Выступление "Качество образования - залог успеха в изучении иностранного языка"
учебно-методический материал по английскому языку

В помощь учителю о способах повышения качества при обучении иностранному языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ВЕЧЕРНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ГОРОДА ТУЛЫ»

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

 

«Качество образования – залог успеха в изучении иностранного языка»

                                         

Выступление на МО учителей – предметников иностранного языка,

МБОУ «ВОШ г.Тулы»

                                           

Подготовил учитель английского языка

         Егерева Светлана Алексеевна

г. Тула

 «Качество образования – залог успеха в изучении иностранного языка»

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
(Из опыта работы)

«Ошибочно думать, что много знания есть достоинство.
Важно не количество, а качество знания»

Л.Н.Толстой

 

      Сегодня меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием. Качество образования в настоящее время – это не успеваемость, не формирование знаний, умений и навыков, как было ранее, а способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е. компетентность учителя и ученика. То есть насколько ученик в своей дальнейшей практической жизни сможет реализовать свои умения и навыки и раскрыть свой творческий потенциал. В связи с этим меняются основные составляющие деятельности педагога, направленные на создание в классе «новой образовательной среды».

Учителю необходимо:

- показывать учащимся, как можно самостоятельно учиться и придумывать что- то новое;
- учить работать в группе, понимать конечный результат совместной деятельности, выполнять свою часть работы;
- побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей;
- создавать условия для проявления инициативы; 
- создавать разные формы мотивации, позволяющие включать в деятельность разных учащихся и поддерживать их активность.

       Таким образом, государственные стандарты второго поколения это и есть новое качество образования.

Основное назначение обучения иностранному языку согласно новым государственным стандартам

  • формирование коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка;
  • воспитание и развитие личности школьника средствами ИЯ.

Важнейшей проблемой, волнующей учителей и методистов в настоящее время является снижение уровня знаний. С одной стороны, это связано с низким качеством урока: шаблоном, однообразием, формализмом, скукой, преобладанием пассивных форм урока над активными. С другой стороны, с мотивационным кризисом у учащихся.

Повышение качества обучения на уроках  иностранного языка зависит от трех составляющих:

  • современный УМК;
  • личность учителя, его профессионализм, качество преподавания;
  • урок иностранного языка, методика преподавания, оснащение урока, условия проведения урока;
  • УМК нового поколения.

          Я обучаю детей и английскому. Так получается, что по английскому языку за время моей работы (более 35 лет) приходилось работать по различным УМК разных авторов. Каждый раз приходится разрабатывать новые программы.  Некоторые учебники – неудачные или не подходящие для наших условий и детей, или не подходящие лично мне как учителю. Сейчас я работаю по линейке учебников «Английский язык» авторов В.П.Кузовлева, Н.М.Лапа.  На мой взгляд, это самый удачный учебник из всех, по которым мы занимались. Это УМК нового поколения,

- который в  равной степени развивает языковые навыки (фонетика, лексика, грамматика) и речевые (чтение, говорение, аудирование, письмо) умения;

- где присутствует национальный и страноведческий компонент;

-где очень четко вводится новый лексический и грамматический материал и закрепляется;

-где тщательно и последовательно организовано повторение материала и отслеживание результатов обучения;

-где реализуется преемственность от года к году и видна система с методической точки зрения;

-где продумана система подготовки к ОГЭ И ЕГЭ.

            Учитель – это своего рода режиссер. Он должен максимально точно и полно реализовать сценарий – создать целостный, результативный, привлекательный для учащихся урок. Каждый учитель в своей педагогической деятельности должен стремиться стать мастером своего дела, то есть, ему следует постоянно повышать эффективность и качество урока. Для этого в арсенале каждого учителя должен быть целый ряд методов, приемов, способов позволяющих повысить эффективность и качество урока. (Учитель должен обладать искусством рекламной упаковки учебного материала)

Пути повышения эффективности урока:

  • постоянное повышение научной эрудиции, педагогического мастерства учителя;
  • улучшение материальной базы учебного заведения, кабинетов;
  • комплексное планирование уроков;
  • рациональное использование времени урока;
  • соблюдение логики уроков;
  • соответствие содержания образования методам обучения, возможностям обучающихся и учителя;
  • развитие творческой активности и самостоятельности обучающихся;
  • учет индивидуальных особенностей обучающихся.

       Я остановлюсь на тех моментах, которые я использую, чтобы повышать качество обучения на своих уроках.

  1. Создание ситуации успеха.

        Одним из действенных приемов стимулирования интереса к учению является создание ситуации успеха, которое способствует ощущению продвижения вперед, переживанию успеха в учебной деятельности.

          Как я работаю над созданием ситуации успеха? На уроках я стараюсь правильно подбирать уровни сложности заданий. Темп занятия, стараюсь демонстрировать достижения отдельных учащихся классу, справедливо, «по заслугам» оценивать результат деятельности школьников.

          Успех в обучении достигается также путем создания благоприятного климата во время уроков, я стремлюсь к тому, чтобы снизить у учащихся чувство неуверенности и боязни, тревожности. Все это придает детям уверенности в своих силах, помогает более успешно решать задачи, преодолевать возникающие во время учения трудности.

  1. Здоровье-сберегающие технологии.

Организуя учебную деятельность на уроке, учителю следует широко применять элементы здоровье-сберегающих технологий. Важно правильно организовывать учебную деятельность, а именно, строгая дозировка учебной нагрузки, соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, хорошая освещенность, оптимальный тепловой режим, чистота), построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности.

