Международная олимпиада по истории авиации и воздухоплавания имени А.Ф. Можайского В чем причины аварий и катастроф воздушных судов? Историко – исследовательская работа
творческая работа учащихся по английскому языку (11 класс)
В настоящее время, связи с увеличением количества авиаперевозок, вопрос безопасности является наиболее актуальным. Исследовательская работа рассматривает основные причины крушения авиалайнеров.
Тема исследования: причины авиакатастроф и аварий и их анализ.
Цель работы: исследовать самые распространенные причины аварий
Основные задачи:
● изучить и систематизировать данные крушений.
● сделать выводы о соотношении различных причин авиакатастроф.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_chem_prichiny_avariy_i_katastrof_vozdushnyh_sudov._olimpiada_mozhayskogo.docx | 427.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Уфимский университет науки и технологий" в г. Кумертау
Отделение среднего профессионального образования
«Авиационный технический колледж»
Международная олимпиада по истории авиации и воздухоплавания имени А.Ф. Можайского
В чем причины аварий и катастроф воздушных судов?
Историко – исследовательская работа
Хайбуллин Радиф
студент группы ЭО 150
Руководитель – преподаватель
Мазитова А.М.
Кумертау 2022
Содержание:
| 3 |
| 4 |
| 5 |
| 7 |
| 11 |
| 12 |
Введение
Авария воздушного судна - происшествие, произошедшее с воздушным судном, не понесшее за собой человеческие жертвы, в ходе которого авиалайнер получил повреждения.
Авиакатастрофа - происшествие, произошедшее с воздушных судном, в ходе которого люди погибли или пропали без вести, в том числе в ходе эвакуации.
В настоящее время, связи с увеличением количества авиаперевозок, вопрос безопасности является наиболее актуальным. Исследовательская работа рассматривает основные причины крушения авиалайнеров.
Тема исследования: причины авиакатастроф и аварий и их анализ.
Цель работы: исследовать самые распространенные причины аварий
Основные задачи:
● изучить и систематизировать данные крушений.
● сделать выводы о соотношении различных причин авиакатастроф.
2. Мировая статистика крушений и аварий
Количество авиакатастроф по странам мира с 1945 года:
1. США (828);
2. Россия (521);
3. Бразилия (188);
4. Колумбия (183);
5. Канада (105);
Рейтинг стран по авиакатастрофам за период с 2014 по 2020 год:
Россия (43);
Соединённые Штаты (18);
Украина (8);
Конго (7);
Германия (4).
Прежде чем рассматривать причины на конкретных моделях, анализируем мировую статистику. Для этого воспользуемся Интернет ресурсами.
На этом графике видно, что за последнее время число катастроф уменьшилось, но ситуация всё равно нестабильная. Число жертв уменьшилось в два раза, а число катастроф лишь в полтора. Значит можно сделать вывод, что безопасность воздушных судов улучшилась. Можем заметить, что в 2001-2005 году было много жертв и катастроф. Это можно обосновать увеличением терактов. Самый большой столбец 2001 год. Тогда произошёл теракт 11 сентября в Нью-Йорке. Два самолёта были угнаны террористами и в ходе полёта были направлены в «Башни близнецы». В ходе этого погибло много людей: все пассажиры самолета и люди, находившиеся в торгово-офисном центре. После этой трагедии были предприняты новые меры безопасности.
3. Крупнейшие Авиакатастрофы и их причины
Тенерифе. Крупнейшая по количеству жертв авиакатастрофа случилась 27 марта 1977 года на острове Тенерифе. По нелепой случайности прямо на взлетно-посадочной полосе канарского аэропорта Лос-Родеос произошло фатальное столкновение двух Boeing 747: американской авиакомпании Pan Am и нидерландской KLM. Страшная катастрофа унесла жизни 583 человек. Выживших было гораздо меньше — всего 61 пассажир рейса Pan Am, в числе которых оказались капитан и второй пилот, а также бортинженер.
Основной причиной авиапроисшествия назвали плохие погодные условия, вследствие которых нарушилась радиосвязь с пилотами. Командный состав боингов не смог правильно интерпретировать указания авиадиспетчера и практически не слышал друг друга. Ситуацию усугубил сильный туман, который снизил видимость до ста метров.
