Создание творческой среды на уроках английского языка
статья по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Киштеева Жанна Токбергеновна

Содержание образования в школе подчиняется главной цели – развитию индивидуальных творческих способностей учащегося, формированию основ научных знаний, адаптации и жизни в современных условиях. Школа призвана способствовать умственному, нравственному, эмоциональному, физическому развитию личности ученика, развивая её творческие возможности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание творческой среды на уроках английского языка

Дети должны жить в мире красоты,

                                                               игры, сказки, музыки, рисунка,

                                               фантазии, творчества.

Василий Александрович Сухомлинский

Содержание образования в школе подчиняется главной цели – развитию индивидуальных творческих способностей учащегося, формированию основ научных знаний, адаптации и жизни в современных условиях. Школа призвана способствовать умственному, нравственному, эмоциональному, физическому развитию личности ученика, развивая её творческие возможности.

Иностранный язык, являясь одним из средств общения и познания окружающего мира занимает особое место в системе современного образования в силу своих социальных, познавательных и развивающих функций.

         В настоящее время, в котором мы живем, школа ставит задачу воспитания свободной, творческой, образованной, культурной, разносторонней и активной личности. В связи с этим данная тема является актуальной, а для того чтобы их использовать их надо развивать. И цель учителя не только дать необходимые знания на уроках, а также как полученные знания и умения могут быть использованы ими в жизни, Т.е. развитию творческих способностей личности способствует среда в процессе

Проблеме развития творческих способностей учащихся посвящено много исследований, проведенных как отечественными, так и зарубежными лингвистами, психологами и методистами. Ведь целью педагогического коллектива является создание условий для раскрытия и развития творческих способностей учащихся в максимально благоприятных условиях учебно-воспитательного процесса. Философские проблемы творчества раскрыты в трудах Г. С. Батищева, Н. А. Бердяева, В. С. Соловьёва  и других ученых. Исследованиями творчества как психологического процесса, а также изучением психологических аспектов развития творческой личности и формирования занимались В. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Р. М. Грановская, В. Н. Дружинин, Б. И. Коротяеев, А. Н. Леонтьев. Классификации способностей и определение места творческих способностей в общей системе, а также разнообразные аспекты изучения структуры творческих способностей, разработки критериев и показателей их сформированности исследовались такими учеными как  В. И. Андреевым,   Я. А. Пономаревым, С. Л. Рубинштейном и некоторыми другими.  О. А. Косинова, М. Н. Скаткин обратили внимание на  разработку путей и способов формирования творческих способностей школьников в процессе обучения.

В настоящее время становится необходимым и важным осуществление на практике личностного подхода, который поддерживает методы воспитания, гуманизирующие личность, подчеркивающие её индивидуальные свойства, ставящие ученика в позицию субъекта развития своей творческой индивидуальности, обучающие диалогичному общению, развивающие эмоциональную сферу и т. д. [см. Даринская, 2007].

Проблема развития творческих способностей школьников в процессе обучения сложна и многогранна. Одной из особенностей развития творческих способностей является то, что они, как и любые другие способности развиваются в деятельности. Следовательно, главная задача учителя при решении этой проблемы – поиск путей и средств, а также форм организации творческой деятельности учащихся в процессе обучения [см. Даринская, 2007].

Содержание образования в школе подчиняется главной цели – развитию индивидуальных творческих способностей учащегося, формированию основ научных знаний, адаптации и жизни в современных условиях. Школа призвана способствовать умственному, нравственному, эмоциональному, физическому развитию личности ученика, развивая её творческие возможности.

          В творческой среде формируется личность, которая характеризуется активностью освоения и преобразования окружающего мира, высокой самооценкой, открытостью и свободой своих суждений и поступков. Таким образом, творческая образовательная среда – единственная, которая способна обеспечить личностное саморазвитие субъекта. Я вижу как некоторые дети зажаты, неуверенные в себе, скованные в своих мнениях, ответах, поведении, и таких детей я мотивирую и выявляю их способности, помогаю им быть более уверенными. На уроках иностранного языка я создаю творчески-развивающую образовательную среду за счет предоставления ученикам возможностей самим творить знания, за счет насыщения содержания обучения материалами, демонстрирующими современные языковые средства и содержащими проблематику, актуальную для современных школьников. Теперь подробнее о способах и формах работы, которые я использую на уроках английского языка, для создания творческой среды.

       Фронтальная работа, ученик- учитель. Учитель проводит учебную беседу в ходе которой побуждает учеников создать проблему и показать свои знания. Ученик проявляет себя как личность, отвечая на вопросы учителя, аргументируя свои ответы, высказывания своего согласия или несогласия, в рамках поставленной задачи. Например, обычная беседа:

T: Do you like summer?

P: Yes, I like summer!

T: What can you do in summer?

P: I can swim!

T: Do you like winter?

P: No, I do not like.

T: Why?

P: because it is cold in winter……

Дети с нетерпением ждут своего вопроса и готовят правильный и развернутый ответ.

Следующим способом создания творческой среды в процессе это парная работа. Парная работа – это форма коллективной работы, в рамках которой участники решают поставленную задачу, взаимодействуя друг с другом посредством изучаемого языка. На данном этапе дети развиваются творчески и учатся:

-слушать друг друга;

- использовать больший языковой объём по сравнению с фронтальной работой:

- развивать беглость речи;

- работать в сотрудничестве, что побуждает учащихся помогать и поддерживать друг друга;

- развивать чувство ответственности;

Например : « Составить мини-диалоги, используя лексику урока»

A: -So, what do you want to buy?

B:- A pair of shoes…..

