Подготовка к устной части ОГЭ по английскому языку в условиях сельской школы
материал для подготовки к егэ (гиа) по английскому языку (9 класс)

Зайцева Тамара Владимировна

Технологии по подготовке к устной части ОГЭ в условиях сельской школы 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка к устной части ОГЭ по английскому языку в условиях сельской школы

                                                          Зайцева Тамара Владимировна,

 учитель английского языка

 МБОУ «Бичурская СОШ № 1»

                                                                           

   

         Наряду с происходящими изменениями в образовании, произошло и переосмысление деятельности учителя иностранного языка и путей обучения учащихся. Сегодня  все большее и больше  детей стало проявлять интерес к изучению иностранных языков. Появился заказ родителей и учащихся на качественную подготовку по английскому языку к итоговой аттестации как перспективу для дальнейшего обучения. Как учитель сельской местности я  столкнулась с проблемой подготовки к устной части по иностранному языку. Отсутствие необходимого лингафонного оборудования, отдаленность от города, ограниченность в коммуникации с иноязычными партнёрами, заставило задуматься о восполнении этих пробелов в обучении школьников.

          Проанализировав ситуацию, я убедилась, что личностно-ориентированный и деятельностный подходы  остаются  основными в повышении результативности изучения ИЯ. Учет личностных свойств (интересов, склонностей, личного опыта, статуса в классе) особенно важен, так как он порождает мотивацию и интерес к изучению ИЯ. Ученики отличаются по многим параметрам: уровень обученности, индивидуальные способности к обучению ИЯ, способности к овладению языками, способности к общению на  ИЯ в группе, интеллектуальные способности, опыт учения, мотивация к изучению языка.

         В течение многих лет работаю над темой «Развитие коммуникативных способностей у учащихся на уроках иностранного языка».  Это помогло мне выделить некоторые технологии, которые помогают мне достигать поставленные цели и получать желаемый результат и сегодня, для подготовки учащихся к устной части ГИА.  В основном, на старшей ступени обучения учащиеся владеют коммуникативными навыками на ИЯ на продуктивном уровне.  Конечно, здесь нужно указать, что уровень владения языком разный( опять же зависит от способностей и прилежания  учащихся), но тем не менее учащиеся вполне могут общаться на ИЯ на выходе из школы. Выбор технологии может зависеть от типа урока, от целей  которые могут быть заданы, от изучаемого материала и многих других факторов. Наиболее часто в своей практике использую технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: игровые технологии, технологии проектного обучения, а также технологию сотрудничества.   В особой степени реализации личностно-ориентированного подхода способствует использование проектной методики. Проект – это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме как индивидуально, так и в группах: изготовление стенгазет, рекламных проспектов, путеводителей, проведение интервью и т.д. В практике часто использую мини- проекты, рассчитанные на один урок, а также более длительные.  В рамках проектов учащиеся готовят мини-спектакли, которые я записываю на видео. Просмотр видео позволяет учащимся со стороны увидеть свой прогресс. Также запись позволяет проанализировать все виды ошибок. Плюсы в данном виде работы я вижу еще в том, что это мотивирует и слабых учащихся на выполнение заданий, снимает у них тревожность в процессе говорения. Пусть они допускают много ошибок, но они говорят на иностранном языке, они проявляют инициативность в данном виде работы. Для учащихся, готовящихся к  сдаче экзамена это возможность  проявлять свои коммуникативные способности в неподготовленных, спонтанных  ситуациях: правильно отреагировать на реплики, помочь слабому учащемуся выполнить поставленную коммуникативную задачу путем наводящих вопросов и т.д.                 Актуализация личностного потенциала, сил саморазвития ученика обеспечивается в личностно ориентированной ситуации и через игру как основной вид учебной деятельности на уроке, приводящий к саморазвитию участников учебного процесса. Игра непременно содержит соревнование и конфликт, принятие роли и экспертную оценку результата, делает явными скрытые противоречия обыденной жизни, обостряет состояние состязательности, придает процессу учения черты непроизвольности. Как правило, все игровые ситуации я стараюсь делать «жизненными»: покупки в магазине, чаепитие, визит к врачу, конференция с зарубежными гостями и т.д.    В среднем и старшем звене ролевая игра погружает учащихся в ситуацию, где каждый выступает в той или иной роли. Примерами подобной работы служит ролевая игра «Визит к врачу» в 8 классе, «Семейные конфликты» в 10кл и другие.  Такая работа должна начинаться с первого года обучения, чтобы у ребенка накапливался опыт общения поэтапно. Поэтому каждый урок в начальной школе должен включать этап в игровой форме .   Для нас с ребятами  это  путешествие на каком либо транспорте. Поезд-  «вагоны с буквами», самолет-« в иллюминаторах  мы видим облака со звуками», машина –«вместе поем песенки или читаем стихи» и т.д. В этом нам помогает веселый зоопарк.  Ребята выступают в роля зверят- так мы учимся говорению: знакомимся, рассказываем о любимой еде и т.д в соответствие с модулем УМК. Упражнения, которые даются в учебнике я адаптирую к своим ученикам, часто приходится менять стихи на более доступные детям.  Игровые технологии применяю на всех ступенях, только постепенно они становятся более сложными. Очень часто применяю реквизит ( маски животных, картинки с одеждой, медицинские халаты, флаги разных стран, конверты и т.д. в зависимости от темы урока).   Особенностью игровых технологий является то, что в игре все равны. Она посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий – всё это даёт возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижается боязнь ошибок. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения. Кроме того, использование дидактических игр (разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, объяснения пословиц и поговорок, загадки), позволяет  совершенствовать познавательные способности учащихся, является хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Данный вид игр можно применять в работе над любым из видов речевой деятельности (я применяю и при обучении говорению, и аудированию, и чтению). В старших классах помимо дидактических игр, использую деловую игру, особенно при работе над развитием и закреплением навыков чтения и говорения. В основном - это исполнение ролей (например, пресс-конференции с обязательным участием всех учащихся, но роли они выбирают сами; могут быть и журналисты, и просто заинтересованные лица, но каждый из них готовит для себя легенду, продумывает имидж, линию разговора). В этих случаях предлагаю учащимся подготовиться: прочитать тексты, найти материал в дополнительной литературе, интернете, выбрать самим развитие событий и т.д.  При организации заданий полагаюсь на технологию сотрудничества. Эта технология позволяет– создать условия для активной учебной деятельности учащихся в учебных ситуациях, (использую в некоторых  проектах  или играх). В классе все дети разные: одни ориентируются быстро и обладают «языковыми» способностями , другим требуется значительное время для осмысления, им трудно, они замыкаются и вскоре оказываются вообще выключенными из учебного процесса. Чтобы избежать этого, я объединяю ребят в небольшие группы по 3–4 человека и даю им одно общее задание, оговорив роль каждого в выполнении этого задания.  Формирование групп осуществляется таким образом, чтобы в каждой присутствовали как “сильные” учащиеся, так и “слабые”. “Слабые” стараются выяснить у “сильных” непонятные им вопросы, а “сильные” заинтересованы в том, чтобы все члены группы досконально разобрались в материале. При защите своего задания, заранее я прошу выступить слабого ученика.   Таким образом, все в группе заинтересованы помочь «слабому», научить его. Такая работа помогает устранить пробелы у «слабых», они включены в процесс, чувствуют ответственность за результат. Оценивается работа всей команды. Практика показывает, что вместе учиться не только легче, но интереснее и значительно эффективнее. И это касается как академических успехов по предмету, так и интеллектуального и нравственного развития, повышения коммуникативных качеств детей. Очень часто применяю и работу в парах сменного состава, где также прослеживается эта технология. Например, при изучении любой темы, для активизации лексики или грамматического материала в учебнике даются диалоги, либо я подбираю их сама. Ребята в парах за партой отрабатывают их, затем по моей команде меняются парами, работают- опять смена пары и т.д , до тех пор пока не вернуться на место( выйдут на уровень устной  продуктивной и репродуктивной речи). Во- первых, пары получаются разные «сильный-сильный», «сильный-средний», «сильный -слабый», «средний- средний» и.т.д. Сильный учит слабого, слабый пробует сам  выполнить задание. Во-вторых, я имею возможность проконтролировать многих учащихся, за короткий промежуток времени. В – третьих, все учащиеся находятся в работе, а не ждут своей очереди, т.е. «плотность» урока высокая. В- четвертых, это наиболее эффективный способ совершенствования навыков устной речи. Использование такой формы работы, помогают учащимся уже  с начальных классов переступать через «барьер» коммуникации на иностранном языке.

