2022 г. Выступление на ГМО "Анализ участия выпускников г Покачи в ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) по английскому языку в 2022 г."
материал для подготовки к егэ (гиа) по английскому языку

Сорокина Наталия Викторовна

Готовлю своих выпускников к ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) ежегодно, изучаю документы ФИПИ - демо-версии, кодификаторы, спецификации, методические рекомендации и др. Также изучаю Статистические отчеты председателей предметных комиссий по проверке развернутых ответов "Института развития образования" г. Ханты-Мансийск. 

В декабре 2022 г. выступила на ГМО учителей иностранного языка по данной теме.

Здесь прикреплены:

- Текст выступления;

- Презентация к выступллению;

- Выписка из протокола ГМО учителей иностранного языка города Покачи.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

«Анализ результатов участия выпускников г. Покачи в ГИА (ОГЭ и ЕГЭ) 2021-2022 учебного года:  результаты, причины, перспективы»

Сорокина Н.В., учитель английского языка

высшей категории МАОУ СОШ №1

        Сообщение по данной теме основано на данных «Статистико-аналитических отчетов о результатах ГИА по образовательным программам ООО и СОО в 2022 году в ХМАО – Югре», подготовленных АУ ДПО ХМАО-Югры «Институт развития образования», в частности председателями предметных комиссий по проверке развернутых ответов ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку, размещенных в сети Интернет:

  1. https://iro86.ru/index.php/zhurnaly/materialy-otchety/2022-1/549-statistiko-analiticheskij-otchet-o-rezultatakh-gosudarstvennoj-itogovoj-attestatsii-po-obrazovatelnym-programmam-osnovnogo-obshchego-obrazovaniya-v-2022-godu-v-khanty-mansijskom-avtonomnom-okruge-yugre/file
  2. https://iro86.ru/index.php/zhurnaly/materialy-otchety/2022-1/548-statistiko-analiticheskij-otchet-o-rezultatakh-gosudarstvennoj-itogovoj-attestatsii-po-obrazovatelnym-programmam-srednego-obshchego-obrazovaniya-v-2022-godu-v-khanty-mansijskom-avtonomnom-okruge-yugre/file

        В 2022 году ОГЭ по английскому языку выбрали обучающиеся из 198 ОО Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Всего в 2022 году стали участниками экзамена по английскому языку 1405 человек, это на 3% больше, чем в 2019 году и на 18,47% больше, чем в 2018 году. В 2020 и 2021 годах экзамены по английскому языку не проводились в связи с неблагополучной санитарно-эпидемиологической обстановкой.

        Анализ состава участников ОГЭ по видам ОО показывает, что увеличение числа участников ОГЭ в этом году и постоянный рост их количества в течение последних трех лет, позволяет сделать вывод о том, что в автономном округе сохраняется стабильный интерес выпускников к экзамену по английскому языку. Девятиклассники осознанно подходят к выбору учебных предметов для ГИА за уровень основного общего образования, выбирая те из них, в знании которых они уверены.

        Основным учебником по английскому языку, который использовался ОО ХМАО– Югры в 2021-2022 учебном году (из Федерального перечня учебников), являлся учебник Ваулиной Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др. «Spotlight -9» – М: Просвещение, 2019. Анализ учебников показал, что использование того или иного учебника не влияет на результаты ОГЭ.

        Сравнительный количественный анализ показывает, что выпускники г. Покачи город лидируют в округе по процентному соотношению отметок «4» – 70% и находятся на 21 месте из 22 муниципальных образований по проценту отметок «5», на 22 месте - г. Мегион с 8,7%. Данные отчета показывают, что в 2022 году число участников экзамена в округе, получивших отметку «5» уменьшилось на 107 человек (8,66%) по сравнению с 2019 годом, и на 166 человек (18,97%) по сравнению с 2018 годом.

        По данным «Статистико-аналитического отчета о результатах ГИА по образовательным программам ООО в 2022 году в ХМАО– Югре» ОО г. Покачи не попали ни в перечень ОО, продемонстрировавших наиболее высокие результаты ОГЭ по предмету «Английский язык», ни в перечень ОО,  продемонстрировавших наиболее низкие результаты ОГЭ по предмету «Английский язык».

        Назначение КИМ ОГЭ — оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся IX классов общеобразовательных организаций по результатам государственной итоговой аттестации обучающихся. Результаты экзамена могут быть использованы при приёме обучающихся в профильные классы средней школы.  