В результате этих нелепых случайностей оба лайнера практически одновременно оказались на одной взлётной полосе. Двигаясь друг другу навстречу, пилоты не имели физической возможности оценить полную картину происходящего. Первым на взлёт вышел Boeing авиакомпании KLM и только в этот момент увидел двигающийся навстречу самолёт Pan Am.
Пилот попытался оторвать самолёт от земли, чтобы предотвратить столкновение, однако расстояние для манёвра оказалась недостаточным. Лайнеры на полном ходу столкнулись «лоб в лоб». Сила удара была настолько большой, что самолёт KLM сделал гигантскую пробоину в фюзеляже Pan Am. После этого он упал на взлётную полосу и загорелся. В пожаре погибли все, кто находился внутри. Во втором самолёте чудом остались живы некоторые пассажиры.
Япония: в столкновении с горным хребтом выжило 4 человека.
12 августа 1985 году случилась авиакрушение, по количеству жертв немногим уступающее катастрофе в Тенерифе. Боинг японских авиалиний Japan Airlines вылетел по своему стандартному маршруту Токио-Осака. Через 12 минут после взлёта появились серьёзные технические неполадки, вследствие которых полностью оторвался киль. Команда более получаса пыталась стабилизировать самолёт, однако их попытки были безуспешны. Авиалайнер потерял управление и врезался в горный массив неподалёку от Фудзиямы.
Катастрофа забрала жизни 520 человек. Четыре пассажира выжили, и это воспринималось не иначе, как чудо. Японское правительство провело официальное расследование, в ходе которого эксперты установили причины авиакатастрофы. К трагедии привела халатность ремонтного персонала, который при плановых работах допустил критические ошибки.
Синайский полуостров: массовая гибель российских граждан в теракте ИГИЛ:
Самой крупной авиакатастрофой Египта и России стало крушение самолета Airbus A320 над Синайским полуостровом 31 октября 2015 года. Через 23 минуты после взлёта радары перестали фиксировать чартерный лайнер, который направлялся в Санкт-петербург из Шарм-Эль-Шейха. А вскоре после этого военная авиация Египта обнаружила его обломки в горах неподалёку от города Нехель. От столкновения с землёй самолёт полностью разрушился, а его части были разбросаны на площади более 30 км. Выживших среди 224 человек не оказалось.
В первые дни после происшествия ответственность за события взяла на себя запрещённая в России организация ИГИЛ. В процессе расследования информация о теракте подтвердилась: Airbus A320 потерпел крушение из-за самодельного взрывного устройства, спрятанного в хвостовой части. Оно было незаметно заложено туда неизвестными лицами и замаскировано под нагромождением багажа и детскими колясками. Подозреваемых в совершении преступления не выявили. Среди пассажиров находилось 25 детей разного возраста, в том числе и девочка 10 месяцев. Позже она стала символом трагедии, и многие зарубежные издания растиражировали ее фотографию, сделанную родителями накануне путешествия.
Франция: катастрофа в Эрменонвиле унесла жизни 346 человек:
Технологические ошибки в конструкции грузовой двери привели к смерти 346 человек.
3 марта 1974 года лайнер McDonnell Douglas DC-10 вылетел из парижского аэропорта в Стамбул, после чего должен был лететь в Лондон. Однако трагедия случилась уже через шесть минут после поднятия в воздух. Как только самолёт набрал высоту 3500 метров, обнаружилась поломка запорного механизма в люке грузового отсека. Из-за этого его оторвало и началась взрывная декомпрессия салона, которая вывела из строя все системы управления. Успешно посадить DC-10 в такой ситуации не представлялось возможным: всего спустя полторы минуты он на огромной скорости спикировал в лес Эрменонвиль и загорелся.
В Индии столкновение самолетов привело к гибели 349 человек:
12 ноября 1996 года произошло воздушное столкновение казахского лайнера Ил-76ТД и арабского Boeing 747. Катастрофа стоила жизни всем 349 пассажирам, которые находились внутри обеих машин. Происшествие признали самым крупным по числу погибших при столкновениях в воздухе.
В этой катастрофе у людей не было ни единого шанса выжить: не распознав команду авиадиспетчера, казахский Ил-76ТД резко снизил высоту и на скорости 500 км/час протаранил фюзеляж Boeing 747, который летел ему навстречу. После столкновения Boeing сразу распался на части еще в воздухе. Ил-76ТД уцелел, однако потерял управление и тоже рухнул на землю. Одной из причин катастрофы называют не только ошибку экипажа, но также отсутствие на лайнерах системы предупреждения столкновений.
