Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий.
методическая разработка по английскому языку

Полякова Любовь Ивановна

Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий.

Обучение - самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье школьников. Интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, раннее начало систематического обучения привело к значительному росту количества детей, не способных полностью адаптироваться к нагрузкам. В связи с этим каждое учебное заведение помимо решения общепедагогических задач должно соотносить учебную нагрузку и методы преподавания с возрастными и индивидуальными особенностями детей, содействовать охране и укреплению здоровья. 

Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников. Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Быстрая утомляемость школьников на уроках иностранного языка вызвана еще и спецификой предмета: необходимостью в большом количестве тренировочных упражнений. Чтобы достигнуть высокой эффективности урока, следует учитывать физиологические и психологические особенности детей, предусматривать такие виды работы, которые снимали бы усталость. В процессе обучения дети, подростки пытаются привыкнуть жить в условиях ограниченной свободы и очень нуждаются в понимании и конструктивной помощи со стороны взрослых. В тоже время ритм и стиль современной жизни оставляет всё меньше возможностей для сохранения и укрепления здоровья, тем более что в русской ментальности в целом не заложено стремление к сохранению и укреплению здоровья.

Я учитель; я люблю своих учеников и мне не безразлично их будущее и поэтому так же как многие считаю, что необходимо формировать особо щадящую среду, где будут учитываться все трудности учащихся в процессе обучения и предлагается квалифицированная педагогическая поддержка. 

Я верю в то, что, несмотря на всеми признанную сложность, иностранный язык - это именно тот предмет, при изучении которого каждый учащийся имеет шанс почувствовать себя успешным и, как следствие, ощутить эмоциональный комфорт и удовольствие от самого процесса получения знаний, от возможности развития и демонстрации своих способностей (интеллектуальных и творческих), своих умений и навыков. 

Один из самых травматичных факторов для здоровья школьников является общая стрессогенная система организации образовательного процесса и проведения уроков. По данным исследований психологов почти 60% учащихся постоянно или часто испытывают учебный стресс. Отсюда стремительно ухудшающиеся показатели психологического и физического здоровья учащихся. На этом фоне снижается успеваемость учащихся, ухудшается их дисциплина, усиливается состояние тревожности. 

В народе говорят: «Все болезни от нервов». Я не медик, поэтому не берусь судить, насколько эта фраза верна. Но все мы знаем, что напряжение, в котором пребывают наши дети, вынужденные поглощать и перерабатывать огромные объемы информации, прессинг со стороны амбициозных родителей ведут к росту тревожности по поводу их будущего, к появлению сомнений в своей конкурентоспособности, эмоциональным срывам, апатии и депрессии, разрушающим здоровье. 

Цель внедрения здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка – обеспечить учащимся высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитать у них культуру здоровья, разработать систему условий адаптивной образовательной среды на основе освоения и реализации технологий здоровьесбережения. 

Если для участников учебного процесса будут созданы оптимальные условия: гуманизация содержания урока, целесообразные формы организации учебного процесса, эффективные методы обучения, разнообразные виды поддержки ученика, право свободного выбора, комфортная вещно-пространственная среда, то это будет способствовать адаптации участников образовательного процесса на уроке.

Здоровьесбережение реализуется через оптимизацию содержания и целенаправленной организации урока английского языка. На моих уроках я использую методы позитивной психологической поддержки ученика на уроке, учет индивидуальных особенностей учащегося и дифференцированный подход к детям с разными возможностями, поддержание познавательного интереса к изучению английского языка, и также принцип двигательной активности на уроке. 

Урок – зона психологического комфорта

В результате введения в урок видов деятельности, поддерживающих положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, изменился микроклимат на уроке. 

1.Что бы атмосфера на уроках стала более благоприятной для обучения и для межличностного общения, я использую методы эмоциональной раскачки, медитативно релаксационные упражнения, упражнения на рефлексию, визуализацию и релаксацию.

