Применение технологии критического мышления на уроках английского языка как способ повышения мотивации.
статья по английскому языку (8, 9, 10, 11 класс)

Логвинова Алена Витальевна

Критическое мышление — это такой тип мышления – о любом предмете, содержании или проблеме, в котором думающий улучшает качество его мышления при помощи умелого использования структур и интеллектуальных стандартов, присущих мышлению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение технологии критического мышления на уроках английского языка как способ повышения мотивации.

Главной целью обучения иностранному языку в школе является формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся, задача учителя – это создать условия для практического владения языком. Отсутствие мотивации не дает желаемых результатов. Чтобы совершенствовать и оптимизировать учебный процесс учитель вынужден дополнять и сочетать привычные методики с новыми технологиями в преподавании иностранных языков.

По моему мнению, одной из эффективных технологий, повышающих мотивацию обучающихся к изучению иностранного языка, является технология критического мышления.

Критическое мышление — это такой тип мышления – о любом предмете, содержании или проблеме, в котором думающий улучшает качество его мышления при помощи умелого использования структур и интеллектуальных стандартов, присущих мышлению.

Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Что дает использование данной технологии учащимся и учителю?

Технология критического мышления дает ученику:

- повышение эффективности восприятия информации;

- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;

- умение критически мыслить;

- умение ответственно относиться к собственному образованию;

- умение работать в сотрудничестве с другими;

- повышение качества образования учеников;

- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Технология критического мышления дает учителю:

- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;

- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;

- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;

- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей

Этапы урока с использование Критического мышления.

По технологии «Критическое мышление» используется модульный урок, состоящий из трех этапов:

Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.

Третья стадия – «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Приемы и методы технологии критического мышления.

Существует много разных приемов и методов данной технологии: прием «кластер», прием «концептуальное колесо», «дерево предсказаний», «тонкие» и «толстые» вопросы, «синквейн», «стратегия решения проблем «Идеал», «мозговой штурм», «метод «5-вопросов» (таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?»).

При работе с учащимися учебно-консультационных пунктов я выбрала приемы «кластер» и «концептуальное колесо».

Приём «кластер» - графический прием систематизации материала.  Он даёт учащимся возможность систематизировать имеющиеся знания по пройденному материалу, а также помогает активизировать лексические единицы в речи учащихся и ввести новые, а объединив их в связное высказывание, тренировать различные грамматические структуры.

Приём «концептуальное колесо» эффективно использовать на стадии вызова. Учащимся необходимо подобрать синонимы или антонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», и вписать в секторы колеса. Учащиеся с интересом выполняют такие задания. При использовании приёмов на уроках у учащихся повышается эффективность восприятия информации, повышается интерес к английскому языку и повышается качество обучения.

Список использованной литературы:

1. Коржуев А. Как формировать критическое мышление// Высшее образование в России.- 2001.- № 5.- С. 55.

2. Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления: научно-методическое осмысление // Методист. - 2002. - № 2.

3. https://moluch.ru/archive/176/46095/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс. Применение технологии критического мышления на уроках английского языка

В мастер-классе описаны некоторые приемы технологии критического мышления, которы можно использовать на урока....

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СВЕТЕ ФГОС 2 ПОКОЛЕНИЯ

В современном обществе наиболее востребованной становится успешная личность, эрудированная, умеющая думать, аргументировать, доказывать свою точку зрения, имеющая творческий потенциал, поэтому молодом...

Применение технологии критического мышления на уроках английского языка

Статья о применении технологиии критического мышления на уроках английского языка для развития метапредметных навыков...

Применение технологии критического мышления на уроках английского языка

Статья посвящена применению технолгии критического мышления на уроках английского языка.В статье дан обзор приемов и стратегий  данной технологии,приведена структура урока....

Применение технологии критического мышления на уроках английского языка

Статья  посвящена структуре урока с применением технологии критического мышления и использовании ее на уроках английского языка...

Применение технологии критического мышления на уроках английского языка

Данный мастер-класс посвящен раскрытию специфики одной из самых актуальных педагогических технологий. Рекомендован для студентов 1-3 курсов, обучающихся по профессии "Сварщик"/специальности "Сварочное...

Применение технологии критического мышления на уроках английского языка как способ повышения мотивации

Критическое мышление  (англ. critical thinking)  — система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обосно...