Лексические игры: цели, этапы проведения и требования к играм
методическая разработка по английскому языку

Игры выполняют следующие функции: обучающая (развитие памяти, внимания, мышления), воспитательная (гуманизм, вежливость, уважение обычаев и традиций стран изучаемого языка), развлекательная (развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес), коммуникативная (обучение общению), релаксационная (снятие эмоционального напряжения), психологическая, развивающая (развитие личностных качеств).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskie_igry.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

Лексические игры: цели, этапы проведения и требования к играм

Для наилучшего и эффективного формирования лексических навыков у детей младшего школьного возраста используют лексические упражнения и игры, которые являются одним из современных подходов к обучению лексике. Лексические игры – это игры, которые способствуют наиболее быстрому и продуктивному запоминанию большого числа новой лексики.

Цели проведения лексических игр: как правило, лексические игры применяют для введения новых лексических единиц (ознакомление), их активизации, закрепления и повторения. Ряд лексических игр предназначен для тренировки обучающихся в употреблении отдельных частей речи, единиц, прилагательных, числительных. Также лексические игры способствуют активизации речемыслительной деятельности.

Лексические игры включают в себя нескольких этапов:

  1. Введение в игру, т. е. создаётся игровая атмосфера, определяются цели, задачи игры, осуществляется психологическая подготовка учащихся к игре.
  2. Организация игры: объяснение правил и условий игры участникам, распределение ролей (учитель должен убедиться, что всем участникам поняты правила игры и что они готовы к участию).
  3. Проведение игры: в процессе игры учитель должен со стороны оценивать, отмечать для себя, как принимает участие каждый из учеников, каких успехов он достиг и над чем ещё нужно поработать.
  4. Подведение итогов: по завершению игры учитель должен сказать о результатах участников (сначала нужно отметить то, что удалось учащимся, каких успехов они добились, выделить самых активных участников, а затем указать на слабые стороны).

Выделяют несколько трудностей усвоения лексики иностранного языка в школьных учреждениях: отсутствие речевой практики на изучаемом языке, языковой среды, а также отсутствие потребности у учеников в общении на иностранном языке. Мы абсолютно согласны с данной точкой зрения. Для закрепления лексических единиц необходима практика в речи на ИЯ, тем не менее, во многих школах учителя уделяют слишком мало времени для речевой практики. Большинство школьников не хотят разговаривать на иностранном языке, возможно у них отсутствует мотивация в изучении данного предмета, также существует и ряд других причин. Несомненно, важным является наличие языковой среды на уроках английского языка. На уроках нужно говорить только на изучаемом языке, и лишь в некоторых случаях переходить на родной. Благодаря языковой среде язык изучается более интенсивно и продуктивно, дети сами начинают говорить на ИЯ.

Для преодоления этих трудностей, мы предлагаем следующие рекомендации.

  • Отбор лексики является очень важным моментом на уроке ИЯ в начальных классах. Выбирать лексику нужно исходя из интересов, хобби и желаний учащихся, т. к. именно эти слова им будут даваться легче. Лексика должна включать в себя названия предметов и явлений, окружающие ребенка младшего школьного возраста. Отбор лексики должен быть индивидуален для каждого класса и зависеть от возрастных особенностей учащихся, а также уровня языка. К примеру, “I and my family”, “Animals”, “Colours”, “Fruits and vegetables”, “Clothes”, “Flat”, “Hobbies”, “School pack“ и др.
  • Также рекомендуем использовать на уроках лексические карточки. На одной стороне карточки слово на английском языке, а на другой - рисунок с обозначением этого слова (предмет). Эти карточки можно оформить и другим образом. Например, на одной стороне слово на родном языке, а с обратной стороны на изучаемом. Если часто использовать такие карточки на уроках, то дети будут быстрее и лучше запоминать лексику. Этот метод изучения новых слов особенно хорошо подходит для применения в младших классах.
  • Обучая младших школьников лексике, рекомендуем использовать на уроках интерактивную доску. Это очень эффективный метод для начальной школы. Интерактивная доска универсальна, т.к. с её помощью можно заниматься введением, активизацией, повторением, закреплением лексики. Таким образом, младшие школьники изучают иностранный язык в процессе игры сами того не осознавая. С применением интерактивной доски дети становятся более активными, внимательными на уроках и с радостью осваивают язык.
  • Также можно использовать небольшие тематические тексты с новой лексикой, иллюстрации, обучающие и проверочные упражнения, аудио и видеоматериалы. Короткометражные мультфильмы на изучаемом языке являются также продуктивным методом для изучения лексического

