практическая работа по обновлённым ФГОС ООО
тест по английскому языку

Лепшокова Лилия Абильваповна

Материал в помощь коллегам, которые проходят курсы по обновлённым ФГОС  2023 году

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практическая работа №1

Тема: «Особенности содержания обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО».

А) изучите содержание обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО на основе сравнительного анализа со ФГОС ООО (2010), ФГОС СОО (2022). Оформите работу в виде таблицы:

Параметр сравнения

ФГОС ООО

ФГОС СОО

Требования к условиям реализации программ обучения

35.2 В целях обеспечения реализации программы основного общего образования в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: достижения планируемых результатов освоения программы основного общего образования, в том числе адаптированной, обучающимися, в том числе обучающимися с ОВЗ; формирования функциональной грамотности обучающихся …, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий;  использования в образовательной деятельности современных образовательных технологий, направленных в том числе на воспитание обучающихся и развитие различных форм наставничества;

35.3. При реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, каждому обучающемуся, родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося в течение всего периода обучения должен быть обеспечен доступ к информационнообразовательной среде Организации … … Доступ к информационным ресурсам информационнообразовательной среды Организации обеспечивается в том числе посредством сети Интернет.

35.4. В случае реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным авторизированным доступом к совокупности информационных и электронных образовательных ресурсов, информационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ основного общего образования в полном объеме независимо от их мест нахождения, в которой имеется доступ к сети Интернет как на территории Организации, так и за ее пределами (далее - электронная информационно-образовательная среда).

Далее: условия функционирования и требования к электронной среде Организации .

35.5. При реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, с использованием сетевой формы требования к реализации указанной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы основного общего образования с использованием сетевой формы  36. Требования к материально-техническому обеспечению реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной.  36.1. Организация должна располагать на праве собственности или ином законном основании материально-техническим обеспечением образовательной деятельности (помещениями и оборудованием) для реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, в соответствии с учебным планом.

37.3. Организация должна предоставлять не менее одного учебника из федерального перечня учебников, …., на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, курсу, модулю <14>, входящему как в обязательную часть указанной программы, так и в часть программы, формируемую участниками образовательных отношений.

Требования ФГОС СОО к условиям реализации основной образовательной программы характеризуют:

  • кадровые,
  • финансовые,
  • материально-технические и
  • иные условия реализации основной образовательной программы.

Результатом реализации указанных требований должно быть создание образовательной среды как совокупности условий:

  • обеспечивающих достижение целей среднего общего образования, его высокое качество, доступность и открытость для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, воспитание и социализацию обучающихся;
  • гарантирующих сохранение и укрепление физического, психологического здоровья и социального благополучия обучающихся;
  • преемственных по отношению к основному общему образованию и соответствующих специфике образовательной деятельности при получении среднего общего образования, а также возрастным психофизическим особенностям развития обучающихся.

Условия реализации основной образовательной программы среднего общего образования должны обеспечивать для участников образовательных отношений возможность:

  • достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с учебными планами и планами внеурочной деятельности всеми обучающимися, в том числе одаренными детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
  • развития личности, ее способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей, самореализации обучающихся через организацию урочной и внеурочной деятельности, социальной практики, общественно полезной деятельности, через систему творческих, научных и трудовых объединений, кружков, клубов, секций, студий на основе взаимодействия с другими образовательными организациями, а также организациями культуры, спорта, здравоохранения, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности;
  • осознанного выбора обучающимися будущей профессии, дальнейшего успешного образования и профессиональной деятельности;
  • работы с одаренными обучающимися, организации их развития в различных областях образовательной, творческой деятельности;
  • формирования у обучающихся российской гражданской идентичности, социальных ценностей, социально-профессиональных ориентаций, готовности к защите Отечества, службе в Вооруженных силах РФ;
  • самостоятельного проектирования обучающимися образовательной деятельности и эффективной самостоятельной работы по реализации индивидуальных учебных планов в сотрудничестве с педагогами и сверстниками;
  • выполнения индивидуального проекта всеми обучающимися в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом;
  • участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании основной образовательной программы, в создании условий для ее реализации, а также образовательной среды и школьного уклада;
  • использования сетевого взаимодействия;
  • участия обучающихся в процессах преобразования социальной среды населенного пункта, разработки и реализации социальных проектов и программ;
  • развития у обучающихся опыта самостоятельной и творческой деятельности: образовательной, учебно-исследовательской и проектной, социальной, информационно-исследовательской, художественной и др.;
  • развития опыта общественной деятельности, решения моральных дилемм и осуществления нравственного выбора;
  • формирования у обучающихся основ экологического мышления, развития опыта природоохранной деятельности, безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни;
  • использования в образовательной деятельности современных образовательных технологий;
  • обновления содержания основной образовательной программы, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) с учетом особенностей развития субъекта РФ;
  • эффективного использования профессионального и творческого потенциала педагогических и руководящих работников образовательной организации, повышения их профессиональной, коммуникативной, информационной и правовой компетентности;