4. Причины аварий и авиакатастроф воздушных судов
Все причины аварий воздушного транспорта делятся на следующие группы:
Человеческий фактор (ошибки экипажа или диспетчерской службы, плохое самочувствие или усталость пилотов). В последнее время стала актуальна причина – ослепление пилотов с земли световыми указками, фонарями.
Технические: отказ, неисправность или поломка бортовой техники, плохое качество топлива.
Плохие погодные условия (туман, ливень, резкое похолодание, высокая влажность воздуха)
Террористический акт: захват судна, взрыв, саботаж.
По статистике более 50% всех катастроф воздушного транспорта имеют своей причиной человеческий фактор. На технические неисправности относят около 30%, остальные связывают с неблагоприятным воздействием природной среды и иными причинами.
Человеческий фактор
Под понятием человеческого фактора подразумевается не только ошибка в выполнении пилотами своих функциональных обязанностей, но и некорректная работа обслуживающего персонала, техников, авиаремонтной службы и диспетчеров. Ведь предугадать действия человека очень сложно, а сам вылет – это сложный технический процесс, требующий значительных материальных и человеческих ресурсов. По данным статистики за 2000 год, около 70% происшествий припадает именно на этот фактор. С каждым годом авиаторы усовершенствуют правила перелётов и всё больше используются автоматические и роботизированные системы управления воздушным движением, сводящие к минимуму участие человека, и как следствие, снижают риск человеческого фактора.
Ошибки пилотов – составляет около 56% всех случаев:
нарушение экипажем стандартных процедур пилотирования;
усталость, проблемы со здоровьем пилотов;
ошибки экипажа в сложных метеоусловиях;
ошибки в условиях противоречивых показаний приборов;
дезориентация при полете в незнакомой местности;
нарушение взаимодействия между членами экипажа;
недостаточная квалификация при данном типе ВС.
Ошибки наземных служб – 8% случаев:
ошибки наземного персонала диспетчерской службы;
неправильная эксплуатация, ремонт, обслуживание ВС.
Технический фактор
Отказ в работе техники также является достаточно распространённой причиной. Хоть и каждая машина перед взлётом проходит технический осмотр и подготовку, на его долю припадает то 22 до 30% падений. Основными причинами технических неполадок являются сбой в работе бортового компьютера и систем безопасности, навигационных систем, отказ двигателей, неполадки в узлах и агрегатах. Выяснить, что приводит к нарушениям достаточно сложно. Учитывая эти данные, авиакомпании отказываются от устаревших и ненадёжных машин. Но в последнее время эксперты всё чаще приходят к выводу о влияние аномальных и природных явлений. Тут также можно выделить 2 типа случаев, по которым техника может отказывать:
Столкновения с птицами
Нередко птицы, попадающие в двигатель бывают причиной авиакатастрофы. Чаще всего это происходит на низкой высоте, особенно при взлёте и посадке. Серьезную опасность для воздушных судов представляют стаи птиц. Из-за столкновения с ними ежегодно в мире происходит около 4000 авиационных аварий и катастроф. По данным многолетнего анализа более 70 % всех столкновений в мире происходит днем, а наиболее опасными являются высоты до 100 метров, на которые приходится от 52 до 80% всех столкновений. В России в настоящее время самолеты сталкиваются с птицами от 50 до 70 раз в год.
Турбулентность и погодные условия
Погодные условия и турбулентность сами по себе не опасны, не несут угрозы разрушения корпуса самолёта. Одна турбулентность не приводит к катастрофе. Катастрофа, это результат стечения различных неблагоприятных обстоятельств, среди которых турбулентность может быть одним из них. Сама по себе турбулентность, это неоднородность атмосферы. Есть несколько известных катастроф, которые произошли при турбулентности, однако непосредственными причинами катастроф, были другие факторы. Ошибки пилотирования, технические неисправности и пр. Опасаться турбулентности нужно, но не потому, что самолет при ней развалится на части, а потому, что пилотирование в таких условиях затруднено. Наиболее часто явление наблюдается в тропических широтах на средних и нижних эшелонах, где много восходящих потоков воздушных масс нагретых в приземном слое. Но бывают случаи, когда лайнер попадает в зону сильной турбулентности и грозового фронта, что может негативно сказаться на работе бортовых систем и потери управления. Несмотря на успехи по обнаружению турбулентности атмосферы и разработке методов ее избежать, может пройти еще немало лет, пока она не будет устранена как потенциальная угроза воздушному транспорту.
