АМО
методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Сабурова Татьяна Дмитриевна

Активные методы обучения , с применением  функциональной грамотности  (читательская грамотность ).Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы

•достигать своих целей,•расширять свои знания и возможности,
•участвовать в социальной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 31 им. А.П. Жданова»

Муниципального образования города Братска

Формирование читательской грамотности

на уроках английского языка

Устинова Наталья Сергеевна,

учитель английского языка,

МБОУ «СОШ № 31

им. А.П. Жданова»

г. Братск, 2025

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава I Теоретические аспекты формирования читательской грамотности на уроках английского языка

1.1        Понятие читательской грамотности…………………………………………5

1.2        Способы формирования читательской грамотности на уроках английского

языка……………………………………………………………………………….6

Глав II Работа по формированию читательской грамотности на уроках английского языка

2.1 Методы и приемы работы над текстом …………………………………………...9

Заключение………………………………………………………………………13

Литература……………………………………………………………………….14

Введение

В наши дни проблемы образования и культуры, грамотности и чтения до сих пор остаются особенно актуальными.На развитие образования влияют развитие личности – смысл и цель современного образования и процессы глобализации. С чем это связано?Изменяются представления о готовности человека к выполнению своих профессиональных обязанностей и социальных ролей. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основной целью образования является «развитие личности ребёнка», определены условия для подготовки личности, способной к жизни в изменяющихся социально - экономических условиях. Формирование функциональной грамотности – одна из приоритетных задач не только ФГОС, но и стремительно  развивающегося  современного мира  в  целом.  Функциональная грамотность – это умение применить полученные знания иностранного языка на практике, т.е.  уметь свободно общаться: говорить, читать и писать на иностранном языке. Это способность использовать полученные на уроках знания, умения и навыки вовзаимодействии с социумом: заполнить резюме или анкету при приеме на работу, написать письмо, открыть счет в банке.

В настоящее время читательская грамотность рассматривается как одна из важных компетентностей, которые характеризуют готовность к жизни в современном социуме, под которой понимается способность понимать и использовать тексты, читать, чтобы достигать своих целей, размышлять о них, расширять знания и возможности, участвовать в жизни общества, а большое разнообразие текстов в учебниках английского языка дают возможность учителю формировать читательскую грамотность на уроках, используя для этого разные приемы работы с текстовым материалом.

       Актуальность работы:

Выпускники школ,помимо обладания определенным набором предметных знаний и умений, должны уметь взаимодействовать с окружающим миром, самообразовываться и саморазвиваться. В «Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения» чётко указывается на данное обстоятельство: «В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества».Кроме того, проблема формирования читательской грамотности как никогда актуальна в связи с введением в 2014-2015 году итогового сочинения как условия допуска к государственной итоговой аттестации (ЕГЭ в 11 классе). А «читательский багаж» обучающегося является базой для написания качественного текста итогового сочинения.

Таким образом, актуальность темы подтверждается требованиями ФГОС НОО, ООО, запросами участников образовательных отношений и от умения читать и понимать прочитанное зависит успех всего обучения ребенка в школе независимо от учебного предмета.

        Гипотеза исследования – если учебный процессбудет построеннаоснове обучениячитательской грамотности, то уровень формирования познавательного интереса в изучении английского языка у учащихся будет более эффективным.

       Цель работы заключается в теоретическом обосновании и апробации применения эффективных способов работы с текстом для развития читательской грамотности.       Объект исследования – читательская грамотность на уроках английского языка.

       Предмет исследования – процесс формирования читательской грамотности на уроках английского языка.

       В соответствии с целью, объектом и предметом сформулированы следующие задачи исследования:

1.        Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования;

2.        Выявить образовательные приемы, которые направлены на формирование и развитие осознанного чтения;

3. Апробировать образовательные приемы, которые направлены на формирование и развитие осознанного чтения;

3.        Способствовать формированию основ читательской грамотности и речевых умений.

4. Прививать любовь и интерес к чтению, стремление к самостоятельному чтению.

Методы исследования: теоретические – анализ, обобщение, сравнение,

   систематизация; эмпирические – опрос, обработка данных.