эффективного управления образовательной организацией, осуществляющей образовательную деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования.

Требования к структуре основной образовательной программы

(п.25-33)

Программа основного общего образования, в том числе адаптированная, включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.  Структура включает обязательную часть – 70% и часть, формируемую за счет участниками образовательных отношений за счет включения в учебные планы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей по выбору – 30%. Содержание ряда предметов предлагается структурировать в виде учебных модулей,  порядок, объем которых определяются Организацией. Чередование урочной и внеурочной деятельности при реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, Организация определяет самостоятельно.

Структура программы ООО, в том числе  адаптированной, включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений за счет включения в учебные планы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся из перечня, предлагаемого Организацией. НЕТ направлений внеурочной деятельности.

Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной деятельности при реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, Организация определяет самостоятельно.

Программа основного общего образования, в том числе адаптированная, включает три раздела: Целевой (структура без изменений) содержательный (структура без изменений) организационный (структура без изменений)

Пояснительная записка должна раскрывать: цели реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения обучающимися программы основного общего образования; принципы формирования и механизмы реализации программы основного общего образования, в том числе посредством реализации индивидуальных учебных планов; общую характеристику программы основного общего образования.

процессе государственной итоговой аттестации.

13. Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени среднего (полного) общего образования, обеспечивающие достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования.

14. Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел включает:

  • пояснительную записку;
  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы среднего (полного) общего образования;
  • систему оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы среднего (полного) общего образования.

Содержательный раздел должен определять общее содержание среднего (полного) общего образования и включать программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:

  • программу развития у обучающихся универсальных учебных действий на ступени среднего (полного) общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  • программы отдельных учебных предметов, курсов;
  • программу духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социальная деятельность и профессиональная ориентация, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры;
  • программу работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.

Организационный раздел должен определять общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.

Организационный раздел включает:

  • учебный план среднего (полного) общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;
  • систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, разрабатывается на основе примерных основных образовательных программ среднего (полного) общего образования.

15. Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, представленных во всех трёх разделах основной образовательной программы среднего (полного) общего образования.

Обязательная часть основной образовательной программы среднего (полного) общего образования составляет 40 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 60 % от общего объёма основной образовательной программы среднего (полного) общего образования.

16. Разработанная образовательным учреждением основная образовательная программа среднего (полного) общего образования должна обеспечивать достижение обучающимися образовательных результатов в соответствии с требованиями, установленными Стандартом.

Реализация основной образовательной программы среднего (полного) общего образования осуществляется образовательным учреждением в рамках урочной и внеурочной деятельности как самим учреждением, так и другими образовательными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, формируемого учредителем.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся, основная образовательная программа среднего (полного) общего образования может предусматривать:

  • учебные предметы, курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;
  • внеурочную деятельность.

При организации указанных видов деятельности могут использоваться на основе государственного (муниципального) задания возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В период каникул могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования обучающихся.

Разработка и утверждение образовательным учреждением основной образовательной программы среднего (полного) общего образования осуществляются самостоятельно с привлечением органов самоуправления образовательного учреждения, обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.

Требования к результатам обучения

13. Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени среднего (полного) общего образования, обеспечивающие достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования.

14. Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел включает:

  • пояснительную записку;
  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы среднего (полного) общего образования;
  • систему оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы среднего (полного) общего образования.