Самолёт взлетает и садится всегда против ветра. Самолёт может взлететь с более короткой ВПП или при взлёте у него уменьшится длина разбега. Всё то же самое присутствует при посадке самолёта. При взлёте и посадке с попутным ветром, увеличивается длина разбега и длина пробега самолёта. Самолёт пересекает самый нижний слой атмосферы в столь короткое время, ограниченный запас высоты, скорости полёта и приемистости двигателей не позволяет лётчику своевременно реагировать на неожиданное изменение ветра. Отсутствие информации о резком усилении или ослаблении ветра в ряде случаев было одной из главных причин лётных происшествий. При взлёте (при наборе высоты) лётчик попадает в зону более сильного встречного ветра. Это значит, что подъёмная сила самолёта с высотой увеличивается быстрее, чем этого хочет лётчик, траектория полёта самолёта оказывается выше расчётной, и при сильных сдвигах ветра самолёт может попасть на закритические углы атаки. В свою очередь, это приводит к срыву потока, сваливанию самолёта на крыло и к возможному столкновению ВС с землей.
Также такие неблагоприятные условия, как снег, туман, ливни, аномальная жара отрицательно влияют на воздушное движение. По статистике до 13% катастроф возникает из-за неблагоприятных метеоусловий.
Сложность пилотирования самолёта в облаках или при плохой видимости заключается в том, что, во-первых, отсутствует визуальная ориентировка и ухудшаются условия видимости из кабины самолёта. Во-вторых, пилотирование можно выполнять только по приборам. В-третьих, при полёте в облаках или зоне плохой видимости чаще, чем при полете вне облаков, возникает или сильная турбулентность, или обледенение воздушных судов, или другие опасные явления природы, а также возможны миражи и цветные дымки, которые очень затрудняют полёт.
Кучево-дождевые облака являются «самыми страшными» для полёта всех типов воздушных судов. Вертикальная мощность этих облаков очень большая. Нижняя граница кучево-дождевой облачности обычно понижается до 200-500 м, а верхняя часто достигает тропопаузы. В облаке и вокруг него наблюдаются сильные и неупорядоченные вертикальные движения.
Для авиации основная опасность туманов заключается в значительном ухудшении видимости в них. Возникновение туманов зачастую приводит к закрытию аэропортов по погодным условиям. В метель видимость может ухудшаться до 500-1000 м, а иногда не превышает нескольких десятков метров. Сильный ветер в комплексе с плохой видимостью, который наблюдается в метели, делает этот вид осадков очень опасным для авиации. При продолжительных метелях на аэродромах могут возникать снежные заносы, что затрудняет, а иногда на какой-то срок и исключает работу авиации.
Терроризм
Пассажиры на борту воздушного судна представляют значительную ценность для государства. Действующие группировки преступников считают захват ВС наиболее легким и дешевым способом приобретения популярности, освобождения отбывающих наказание террористов, получения выкупа. В случае катастрофы большинство пассажиров погибает, а террорист остается анонимным лицом.
Первый случай захвата и угона самолета был зарегистрирован в 1931 году в Южной Америке. В дальнейшем (до 1967 года) этот вид незаконного вмешательства не пользовался особой популярностью у преступников. С 1931 по 1967 год было отмечено всего 65 случаев захватов и угонов.
Только начиная с 1967 года, когда по Америке, а затем и по всему миру, прокатилась волна захватов и угонов ВС, диверсий и шантажа, вопросы борьбы с воздушным терроризмом были выдвинуты на первый план.
Как и в случае с молнией, риск, связанный с терроризмом, гораздо меньше, чем привыкли думать многие люди. Тем не менее происходили многочисленные шокирующие нападения на самолеты.
На графике видно, что за последнее время число катастроф уменьшилось, но ситуация всё равно нестабильная. Число жертв уменьшилось в два раза, а число катастроф лишь в полтора. Значит можно сделать вывод, что безопасность воздушных судов улучшилась. Можем заметить, что в 2001-2005 году было много жертв и катастроф. Это можно обосновать увеличением терактов. Самый большой столбец 2001 год. Тогда произошёл теракт 11 сентября в Нью-Йорке. Два самолёта были угнаны террористами и в ходе полёта были направлены в «Башни близнецы». В ходе этого погибло много людей: все пассажиры самолета и люди, находившиеся в торгово-офисном центре. После этой трагедии были предприняты новые меры безопасности.
