план работа школьного методического объединения
методическая разработка по английскому языку
годовой план работа школьного методического объединения учителей иностранного языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_shmo_2024-2025_1_1.docx | 32.78 КБ |
12494_razvitie_kommunikativnyh_umeniy_uchashchihsya.doc | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН РАБОТЫ
методического объединения
учителей иностранных языков
на 2024/25 учебный год
Руководитель ШМО учителей английского языка
Сливина Ольга Григорьевна
2024
ПЛАН РАБОТЫ ШМО УЧИТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
НА 2024- 2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
ШМО учителей английского языка:
- Сливина Ольга Григорьевна, руководитель МО, учитель английского и французского языков,высшая квалификационная категория.
- Цыбина Тамара Николаевна, учитель английского языка, первая квалификационная категория.
- Кирчиогло Марианна Ивановна, учитель английского языка, первая категория
- Зинькова Бэлла Ильинична учитель английского языка.
- Пивнова Анна Андреевна , учитель английского языка и географии, первая квалификационная категория
Методическая тема работы МО: «Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях введения обновленных ФГОС».
Цели работы методического объединения:
1. Совершенствование профессиональной компетентности учителей иностранного языка, уровня их компетентности в области учебного предмета и методики преподавания через использование в преподавании информационно-коммуникационных технологий, развитие творческого потенциала педагогов, направленного на повышение эффективности и качества педагогического процесса.
2. Обобщение и распространение методического опыта гимназии в преподавании иностранного языка и продолжение педагогического поиска по достижению высокого качества и эффективности обучения через интеграцию инновационного, исследовательского, образовательного процесса.
3. Формирование ключевых образовательных компетенций обучающихся путем расширения школьной языковой среды и применения новых педагогических технологий.
4. Создание психолого-педагогических условий, учебно-методического обеспечения введения ФГОС.
Задачи деятельности МО:
1.Создание условий для мотивации учителей МО к повышению педагогического профессионализма, ответственности за результаты своей деятельности;
2. Повышение профессионального и методического мастерства педагогов через участие в работе семинаров, практикумов, методических совещаний и педсоветов, творческих профессиональных конкурсах;
3. Повышение качества обучения через использование современных педагогических технологий: проектирование, личностно-ориентированный подход, дифференцированное обучение, исследовательские и дистанционные технологии;
4. Обеспечение прочного овладения основными учебными навыками по иностранному языку через систему урочной и внеурочной деятельности, анализа контроля качества образования и совершенствования знания педагогов в области методики преподавания иностранного языка в условиях обновленного содержания образования, изучение дистанционных образовательных технологий;
5. Внедрение системно-деятельностного метода в процесс обучения иностранному языку в условиях ФГОС;
6. Систематизация работы МО для создания школьной информационной базы данных по иностранному языку;
7. Совершенствование форм, методов и приемов в преподавании иностранного языка согласно требованиям обновленного ФГОС;
8. Повышение качества и результативности уроков иностранного языка для обеспечения профиля образовательного учреждения и реализация требований ФГОС в области преподавания иностранных языков;
9. Развитие навыков и умений обучающихся для самостоятельного изучения иностранного языка с помощью доступных компьютерных технологий, направленных на развитие творческой, всесторонне развитой и созидательной личности обучающегося;
10. Активизация учебно-познавательной деятельности по иностранному языку для развития интереса обучающихся к исследовательской, познавательной и проектной деятельности для формирования основных учебный компетенций посредством изучения и усвоения иностранного языка;
11. Совершенствование системы работы с одаренными учащимися через участие в различных творческих конкурсах, олимпиадах и т. д. по иностранному языку, использование в работе с ними нестандартных, повышенной сложности заданий;
12. Изучение, анализ и апробация КИМов для дальнейшего повышения качества подготовки и результативности проведения ЕГЭ, ОГЭ в 11-х, 9-х классах;
13. Оказание педагогической и методической поддержки путем взаимопосещения уроков и других форм взаимодействия;
14. Совершенствование форм работы учителей иностранного языка по самообразованию, росту профессионального мастерства, распространению и обобщению педагогического опыта в области преподавания иностранного языка в соответствии с современными требованиями (тиражирование, публикации, выступления на научно-практических конференциях);
15. Создание оптимальных условий для внедрения ФГОС на всех этапах образовательного процесса.