Содержательный раздел должен определять общее содержание среднего (полного) общего образования и включать программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:

  • программу развития у обучающихся универсальных учебных действий на ступени среднего (полного) общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  • программы отдельных учебных предметов, курсов;
  • программу духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социальная деятельность и профессиональная ориентация, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры;
  • программу работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.

Организационный раздел должен определять общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.

Организационный раздел включает:

  • учебный план среднего (полного) общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;
  • систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, разрабатывается на основе примерных основных образовательных программ среднего (полного) общего образования.

15. Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, представленных во всех трёх разделах основной образовательной программы среднего (полного) общего образования.

Обязательная часть основной образовательной программы среднего (полного) общего образования составляет 40 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 60 % от общего объёма основной образовательной программы среднего (полного) общего образования.

16. Разработанная образовательным учреждением основная образовательная программа среднего (полного) общего образования должна обеспечивать достижение обучающимися образовательных результатов в соответствии с требованиями, установленными Стандартом.

Реализация основной образовательной программы среднего (полного) общего образования осуществляется образовательным учреждением в рамках урочной и внеурочной деятельности как самим учреждением, так и другими образовательными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, формируемого учредителем.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся, основная образовательная программа среднего (полного) общего образования может предусматривать:

  • учебные предметы, курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;
  • внеурочную деятельность.

При организации указанных видов деятельности могут использоваться на основе государственного (муниципального) задания возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В период каникул могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования обучающихся.

Разработка и утверждение образовательным учреждением основной образовательной программы среднего (полного) общего образования осуществляются самостоятельно с привлечением органов самоуправления образовательного учреждения, обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.

  • личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, антикоррупционное мировоззрение, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
  • метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
  • предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

  • российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
  • гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
  • готовность к служению Отечеству, его защите;
  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
  • навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
  • принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
  • бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
  • осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
  • сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Личностные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы должны отражать:

  • для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
  • способность к социальной адаптации и интеграции в обществе,
  • в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию),
  • а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха;
  • для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
  • владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки; умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использованием специального оборудования;
  • способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
  • формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия;
  • знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  • умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
  • владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
  • владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Метапредметные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы должны отражать:

  • для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
  • владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в письменной и устной речи;
  • для обучающихся с расстройствами аутентического спектра:
  • способность планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
  • овладение умением определять наиболее эффективные способы достижения результата при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
  • овладение умением выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
  • овладение умением оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными эталонами при организующей помощи тьютора;
  • овладение умением адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей помощи тьютора;
  • овладение умением активного использования знаково-символических средств для представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения учебных и практических задач при организующей помощи педагога-психолога и тьютора;
  • способность самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогу-психологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении какого-либо вопроса;
  • способность самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных источников.
  • Предметные результаты освоения основной образовательной программы устанавливаются:
  • для учебных предметов на базовом и
  • углубленном уровнях.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на базовом уровне:

  • ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на углубленном уровне:

  • ориентированы преимущественно на подготовку к последующему профессиональному образованию,
  • развитие индивидуальных способностей, обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету.

Предметные результаты освоения интегрированных учебных предметов:

  • ориентированы на формирование целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся
  • путем освоения систематических научных знаний и способов действий на метапредметной основе.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны:

  • обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения
  • или профессиональной деятельности.

Материалы к практической части занятия: файлы документов ФГОС ООО (2010, 2021), ФГОС СОО (2012, 2022)

Тема: «Современное учебное занятие в условиях введения обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО»

Б) «Анализ видеофрагментов учебных занятий с позиции системно-деятельностного подхода».

Проанализируйте видеоурок (по выбору) или фрагменты двух видеоуроков с опорой на чек-лист.        

Чек-лист анализа фрагмента учебного занятия.

Предмет, класс

Тема анализируемого учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Общий вывод о учебном занятии в контексте реализации системно-деятельностного подхода

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формы и приемы организации деятельности

Осуществляемые действия

Формы и приемы организации деятельности

Осуществляемые действия

Формы и приемы организации деятельности

физика 7 класс

Механическая работа и мощность

направляющая, корректирующая. Использует мотивационные моменты . Создаёт проблемные ситуации. Организовал работу в группах, осуществляет по ходу урока проверку их работы, поправляет ошибки. Задания очень нестандартные, продуктивные. Использует сократическую) беседу.

