Подготовка к олимпиаде
методическая разработка по английскому языку (9 класс)
Индивидуализированная программа по подготовке учащихся к олимпиадам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovki-k-olimpmiade.docx | 33.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуализированная программа по подготовке учащихся к олимпиадам
учителя английского языка
МОУ «Новомичуринская СОШ№3»
Бирюковой К.В.
Программа подготовки учащихся
к предметным олимпиадам и конкурсам
по английскому языку
Пояснительная записка.
Предлагаемый курс предназначен для учащихся старшей ступени обучения общеобразовательных школ проявляющих особый интерес к изучению английского языка. Известно, что олимпиадные задания – это всегда задания повышенного уровня, которые нелегко выполнить со стандартным запасом школьных знаний. Этапы Всероссийской олимпиады школьников позволяют провести отбор тех учащихся, у которых творческий потенциал сочетается с языковыми способностями, а знания необходимых языковых правил, явлений и реалий – с умением применить их на практике, поэтому возникает противоречие между потребностями учащихся и содержанием обучения, заложенном в федеральном стандарте.
Данная программа рассматривается, как система использования английского языка в развитии индивидуальности школьника и направлена на социальное и культурное развитие личности учащегося, его творческой самореализации.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена анализом сложившейся ситуации в практике преподавания иностранного языка в общеобразовательной школе, которая позволяет выявить противоречия между:
требованиями программы общеобразовательных учреждений и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике;
условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
В процессе обучения по данному курсу учащиеся познакомятся с форматом олимпиады и будут практиковаться в выполнении олимпиадных заданий. Необходимость курса заключается в том, что его изучение поможет ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Основная образовательная задача курса определяется, с одной стороны, требованиями стандарта по иностранным языкам, а с другой стороны, необходимостью специализированной подготовки к участию в олимпиадах по иностранным языкам.
Отличительной особенностью предлагаемого курса является разнообразие практических работ для закрепления полученных знаний и формирования навыков и умений, необходимых для успешного участия в олимпиаде. Программа предусматривает установление степени достижения итоговых результатов через систему контроля в форме тестирования учащихся в формате олимпиады.
Данный курс способствует индивидуализации процесса обучения. Он ориентирован на удовлетворение потребностей обучающихся в изучении английского языка, способствует развитию познавательной активности обучающихся. Курс расширяет и углубляет знания по английскому языку, сохраняет интерес, осознание необходимости его дальнейшего изучения, повышает мотивацию.
Цель программы – развитие индивидуальности школьников, предоставление возможности создать собственную образовательную траекторию, подготовка к участию во Всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку.
Программа имеет следующие развивающие и воспитательные цели:
- развитие социокультурной компетенции, а именно умения участвовать в коммуникации в соответствии с нормами, принятыми в обществе;
- воспитание способности к личному самоопределению;
- развитие межкультурной компетенции, а именно умения участвовать в межкультурной коммуникации, учитывая особенности других культур;
- развитие умения достигать поставленной цели, при необходимости преодолевая возникающие препятствия;
- развитие компенсаторной компетенции;
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
сформировать коммуникативные знания для письменного и устного общения на английском языке;
изучить, повторить и обобщить материал по тем разделам грамматики и лексики, которые входят в основные части олимпиады;
ознакомить с форматом олимпиады;
развивать гибкость, способность ориентироваться в типах олимпиадных заданий;
сформировать определенные навыки и умения, необходимые для успешного выполнения олимпиадных заданий, а именно: в области говорения – обучать высказыванию по предложенной теме, аргументированно выражать своё мнение, обсуждать проблемы и предлагать решения, поддерживать разговор на общие темы, корректно ставить вопросы; в области письма – учить писать связные тексты сложной структуры на различные темы, излагать и обосновывать своё мнение по широкому кругу общекультурных и общественно значимых вопросов; в области аудирования – формировать умение слушать текст с пониманием общей идеи и с извлечением информации, с детальным пониманием; в области чтения – формировать умение читать тексты с пониманием общей идеи и с извлечением информации, с детальным пониманием;
для развития компенсаторной компетенции развивать умения пользоваться языковой и контекстуальной догадкой;
научить анализировать и объективно оценивать результаты собственной учебной деятельности;
Структура и основное содержание
Данная программа рассчитана на 1 час в неделю. Целевая аудитория: школьники 9 – 11х классов. Тематическое планирование составлено на 35 учебных часов.