Приоритетные направления работы МО английского языка
-Раннее обучение английскому языку и преемственность на всех этапах обучения;
-Проектные технологии в обучении английскому языку как средство повышения мотивации учащихся в изучении языка и развития творческой и исследовательской деятельности учащихся;
-Применение компьютерных технологий и электронных продуктов при обучении английскому языка; -Создание условий для профессионального роста и развития уровня профессиональной компетенции учителей в условиях модернизации школьного образования;
-Создание условий для эффективного овладения учащимися учебными стратегиями и умениями и развития их творческих способностей;
- Сопровождение одаренных и талантливых учащихся;
- Использование новых, современных УМК и пособий российских и британских авторов в преподавании английского языка.
Направления работы МО:
- Повышение квалификации педагогов
- Аттестация педагогов
- Изучение и внедрение новых педагогических технологий
- Работа с одаренными детьми
- Распространение педагогического опыта
- Мониторинг качества знаний учащихся
ПОВЫШЕНИЕ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ.
- Проведение методических совещаний.
- Посещение совещаний и семинаров.
- Учеба на курсах.
- Участие учителей МО в школьных педсоветах и городских совещаниях МО.
- Осуществление постоянного контроля и обмена опытом.
- Изучение и применение в своей работе рекомендаций и материалов педагогических советов и методических совещаний.
- Осуществление постоянного контроля прохождения программ.
- Изучение и обмен информацией о новейших пособиях, педагогической литературе.
Сливина | Цыбина | Кирчиогло | Зинькова | Пивнова | |
2а | + | + | |||
2б | + | + | |||
2в | |||||
3а | + | + | |||
3б | + | + | |||
3в | + | + | |||
4а | + | + | |||
4б | + | + | |||
4в | |||||
5а | + | + | |||
5б | + | ||||
5в | + | + | |||
6а | + | + | |||
6б | + | + | |||
6в | + | + | |||
7а | + | + | |||
7б | + | + | |||
8а | + | + | |||
8б | + | + | |||
8в | |||||
9а | + | + | |||
9б | + | ||||
9в | + | + | |||
10а | + | ||||
11а | + | ||||
ИТОГО | 30 | 24 | 24 | 26 | 3 |
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК)
План основных мероприятий методического объединения учителей английского языка
Организационно-педагогическая деятельность
№ | Мероприятие | Сроки | Ответственный |
1 | Проведение заседаний ШМО | 1 раз в триместр | Руководитель ШМО |
2 | Участие в педагогических советах школы, методических семинарах, заседаниях районных предметных секций и МО. | В течение года | Руководитель ШМО |
3 | Организация и проведение школьного тура предметных олимпиад. | I триместр (сентябрь-октябрь) | Руководитель ШМО |
4 | Актуализация нормативных требований СанПиН, охраны труда для всех участников образовательного процесса. | Сентябрь, январь | Члены ШМО |
5 | Организация индивидуальных занятий и консультаций для победителей школьных олимпиад, их подготовка к районным предметным олимпиадам. | Октябрь-ноябрь | Члены ШМО |
6 | Организация участия победителей школьных олимпиад в районных олимпиадах:
| Ноябрь-декабрь | Руководитель ШМО |
7 | Организация работы по аттестации учителей:
| В течение года | Руководитель ШМО |
8 | Составление плана работы ШМО на 2024-2025 учебный год | Июнь 2025 | Руководитель ШМО |
информационная деятельность
№ | Мероприятие | Сроки | Ответственный |
1 | Изучение нормативных документов. | 1 раз в триместр | Руководитель ШМО, члены ШМО |
2 | Информирование членов МО о новинках методической литературы. | В течение года | Руководитель ШМО |
3 | Создание банков данных по различным направлениям деятельности:
| В течение года | Руководитель ШМО |
Научно-методическая деятельность
№ | Мероприятие | Сроки | Ответственный |