На данном этапе создаётся атмосфера комфортного обучения, так как снимается психологический барьер, также стимулирует самостоятельное общение учащихся и позволяет высказаться большему числу учащихся.

Также организация групповой работы помогает создать творческую атмосферу, в ходе которой каждый ученик принимает равное участие, взаимодействует друг с другом, формируется чувство ответственности не только за свои собственные знания, но и за успехи одноклассников. В данном виде деятельности формируется человек культуры — творческая личность.

Например: «По тексту нарисуйте картину». Класс делится на 2-4 команды

   There is a big house in the middle of the picture. The house is yellow with a red roof. There are two windows in the house and one door. To the left of the house there is a green tree. To the right of the house there are two flowers. One flower is red, the second flower is blue. Under the tree there is a black dog. On the tree there is a fat cat.

Дети очень активно взаимодействуют друг с другом, стараясь помочь своей команде, используя свои способности, навыки. Каждый ученик проявляется как индивидуальность, и свободно выражает свои собственные мысли.

     Для эффективного развития творческих способностей имеют большое влияние педагогические условия. Под данным термином мы будем понимать совокупность необходимых внешних требований и внутренних психологических установок, удовлетворение которых обеспечит достижение желаемого результата, который определяется как эффективная организация процесса творческой деятельности старшеклассников, обеспечивающая достижение старшеклассниками творческого уровня деятельности и на его основе развитие их творческих способностей [см. Хапаев, 2007].

Педагогическими условиями развития творческих способностей старшеклассников можно назвать следующие: включение старшеклассников и педагогов в совместную творческую деятельность, педагогическое управление процессом развития творческих способностей старшеклассников и  разработка критериев оценки уровня развития творческих способностей старшеклассников [см. Хапаев, 2007].

Процесс развития творческих способностей старшеклассников есть взаимодействие двух подсистем: учителя и ученика, выступающих в качестве субъектов этого процесса. Степень, полнота их погружения в творческую деятельность определяет характер результатов деятельности, возможность их качественной и количественной оценки [см. Хапаев, 2007].

Когда самостоятельная деятельность учащихся достигнет такого уровня, что можно говорить об идентичности схемы творческой деятельности старшеклассников и педагогов, тогда становится возможным констатировать достижение главной педагогической цели. Педагогическая цель будет достигнута, если творческие способности будет развиты в такой степени, что школьники смогут осуществлять творческую деятельность самостоятельно [см. Хапаев, 2007].

Эффективность процесса развития творческих способностей старшеклассников в немалой степени зависит от качества педагогического управления. Успешность педагогического управления процессом развития творческих способностей старшеклассников в условиях дополнительного образования обеспечивается: во-первых, организационно-педагогическими мерами активизации деятельности учащихся, способствующей переходу от управления к самоуправлению; во-вторых, системой рефлексивно-креативного управления [Хапаев, 2007].

Поэзия и песня могут быть использованы как образец современной аутентичной разговорно-литературной речи для достижения ведущих целей обучения и для развития одаренности.

Библиографический список:

1) Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. / В.И. Андреев – Казань: Изд-во КГУ, 1988. – 238 с.

2) Даринская,  Л. А. Педагогика творческого развития личности. / Л.А. Даринская. -  С-Пб, 2007.  - 293 с.

3) Винокурова, Н. К. Развиваем способности детей. / Н. К. Винокурова. - М.: Росмэн-Пресс, 2004. - 79 с.

4) Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие. / Д. Б. Богоявленская. - М.: Издательский центр Академия, 2002.  - 320 с.

5) Ветюгова, Л. А.  Креативное письмо  в процессе обучения иностранному языку в вузе / Л.А. Ветюгова // М., 2005.С. 35-43.

6) Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения,1981 г.

7) Хапаев, М.Х. Вестник Ставропольского  Государственного университета  48/2007. Педагогические науки. Развитие творческих способностей старшеклассников  в условиях дополнительного образования. //  М. Х. Хапаев.   – 2007. – С. 169-173.

8) Хуторской А.В. 55 методов творческого обучения: Методическое пособие. — М.

9) Хуторской А.В. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. – М.

10) Spotlight 11.  Афанасьева О.В., Дули Дж., Михеева И.В.  Интернет - источник: URL:  http://www.alleng.ru/d/engl/engl265.htm 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание творческой среды на уроках английского языка и во внеурочной деятельности.

Управление развитием детской одарённости в условиях школы – это регулирование  системы работы с одарёнными школьниками. Иностранный язык как одно из средств общения и познания окружающего мира за...

Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков Тема: "Создание творческой среды на уроках английского языка и во внеурочной деятельности"

Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков Тема: "Создание творческой среды на уроках английского языка и во внеурочной деятельности"...

Создание творческой среды на уроках английского языка и во внеурочной деятельности.

Формирование и развитее творческого потенциала учащихся неотделимо от образовательного и воспитательного процесса в целом и невозможно без создания творческой среды в образовательном учреждении, котор...

Создание творческой среды на уроках английского языка и во внеурочной деятельности.

Развитие творческих способностей личности на уроках иностранного языка могут осуществляться лишь в творческой деятельности в процессе обучения. Управление развитием детской одарённости в условиях школ...

Создание творческой среды на уроках английского языка при помощи элементов драматизации

В данной статье раскрывается такое понятие, как драматизация, а также освещаются цели ее использования на уроках английского языка, тематика уроков с применением драматизации, особенности подготовки к...

Сценарий мастер–класса «Создание творческой среды на уроках английского языка посредством арт-технологий»

Главное в работе каждого учителя – это стремление превратить процесс обучения из монотонного механического воспроизведения материала в творческий поиск. Это возможно достичь только превратив сво...