В основе программы лежат следующие методические принципы:
- интеграция основных речевых умений и навыков;
- последовательное развитие основных речевых умений и навыков;
- применение полученных умений и навыков на практике в ходе выполнения олимпиадных заданий;
- коммуникативная направленность заданий;
- материалы программы соответствуют возрасту, интересам и уровню языковой подготовки учащихся.
Организация учебного процесса предусматривает проведение теоретических и практических занятий.
Методические рекомендации по реализации учебной программы
Данный курс предполагает, что учитель хорошо знаком с форматом олимпиады, требованиями к выполнению заданий и критериями их оценки.
Рекомендуется активно использовать в работе имеющийся опыт и знания учащихся, предоставлять им возможность самим проанализировать качество выполнения заданий. Необходимо также уделять внимание определенным олимпиадным стратегиям, позволяющим учащимся решать поставленную перед ними задачу в случае возникновения трудности.
Программа может быть расширена за счет привлечения дополнительного материала для проведения тренингов или сокращена за счет уменьшения времени на объяснение лексико-грамматического материала при хорошей подготовке учащихся. Возможно предложить учащимся дополнительные тренировочные задания для самостоятельной работы дома, при условии, что это для них не будет большой перегрузкой.
Формы работы: парная, групповая, оценка и взаимооценка, анализ работ и др.
Типы заданий: множественный выбор, установление соответствий, установка порядка следования событий в тексте, анализ текста, подстановка, перефразирование, составление плана, подбор синонимов, трансформация, ответы на вопросы, исправление ошибок.
Оценивание знаний, умений и навыков
В ходе работы по данной программе осуществляется контроль:
Текущий – позволяющий судить об успехах учащихся (качество выполнения тренировочных заданий)
Промежуточный - после каждого блока
Итоговый – дающий возможность оценить степень усвоения пройденного материала
Основная задача контроля — объективное определение уровня владения обучаемыми иноязычным материалом на каждом этапе становления их навыков и умений, при этом объектом контроля в устной речи является как языковая форма сообщения, так и его содержание.
Контроль проводится в форме выполнения заданий олимпиадного уровня.
По итогам прохождения курса учащиеся должны:
Овладеть навыками выполнения олимпиадных заданий
Listening
Нужно проявить способность понимать аудиозаписи на английском языке
Необходимо уметь:
- понимать тексты повседневного и профессионального стиля речи;
- выбирать главные факты, опуская второстепенные;
- выборочно понимать необходимую информацию с опорой на языковую догадку, контекст.
Reading
Нужно продемонстрировать способность читать и понимать тексты по современной проблематике. Необходимо уметь понимать суть текста и справляться с незнакомыми словами и грамматическими структурами, отделять важную для понимания текста информацию от второстепенной, понимать позицию автора текста
Use of English
Нужно продемонстрировать соответствующий уровень владения лексическим материалом и умение оперировать им в условиях множественного выбора, а также владение грамматическим материалом в рамках программы средней школы и умение практически использовать его не только на уровне отдельного предложения, но и в более широком контексте
Writing
Нужно продемонстрировать умение писать простые связные тексты на известные или социально значимые темы, излагать и обосновывать свое мнение, умение обращаться с грамматическими структурами, использовать необходимый словарный запас, писать без ошибок и с правильной пунктуацией, правильно употреблять формулы речевого этикета
Speaking
Нужно продемонстрировать способность общаться на английском языке с другим участником олимпиады
В рамках монолога необходимо уметь:
- составить связное сообщение на известные или интересующие участника темы;
- изложить и обосновать свое мнение;
В рамках диалога необходимо уметь:
- начинать, вести и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, при необходимости переспрашивая, уточняя
- расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывать свое мнение, просьбу, отвечать на предложения собеседника согласием или отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал
- рассказать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своей стране, городе и т.д.