1 | Изучение нормативных документов, методических рекомендаций по преподаванию предметов на 2024/2025учебный год. | Август-Сентябрь | Члены ШМО |
2 | Подборка дидактического обеспечения учебных программ. | В течение года | Члены ШМО |
3 | Разработка рабочих программ по предметам. | Сентябрь | Члены ШМО |
4 | Планирование учебной деятельности с учетом личностных и индивидуальных особенностей учащихся. | В течение года | Члены ШМО |
5 | Организация работы с одаренными учащимися. | В течение года | Члены ШМО |
6 | Организация и проведение четвертных, полугодовых и итоговых контрольных работ по предмету. | Октябрь Декабрь Март Май | Члены ШМО |
7 | Организация работы с отстающими учащимися. | В течение года | Члены ШМО |
8 | Изучение нормативных документов и методических рекомендаций по итоговой аттестации учащихся 9, 11 классов. | Апрель-Май | Члены ШМО |
Диагностико-аналитическая деятельность
№ | Мероприятие | Сроки | Ответственный |
1 | Анализ состояния преподаваемых предметов:
| Январь-Февраль | Члены ШМО |
2 | Диагностические исследования: профессиональные затруднения педагогов, опыт самодиагностики. | В течение года | Члены ШМО |
3 | Анализ уровня обученности учащихся (по результатам контрольных работ, срезов знаний, итоговых оценок). | В течение года | Члены ШМО |
4 | Анализ работы ШМО учителей иностранных языков. | Май | Руководитель ШМО |
План заседаний
МО учителей английского языка
№ | Тематика и содержание работы заседаний | Сроки | Форма проведения | |
1 | Заседание МО №1 1.Рассмотрение плана ШМО на 2024-2025учебный год. 2.Утверждение тем самообразования учителей ШМО. 3.Утверждение плана работы с одаренными детьми и детьми, испытывающими затруднения в учебе. 4. Выступление по теме самообразования. 5.Утверждение плана работы по подготовке выпускников к государственной итоговой аттестации, программно-методического обеспечения, рабочих программ, КТП уроков, элективных курсов и внеурочной деятельности. 6. Анализ результатов итоговой аттестации в формате ЕГЭ и ГВЭ по английскому за 2023-2024 учебный год.
| август | Круглый стол | |
2 | Заседание МО №2 1.Выступление с докладом по теме самообразования учителя 2.Участие в муниципальном этапе ВОШ по иностранным языкам. 3. Участие в мероприятиях ММО учителей иностранных языков 4. Проведение педсовета по теме «Использование инновационных и традиционных технологий обучения как средства формирования познавательного интереса к иностранному языку и основа лингвистической компетенции личности» 5. Подготовка к районному театрализированному представлению | октябрь | Совещание | |
3 | Заседание МО №3 1. Выступление с докладом по теме самообразования учителя 2. Участие в олимпиадах 3. Анализ результатов муниципального этапа ВОШ. 4. Подготовка чтецов к участию в муниципальном конкурсе стихов на иностранном языке. 5. Подготовка к участию к конкурсам по английскому языку 6. Участие в мероприятиях МО учителей иностранных языков | декабрь -январь | совещание | |
4. | Заседание МО №4 1. Доклад по теме самообразования учителя 2. Утверждение плана проведения Недели Иностранных языков. 3. Участие в мероприятиях ММО учителей иностранных языков 4.Проведение научно - практической конференции 5. Обсуждение экзаменационных материалов для 9 и 11 классов ЕГЭ, ГИА 6. Проверка готовности выпускников к сдаче ГИА и ЕГЭ 7.Изучение демоверсий ЕГЭ и ГИА. Подготовка к экзаменам. | Февраль март | круглый стол | |
5 | Заседание МО №5 1. Итоги проведения недели иностранных языков. 2. Доклад по теме самообразования учителей 3.Анализ итогов успеваемости учащихся и выполнения практической части рабочих программ 4. Составление плана МО на 2024-2025учебный год 5. Утверждение новых рабочих программ по иностранным языкам | май | совещание |
Руководитель методического объединения учителей английского языка / Сливина О.Г.