        Раздел «Грамматика и лексика», проверяющий языковую компетенцию, оказывается наиболее сложным. Участники экзамена допускают ошибки в заданиях раздела «Грамматика и лексика» (№№ 20-34), которые проверяют элементарный уровень владения грамматикой. Участники, набравшие минимальное количество баллов за эти задания, часто не знают видовременных форм глагола, в частности, форм прошедшего времени. Типичными ошибками остаются: образование видовременной формы глагола (например, при использовании глаголов действительного залога в Present и Future Simple, Past Perfect). Примеры задания представлены на слайде 9.

        Также статистика показывает, что самым сложным для экзаменуемых при выполнении задания № 35 все еще является решение коммуникативной задачи, который является основным при написании личного письма. Некоторые выпускники 9-х классов не могут полно и точно ответить на заданные вопросы в письме-стимуле, а в ряде случаев даже не понимают их смысл, что свидетельствует о слабой сформированности метапредметных умений. Много неточностей в ответах на вопросы. Примеры типичных ошибок при выполнении задания представлены на слайдах 11-12.

        В задании № 3 устной части («Тематическое монологическое высказывание») требовалось логично и связано построить монологическое высказывание на заданную тему в соответствии с планом, предложенным в задании. Участники экзамена допускали типичные ошибки следующего плана: неполный и/или неточный ответ на вопрос плана; отклонения от предлагаемого плана монологического высказывания, несоблюдение объема высказывания, отсутствие или неправильное использование средств логической связи и многочисленные грамматические, лексические и фонетические ошибки.

Рекомендации по совершенствованию преподавания учебного предмета «Английский язык» для всех обучающихся:

  • При подготовке обучающихся 9-х классов к ОГЭ по английскому языку следует не только обучать навыкам выполнения экзаменационных заданий, но и повышать у обучающихся уровень владения английским языком.
  • Начинать подготовку к ОГЭ следует со знакомства выпускников с нормативными документами ОГЭ, такими как спецификация, кодификатор, демоверсия.
  • Знакомить обучающихся с типичными ошибками, допускаемыми участниками  ОГЭ: по итогам ОГЭ 2022года особое внимание обратить на типичные ошибки по разделу «Письмо» и «Лексика и грамматика», организовывать работу по их предупреждению в соответствии с уровнем подготовленности обучающихся.
  • Обращать внимание обучающихся на объем заданий при письме.
  • При формировании навыка употребления лексических единиц в соответствии с сочетаемостью слов, проводить эффективную работу над лексическим материалом на всех основных этапах обучения; выполнять задания, позволяющие употреблять изучаемую лексику для решения коммуникативных задач; обращать внимание на устойчивые сочетания и фразовые глаголы
  • постоянно проводить тренинги спонтанной речи по пройденной тематике, используя при этом обращенность к лексике.
  • Знакомить участников ОГЭ с информационными ресурсами: официальным информационным порталом основного государственного экзамена (http://gia.edu.ru/); открытым банком заданий ОГЭ с сайта ФИПИ (www.fipi.ru); методическими рекомендациями ФИПИ и учить пользоваться ими

Включить в тематику заседаний ГМО:

  1. Организация деятельности учителей ХМАО – Югры по подготовке выпускников 9-х классов к ГИА.
  2. Анализ результативности индивидуальной работы с обучающимися, имеющими пониженную учебную мотивацию.
  3. Проблема объективности оценивания знаний обучающихся в подготовке к ГИА в форме ОГЭ.
  4. Анализ итогов ОГЭ по английскому языку и задачи методического объединения по совершенствованию качества образовательного процесса.
  5. Развитие у обучающихся умений и навыков самоорганизации учебной деятельности.

        Экзаменационная работа для проведения ОГЭ и контрольные измерительные материалы ЕГЭ по иностранному языку имеют общие объекты контроля, но, вместе с тем экзаменационная модель ОГЭ и КИМ ЕГЭ различаются: целями проведения, некоторыми проверяемыми элементами содержания, количеством и уровнями сложности заданий, временем выполнения работы, что обусловлено различным содержанием и условиями обучения иностранному языку в основной и старшей школе.