Несмотря на все улучшения в области безопасности, террористы до сих пор могут проникнуть на борт самолета. К счастью, такое случается действительно очень редко.
- Заключение
Авиационный транспорт самый безопасный вид транспорта. Авиапроисшествия с трагическим исходом бывают редко (например, в гражданской авиации — одно на 4-5 млн вылетов). в 2020 году в авиакатастрофах коммерческих рейсов погибло 299 человек, а в рекордном 2005-м — 1015. Для сравнения: только в России в год в ДТП погибает от 15 до 20 и более тысяч человек.
Самой распространенной причиной аварий и авиакатастроф в самолетах является человеческий фактор. Аналогичное процентное соотношение показывает и мировая статистика.
Можно сделать вывод, что общий процент аварий снизился, по сравнению с началом истории гражданской авиации. Актуальной проблемой остаются теракты. Что касается технических проблем, то их процент неутешительный, никогда этот показатель не становился меньше 10%, а в мировой статистике даже не был меньше 15%. Также можно дополнить, что технические изъяны преобладают в основном в первые и последние годы работы воздушного судна, то есть можно предположить, что это либо недоработки, либо износ воздушного судна. Об этом же утверждают мировые значения.
К сожалению, аварий становится не меньше, так как гражданская авиация всё ещё на этапе развития. Устранить все причины нельзя, но можно снизить их процент. Например, более тщательная проверка самолета и пассажиров перед взлётом может уберечь от очередного теракта; более частый и качественный ремонт снизит процент аварий по технической причине; грамотное и непрерывное обучение (постоянная учёба связи с новыми системами и технологиями на воздушных суднах) может снизить аварии, причиной которых является человеческий фактор, в частности ошибка экипажа или недостаточность опыта.
Использованные источники
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BB-86 (Факты аварий и их причины)
- https://kulturologia.ru/blogs/210218/37870/
- https://avia.pro/blog/pochemu-padayut-samolyoty-analiz-poslednih-aviakatastrof
- https://poisk-ru.ru/s54566t21.html
- https://olymp.as-club.ru/publ/arkhiv_rabot/chetyrnadcataja_olimpiada_2016_17_uch_god/istoriko_issledovatelskaja_rabota/37-1-0-1976
- https://fireman.club/statyi-polzovateley/aviatsionnyie-avarii-vidyi-prichinyi-i-poryadok-deystviy/
- https://playboyrussia.com/lifestyle/puteshestviya/pochemu-padayut-samolety-176451/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткая характеристика основных типов чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их последствий. Основные причины техногенных аварий и катастроф.
Любая авария, прежде чем разрастись до масштабов катастрофы или ЧС, проходит несколько стадий вызревания под воздействием неблагоприятных социальных, технических или прир...
Опасности аварий и катастроф
Презентация "Опасности аварий и катастроф"...
Международный день памяти жертв радиационных аварий и катастроф
В ночь с 25 на 26 апреля 1986 года на Чернобыльской АЭС (Украина) произошла крупнейшая ядерная авария в мире. В атмосферу было выброшено около 520 опасных радионуклидов, 190 тонн радиоактивных в...
Международный день памяти жертв радиационных аварий и катастроф
26 апреля - Международный день памяти жертв радиационных аварий и катастрофНи одно событие после Второй мировой войныне задело за живое столько людей в Европе,как взрыв 4-го реактора Чернобыльской АЭС...
Проверочная работа №1 Тема: Производственные аварии и катастрофы. Краткая характеристика ЧС техногенного характера и основные причины техногенных аварий.
Цель проверочной работы - закрепление и изученных понятий по теме ЧС техногенногот характера....
Классный час: «Международный день памяти жертв радиационных аварий и катастроф».
Классный час проводился в День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах. 26 апреля 1986 года на Чернобыльской атомной электростанции произошла крупнейшая в мире техногенная ката...
Международная Олимпиада по истории авиации и воздухоплавания им. А.Ф. Можайского Историко-исследовательская работа " Бумажный самолетик- детская забава и научные исследования"
Бумажные самолётики были всегда, и дети всех поколений играли в них. Простой бумажный самолетик доставляет огромную радость, независимо от его формы и времени полета. Большая часть людей совершенно ув...