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«МОУ СОШ №12» г.Подольск
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
из опыта работы
учителя английского языка
МОУ СОШ №12 г.Подольска
Сливиной Ольги Григорьевны
2016г
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
- Теорико-методологическая основа коммуникативного метода….6
- Развитие коммуникативных умений учащихся на уроках
английского языка.
II.1. Формирование коммуникативных умений на начальном этапе
обучения. …………………………………………………………….9
II.2. Развитие и контроль коммуникативных умений учащихся…..…11
II.3. Нетрадиционные методы коммуникативного общения на уроках
английского языка………………………………………………….14
Заключение………………………………………………………………..25
Литература…………………………………………………………...……27
Введение
Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности. Независимо от пола, возраста, образования, социального положения, территориальной и национальной принадлежности и многих других данных, характеризующих человеческую личность, мы постоянно запрашиваем, передаем и храним информацию, т.е. активно занимаемся коммуникативной деятельность.
Актуальность: В соответствии с концепцией модернизации российского образования коммуникативное обучение английскому языку приобретает особое значение, т. к. коммуникативная компетенция выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении английским языком, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника.
Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использовании новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки, поэтому приоритетную значимость приобрело изучение английского языка как средство общения и обобщения духовного наследия стран изучаемого языка и народов.
Сущность представляемого опыта: формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, необходимой и достаточной для общения в пределах порогового уровня. Коммуникативная компетентность учащихся целенаправленно формируется на уроках через разнообразные формы, методы и приемы работы.
Теоретическая база опыта: новые задачи в обучении английскому языку предполагают изменения в требованиях к уровню владения языком, содержания и организации материала, использование адекватных форм и видов контроля при разных вариантах его изучения. В своей работе учитель опирается на интегрированный подход к обучению английскому языку, особенно в области развития культуры речи, т. е. развитие таких компетенций, как коммуникативно-стратегическая, дискурсивная, социокультурная и др.
Продуктивность: расширяются способности учащихся использовать английский язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций. В ходе диалога культур учащийся, с одной стороны, проникает в культуры других народов, а, с другой стороны, глубже постигает культуру родной страны, отраженную как в зеркале, в культуре страны изучаемого языка. Расширяются знания детей об окружающем мире, появляется интерес к произведениям мировой художественной литературы, желание использовать полученные знания и творческие способности в эвристических дистанционных олимпиадах по английскому языку, и на других уроках (информатика, география). Повышается мотивированность выпускника поступать в ВУЗы и выбирают специальности связанные с английским языком (дипломат, юрист-международник, менеджер, социальный работник, психолог).
К сожалению, нельзя сказать, что уже познаны и сформированы все закономерности, позволяющие эффективно обучать речевой деятельности, но одно можно утверждать с уверенностью: основой методического содержания современного урока должна быть коммуникативность. Обучение иноязычной форме вербального общения как понятие и как терминологическое сочетание заняло прочное место в методической литературе. Однако оно лишь заменило собой понятие обучения иноязычной речи или является синонимом такового. Предмет обучения иноязычному общению еще не исследован должным образом, хотя уже имеется достаточно богатый опыт методической организации коммуникативно-ориентированного обучения иноязычной речи (Беляев Б.В., Бим И.Л., Ведель Г.Е., Гурвич П.Б., Зимняя И.А., Кузовлев В.П., Леонтьев А.А., Пассов Е.И., Скалкин В.Л., Царькова Б.В., Шубин Э.П.).
Данные противоречия и обусловили выбор темы моего исследования: «Развитие коммуникативных умений учащихся в процессе обучения английскому языку».
Объект исследования: дидактический процесс на уроке иностранного языка.
