бурятии, в частности формированию толерантности в отношении к культуре бурятского народа.
Планируемые метапредметные результаты:
Личностные:
формирование представления о роли каллиграфии в жизни человека;
нравственное восприятие искусства старомонгольской каллиграфии как части национальной культуры Бурятии; развитие страноведческой культуры,
применение приемов вертикального письма на практике (самостоятельная творческая практическая работа).
Регулятивные
развитие умения организации совместной работы – определять цель и задачи урока, планировать, осуществлять действия по реализации плана, осознание и оценивание усвоенного за урок.
Познавательные:
знакомство с видами кириллицы, знакомство со старомонгольской кириллицей, развитие умения работать с наглядным материалом (алфавит); осуществление рассуждения, выбор основания для выводов (почему горизонтальное письмо стало вертикальным? почему письмо было отклонено и была принята кириллица?)
Коммуникативные
умение вести учебную дискуссию, выражать свои мысли, аргументировать их, высказывание своих суждений, развитие суждений одноклассников (какие качества вырабатываются каллиграфией? а нужна ли нам каллиграфия? пригодится ли мне старомонгольская каллиграфия?)
Оборудование: медиапроектор, бумага А4, маркеры черного цвета, мобильная ученическая доска.
План урока
I. Мотивационно-целевой
1. Приветствие (представиться)
2. Мотивация (стихотворение)
II.Деятельностно-операционный
- Открытие нового знания (рассказ, организация открытой дискуссии по группам)
- Физкультминутка (кисти рук)
- Практическая работа №1 (написание букв)
- Практическая работа №2 (написание собственных имен – индивидуальная работа; коллективная работа – создание общего полотна из собственных имен)
III.Рефлексивно-оценочный
- Подведение итогов урока (продолжить высказывания)
- Рефлексия (таблица)
Технологическая карта
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивационно-целевой приветствие | Разрешите мне представиться. Меня зовут Соёлма Бальжинимаевна. И я очень рада провести с вами 35 минут и надеюсь наше совместное занятие пройдет плодотворно. Давайте посмотрим друг другу в глаза, улыбнемся и скажем по-бурятски «Сайн байна» | Приветствуют учителя, друг друга | |
Мотивационно-целевой | 35 минут для кого-то много, для кого-то мало…Но мне очень хотелось бы успеть с вами многое. Пожалуйста обратите внимание на эти слова «Владеющий кистью подобен небу» (Джун Ю). слайд И я называю тему занятия: «Тэнгэриин бэшэг» (Небесное письмо). слайд1 | Ответы учащихся После ответов уч-хся (слайд2 Ц и З; план урока) | определяют смысл эпиграфа урока, цель и задачи урока |
II.Деятельностно-операционный 1.Открытие нового знания | Как вы думаете, какая нация считается самой работоспособной в мире? В 80-х гг крупнейшая японская компания бытовой и профессиональной техники, когда начала переходить к нанотехнологиям, провела во многих странах любопытный эксперимент. Искали, какие методики можно использовать в определенном регионе для подготовки специалистов будущего. Программа длилась долго. Когда собрали данные были потрясены. Всем требованиям в наибольшей степени отвечала …..(как вы думаете что) каллиграфия. Поэтому компания рекомендовала ввести в учебных заведениях каллиграфию. Чтобы сформировались те самые качества, необходимые будущим специалистам в области инновационных технологий. Даже многие крупные компании Японии стали приглашать сенсеев. И считают, что подобные занятия полезны. А японцы – самая работоспособная нация, самая креативная и продвинутая в области инновационных разработок. А это следствие бережного отношения к своей истории, традициям, духовному и физическому здоровью нации. А как часто вы пишите от руки? любите ли вы писать от руки? А нужна ли нам каллиграфия? (организация открытой дискуссии) Выводы: научные исследования демонстрируют, что такая практика полезна для мозга в нескольких аспектах (внимание, улучшается память, это успокаивает, мозг используется активно…) Можно распечатать памятки о пользе письма от руки Ребята я предлагаю выдвинуть гипотезу о пользе письма от руки и в конце урока подтвердить ее. «Каллиграфия – это искусство идеального духа» | Отвечают Слушают Работа в группах (ЗА и ПРОТИВ) (2 мин) | |