В начале даёт задание на физическую активность, что несколько расслабляет и располагает к работе учеников.

на «себе» почувствовать, что есть механическая работа. Решение расчётных задач по формуле. Работа с приборами.

Демонстрируют движения спортсменов, измеряют физические величины приборами. Задания на сравнения работ (штангист или шахматист).

внимательное слушание учителя, товарищей, анализируют, выдвигают гипотезы, отвечают на поставленные вопросы.

учебное сотрудничество.

Осуществляют лабораторную работу «Определяют мех. работу и мощность», взаимодействуя с учителем и одноклассниками.

Целеполагание и планирование. Определяют цель урока, определяю пути решения поставленной учителем задачи. Самоконтроль и коррекция .

постановка вопросов, нацеленных на раскрытие ключевых понятий темы. Задания на сравнение разных механических работ ( шахматист и штангист). Рефлексия.

Вполне современный ( комбинированный) урок по ФГОС с ( очень хорошей материальной базой: современное лабораторное оборудование, планшеты, интерактивные доски). Стиль, тон отношений, на уроке, создают атмосферу

сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

Учитель показывает в заданиях связь физики с жизнью и другими областями знаний ( с физкультурой, астрономией,…), т.е. учитель 
реализует системно-деятельностный подход, не выдаёт готовые знания, а создаёт условия для самостоятельного поиска их учащимися.

       

Материалы к практической работе: ссылки на видеофрагменты современных уроков по различным предметам.



Предварительный просмотр:

Практическая работа: разработка технологической карты урока

Инструкция по выполнению практической работы: выберите класс, тему урока в соответствии с ПРП и заполните представленную ниже таблицу. Для каждого учебного задания, включенного в урок, укажите планируемые результаты, на достижение которых это задание направлено.

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика 

Лепшокова Лилия Абильваповна

Место работы

МКОУ «СОШ № 4» г.Черкесска

 

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

5

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

2 четверть, раздел 7

Тема урока 

Морские глубины. Прилагательные и наречия.

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

Базовый

 урок освоения новых знаний и умений

 урок-закрепление

 урок-повторение

 урок систематизации знаний и умений

 урок развивающего контроля

 комбинированный урок

 другой (впишите)

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные

Научится

-Мотивировать себя к разным видам учебной деятельности

-анализировать свои эмоции и степень усвоения материала

-развивать трудолюбие, дисциплинированность, эмпатию, любовь и бережное отношение к природе

 

Метапредметные

Научится

-принимать, сохранять и определять цели учебной деятельности, с помощью учителя

- координировать работу с разными компонентами УМК: учебником, РТ, аудио диском

- искать информацию в тексте

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

-работать индивидуально и в группе: находить общее решение.

-осуществлять самоконтроль, адекватно оценивать себя, работать самостоятельно

Предметные

Научится

-делать выборочный перевод с английского языка на русский.

Аудирование.

-выделять для себя значимую информацию;

-понимать речь учителя и одноклассников,

Диалогическая речь.

Научится - вести диалог-расспрос;

Объем диалога – 7-8 реплик. Продолжительность – одна минута.

Лексическая сторона речи: узнавать и употреблять в устной и письменной речи изученные ЛЕ

Грамматическая сторона речи: узнавать и употреблять в устной и письменной речи прилагательные и наречия

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): Adverb, adjective, under the sea, sea creatures

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) Учебно-методическое обеспечение: Учебник «Forward» и РТ Вербицкой М.В. 5 класс

карточки с грамматическим материалом, аудиозапись, карточки для контроля грамматических знаний, картинки с изображением морских обитателей, карточки для контроля навыков аудирования

Техническое обеспечение: мультимедийная презентация; мультимедийный проектор, компьютер, экран, магнитная доска

3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Цель - снять напряжение, настроить детей на работу, погрузить в языковую среду.

а) организационный момент - 2 мин

Учитель приветствует учащихся. Выявляет отсутствующих. Предлагает учащимся проверить наличие школьных принадлежностей к уроку.

Диалог учителя с классом (форма работы T – class)

Учитель задает вопросы, требующие краткого ответа. Диалог учителя с классом (форма работы T – class)

б) фонетическая разминка-2 мин Учитель предлагает учащимся прочитать скороговорку вслух хором и по отдельности. Какие же звуки мы сегодня тренируем?