Предмет исследования: процесс развития и контроля коммуникативных умений в письменной и устной речи.
Цель исследования: исследовать необходимость развития коммуникативных умений в письменной и устной речи на уроках английского языка.
Задачи исследования:
- установить зависимость содержания развития коммуникативных умений учащихся от составляющих, используемых в ходе обучения английскому языку:
- отследить необходимость контроля и корректировки развития коммуникативных умений школьников
- выявить необходимость применения уровневого подхода при контроле коммуникативных умений учащихся
Методы исследования: анализ теоретической литературы, тестирование, изучение передового опыта, разноуровневый контроль, эксперимент.
I. Теорико-методологическая основа коммуникативного метода
Теоретико-методологическую основу исследования составили: системы коммуникативного иноязычного образования (автор И. Л. Бим, Е. И. Пассов), модели коммуникативной компетенции, отражающей структурно-составную и интегрированную природу языкового знания (автор К. Свейн, Л. Бахман), концепции направленности современного языкового образования на соизучение языка и культур (автор В. В. Сафонова).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнена сущность коммуникативной компетенции, выявлены возможности уроков иностранного языка для ее формирования и необходимость корректировки знаний на основе разноуровневого подхода в обучении английскому языку.
Образование – это мощнейшее средство формирования не только и не столько умственных способностей, сколько духовной, эмоционально-чувственной стороны личности, в определенной мере программирующей его развитие и жизненный путь. Современная парадигма образования предполагает философское переосмысление задач всей системы образования: как общего среднего, так и профессионального. Один из наиболее общих постулатов данной парадигмы – переход от знаний к компетенциям. В области обучения иностранным языкам уже в 60-е годы акцент был сделан на развитие коммуникативных умений в устной и письменной речи: на уровне как рецепции, так и продукции. На современном уроке иностранного языка еще преобладают высокий процент механических тренировочных упражнений, заучивание учебных тем и грамматических правил наизусть, преобладание репродуктивных видов деятельности над продуктивными даже на уровне развития письма и говорения у школьников и студентов, к сожалению, остается по-прежнему нормой, а не исключением из правил.
При выполнении заданий ВНО по иностранному языку требуются умения рассуждать, сравнивать, оценивать полученную информацию, интерпретировать ее с учетом сложившихся понятий и представлений, аргументировать собственную точку зрения. Способность запоминать огромное количество информации, становится невостребованным, что соответствует процессу перехода от знаниям к компетенциям, в том числе и коммуникативным.
Современные принципы коммуникативного обучения требуют учета соответствующих дидактических принципов «доступности», «возрастных и индивидуальных особенностей учащихся», «последовательности и систематичности в обучении». В своей работе учитель руководствуется следующими положениями, характерными для коммуникативного обучения общению на английском языке: о коммуникативной направленности обучения всем видам речевой деятельности и средствам языка, о стимулировании речемыслительной активности учащихся, об индивидуализации обучения, о ситуативной организации процесса, о новизне и информативности учебного процесса (И. Л. Бим, Е. И. Пассов).
Коммуникативный метод обучения как вид речевой деятельности и средство общения включает в себя пять принципов:
а) принцип речемыслительной активности,
б) принцип индивидуализации при ведущей роли личностного аспекта,
в) принцип функциональности,
г) принцип ситуативности,
д) принцип новизны.
Данные принципы полностью отражают закономерности коммуникативного обучения речевой деятельности
Задача современного педагога - направить учащихся на овладение умением найти необходимую информацию и применить ее наиболее эффективно для решения поставленных задач.
Я поставила перед собой цель исследовать необходимость развития коммуникативных умений в письменной и устной речи на уроках английского языка.
Я считаю, что коммуникативная компетенция является многокомпонентной. Предложенное В.В. Сафоновой определение коммуникативной компетенции как совокупности языковой, речевой и социокультурной составляющих; или лингвистической, социолингвистической, стратегической, дискурсивной, социальной, социокультурной (по определению Совета Европы) закрепилось в действующих программах по иностранным языкам и в полном объеме, отражает суть данной компетенции. Одним из условий формирования эффективной коммуникативной компетенции необходимо считать создание эффективной системы развития и многоуровневого языкового контроля.