II.Деятельностно-операционный 1.Открытие нового знания | Каллиграфия развивалась в разных странах и имела свое название. Ребята, можете назвать их? слайд3 Западноевропейская каллиграфия Восточноазиатская каллиграфия Японская каллиграфия Арабская каллиграфия Еврейская каллиграфия Армянская каллиграфия Индийская каллиграфия Я очень рада возможности познакомить вас с одной из самых древних письменностей, старомонгольской, которая относится своими корнями к восточноазиатской каллиграфии. Монгольская каллиграфия – это метод написания кистью сверху вниз и по часовой стрелке, имеет вертикальное направление непрерывных штрихов, известных под названиями голова, зуб, стебель, живот, лук и хвост. слайд4 Слайд (Чингисхан). Официальным это письмо у монголов стало во времена правления Чингисхана. Это кропотливое письмо использовалось при написании официальных писем и документов. слайд5. Древнейшим из сохранившихся памятников старомонгольского письма является Чингисов камень, (1224/1225 гг). слайд6. В национальной библиотеке Франции хранится письмо Өлзийт хана от 28 мая 1305 г, доставленное Филиппу IV. Оно написано на монгольском языке. Бесценные тома фондов литературы, истории хранятся в хранилище БНЦ, в государственном архиве РБ. Эта письменность до сих пор не теряет свою актуальность. Не угасает интерес к письму не только со стороны ученых, но и людей разных профессий, разных возрастов. Слайды 7,8. Скажите пожалуйста, где вы могли встретить подобные надписи? Сейчас такая каллиграфия активно используется в графическом дизайне, форме пригласительных открыток и свадебных поздравлений, в эмблемах и логотипах товаров народного потребления, очень модно стало среди молодежи татуажи, вывески магазинов и ресторанов. Почему стало популярным использование старомонгольской каллиграфии? в 2013 году монгольская письменность была включена в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, нуждающегося в срочной охране. Международная ассоциация монг письменности «Бичиг сойол» (письм культура) была основана в октябре 2016 г (внутр монг, монг, бурятия, калмыкия и др регионы). Слайды В Монголии с 2011 г ежегодно проходит выставка монг каллиграфии. В 2015 г в выставке впервые приняли участие представители Калмыкии и Бурятии. С каждым годом география выставки расширяется, приезжают мастера из Китая, Японии и Кореи. | ответы Слушают и смотрят презентацию чтобы сохранять и развивать четкую национальную традицию при производстве товаров народного потребления; это и актуальные исследования, это и философия, музыка, поэзия, живопись). | |
Минимальный набор для письма состоит из бумаги, пера и туши. Также для каллиграфии могут быть использованы простая ручка, акварель, гуашь, чернила и многое другое. Приёмы каллиграфии очень разнообразны. Могут использоваться завитки, хвостики, крючки, твёрдые и мягкие штрихи, плавные линии, и другие. Каллиграфия, как правило, несколько искажает надпись, затрудняя её читаемость, однако увеличивая эстетичность. | |||
Физкультминутка | Вот краткая информация о старомонгольской письменности. Но прежде чем взяться за ручку и бумагу, я предлагаю нам размять руки и настроиться на работу. Упражнения для кистей рук | Выполняют упражнения | |
Практическая работа | -Ребята, я думаю пришло время взять в руки ручки. Обратите внимание на алфавит (слайд). На что вы обратили внимание? Хотите научиться писать свои имена? Скажите, пожалуйста, какие буквы часто встречаются в ваших именах. (записать на доске) Ребята, давайте попробуем написать букву А, И, Б…… сначала по образцу, затем самостоятельно. Получается? Только помните, что каллиграфия это искусство красивого письма, поэтому ваши буквы должны быть аккуратными, красивыми, изящными. Начинаем работать. (оказать помощь) | Отвечают (каждая буква имеет три написания) Пишут буквы | |
Практическая работа | Написать свое имя на А4 Попробуйте нарисовать своё имя старомонгольскими буквами. Потом соедините бумаги между собой и у вас должен получиться шедевр каллиграфического искусства. | Пишут свои имена Заклеивают бумаги А4 между собой и создают одно целое полотно из имен. | |
III.Рефлексивно-оценочный | Наш урок подходит к концу. И мне интересно узнать, услышать ваши отзывы. что нового вы узнали что показалось трудным что понравилось или нет Как вы думаете пригодится ли вам это в повседневной жизни? Где? Кто сможет прочитать, что я написала сейчас? Баяртай (означает я была рада встрече с вами). Освоить старомонгольскую письменность можно онлайн. Министерство образования и науки Монголии совместно с фондом открытых знаний и образования «ONE Foundation» подготовило уроки для тех, кто хочет освоить монгольскую письменность с нуля. Для этой цели был создан сайт – learn.one.mn. Тут можно найти видеоуроки. Есть группа https://m.vk.com nebesnoe_pismo В Улан-Удэ появилось много курсов по интенсивному обучению письму. | Ответы учащихся |
Самоанализ урока учителя бурятского языка Мункуевой С.Б.