Глава I Теоретические аспекты формирования читательской грамотности на уроках английского языка

1.1 Понятие читательской грамотности

Формированию и мониторингу функциональной грамотности в школе уделяется большое внимание. Что же такое функциональная грамотность и каким образом учитель может формировать данные умения и навыки на уроках? А.А. Леонтьев описывает функционально грамотного человека как человека, способного использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [2,12].

       Читательская грамотность – одна из составляющих функциональной грамотности, которая с недавних пор стала очень актуальна. Традиционно под читательской грамотностью принято считать степень овладения навыками письма и чтения. Но если разобрать данное понятие подробнее, то что читательская грамотность – это прежде всего то, насколько субъект обладает способностью понимать и анализировать прочитанное. [6,35]

    Другими словами, читательская грамотность - это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. [6, 37] Именно поэтому нельзя путать понятия «чтение» и «грамотность чтения». Если чтение – это, по сути, перевод букв в звуки, то есть не всегда осознанное, то главным условием читательской грамотности является четкое понимание того, что читаешь, следовательно, здесь мы говорим о продуктивном чтении.

      Анализируя способность к грамотному чтению, необходимо знать, что здесь следует различать следующие уровни:

1)        Низкий уровень: при низком уровне ученик не может самостоятельно

осваивать материал в основной школе на основе чтения текстов;

2)        Средний уровень: ученик может самостоятельно осваивать материал в

основной школе на основе текстов учебника только в случае, если

структура и язык текстов достаточно прозрачны;

3)        Повышенный уровень: ученик может самостоятельно учиться на основе

прочитанных текстов.

4)         Высокий уровень: ученик может использовать информациюв текстах

для собственного развития.

      Определив уровень читательской грамотности у учащегося, необходимо понимать, что при каждом уровне следуют выполнять рекомендации по повышению или поддержке той или иной степени грамотности. Для определения уровня читательской грамотности применяются следующие методы:

    Извлечение информации – для того, чтоб получить определенную информацию из текста, которая необходима для решения задания, нужна выработка таких навыков как беглое чтение, выделение той части текста, где содержится ответ, установление взаимосвязи между деталями вопроса и текста. Взаимосвязь между заданием и ответом может быть буквальная и косвенная.

      Интегрирование и интерпретация - одной из составляющих диагностической работы по читательской грамотности является оценка способности учащегося истолковывать прочитанное. Самым простым заданием данного типа служит выявление главной темы. Интерпретация заключается в способности выполнения составлении выводов, кратком формулировании главных мыслей автора, составлении умозаключения о каких-либо событиях, определении причинно- следственных связей.

     Осмысливание и оценка – наиболее трудный способ определения уровня читательской грамотности, так как на этом этапе учащемуся необходимо применить свои знания, складывающиеся из собственного этапа.

В большинстве случаев ответы должны быть в произвольной форме, а задания заключаются в том, чтобы ученики могли высказать свою точку зрения по какому-либо вопросу; согласиться или не согласиться с предлагаемым утверждением; определить задачи автора в тексте или его отношение к главному герою; оценить, достигнута ли автором цель при использовании данного типа построения повествования.

1.2 Способы формирования читательской грамотности на уроках

английского языка

      Приоритетной целью обучения в школе является формирование читательской грамотности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

Читающие ученики, возможно, не редкость, но осознанное чтение, с последующим анализом текста, среди школьников явление редкое. [3,30]

     Формирование читательской грамотности на уроках иностранного языка предполагает работу над развитием следующих умений у учащихся:

1.        Умение находить и извлекать необходимую информацию из текста;

2.        Умение интегрировать и интерпретировать информацию;

3.        Умение, направленное на осмысление и оценку прочитанного в тексте.

      Для личностного и познавательного развития обучающихся и достижения

социально желаемого результата становления разных видов чтения не только на уроках английского языка, но и науроках по всем другим предметам, используются следующие приёмы и способы работы:

1) анализ учебных заданий, инструкций, развитие умений вчитываться в

задание, выделять ключевые слова, понимать и принимать смысл задания и

«переводить» каждое задание в самоинструкцию, в алгоритм действий;

2) выполнение письменных заданий (ответ на поставленные вопросы; высказывание своей точки зрения; приведение доводов, как в поддержку высказанного утверждения, так и против; объяснение различных ситуаций спомощью текста; доказательство высказанной чьей-либо точки зрения с опорой на прочитанный текст;

3)вычитывание и обобщение информации из таблиц, графиков, диаграмм, проспектов, рекламных материалов и т.п. [2,10].