II. Развитие коммуникативных умений учащихся на уроках английского языка
II.1 Формирование коммуникативных умений на начальном этапе обучения
Проблема устной речи на иностранном языке по праву считается одной из кардинальных в методике обучения иностранным языком и характеризуется все более глубоким проникновением в сущность речевой деятельности и отражением ее основных закономерностей и функций в учебном процессе.
Анализ литературы показывает, что при обучении иностранному языку практическая цель, т.е. приобретение определенных навыков и умений, всегда выдвигалась в качестве ведущей. Почему же тогда школьники, владея солидным запасом языкового материала, оказываются совершенно беспомощными вне урока в ситуациях естественного общения? Отсутствие мотивации в речевой деятельности учащихся, механическое выполнение речевых действий лишают речь говорящего таких характеристик, как коммуникативность, активность, сознательность и тем самым препятствует выходу накопленных умений в естественное речевое общение. Это частично объясняется тем, что овладение речевыми умениями, требующими большей мыслительной активности, творчества, откладывается на более поздний этап. В связи с этим обучение на начальном этапе, зачастую, ограничивается упражнениями в репродукции и комбинировании готовых форм.
В тоже время исследователи утверждают, что активное речевое поведение способствует более быстрому, прочному и сознательному усвоению языкового материала, преодолению психологического барьера при изучении иностранного языка и разрыва между накоплением языковых единиц и смысловым содержанием речевого продукта. Начальный этап обучения создает хорошую базу для достижения этих целей.
Обеспечивая развитие социальных, интеллектуальных и личностных функций учащегося, иностранный язык должен стать средством осознания своего “я” и самовыражения, средством социального взаимодействия, с помощью которого ребенок овладевает социальным опытом.
На начальной ступени обучения язык должен, прежде всего, рассматриваться как средство развития личности ребенка с учетом мотивов, интересов и способностей.
Через общение и деятельность на языке и через деятельность с языком ребенок развивается, воспитывается, познает мир и себя, т.е. овладевает тем духовным богатством, которое может дать ребенку процесс иноязычного образования.
Учитывая это, а также то, что методы, отражающие личностно-ориентированный характер иноязычного образования, должны отвечать таким требованиям, как:
- создавать атмосферу, в которой ученик чувствует себя комфортно и свободно; стимулировать интересы обучаемого, развивать у него желание практически использовать иностранный язык, а также потребность учиться;
- затрагивать личность ученика в целом, вовлекать в учебный процесс его эмоции, чувства и ощущения, соотноситься с его реальными потребностями, стимулировать его речевые, творческие способности;
- создавать ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой; учащийся должен осознать, что изучение иностранного языка в большей степени связано с его личностью и интересами, нежели с заданными учителем приемами и средствами обучения, одной из форм нашей работы с учениками младших классов стало составление и проведение развлечений для детей старшего дошкольного возраста, изучающих английский язык на базе дошкольного образовательного учреждения, расположенного вблизи школы. Основной целью такой деятельности является создание атмосферы сотрудничества для развития чувства сопричастности и дружеских отношений между детьми, воспитание потребности принимать участие в общении на английском языке.
II. 2 Развитие и контроль коммуникативных умений учащихся
Применение различных форм контроля, с учетом специфики итогового экзамена, составляет основу содержания обучения языку для учащихся и педагогов. Именно от содержания итоговых испытаний зависит направленность, содержание и процесс взаимодействия на уроках и в ходе самостоятельной работы по изучению иностранного языка, где формируются базовые составляющие коммуникативных умений. Коммуникативная компетенция с методической точки зрения представляет собой многофакторное, интегративное целое, которое можно рассматривать на разных уровнях.