Ожидаемые результаты
Главным результатом является готовность учащихся к участию в олимпиаде. К концу данного курса учащиеся обобщают и закрепляют лексико-грамматический материал и отрабатывают определенные умения и навыки по всем разделам олимпиады.
Учебный план
№ | Тема занятия | содержание | Количество часов |
Ознакомление с форматом олимпиады | Четыре основных вида речевой деятельности. Конкурс понимания устного текста. Конкурс понимания письменного текста. Конкурс устной речи. Конкурс письменной речи. Лексико-грамматический тест. Типы заданий. Продолжительность выполнения заданий. | 1 | |
Стратегии подготовки к разделу «Listening» | Как работать с инструкцией? Как работать с заданием? Как работать с текстом? | 1 | |
Работа с тестовыми заданиями на понимание основного содержания | Выполнение тестовых заданий с последующим анализом выполнения заданий и разбор типичных ошибок. | 1 | |
Работа с тестовыми заданиями на извлечение запрашиваемой информации | Выполнение тестовых заданий с последующим анализом выполнения заданий и разбор типичных ошибок. | 1 | |
Работа с тестовыми заданиями на полное понимание прослушанного | Выполнение тестовых заданий с последующим анализом выполнения заданий и разбор типичных ошибок. | 1 | |
Выполнение теста по аудированию | Тестирование навыков аудирования в формате олимпиады. | 1 | |
Стратегии подготовки к разделу «Reading» | Как работать с инструкцией? Как работать с заданием? Как работать с текстом? | 1 | |
Работа с тестовыми заданиями на понимание основного содержания | Выполнение тестовых заданий с последующим анализом выполнения заданий и разбор типичных ошибок. | 1 | |
Работа с тестовыми заданиями на понимание структурно-смысловых связей | Выполнение тестовых заданий с последующим анализом выполнения заданий и разбор типичных ошибок. | 1 | |
Работа с тестовыми заданиями на полное понимание прочитанного | Выполнение тестовых заданий с последующим анализом выполнения заданий и разбор типичных ошибок. | 1 | |
Выполнение теста по чтению | Тестирование навыков чтения в формате олимпиады. | 1 | |
Стратегии подготовки к разделу «Use of English» | Структура раздела, анализ заданий | 1 | |
Личные и неличные формы глагола, видовременные формы глагола | Повторение форм глагола, употребление времен, употребление различных форм глагола, заполнение пропусков глаголами в соответствии с контекстом | 1 | |
Страдательный залог | Повторение форм глагола в страдательном залоге, выполнение упражнений на употребление страдательного залога | 1 | |
Степени сравнения прилагательных и наречий | Повторение правил образования степеней сравнения прилагательных и наречий, выполнение практических упражнений | 1 | |
Множественное число существительных | Повторение правил образования множественного числа у английских существительных, исключения из правил, выполнение практических упражнений | 1 | |
Порядковые числительные | Повторение правил образования и употребления порядковых числительных, выполнение практических упражнений | 1 | |
Работа с тестовыми заданиями по грамматике | Выполнение заданий на правильное употребление грамматических форм в формате олимпиады с последующим анализом | 1 | |
Работа с тестовыми заданиями по словообразованию | Определение частей речи и образование новых слов, добавление суффиксов, добавление приставок, выполнение практических упражнений | 1 | |
Устойчивые словосочетания, фразовые глаголы, идиоматические выражения | Выполнение упражнений на употребление устойчивых словосочетаний, фразовых глаголов и идиом | 1 | |
Способы управления в предложении (предлоги), способы сочинения и подчинения (союзы) | Выполнение практических упражнений | 1 | |
Работа с тестовыми заданиями по лексической сочетаемости единиц | Продумывание возможного варианта ответа, выбор правильного ответа, определение неверных ответов, выполнение заданий в формате олимпиады | 1 | |