в) речевая зарядка - развитие диалогической речи. Учитель вызывает к доске ученика (форма работы P – class) Учащиеся отвечают на вопросы одноклассника. Учитель организует игру Merry go round (приём Карусель) Учащиеся задают друг другу любые вопросы, отвечают на вопросы.

Показывают умение запрашивать информацию и умение вежливо обращаться к партнеру по говорению, двигаясь по кругу

4 мин

Цель: Подготовка учащихся к иноязычной речи, введение в языковую среду, подготовка учащихся к правильному интонационному и фонетическому оформлению речи.

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

Повторение лексического материала

Цель: Активизировать употребление выученных на предыдущем уроке лексических единиц-3 мин

Учитель напоминает, что далее по составленному плану урока предстоит работа с лексикой. Предлагает посмотреть на следующий слайд №8 и объясняет, зачем нужно повторить именно эти слова.

Просит повторить лексику по теме. Форма - хоровая. Игра « Переводчик» Форма работы У1—У2

Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься 

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься

1)Просит посмотреть учащихся на экран, ответить на вопросы и определить общую

и грамматическую темы урока. Слайд 2 и 3

Для облегчения задачи ученикам показываются картинки.

Сегодня на уроке вы узнаете (мы повторим), чем отличаются друг от друга прилагательные и наречия

Сегодня на уроке вы узнаете (мы повторим) способы образования наречий.

Сегодня на уроке вы научитесь определять (мы повторим), какую часть речи надо использовать в предложении: прилагательное или наречие.

2) Просит учащихся определить цель урока (Приём-Облако из слов) Слайд4

3) Предлагает учащимся составить план урока

Проверка домашнего задания - работа с РТ и слайдом на доске. Исправляют заведомо неверные утверждения в Д/З (Коммуникативная игра (Yes-No) Прием-исправьте ошибки

Одному из слабоуспевающих учеников дается особое задание у доски: соотнести картинки с названием морских обитателей, за которое он получает оценку.

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.

1)Обучение аудированию – активизация и контроль изученного лексического материала

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону-4 мин

Предлагает послушать аудио запись 2 раза и ответить на вопросы по содержанию прочитанных текстов, раздаёт карточки для ответов, TRUE-FALSE-NOT STATED

Показывает учащимся правильный ответ на экране, просит проверить себя и поставить себе оценку в пустом окошечке, пользуясь предложенной шкалой

2)Физкультминутка Moving break

Цель - снятие напряжения у обучающихся. Поддержание здоровья. Развитие воображения. Подвижная игра

2)Активизация грамматических знаний

Учитель обращает внимание на следующий пункт плана урока (написан мелом на доске) и вспомнить всё, что они знают о прилагательных и наречиях. Организует беседу, создаёт проблемные ситуации, требующие разрешения, задает наводящие вопросы, заставляет думать и размышлять, активизирует мыслительную деятельность. Благодаря этому учащиеся самостоятельно выводят правило образования наречий и способы их образования.

Форма работы - фронтальная

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

выполнение закрепляющих упражнений-7 мин

Учитель просит открыть учебник p.71 ex.23 и выполнить упражнение письменно в тетрадях. Форма работы - индивидуальная слайд 16

Дайте определение понятию «Антонимы», не забывайте, как образуются наречия. Выполняют упражнение с самопроверкой и взаимопроверкой.

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

Учитель предлагает сыграть в грамматическую игру «Cross-zero game», которая предполагает использование всех полученных коммуникативных ЗУН в совокупности. Group work

Знакомит учащихся с правилами игры, распределяет на 2 команды путём раздачи жетончиков с разными морскими животными, направляет и следит за ходом игры, отвечает на возникшие вопросы. Форма работы – групповая

Команды соревнуются, кто быстрее и правильнее выполнит задание, доказывают свою точку зрения, помогают друг другу. Проверяют свои ответы с учителем, выявляют победителя.

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

Подберите соответствующие учебные задания.

1)Что не так с этими морскими обитателями?- связь с предметом Биология

2)Активизация грамматических знаний о прилагательном и наречии - связь с предметом Русский язык

3) Игра « Крестики-нолики» задание из реальной жизни.

4) Физкультминутка Море волнуется - раз….