Содержание развития коммуникативных умений учащихся зависит от нескольких составляющих, которые я использую в ходе обучения английскому языку:
- Процесс учебного взаимодействия на занятиях
- обучение использованию различных схем и таблиц
- различные виды чтения и аудирования
- развитие письменной речи
- смещение акцента с обучения монологу на обучение диалогу
- Использование активных методов обучения
- метод проектов
- широкое использование ИКТ
- Проблемные задания (принцип коммуникативно-ориентированного обучения, который реализуется через преодоление противоречия между обучением в «жизнеподобных» ситуациях и необходимыми другими упражнениями)
- поисково-игровые
- коммуникативно-поисковые
- коммуникативно-ориентированные
- познавательно-поисковые культуроведческие
- лингвистические поисковые
Самостоятельная работа по изучению английского языка (Постановка задач в организации самостоятельной деятельности уч-ся, которые позволяют в дальнейшем успешное специализированное доучивание, дает возможность осуществлять самообучение английского языка в нескольких направлениях)
- сообщение
- доклад
- реферат
- проект
Я считаю, что развитие коммуникативных умений школьников необходимо отслеживать, контролировать и корректировать, поэтому применяю различные виды контроля, ведь эффективный контроль – это часть хорошего обучения, инструмент системы управления качеством образования.
Виды контроля, применяемые мною в ходе обучения английскому языку, неразрывно связаны с содержанием развития коммуникативных умений: самоконтроль, самооценка, взаимоконтроль, творческая форма контроля «открытого типа» наряду с объективизированными контрольно-тестовыми заданиями, рефлексия собственной учебной деятельности и совместное решение проблемных задач.
Уровневый подход в настоящее время имеет достаточно широкое применение в методической литературе. Исследователи выделяют различное количество уровней.
В ходе практического исследования я опиралась на опыт американских ученых в этой области (У. Литлвуд, С. Савиньон), который переосмыслила и модифицировала с учетом имеющейся у нас образовательной ситуации.
Я проводила исследования на двух группах: 6 класс и 7 класс, отслеживая и корректируя учебный процесс по предмету, применяла начальный, промежуточный и итоговый виды контроля с использованием методики оперативного изучения.
На примере данного исследования можно сделать следующие выводы:
- Развитие коммуникативных умений – основная составляющая при обучении учащихся иностранным языкам.
- Эффективная система уровневого контроля дает возможность корректировки учебного процесса и достижение учащимися более высоких уровней коммуникативных умений.
- Уровневый подход наиболее четко и ясно отражает степень овладения учащимися коммуникативных умений.
Именно коммуникативная компетенция рассматривается как системообразующая компетенция, без которой невозможно обеспечить развитие ни информационной, ни социокультурной, ни социально-политической, ни компенсаторной, ни академической составляющих образованности в современном понимании.
Таким образом, содержание обучения иностранному языку наполняется различными методами и формами учебной деятельности и в ходе самостоятельной работы, что развивает коммуникативные умения учащихся. Коррекция и контроль коммуникативных умений необходимо проводить целесообразно содержанию с применением уровневого подхода в формировании коммуникативной компетенции и всех ее составляющих.