(Приложение № 1)

2.Индивидуальный и дифференцированный подход на моих уроках осуществляется через учет личных интересов и особенностей ученика и возможность выбрать свой уровень и объем задания. Дополнительный языковой материал подбирается с учетом увлечений ученика. 

Например, для выполнения определенных заданий на моих уроках разрешается выбрать либо индивидуальный, либо групповой стиль работы. Можно, например, подготовить презентацию, или сделать задание в письменной форме. Практикую на своих уроках элементы уровневого обучения: 

Выбор уровня выполнения домашнего задания, контроля по теме. Пример выбора домашнего задания. 6 класс. Тема: «Мой день». Седьмой урок по теме. Задание: рассказать о своем выходном дне. 

На 3 балла - написать рассказ 7-8 предложений (основа есть в учебнике); 

на 4 балла- рассказать о своем выходном 7-8 предложений; 

на 5 баллов – рассказать о том, как ваша семья проводит выходные ( 10-12 

предложений). 

3. Двигательная активность учеников на уроке английского языка способствует лучшему овладению языковым материалам, снятию усталости и повышению мотивации к обучению. Активное поведение учащихся на уроке обеспечивается за счет использования рифмовок, стихотворений, песен на основе движений и проведения физкультминуток: на уроке проводятся 1-2 физкультминутки по 2-3 минуты продолжительностью через 15-20 минут после начала урока. Обязательным условием эффективного проведения подобных форм – положительный эмоциональный фон. На уроках я также практикую зарядки для снятия мышечного утомления с пальцев при письме. (Приложение №2) 

4. Поддержание интереса к изучению английского языка. 

Каждый учитель знает, как важно уйти от формальной зубрежки, ввести в учебный процесс игровые, развлекательные моменты, активизировать познавательные мотивы обучения. В этом отношении иностранный язык – особый предмет. Ученики проходят долгий путь усвоения чужого языка, заучивание новых слов, работы со словарем… И все? 

А как хочется уже сейчас получить подлинное удовольствие от общения с иной языковой культурой, самостоятельно прочитать по-английски занимательный текст, оценить знаменитый английский тонкий юмор, пополнить свой лексический запас английской пословицей, поиграть. 

Обучение через развлечение и игру – цель учителя английского языка. 

Я использую игровую методику, особенно широко на младшем и среднем этапах обучения. Чем ближе к жизни игровая ситуация, тем легче и быстрее дети запоминают языковой материал. Например, вводя тему «Одежда», я предлагаю детям игру «Модники и модницы». Дети могут похвастаться нарядами, которые у них есть дома. При изучении названий фруктов и овощей мы играем в игру «Избалованный Мишка». Кроме лексики, эта игра закрепляет структуры « I am hungry » (Я голоден), « I am thirsty » (Хочу пить) и вопрос типа « Do you want ..?» (Ты хочешь?).

С целью повышения интереса к английскому языку я провожу занимательные уроки или ввожу занимательные элементы в уроки. Для повышения мотивации, особенно на старшем этапе, подходит метод проектов. В своей работе я опробовала несколько типов проектов: исследовательские, творческие, информационные и проектно- ориентированные. Метод проектов является составной частью обучения английскому языку и поддерживает мотивацию к учению – в проектной работе она всегда положительная – и личный интерес: проект отражает интерес учащихся, их собственный мир. 

На своих уроках я чаще всего придерживаюсь следующей системы урока: организационный момент, мотивация и постановка цели, опрос, актуализация знаний, изучение нового, закрепление, контроль/коррекция, итоги, домашнее задание, постановка новых целей. 

Рациональное чередование видов деятельности помогает избежать снижения внимания, усталости. Разнообразие типов взаимодействия на уроке обеспечивает активный стереотип поведения учащихся на уроке и снимает усталость, делает урок более эмоциональным.

Хочу сказать, что ожидание необычного, особая заинтересованность также служит релаксации учащихся, так как затрагивает эмоциональную сферу. Интерес учащихся можно вызвать ознакомлением с новыми английскими иллюстрированными журналами и газетами, рассказом о каком-нибудь англоязычном городе, новой информацией о праздниках и обычаях. 