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

Преобразуйте слово, написанное заглавными буквами, так, чтобы оно грамматически и лексически соответствовало содержанию текста.

Can you remember the Cheshire cat who ___ (SLOW) disappears in Lewis Carol’s books about Alice?

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

1)учебник p.71 ex.23 ФГ-читательская грамотность - подобрать антонимы, понять задание

2) WB p.40 Найдите в любых источниках 3-5 интересных или необычных факта о морских обитателях

(ФГ - развитие креативного мышления+ инфор гр+ естественно - научная грамотность)

3) Самостоятельная постановка темы, цели и задач урока - деятельностная грамотность

4) контроль усвоения изученного лексического материала + обучение аудированию

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону=

деятельностная грамотность - осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

Все задания урока направлены на развитие коммуникативной грамотности.

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

1)Закрепление и контроль усвоения лексического материала, освоенного на прошлом уроке, на основе аудиоматериала - учебник стр.69 упр.17

2)Активизация грамматических знаний о прилагательном и наречии на основе знаний, полученных на русском языке.

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

Контроль усвоения грамматического материала - выполнение теста -5 мин.

Цель - проверить уровень усвоения нового материал, выявление причин затруднений и коррекция ошибочных действий (на след. уроке)

Учитель раздаёт распечатки с заданием и предлагает учащимся выбрать правильный ответ между прилагательным и наречием

Учащиеся читают предложения, анализируют его, выбирают ответ.

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

-Учителю рекомендуется организовать личностную рефлексию путем подведения итогов урока

-учить обучающихся осознавать связь между целью учебной деятельности и результатом учения

-учить анализировать и описывать свои чувства и настроение после урока

-Предложить учащимся вернуться к плану и вспомнить, что было сделано, какие знания получены и умения отработаны на каждом этапе урока.

-Попросить вспомнить название урока и цель урока и проанализировать, достигнута ли цель.

Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

Запись домашнего задания на следующий урок

-Учить обучающихся понимать пользу выполнения домашнего задания

-Объяснить способ выполнения домашнего задания - слайд 10

-Создать ситуацию ожидания следующего урока (приём - Верите ли вы, что…)

-Разобрать пример в РТ и спросить, есть ли вопросы, всё ли понятно, привести свой пример: Верите ли вы, что у осьминога 3 сердца?

Домашнее задание на выбор

WB p.40 1)Найдите в любых источниках 3-5 интересных или необычных фактов о морских обитателях

2) Опишите любое морское существо, нарисуйте его или принесите фото.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Определение координат географических объектов по карте. Практическая работа 5 класс (ФГОС)

Определение координат географических объектов по карте. Практическая работа 5 класс (ФГОС) АВТОРСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ СОЗДАНЫ НА ОСНОВЕ ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГР...

Определение азимута. Практическая работа 5 класс (ФГОС)

Определение азимута. Практическая работа 5 класс (ФГОС)АВТОРСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ СОЗДАНЫ НА ОСНОВЕ ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (МИНИСТЕРСТВО...

Работа с метеоприборами (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов, обработка результатов наблюдений). Практическая работа 6 класс (ФГОС)

Работа с метеоприборами (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов, обработка результатов наблюдений). Практическая работа 6 класс (ФГОС)АВТОРСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ СОЗДАНЫ Н...

Определение средних температур, амплитуды и построение графиков. Практическая работа 6 класс (ФГОС)

Определение средних температур, амплитуды и построение графиков. Практическая работа 6 класс (ФГОС)АВТОРСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ СОЗДАНЫ НА ОСНОВЕ ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММ...

Выявление взаимозависимостей тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на территории России. Практическая работа 8 класс (ФГОС)

Выявление взаимозависимостей тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на территории России. Практическая работа 8 класс (ФГОС)АВТОРСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ СОЗДАНЫ НА ОСНО...

Описание элементов рельефа России. Практическая работа 8 класс (ФГОС)

Описание элементов рельефа России. Практическая работа 8 класс (ФГОС)АВТОРСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ СОЗДАНЫ НА ОСНОВЕ ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ...

Построение профиля своей местности. Практическая работа 8 класс (ФГОС)

Построение профиля своей местности. Практическая работа 8 класс (ФГОС)АВТОРСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ СОЗДАНЫ НА ОСНОВЕ ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИ...