Выступление "Качество образования - залог успеха в изучении иностранного языка"
учебно-методический материал по английскому языку
В помощь учителю о способах повышения качества при обучении иностранному языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kachestvo_obrazavaniya_-_zalog_uspeha_v_izuchenii_inostrannogo_yazyka.docx | 33.67 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ВЕЧЕРНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ГОРОДА ТУЛЫ»
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
«Качество образования – залог успеха в изучении иностранного языка»
Выступление на МО учителей – предметников иностранного языка,
МБОУ «ВОШ г.Тулы»
Подготовил учитель английского языка
Егерева Светлана Алексеевна
г. Тула
«Качество образования – залог успеха в изучении иностранного языка»
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
(Из опыта работы)
«Ошибочно думать, что много знания есть достоинство.
Важно не количество, а качество знания»
Л.Н.Толстой
Сегодня меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием. Качество образования в настоящее время – это не успеваемость, не формирование знаний, умений и навыков, как было ранее, а способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е. компетентность учителя и ученика. То есть насколько ученик в своей дальнейшей практической жизни сможет реализовать свои умения и навыки и раскрыть свой творческий потенциал. В связи с этим меняются основные составляющие деятельности педагога, направленные на создание в классе «новой образовательной среды».
Учителю необходимо:
- показывать учащимся, как можно самостоятельно учиться и придумывать что- то новое;
- учить работать в группе, понимать конечный результат совместной деятельности, выполнять свою часть работы;
- побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей;
- создавать условия для проявления инициативы;
- создавать разные формы мотивации, позволяющие включать в деятельность разных учащихся и поддерживать их активность.
Таким образом, государственные стандарты второго поколения это и есть новое качество образования.
Основное назначение обучения иностранному языку согласно новым государственным стандартам
- формирование коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка;
- воспитание и развитие личности школьника средствами ИЯ.
Важнейшей проблемой, волнующей учителей и методистов в настоящее время является снижение уровня знаний. С одной стороны, это связано с низким качеством урока: шаблоном, однообразием, формализмом, скукой, преобладанием пассивных форм урока над активными. С другой стороны, с мотивационным кризисом у учащихся.
Повышение качества обучения на уроках иностранного языка зависит от трех составляющих:
- современный УМК;
- личность учителя, его профессионализм, качество преподавания;
- урок иностранного языка, методика преподавания, оснащение урока, условия проведения урока;
- УМК нового поколения.
Я обучаю детей и английскому. Так получается, что по английскому языку за время моей работы (более 35 лет) приходилось работать по различным УМК разных авторов. Каждый раз приходится разрабатывать новые программы. Некоторые учебники – неудачные или не подходящие для наших условий и детей, или не подходящие лично мне как учителю. Сейчас я работаю по линейке учебников «Английский язык» авторов В.П.Кузовлева, Н.М.Лапа. На мой взгляд, это самый удачный учебник из всех, по которым мы занимались. Это УМК нового поколения,
- который в равной степени развивает языковые навыки (фонетика, лексика, грамматика) и речевые (чтение, говорение, аудирование, письмо) умения;
- где присутствует национальный и страноведческий компонент;
-где очень четко вводится новый лексический и грамматический материал и закрепляется;
-где тщательно и последовательно организовано повторение материала и отслеживание результатов обучения;
-где реализуется преемственность от года к году и видна система с методической точки зрения;
-где продумана система подготовки к ОГЭ И ЕГЭ.
Учитель – это своего рода режиссер. Он должен максимально точно и полно реализовать сценарий – создать целостный, результативный, привлекательный для учащихся урок. Каждый учитель в своей педагогической деятельности должен стремиться стать мастером своего дела, то есть, ему следует постоянно повышать эффективность и качество урока. Для этого в арсенале каждого учителя должен быть целый ряд методов, приемов, способов позволяющих повысить эффективность и качество урока. (Учитель должен обладать искусством рекламной упаковки учебного материала)
Пути повышения эффективности урока:
- постоянное повышение научной эрудиции, педагогического мастерства учителя;
- улучшение материальной базы учебного заведения, кабинетов;
- комплексное планирование уроков;
- рациональное использование времени урока;
- соблюдение логики уроков;
- соответствие содержания образования методам обучения, возможностям обучающихся и учителя;
- развитие творческой активности и самостоятельности обучающихся;
- учет индивидуальных особенностей обучающихся.
Я остановлюсь на тех моментах, которые я использую, чтобы повышать качество обучения на своих уроках.
- Создание ситуации успеха.
Одним из действенных приемов стимулирования интереса к учению является создание ситуации успеха, которое способствует ощущению продвижения вперед, переживанию успеха в учебной деятельности.
Как я работаю над созданием ситуации успеха? На уроках я стараюсь правильно подбирать уровни сложности заданий. Темп занятия, стараюсь демонстрировать достижения отдельных учащихся классу, справедливо, «по заслугам» оценивать результат деятельности школьников.
Успех в обучении достигается также путем создания благоприятного климата во время уроков, я стремлюсь к тому, чтобы снизить у учащихся чувство неуверенности и боязни, тревожности. Все это придает детям уверенности в своих силах, помогает более успешно решать задачи, преодолевать возникающие во время учения трудности.
- Здоровье-сберегающие технологии.
Организуя учебную деятельность на уроке, учителю следует широко применять элементы здоровье-сберегающих технологий. Важно правильно организовывать учебную деятельность, а именно, строгая дозировка учебной нагрузки, соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, хорошая освещенность, оптимальный тепловой режим, чистота), построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности.