Но одним из самых важных здоровьесберегающих действий, считаю создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. 

Доброжелательный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий. 

В начале и в конце учебного года я провела анкетирование среди учащихся 5 класса о настрое и положительной мотивации к предмету. Почему одни хорошо учатся, а другие не очень? Случается так: на уроке ученик был, учителя слушал и даже что-то записывал, а пришѐл домой – и ничего не помнит. И как задачу решать – совершенно непонятно. А кажется, что-то объясняли... Может, не решать, а списать у кого-нибудь? Трудности в учебе бывают у всех.

АНКЕТА «Трудности в учёбе»


Попробуй выяснить, в чѐм причина трудностей лично для тебя. Выбери и отметь подходящий вариант. 

На уроках мне обычно... интересно скучно 

На уроках я... слушаю внимательно часто отвлекаюсь 

Домашние задания я выполняю сразу после школы поздно вечером 

Если что-то не получается, я... стараюсь добиться успеха сразу бросаю 

Если мне что-то не понятно на уроке, я… задам вопросы учителю побегу на перемену

после урока 

Мне …. английский язык интересен не интересен 

Я ……. заниматься английским языком хочу не хочу

каждый день.


Прочти все получившиеся фразы. Результаты этого теста могут подсказать тебе, на что надо обратить внимание в первую очередь. 

ТВОЕ МНЕНИЕ - на что тебе нужно обратить особое внимание, чтобы улучшить

. Режим дня. 

2. Тренировка силы воли. 

3. Тренировка памяти. 

4. Дополнительные занятия. 

5. Развитие логического мышления. 

6. Чтение. 

7. Поведение на уроках. 

По итогам тестирования сделала вывод, что, используя здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка, у учащихся прослеживается повышение качества знаний, положительная мотивация к предмету, увеличивается количество учащихся, желающих изучать английский язык. 

Я провела анонимный опрос учащихся .

Результаты опроса учащихся 

На вопрос: “Какие изменения в твоей учебной деятельности произошли после регулярного проведения оздоровительных минуток, частой смены видов деятельности на уроке?” учащиеся ответили следующим образом: 

- перестали ждать перемену 25%; 

- уроки проходят быстрее 20%; 

- уроки стали интереснее 27%; 

- повысилась активность на уроке 10%; 

- изменились взаимоотношения с учителями 6%; 

- улучшились учебные результаты 14%. 

Таким образом, особую роль релаксации на уроке английского языка определяется тем, что она позволяет без труда переключаться с одного вида речевой деятельности на другой. Для снятия напряжения во время урока необходимо, чтобы всегда весь урок проходил непринужденно, чтобы тон учителя был бодрым и дружелюбным, а для учащихся создавалась бы располагающая к занятиям обстановка. 


Календарно-тематическое планирование по английскому языку было разработано с частичным применением дополнительных учебных пособий, позволяющих реализовать принцип учёта различных типов восприятия учащихся (визуальный, аудитивный, кинетический тип восприятия информации). 

Вышеуказанные нововведения позволили повысить мотивацию учащихся, что отразилось в результатах промежуточной аттестации, и снизить уровень утомляемости учащихся после уроков английского языка, что было выявлено в результате проведённого мониторинга (снижение уровня утомляемости на 10%). Это позволило снизить учебную нагрузку на учащихся, осуществить межпредметные связи и в конечном итоге приблизить процесс обучения к реальному, естественному процессу познания. 



Приложение № 1 

Упражнение «Комплименты». Дети по очереди говорят друг другу добрые слова, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников. 

^ Игра «Вам-сообщение». 

По кругу передается сообщение, например «Я рад тебя видеть». «Ты сегодня хорошо выглядишь» и т.д. 

Игра «Подарок». 

Предлагается подарить своему однокласснику что-то нематериальное. «Я дарю тебе счастье (солнце, дружбу)». 

^ Методика «Утренний сбор». Дети делятся со своими одноклассниками планами на сегодняшний день, поздравляют с днями рождения и т.п. 

Задания «Поделись радостью». «Нарисуй свое настроение» и т. д. 

^ Медитативно - релаксационные упражнения. 

1.Упражнение «Я вижу, я слышу, я чувствую». Ученик должен сказать три предложения, что он видит; три предложения, что он слышит, три предложения о том, что он чувствует. 

Количество предложений зависит от уровня обучения. 

2.Упражнение «Деревянная кукла» в формате физминутки. Кукла падает. Сначала кисти поднятых рук, затем до локтя, голова, кукла складывается в поясе и покачивается. 

3.Упражнение на релаксацию и визуализацию. 

Расслабленная поза, глубокое дыхание, тишина. Учитель на английском языке просит представить лес, аромат лесной поляны, тихий шелест листвы и т.п. 

Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является, на мой взгляд, похвала ученика. Она может быть вербальной : «Well done!», «How clever you are!», «Good boy/girl!» и т . д . 

Невербальные методы поощрения: улыбка, жесты, мимика, аплодисменты и т.д. 

Вспоминается высказывание К.Д. Ушинского: «Учитель! Помни, твоя улыбка стоит тысячи слов». 

Похвалу учителя можно выразить в раздаточных жетонах, карточках. 

Оценивание в виде солнышка, где лучики выдаются в виде бонуса за 

удачный ответ. Побеждает тот, чье солнышко ярче. 

Разрезные жетончики (по типу пазлз). Чем полнее картинка, тем значительнее их победа. На своих уроках я достаточно широко практикую самооценивание и взаимооценку. Например, оцени свою работу на уроке: 

good (хорошо)

ok (нормально) 

Try again ! (попробуй еще!) 


Приложение № 2 


• These are mother's forks and knives ( пальцы обеих рук скрещены ) 

This is mother's table ( изображаем столик ) 

This is mother's looking glass ( изображаем зеркальце и прихорашивающуюся 

маму ) 

This is baby ' s cradle . (колыбелька для ребенка) 

*** 

Five little gentlemen 

Going for a walk. 

Five little gentlemen 

Stop for a talk. 

Along came five ladies 

They stood all together 

And they began to dance. 

(5 пальчиков – джентельмены, 5 пальчиков – леди, они встречаются и 

начинают танцевать). 

Зарядка для глаз. 

Look left, right 

Look up, look down 

Look around. 

Look at your nose 

Look at that rose 

Close your eyes 

Open, wink and smile. 

Your eyes are happy again.



Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РБ

МБОУ Бичурская средняя общеобразовательная школа №2

Физкультпаузы на уроках английского языка во втором классе

Выполнил: учитель англ. языка

Полякова Л.И.

2019

Педагогические исследования последних лет показывают, что уже и начальной школе возникают такие проблемы как неудовлетворительное здоровье учащихся, низкий уровень их активности.

Одной из основных проблем на уроке в начальных классах является быстрая потеря  или отсутствие внимания у детей. Высокая эмоциональность, низкая устойчивость внимания ведут к двигательному беспокойству и потере внимания уже после первых 10-15 минут занятий. Чтобы удержать интерес детей к происходящему на уроке, надо сделать его прежде всего привлекательным для них. Внимание всегда поддерживается интересом.

Уже при планировании учебного занятия необходимо обращать особое внимание на закономерности динамики работоспособности учащихся.С появлением первых признаков утомления необходимо снизить нагрузку, иначе работоспособность у учащихся резко упадёт или вообще исчезнет. Ребятам необходимо предложить другие формы работы, которые заинтересовали бы и восстановили их силы. Прекрасным восстанавливающим средством в данном случае является физкультпауза.

Важно уметь её обыграть, привлекая при этом постепенно и ненавязчиво изучаемую лексику – и тогда эти этапы урока ( а физкультпауз может быть несколько во время урока) могут стать любимыми и популярными у детей.

Урок в младших классах можно начинать сразу же с физкультзарядки. Дети выходят к доске, становятся в круг и просто взявшись за руки и раскачиваясь в такт песни “The more we are together”, вместе с учителем произносят слова песенки, сопровождая их движениями:

“The more we are together,together” (Сходятся в круг)

“The more we are together, the happier we are” (поднимают руки вверх)

“The more we are together,together”(разводят руки)

“The more we are together, the happier we are”(Сводят руки)

Такое начало урока поднимает настроение, ненавязчиво вводит в языковую среду.

Существует целый ряд простейших упражнений, которые мы обычно  проводим во время физкультпаузы на уроке. Так, после продолжительного зрительного напряжения очень хорошо, например, следующее упражнение.

В руке перед глазами держим карандаш или ручку(близкий объект).В качестве дальнего объекта выступает сам учитель, стоящий перед классом.

В течение одной минуты по команде учителя: “Look at me”, “Look at your pen” дети быстро переводят взгляд с близкого объекта на удалённый.

Это упражнение способствует улучшению функционального состояния зрения, очень благоприятно действует на глаза при близорукости слабой степени.

После письменных заданий в качестве снимающей напряжение паузы можно использовать упражнение «Ring». В быстром темпе поочередно нужно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний пальцы и т.д. Упражнение выполняется сначала в одном, затем в обратном порядке. Упражнение можно выполнять каждой рукой отдельно, затем двумя вместе.

Расслабить мышцы шеи нам помогает упражнение «Любопытная Элен»

Ребята поворачивают голову направо, стараясь сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Затем возвращаются в исходное положение. Снова поворот головы, но уже в другую сторону. Вдох-пауза, выдох- пауза.

Очень любимо детьми весёлое, но довольно сложное упражнение «Ear- nose». Левой рукой дети берутся за кончик носа, а правой – за левое ухо.

Одновременно опускают ухо и нос, хлопают в ладоши и меняют положение рук. Помимо снятия усталости это упражнение может помочь повторить числительные.

Песенка на английском языке “Clap, clap, clap your hands (хлопают в ладоши)

Clap your hands together

Stamp, stamp, stamp your feet (топают)

Stamp your feet together

Touch, touch, touch your ears (дотрагиваются до уха)

Touch your ears together и т.д.  помогает снять напряжение, усталость.

Песня на уроке – хороший вид релаксации, предоставляет возможность на только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков.

Упражнение «Съедобное-несъедобное» развивает концентрацию внимания.

Если предмет «съедобный», дети поднимают руку, если нет – рука опущена.

Данная игра помогает без труда запоминать лексику по изучаемой теме, а также способствует отдыху, вызывает положительные эмоции.

Понятно, что подобных упражнений на одном уроке не должно быть слишком много, они должны постоянно обновляться и усложняться или облегчаться в зависимости от возраста.

Как правило, учащиеся начальных классов достаточно активные и подвижные, для них особенно необходимо создание такой среды, чтобы правильно организовать их деятельность и добиваться необходимого результата.

Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни младшего школьника, позволяет легче и успешнее овладевать необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения  английскому языку.

          1.

 

 Up'n down, up'n down.                  

 

 Which is the way to London town?

 Where? Where?                            

 Up in the air?       

 Close your eyes - 

 And you are there!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий»

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Ухудшение здоровья детей...

«Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий»

«  ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОУ ЦО «Школа здоровья» №2000   115522, г. Москва, ул. Кантемировская, д.22, корп.6...

Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий

Здоровьесбережение реализуется через оптимизацию содержания и целенаправленной организации урока английского языка.Если для участников учебного процесса будут созданы оптимальные условия: гуманизация ...

Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий.

"Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.От жизнедеятельности, бодрости детей зависит ихдуховная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,прочность знаний, вера в свои силы…"В....

«Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий»

«Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий» Публикация - статья...

«Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий»

Программа учителz английского языкаБелоклоковой Т.А. по здоровьесбережению в процессе обучения ИЯ....

«Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий»

Программа учителя английского языкаБелоклоковой Т.А.по здоровьесбережению в процессе обучения ИЯ....