     Для смыслового понимания прочитанного текста, следует обращать внимание на все три этапа работы с текстом: до чтения, во время чтения, после чтения. В соответствии с данными этапами работы с текстом выделяется:

1)        предтекстовая деятельность;

2)        текстовая деятельность;

3)        послетекстовая деятельность.

Предтекстовая деятельность. Пробуждение и стимулирование мотивации к работе с текстом, прогнозирование, опора на рисунок, заголовок, знакомство с важными понятиями из текста, актуализация предшествующих знаний, формирование

установки на чтение с помощью каких-либо вопросов, заданий к тексту.

Вся предварительная работа надолжна касаться содержания. Чем лучше будет организована предтекстовая деятельность, тем легче будет ученикам читать и понимать текст, соответственно ученик может достигнуть более высоких результатов. [2, 50].

      Текстовая деятельность. Цель данного этапа – выдвижение гипотезы о содержании читаемого, её подтверждение/отклонение, контекстуальная и смысловая догадка, размышление во время чтения о том, что и как я читаю и

насколько хорошо понимаю прочитанное. Основным принципом этого этапа

является остановка деятельности, размышление вслух, прогноз, установление разнообразных и разнонаправленных связей и отношений в ходе развития сюжета [5,25].

Послетекстовая деятельность. Целью послетекстовой деятельности является использование материала в самых различных ситуациях, формах, сферах, включение его в другую, более масштабную деятельность. Стратегии связаны обсуждением прочитанного. [5,27].

      За счёт работы с текстом по трём этапам, происходит формирование смыслового чтения, которое может обеспечить развитие умений, повышение мотивации чтения, как на родном, так и на иностранном языке, а также положительный перенос умений чтения с родного языка на иностранный. Смысловое чтение помогает в формировании читательской компетенции, так как помогает сформировать основные умения чтения, выделять общий смысл текста, находить нужную информацию, делать выводы о скрытом контексте текста и понимать мысль автора. Формирование в свою очередь, означает применение приёмов и способов воздействия на обучающегося, для создания у него системы определённых ценностей и отношений, знаний и умений [4,10].    

     В связи с чем, для формирования читательской грамотности на уроках иностранного языка можно использовать следующие упражнения, построенные на работе с разными форматами текстов: несплошные и сплошные.

    К сплошным текстам относят тексты, читаемые в повседневной жизни:

•        описание (отрывок из рассказа, стихотворения, описание человека, места, предмета и т.д.);

•        повествование (рассказ, стихотворение, повесть, басня, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание фильма, спектакля, пост блога, материалы различных сайтов и т.д.);

•        рассуждение (сочинение-размышление, комментарий, аргументация собственного мнения).

К несплошным текстам относятся графики, диаграммы, таблицы, схемы (кластеры), географические карты и карты местности, план помещения, входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов и т.д.

      При работе с текстом особое внимание уделяется сквозным темам. Сквозные темы – это один из методов интеграции учебных предметов. Без этого невозможно решить проблемы современных учащихся, так как зачастую они просто не понимают, что на разных предметах изучают одно и то же. Школа должна научить своих учеников применять полученные знания в повседневной жизни. Учителю в эпоху развития информационных технологий необходимо проектировать учебные задания, связанные с поиском, пониманием, преобразованием и использованием информации в контексте повседневной жизни ученика и решения жизненно важных проблем. [3,25].

Глава II Работа по формированию читательской грамотности на уроках английского языка

2.1 Методы и приемы работы над текстом

    Обучение английскому языку, уже в начальной школе, направлено на воспитание и развитие творческой личности средствами иностранного языка. Процесс практического овладения языком как средством общения вводится с помощью читательской грамотности, которая применяется на уроках и вносит разнообразие в повседневную учебную деятельность.