Тема: Тэнгэриин бэшэг («Небесное письмо»).
Была определена цель урока.
Цель урока: вызвать познавательный интерес к бурятскому языку у учащихся через ознакомление со старомонгольской письменностью.
Присутствуют основные задачи урока.
Задачи:
Обучающие:
формирование и развитие лингвастрановедческих знаний через ознакомление с историей вертикальной монгольской письменности;
освоение первоначальных приемов вертикального письма и написания собственных имен.
Развивающие:
способствовать развитию таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать познавательные объекты, делать выводы;
создать условия для развития памяти, внимания и творческого воображения;
содействовать формированию самостоятельной деятельности
содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность
Воспитывающие:
способствовать воспитанию эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия искусства каллиграфии; чувства уважения к истории и культуры многонациональной Бурятии, в частности формированию толерантности в отношении к культуре бурятского народа.
Думаю, что эти задачи были реализованы в ходе учебного занятия. В конце занятия ребята продемонстрировали, что основная практическая задача решена (справились с заданием).
Представлен урок объяснения нового материала, который имел логическую структуру: урок начался с психологической установки и создания проблемной ситуации, ребята раскрывали смысл эпиграфа урока, определили задачи урока. Думаю, ребята быстро вовлеклись в общий ход урока. Также вариант мотивации с проблемными вопросами использованы на деятельностном этапе в форме открытой дискуссии. Ребята умеют аргументировано выдвигать свои рассуждения.
Данный урок ориентирован на ФГОС, осуществляется формирование универсальных учебных навыков
Личностные:
формирование представления о роли каллиграфии в жизни человека;
нравственное восприятие искусства старомонгольской каллиграфии как части национальной культуры Бурятии; развитие страноведческой культуры,
применение приемов вертикального письма на практике (самостоятельная творческая практическая работа).
Регулятивные
развитие умения организации совместной работы – определять цель и задачи урока, планировать, осуществлять действия по реализации плана, осознание и оценивание усвоенного за урок.
Познавательные:
знакомство с видами кириллицы, знакомство со старомонгольской кириллицей, развитие умения работать с наглядным материалом (алфавит); осуществление рассуждения, выбор основания для выводов (почему письмо было отклонено и была принята кириллица?)
Коммуникативные
умение вести учебную дискуссию, выражать свои мысли, аргументировать их, высказывание своих суждений, развитие суждений одноклассников (какие качества вырабатываются каллиграфией? а нужна ли нам каллиграфия? пригодится ли мне старомонгольская каллиграфия?)
На уроке использованы современные педагогические технологии: ИКТ, элементы технологии исследовательского и проблемного обучения (создавались ситуации, которые давали детям возможность самостоятельно обнаруживать признаки). Что соответствует возрастным и психологическим особенностям учащихся 9 класса. Это возраст, когда человек стремится к общению, высказывать свое мнение. Но это также возраст, когда у многих бывает ощущение неполноценности, они переживают что могут сказать не то, и сверстники могут посмеяться. В общении со взрослыми подростки в основном идут на контакт с теми, кого хорошо знают. Поэтому было волнительно. Но ребята в целом настроены были позитивно. Материал урока думаю тоже соответствовал возрастным интересам ребят: актуальность и новизна материла, гуманитарная языковая дисциплина соответствовала профориентационной направленности.
Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы. Практические занятия включают в себя индивидуальные и коллективные формы работы. Работали все.
Что касается места данного учебного занятия в школьной рабочей программе, бурятский язык в данном классе не преподается, поэтому в силу того, что не было возможности связать материал конкурсного занятия на раннее изученные материалы, мной была выбрана данная тема. Материал данного урока содержит межпредметные связи, ребята хорошо продемонстрировали знания по всеобщей истории (древние письменности, историческая личность Чингис хана, были задеты вопросы из предметной области обществознания, это про методы продвижения товаров народного потребления).
Выработать у учащихся четкое, красивое и скорое письмо невозможно за 30 минут. Для этого потребуется время. На данном занятии, а это ознакомительный урок, использован основной прием обучения каллиграфии – это показ и объяснение. Писать образец на доске учитель должен так, чтобы все ученики видели, как учитель пишет.
Если говорить об уровне усвоения материала, то об этом сказали сами ребята.
Думаю, что на протяжении урока ощущалась качественная обратная связь, комфортный психологический климат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Тэнгэриин бэшэг"
программа по-старомонгольскому языку...