        Приведённые на слайдах 22-24 статистические данные позволяют констатировать положительную динамику количества участников ЕГЭ по английскому языку. В 2022 году в ЕГЭ по учебному предмету приняло участие самое большое количество участников за последние три года (1020 человек). В течение последних лет отмечается равномерное увеличение количества участников. В перечне участников ЕГЭ по типам ОО отмечается преобладание выпускников СОШ – 66,46 %. В 2021-2022 учебном году было 2 участника ЕГЭ по английскому языку в г. Покачи (1 девушка и 1 юноша) - 0,2% от общего количества участников ХМАО-Югры. Данные участники попали в группу, набравшую от 61 до 80 баллов, таким образом, ОО города Покачи не попали ни в перечень, продемонстрировавших наиболее высокие результаты ЕГЭ по предмету «Английский язык», ни в перечень ОО,  продемонстрировавших наиболее низкие результаты ЕГЭ по предмету «Английский язык».

        Наиболее сложными для участников ЕГЭ оказались задания с развернутым ответом письменной части: задание № 39 – электронное письмо личного характера - в части «Языковое оформление текста» -53,3% решаемости; задание №40 – развернутое высказывание с элементами рассуждения по предложенной проблеме «Ваше мнение» - в части «Соблюдение грамматических норм»- 45, 6% решаемости. Также,  в устной части задание  базового уровня сложности №43- условный диалог-интервью (экзаменуемый развёрнуто отвечает на пять вопросов), показало всего 44,8% решаемости. Тематика задания 3 построена на стандартных ситуациях социально-бытовой, социально-культурной и социально трудовой сфер общения. Участник экзамена должен продемонстрировать следующие умения диалогической речи:

  •  полно сообщать запрашиваемую информацию, отвечая на вопросы разных типов;
  • выражать свое мнение / отношение к теме обсуждения;
  • точно и правильно употреблять языковые средства оформления высказывания.

Но, участники экзамена допускали многочисленные ошибки, наиболее типичными из которых являлись (примеры даны на слайде 30):

  • ответ в виде одного предложения;
  •  отсутствие ответа на один из двух вопросов интервьюера многие экзаменуемые отвечали только на первый вопрос) -
  • не учитывали при ответе время (глагола), которое использовалось в вопросе; многие экзаменуемые отвечали на второй вопрос в настоящем времени, что является ошибкой в коммуникации);
  •  наличие грамматических ошибок, из числа элементов содержания, обязательных к освоению на уровнях А1-А2.

Рекомендуется включить в тематику заседаний ГМО учителей английского языка рассмотрение следующих вопросов:

  1. Анализ итогов ЕГЭ по английскому языку и задачи ГМО  по совершенствованию качества образовательного процесса.
  2. Проблема объективности оценивания знаний обучающихся в подготовке к ГИА.
  3. Современное практико-ориентированное занятие в контексте требований ГИА.
  4. Развитие у обучающихся умений и навыков самоорганизации учебной деятельности.
  5. Всесторонний анализ собственного опыта педагогической деятельности в контексте требований ЕГЭ, анализа за предыдущий год.
  6. Анализ результативности индивидуальной работы с обучающимися, имеющими пониженную учебную мотивацию.
  7. Оценка учебных и личностных достижений обучающихся по английскому языку.
  8. ФГОС ООО и СОО: обеспечение преемственности при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ в контексте новых образовательных ценностей.

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке выпускников 11 классов к устной части ЕГЭ по английскому языку.

Методические рекомендациипо подготовке выпускников 11 классовк устной части ЕГЭ по английскому языку....

Методические рекомендации по подготовке выпускников 11 классов к устной части ЕГЭ по английскому языку

Методические рекомендации по подготовке к стной части ЕГЭ по английскому языку в 2018-2019 уч.гг....

Предметная неделя по английскому языку 2021-2022

План проведения предметной недели по английскому языку 2021-2022 учебный год...

Изменения в ЕГЭ по английскому языку в 2022 году.

Материал полезен тем, кто собирается сдавать ЕГЭ в 2022 году....

ЕГЭ по английскому языку в 2022 году: подготовка и задания нового формата в устной части

В данной презентации  содержится обобщенная информация об  изменениях в устной части, внесенных в ЕГЭ по английскому языку в 2022 году. Здесь  можно найти рекомендации по подготовке к э...

Материал для подготовки к устной части ЕГЭ по английскому языку в 2022 году

Готовый вариант-тренажер для подговки к устной части ЕГЭ по английскому языку...

Адаптированная образовательная программа для обучающихся 7 класса с ОВЗ по английскому языку на 2022-2023 учебный год

Программа разработана для учеников, которые обучаются в 7 классе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Данная программа предполагает коррекционный метод работы и направлена на удовлетворение о...