        Навыки грамотного чтения совершенно необходимы для успешной адаптации в современном обществе. Чтение на английском языке как вид речевой деятельности и как опосредованная форма общения является самым необходимым для большинства людей. Возможность непосредственного общения с носителями языка имеют, как правило, сравнительно не многие, возможность читать на английском языке – практически все. Следовательно, школьники мало учатся работать с текстами разных жанров. Мы им предлагаем в основном учебники, а в ответ требуем контрольные работы или сочинения. А между тем существуют сотни самых разных видов текста, с которыми учащемуся придется столкнуться: пресс-релиз, авторская колонка в газете, инструкция по использованию прибора, научная статья в популярном журнале, коммерческое предложение, отчет о маркетинговом исследовании и т.д. Таким образом, одной из основных задач при обучении предмету становится обучение учащихся навыкам работы с любыми текстами и, конечно, выбор видов работы с текстами немаловажен.

Материал для составления заданий по развитию читательской грамотности следует выбирать из жизненных ситуации:

выбор товаров в Интернете;

заполнение электронных анкет, опросов, резюме;

поиск билетов на все виды транспорта;

изучение расписания движения транспорта;

работа с информацией о возможностях отдыха и развлечений;

использование сайтов со сводками погоды;

поиск кулинарных рецептов;

информации о работе

поиск информации о фильмах, книгах, музыке и т.д.

Виды работ на формирование читательской грамотности

«Предположения»

Учащиеся должны отгадать по рисунку, схеме и т.п., о чем пойдет речь

«Ассоциации и предположения»

Учащиеся индивидуально, либо по подгруппам получают задание ответить на следующие вопросы:

1)     Прочтите заголовок. Какие ассоциации возникают после прочтения заголовка данного текста?

2)     О чем, по-вашему мнению, этот текст?

3)     Откуда возможно взят данный текст?

«Дефиниции»

Учащиеся соотносят слова, которые встретятся в тексте, с их значениями/дефинициями.

«Видеоматериалы»

Учащиеся просматривают видео к тексту, делают заметки/записывают ключевые слова/расставляют предложения в правильном порядке.

«Работа со словарем»

Учащимся даны картинки к тесту, значения слов, изображенных на картинках, необходимо найти в словаре. Можно чередовать работу с бумажными словарями и онлайн словарями, а также можно в соревновательной форме, кто скорей найдет слова – ученики с бумажными словарями или те, кто ищут онлайн.

«Вопрос - ответ»

Ученикам предложены вопросы к незнакомому тексту. Учащимся нужно придумать небольшой рассказ, который по возможности должен дать ответы на все вопросы. Каждый учащийся читает свой рассказ вслух, а затем учащиеся читает оригинальный текст и сравнивают со своими идеями.

  «Угадай слова»

Учащиеся получают следующее задание: читай и угадывай. При помощи линейки или листа бумаги они прикрывают часть строки, пытаясь угадать слова и прочесть несколько предложений.

«Слушаем и читаем»

Учащиеся слушают и одновременно следят по тексту.

 «Слушаем и повторяем»

Упражнение позволяет развить навыки восприятия речи на слух, а также отрабатывает произношение.

«Рифмы»

Учащиеся должны найти рифмующиеся слова, как правило это задание используется в стихотворениях, но может быть применимо и к рассказам.

«Поиск грамматических форм и конструкций»

Учащиеся находят в прочитанном тексте глаголы в определенной временной форме, тематическийвокабуляр, имена или названия.

 «Замена дефинициями»

Учащиеся читают текст и заменяют выделенные слова дефинициями (дают определение).

«Ошибки»

Поиск ошибок в написании слов, в построении предложений, грамматических конструкциях.

 «Эхо»

Учащиеся по предложениям прослушивают текст (отрывок текста) и повторяют затем дословно каждое предложение. Во время прослушивания нельзя делать заметки. В итоге учитель раздает текст, его читают.

 «Диктант-фантазия»

Учитель диктует начало истории (текста). Затем предлагает продолжить историю одним-двумя предложениями. При этом учащимся нельзя предугадывать сам сюжет истории, а следует расширить и приукрасить продиктованное.

 «Бинго»

Учитель дает таблицу, в которой находятся определенные слова. Учащиеся слушают текст, в котором есть слова, присутствующие в таблице, и, во время прослушивания отмечают их. Тот, кто отметил все слова, кричит БИНГО! По окончании учитель раздает текст, учащиеся читают его.

 «Текст с пропущенными словами»

Вариант А. Учитель раздает лист с текстом, где пропущены слова. Учащиеся работают в группах по двое и заполняют пропуски самостоятельно.

Вариант Б. Учитель раздает текст с пропусками и список с пропущенными и лишними словами, которые расположены в алфавитном порядке. Учащиеся работают над текстом в маленьких группах.