       В своей работе я использую виды деятельности, предотвращающие появление физической и интеллектуальной напряженности. К ним относятся смена видов учебной деятельности, режимов работы, физкультминутки, музыкальные паузы с использованием двигательной активности, скороговорки и фонетические зарядки.

  1. Проблемное обучение.
  1. Принцип наглядности.

           Общеизвестно, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразно чувственное восприятие учебного материала, тем прочнее он усваивается. Поэтому использование принципа наглядности  - одно из важнейших условий эффективного обучения. На уроках иностранного языка я использую не только зрительную наглядность (иллюстрации, фотографии, презентации), но и слуховую (аудиоматериалы)

  1. Игровая деятельность.

               Игра – универсальное средство, помогающее учителю превратить сложный процесс обучения в увлекательное и любимое занятие.

     Среди игр, которые я использую в своей практике – «Снежный ком» и «Угадай, кто это/что это» , ролевые -для развития навыков устной речи; «Домино» и «Горячая картошка» для работы с лексикой и другие.

  1. Использование элементов ИКТ и Интернет-ресурсов.

Презентации:

             К наиболее эффективным формам представления материала по иностранному языку следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в определенном порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся.. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

 Интернет:

  • для включения аутентичных материалов сети (текстовых, звуковых) в содержание урока, т.е. интегрировать их в программу обучения;
  • для самостоятельного поиска информации учащимися в рамках работы над проектом;
  •  ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках;
  • для самостоятельной подготовки к сдаче  экзамена;
  1. Активные нетрадиционные формы уроков.

Одним из действенных способов, помогающих успешному усвоению иностранного языка, являются активные нетрадиционные формы уроков. К таким урокам относятся: урок – экскурсия, урок-викторина , интегрированный урок, урок-ролевая игра, урок-конференция.

  1. Внеклассная работа.
  1. Проектная деятельность
  1. Индивидуальная работа с детьми.
  1. Использование страноведческого и аутентичного дополнительного материала.

             Использование нетрадиционных форм уроков повышения качества на своих уроках рассматриваю не только как цель, а также

- как способ расширения кругозора учащихся;

- как источник дополнительной информации по предмету;

- как возможность личностно-ориентированного подхода к учащимся;

- как способ расширения зоны индивидуальной активности ребенка;

- как способ развития не только коллективного творчества, но и индивидуальных талантов и способностей учащихся.

Из всего выше сказанного следует, что формирование данных Универсальных Учебных Действий является мощным механизмом, который в результате обучения в школе обеспечит должный уровень коммуникативной компетентности учащегося, а именно качественное овладение английским языком как средством межкультурного общения и взаимодействия.

В заключение, хотелось бы добавить, что огромную роль в формировании в детях "умения учиться", того самого, которое сейчас так строго требует новый ФГОС, играет разработка каждым учителем своей стройной системы преподавания, в которой обязательно присутствует единство требований, а каждый урок является "звеном в цепи" - необходимым её элементом. Не нужно гнаться за всеми современными технологиями и разработками сразу. Выбирайте для себя то, что хорошо сработает именно у вас, то, что находит отклик в душе и помните, что самый главный методический приём - это любовь к детям и своей профессии!

Список методической литературы:

1.Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам М.,2000.

2.Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. «Проектная методика обучения ИЯ» Зимняя И.А. «Психология обучения иностранных. языков в школе» М: Просвещение 1991г.

3.Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка. М., 2003

4.Салтовская Г.Н. Лингводидактический подход к проектной методике в младших классах. Пятигорск, 1997

5.Сафонова, В.П. Современный урок иностранного языка. — М.: Учитель, 2011.

6.Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. — М.: Просвещение, 2005.

7.Шабалина З.П. «Домашняя учебная работа школьников».

8.Ястребцева Е.Н. «Как рождается проект: Из опыта внедрения методических и организационно-педагогических нововведений». М., 1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факторы успеха изучения иностранного языка

Здесь даны советы для успешного изучения иностранного языка....

Доклад на тему "Качественное образование - залог успеха школы"

Размышления на тему "Как же повысить качество образования?" Содержит мониторинг качества образования по классам за 1 и 2 четврти....

Инновации в изучении иностранных языков – залог успеха в образовательном процессе

Инновация – это процесс улучшения путём внесения каких-либо новшеств или акт введения чего-либо. Инновации неотъемлемо связаны с образовательным процессом. Именно этот процесс является атрибутом любог...

Факторы успеха изучения иностранного языка

Самое главное в изучении иностранного языка-это труд.Не существует таких методик и преподавателей,которые выучили бы язык за обучающихся....

Статья "Создание ситуации успеха, как один из способов повышения мотивации при изучении иностранного языка"

В статье рассматриваются проблемы мотивации студентов при изучении иностранных языков в неязыковом ССУЗе, возникающие вследствии заниженной оценки значимости иностранного языка в профессиональной деят...

Презентация "Создание ситуации успеха, как один из способов повышения мотивации при изучении иностранного язык"

В статье рассматриваются проблемы мотивации студентов при изучении иностранных языков в неязыковом ССУЗе, возникающие вследствии заниженной оценки значимости иностранного языка в профессиональной деят...

Создание ситуации успеха на уроках иностранного языка как средство мотивации к его изучению.

В статье ручь идёт о том, что надежным путем создания ситуаций успеха на уроках иностранного языка является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характеру помощи учащимся ...