         Мотивируя учащихся к говорению на английском языке на уроках, у многих ребят  появилось желание общаться и во внеурочное время. Они принимают участие в конференциях, олимпиадах, проектах и т.д. И, самое главное, выбирают английский язык для прохождения итоговой аттестации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для подготовки к устной части ЕГЭ по английскому языку

В данном документе представлена пробная версия устной части ЕГЭ по английскому языку. Документ найдут полезным учителя, работающие с 11 классами. Как вы все знаете, в 2015 году вводится устная часть э...

Подготовка к устной части ЕГЭ по английскому языку

Задания для развития устной речи с целью подготовки к устной части ЕГЭ по английскому языку...

Материалы для подготовки к устной части ЕГЭ по английскому языку(говорение ) с образцами ответов на задания С-4,С-5,С-6

Материалы для подготовки к устной части ЕГЭ по английскому языку(говорение ) с образцами ответов на задания С-4,С-5,С-6...

УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К УСТНОЙ ЧАСТИ ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Здравствуйте, уважаемые коллеги.Компания Semantus Consulting известна вам как разработчик "Тренажёра устной части ЕГЭ по английскому языку".Сегодня Semantus представляет новый продукт - Обучающий Комп...

Методическое пособие "Подготовка к устной части ЕГЭ по английскому языку: постановка вопросов".

Это методическое пособие поможет успешно подготовиться к устной части ЕГЭ по англйскому языку. Вы научитесь задавать вопросы с опорой на картинку и на фразы-стимулы. Здесь рассказывается о том, как во...

Статья "Успешность обучения английскому языку в условиях сельской школы"

Школа в сельской местности является не только образовательным учреждением, но и корнем благополучия страны, истоком духовности народа, стабильностью и основой развития общества....

Материалы по подготовке к устной части ЕГЭ по английскому языку, практические рекомендации и система упражнений для развития навыков и умений устной речи.

Пособие содержит теоретические материалы по подготовке к устной части ЕГЭ по английскому языку, практические рекомендации и систему упражнений для развития навыков и умений устной речи.При написании п...