«Дискуссия»

Учитель задает вопрос в соответствии с темой текста, который предполагает обмен мнениями и обсуждение между учащимися.

«Иллюстрация»

Учащиеся рисуют иллюстрацию к тексту или по теме текста, отражая личное (связь с семьей, друзьями, хобби и т.д.)

«Заучивание»

Учащиеся заучивают часть текста наизусть, применимо как к стихотворениям, так и к другим жанрам.

«Логический/хронологический порядок»

Нужно расставить события в логическом/хронологическом порядке в соответствии с текстом.

«Определение жанра»

Необходимо определить жанр произведения и назвать другие произведения этого жанра.

«Что если…»

Учащиеся представляют себя на месте героев из текста и рассказывают, чтобы сделали в такой ситуации.

«Правильно/неправильно/не дано»

После прочтения текста учащиеся определяют какие предложения верны, неверны, и какая информация в тексте отсутствовала.

«Ответы на вопросы»

Проверенный и действенный способ, чтобы проверить понимание текста, проработать новые слова и грамматику, а также развить речь. Вопросы могут быть подготовлены или учащиеся составляют вопросы сами, потом задают их друг другу.

 «Озаглавь текст»

Учащиеся читают текст, озаглавливают его или придумывают другой заголовок.

«Изменение временной формы»

Учитель раздает лист с текстом. Учащиеся читают текст, далее изменяют временную форму и пересказывают.

 «Придумай концовку текста»

Учащиеся читают текст только до развязки действия и должны предположить, о чем дальше идет речь. Затем все идеи сравниваются с оригинальным продолжением текста.

Систематическое использование на уроках английского языка разного вида текстов и различных заданий на каждом этапе работы с текстами подтверждает гипотезу проекта. Тщательная предварительная подготовка, внимание и индивидуальный подход к каждому ребенку сделают урок успешным и помогут добиться выполнения поставленных задач на каждом уроке. Поэтому с использованием читательской грамотности по результатам уроков, у детей появилась и стала расти заинтересованность в изучении английского языка.

Заключение

      На сегодняшний день огромное внимание уделяется функциональной грамотности школьников. Одним из факторов функциональной грамотностиявляется грамотность чтения. С младшего возраста на уроках выстраивается приоритет обладания высоким уровнем читательской грамотности. Однако в связи с низким престижем чтения, уровень читательской грамотности находится на низком уровне. По этой причине необходимо организовать такую работу, которая будет способствовать повышению уровню грамотности чтения – осознанного и «понимающего». Формирование познавательного интереса учащихся к изучению английского языка является более эффективным, если в учебный процесс вводится читательская грамотность.

     Необходимо прививать детям связующее понятие «чтение-успех», ведь многие учащиеся не осознают того, что только читающий, разносторонний человек может стать успешным. Работа, проведенная в ходе проекта, дала понять, что повышение уровня грамотности чтения возможно только при постоянной работе и контроле учеников. Контроль повышает уровень ответственности, а значит, будет эффективен.

Литература

6.        Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. Пособие /

Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова. 7-е изд., стер.

Мн.: Выш. шк., 2001 552 с.

7.        Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003 С. 35.

8.        Ощепкова Т.В., Пролыгина М.М., Старкова Д.А. Приемы обучения различным видам чтения // Иностр.языки в школе. 2005 №3.

9.        Сосновская О.В. Концептуальные основы литературоведческий подготовки современного учителя / О.В. Сосновская. – М., 2004.

10.        Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. М.,«Школьная библиотека», 2005 77 с.

11.        Цукерман Г.А. Оценка читательской грамотности. Материалы к обсуждению. - М.: РАО, 2015. - 67 с.

12.        https://znanio.ru/media/proekt_formirovanie_chitatelskoj_gramotnosti-304678

13.        http://iyazyki.prosv.ru/2021/04/формирование-читательской-грамотнос/

14.        https://kopilkaurokov.ru/angliiskiyYazik/prochee/formirovanie_chitatelskoi_gramotnosti_na_urokakh_angliiskogo_iazyka

15.        https://znanio.ru/media/priemy-raboty-po-formirovaniyu-chitatelskoj-gramotnosti-na-urokah-anglijskogo-yazyka-2785378