Выполнение лексико-грамматического теста | Тестирование лексико-грамматических навыков в формате олимпиады | 1 | |
Стратегии подготовки к разделу «Writing», письмо личного характера | Образцы писем и рекомендуемый языковой репертуар, характерные черты личного письма, фразы и выражения, рекомендуемые при написании различных писем личного характера | 1 | |
Мини-практикум по написанию письма личного характера | Написание письма личного характера | 1 | |
Написание сочинения-выражения собственного мнения | Образец эссе и рекомендуемый языковой репертуар, характерные черты эссе, планирование сочинения, выражение собственного мнения | 1 | |
Мини-практикум по выполнению заданий письменной части | Написание сочинения-выражения собственного мнения | 1 | |
Стратегии подготовки к разделу «Speaking», речевые клише | Практические указания и упражнения на преодоление типичных трудностей, стратегии, направленные на формирование компенсаторных умений в устном речевом общении | 1 | |
Диалог с целью обмена информацией | Различные типы диалогов прагматической направленности, стратегии запроса и передачи информации | 1 | |
Тематика монологического высказывания | Презентация темы с обсуждением | 1 | |
Мини-практикум по выполнению заданий устной части | Выполнение олимпиадных заданий | 1 | |
Мини-практикум по выполнению заданий устной части | Выполнение олимпиадных заданий | 1 | |
Пробный тест в формате олимпиады | Выполнение олимпиадных заданий | 1 | |
Пробный тест в формате олимпиады | Выполнение олимпиадных заданий | 1 | |
34 часа |
Используемая литература
Английский язык. Всероссийские олимпиады. Выпуск 1. Авторы-составители: Ю.Б. Курасовская, А.И. Усманова, Л.А. Городецкая – Москва, Просвещение, 2009.
Клековкина Е., Манн М., Тейлор-Ноулз С. Учебное пособие «Laser B2»./Оксфорд: Макмиллан, 2009.
Клековкина Е., Манн М., Тейлор-Ноулз С. Сборник тестов для подготовки к единому государственному экзамену по английскому языку./Оксфорд: Макмиллан, 2009. – 247 с.
Клековкина Е., Манн М., Тейлор-Ноулз С. Учебное пособие для подготовки к ЕГЭ по английскому языку: Чтение. Письмо./Оксфорд: Макмиллан, 2009.
Клековкина Е., Манн М., Тейлор-Ноулз С. Учебное пособие для подготовки к ЕГЭ по английскому языку: Говорение. Аудирование./Оксфорд: Макмиллан, 2009.
Создание программ к элективным курсам по английскому языку – принципы и практика/Конобеев А.В., учебно-методический журнал “Английский язык в школе”, №2-2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для подготовки к олимпиаде 5-9 класс.
Материалы взяты с официального сайта www.cambridgeesol.org/exams/...
Подготовка к олимпиадам в школьном курсе математики. 11 класс.
В этой методической разработке приведены задачи, которые стали олимпиадной классикой и использовались в процессе подготовки учащихся 11-х классов к олимпиадам. Этот мат...
Сборник задач для подготовки к олимпиадам.
В брошюре собраны задачи, которые могут быть полезны ученикам 7-9 класса, готовящимся к школьным и муниципальным олимпиадам по математике. Тематика задач разная: принцип Дерихле, четность-нечетн...
Тест для Кадыровой К. Подготовка к олимпиаде.
Материалы для подготовки к олимпиаде....
Тесты для подготовки к олимпиаде по физкультуре
Тест создан в форме мини-сайта. Пособие адресовано учителям физической культуры для поддержания у учащихся интереса к предмету, проверке знаний, может быть полезно старшеклассникам для сам...
Подготовка к олимпиаде по русскому языку.
Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Раздел "Лексика". Задания + ответы...
тренажеры для подготовки к олимпиаде по праву
при помощи тренажеров отрабатываются определения. Это полезно как для подготовки к олимпиаде по праву . тае и для подготовки к ЕГЭ блок право....