В своей работе я использую виды деятельности, предотвращающие появление физической и интеллектуальной напряженности. К ним относятся смена видов учебной деятельности, режимов работы, физкультминутки, музыкальные паузы с использованием двигательной активности, скороговорки и фонетические зарядки.
- Проблемное обучение.
- Принцип наглядности.
Общеизвестно, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразно чувственное восприятие учебного материала, тем прочнее он усваивается. Поэтому использование принципа наглядности - одно из важнейших условий эффективного обучения. На уроках иностранного языка я использую не только зрительную наглядность (иллюстрации, фотографии, презентации), но и слуховую (аудиоматериалы)
- Игровая деятельность.
Игра – универсальное средство, помогающее учителю превратить сложный процесс обучения в увлекательное и любимое занятие.
Среди игр, которые я использую в своей практике – «Снежный ком» и «Угадай, кто это/что это» , ролевые -для развития навыков устной речи; «Домино» и «Горячая картошка» для работы с лексикой и другие.
- Использование элементов ИКТ и Интернет-ресурсов.
Презентации:
К наиболее эффективным формам представления материала по иностранному языку следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в определенном порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся.. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
Интернет:
- для включения аутентичных материалов сети (текстовых, звуковых) в содержание урока, т.е. интегрировать их в программу обучения;
- для самостоятельного поиска информации учащимися в рамках работы над проектом;
- ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках;
- для самостоятельной подготовки к сдаче экзамена;
- Активные нетрадиционные формы уроков.
Одним из действенных способов, помогающих успешному усвоению иностранного языка, являются активные нетрадиционные формы уроков. К таким урокам относятся: урок – экскурсия, урок-викторина , интегрированный урок, урок-ролевая игра, урок-конференция.
- Внеклассная работа.
- Проектная деятельность
- Индивидуальная работа с детьми.
- Использование страноведческого и аутентичного дополнительного материала.
Использование нетрадиционных форм уроков повышения качества на своих уроках рассматриваю не только как цель, а также
- как способ расширения кругозора учащихся;
- как источник дополнительной информации по предмету;
- как возможность личностно-ориентированного подхода к учащимся;
- как способ расширения зоны индивидуальной активности ребенка;
- как способ развития не только коллективного творчества, но и индивидуальных талантов и способностей учащихся.
Из всего выше сказанного следует, что формирование данных Универсальных Учебных Действий является мощным механизмом, который в результате обучения в школе обеспечит должный уровень коммуникативной компетентности учащегося, а именно качественное овладение английским языком как средством межкультурного общения и взаимодействия.
В заключение, хотелось бы добавить, что огромную роль в формировании в детях "умения учиться", того самого, которое сейчас так строго требует новый ФГОС, играет разработка каждым учителем своей стройной системы преподавания, в которой обязательно присутствует единство требований, а каждый урок является "звеном в цепи" - необходимым её элементом. Не нужно гнаться за всеми современными технологиями и разработками сразу. Выбирайте для себя то, что хорошо сработает именно у вас, то, что находит отклик в душе и помните, что самый главный методический приём - это любовь к детям и своей профессии!
Список методической литературы:
1.Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам М.,2000.
2.Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. «Проектная методика обучения ИЯ» Зимняя И.А. «Психология обучения иностранных. языков в школе» М: Просвещение 1991г.
3.Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка. М., 2003
4.Салтовская Г.Н. Лингводидактический подход к проектной методике в младших классах. Пятигорск, 1997
5.Сафонова, В.П. Современный урок иностранного языка. — М.: Учитель, 2011.
6.Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. — М.: Просвещение, 2005.
7.Шабалина З.П. «Домашняя учебная работа школьников».
8.Ястребцева Е.Н. «Как рождается проект: Из опыта внедрения методических и организационно-педагогических нововведений». М., 1995
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Факторы успеха изучения иностранного языка
Здесь даны советы для успешного изучения иностранного языка....
Доклад на тему "Качественное образование - залог успеха школы"
Размышления на тему "Как же повысить качество образования?" Содержит мониторинг качества образования по классам за 1 и 2 четврти....
Инновации в изучении иностранных языков – залог успеха в образовательном процессе
Инновация – это процесс улучшения путём внесения каких-либо новшеств или акт введения чего-либо. Инновации неотъемлемо связаны с образовательным процессом. Именно этот процесс является атрибутом любог...
Факторы успеха изучения иностранного языка
Самое главное в изучении иностранного языка-это труд.Не существует таких методик и преподавателей,которые выучили бы язык за обучающихся....
Статья "Создание ситуации успеха, как один из способов повышения мотивации при изучении иностранного языка"
В статье рассматриваются проблемы мотивации студентов при изучении иностранных языков в неязыковом ССУЗе, возникающие вследствии заниженной оценки значимости иностранного языка в профессиональной деят...
Презентация "Создание ситуации успеха, как один из способов повышения мотивации при изучении иностранного язык"
В статье рассматриваются проблемы мотивации студентов при изучении иностранных языков в неязыковом ССУЗе, возникающие вследствии заниженной оценки значимости иностранного языка в профессиональной деят...
Создание ситуации успеха на уроках иностранного языка как средство мотивации к его изучению.
В статье ручь идёт о том, что надежным путем создания ситуаций успеха на уроках иностранного языка является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характеру помощи учащимся ...