II. 3. Нетрадиционные методы коммуникативного общения на уроках английского языка
Практические потребности обучения иностранным языкам определяют приоритет тех или иных методов. В настоящее время в методике преподавания иностранных языков предпочтение отдается: Сферы общения и тематика (умение общаться со сверстниками). Заключение В данной работе была рассмотрена актуальная проблема обучения иностранному языку как способу общения. Однако, традиционные методы обучения не дают весомых позитивных результатов. Ученики на начальном этапе обучения иностранному языку имеют заниженный уровень развития слухового дифференцированного осознания, что нарушает восприятие звукового образа слов. Часть учеников не умеют прогнозировать лексический материал во время построения собственных высказываний, ассоциировать словесные пары тематически связанных слов. Это приводит к неумению отображать количество фактов, высказываться логично и грамотно, спонтанно поддерживать разговор и вести дискуссию. Именно поэтому необходимо развивать коммуникативные умения у учащихся, которые предусматривают усвоение учащимися языкового материала и дают возможность наиболее полно реализовывать образовательно-воспитательный потенциал предмета. Для того чтобы ученики развивались именно в таком направлении, необходимо научить их самоанализу, самокритике, самовыражению. Опыт доказывает, что использование в учебно-воспитательном процессе нетрадиционных подходов к проведению уроков взаимосвязано, прежде всего, с определением структуры и содержания учебно-познавательной деятельности школьника. Необходимо планировать урок так, чтобы ученик имел возможность самостоятельного поиска накопления новых знаний, в решении вопросов проблемного характера. Следует учить детей общаться друг с другом на уроке, слушать собеседника, помогать ему, разрешать детям подсказывать, если тот, который говорит, не может подобрать необходимое слово. А также создавать такие условия, чтобы ученики пытались говорить больше, а не ждали «зарплату» в виде оценки. Учитель выступает как источник потребной информации, как фактор поддержки и сила, контролирующая деятельность ученика. Именно здесь находятся наиболее чувствительные точки взаимоотношений ученика и учителя. Очень важно своевременно оказать ученику необходимую помощь, сохранив при этом максимум его самостоятельности. Эта помощь не должна быть навязчивой, а только побуждающей подсказкой, учитель должен «незаметно» подать её, чтобы ученик принял её, как собственное открытие. Мастерство учителя заключается в том, чтобы организовать и вести процесс обучения и одновременно «стоять» в стороне, оставляя ученику роль интеллектуального лидера. Конечный результат деятельности ученика является показателем правильной деятельности учителя. Зажечь огонёк интереса в глазах ребёнка, сделать обучение посильным и радостным – непростое задание для каждого учителя. Именно поэтому, развитие коммуникативных умений у учащихся на уроках английского языка является базовым механизмом иноязычного общения, который в будущем выпускники смогут развивать и совершенствовать соответственно с личными потребностями. |
Литература |
1. Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам. М., 2004.
2. Искрин С.А. Моделирование ситуаций общения в процессе обучения иностранному языку. // Иностранные языки в школе. – 2004, № 2.
3. Климентенко А.Д. Миролюбова А.А. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Педагогика, 1981.
4. . Колкова М.К. Модернизация обучения иностранным языкам в средней школе. С-Пб.: “Каро”, 2005.
5. Малкина Н.А. "Актуальные проблемы преподавания иностранных языков и подготовки учителя", Мурманск, 2001 г.
6. Маслова В.А. Лингвокультурология. М., 2001.
7. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по иностранному языку. / сост.В.Н. Симкин. М.: Дрофа, 2001.
8. Рогова Г.В. Методика преподавания иностранных языков. М: Просвещение, 1988.
9. . Савина С.Н. Внеклассная работа по иностранным языкам в средней школе. М: Просвещение, 1991.
10. Смолякова О.И. Dramatizing in ENGLISH Teaching. М: Дрофа, 2004.
11. Соловова Е.Н., Апальков В.Г. Задачи языкового образования в русле глобальных проблем. // English – 2005, № 17.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы школьного методического объединения
План работы ШМО учителей "Технического и эстетического" цикла....
План работы школьного методического объединения учителей математики
План работы ШМО учителей математики содержит цели и задачи, тематику заседаний ШМО, план работы между заседаниями...
План работы школьного методического объединения учителей лингвистического цикла
В материале представлена тема методической работы, цикл, задачи, циклограмма работы ШМО учителей лингвистического цикла....
План работы школьного методического объединения
План работы ШМО учителей истории и обществознания...
План работы школьного методического объединения художественно-эстетической направленности
ПЛАН РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Цель школы: развитие личностных способностей ребенка, становление его способности быть пол...
План работы школьного методического объединения учителей точных наук
План работы школьного методического объединения учителей точных наук...
План работы школьного методического объединения учителей математики, физики, химии и информатики на 2012-2013 учебный год.
Тема :Современные аспекты деятельности учителя в рамках подготовки к реализации ФГОС ООО....