материала.

Итак, игра, несомненно, является эффективным методом обучения иностранному языку в школе, но к игре есть свои специальные требования, которые обязательно должны учитываться учителем при составлении и планировании данной деятельности.

Методисты         выделяют         различные         требования         к         играм.

Рассмотрим некоторые из них.

Колесникова О.А. выделяет следующие требования, которым должна соответствовать игра:

  1. Игра должна проводиться на основе реальных жизненных ситуации.
  2. Учитель должен все подготовить к игре и хорошо организовать

ее.

  1. Игра должна быть принята всей группой.
  2. Игру нужно проводить в положительной атмосфере, чтобы она могла вызвать у учащихся радость, удовольствие, уверенность в себе.
  3. Учитель сам должен верить в эффективность игры. Он должен контролировать деятельность игроков, являясь наблюдателем со стороны. Учитель должен быть активным, он должен „заразить“ своей активностью учащихся. Следует отметить, что учитель должен сделать так, чтобы игра не превратилась в традиционную форму работы, где руководит учитель, поэтому он может лишь корректировать процесс общения, помогая детям, которые нуждаются в помощи.
  4. Оценивать результаты игры учителю нужно аккуратно. Начинать обсуждение результатов необходимо с удачных моментов, а лишь затем указать на недостатки [Раннее обучение иностранным языкам: Электр. ресурс].

Негневицкая Е.И. выделяет следующие требования к игре как к приёму обучения иностранным языкам:

  • Выделяются отдельно игра для учителя и игра для учащихся. Игра для учителя – это упражнение, задание или действие, проводимое в игровой форме для изучения школьниками учебного материала. Для детей игра должна быть, прежде всего, интересным, увлекательным взаимодействием с учителем и одноклассниками, которое сопровождается потребностями игры.  - Для игры необходимо наличие плана, по которому будут действовать игроки. Также необходимо наличие ролей и игровых предметов.
  • В любой игре обязательно должен быть результат, что очень важно для детей: результат мотивирует их.
  • Необходимо соблюдение правил игроками.
  • Дети должны иметь право выбора действия в игре, что обеспечивает активность каждого ребёнка при коллективной форме организации игры.
  • Учитель как организатор игры должен знать, какие навыки, умения будут тренироваться в игре; что ребёнок не умел делать до проведения игры и чему он научится в процессе игры.
  • Учащиеся должны совершать мыслительные операции.
  • В игре не надо использовать традиционные оценки, т. к. если ребенок получит отрицательную оценку за игру, то он вообще потеряет мотивацию к изучению языка [Раннее обучение иностранным языкам: Электр. ресурс].

На наш взгляд, главным является то, что игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьников интерес и желание хорошо выполнить то или иное задание. Ученик должен чувствовать себя легко и свободно в процессе игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение президентские спортивные игры(школьный этап)

Положение президентские спортивные игры(школьный этап)...

План-конспект проведения урока в разделе: Спортивные игры.Волейбол. по теме: «Основные технические приёмы игры в волейбол»

План-конспект проведения урока в разделе:  Спортивные игры.Волейбол.по теме: «Основные технические приёмы игры в волейбол»...

2. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЦЕЛОЕ И ЕГО ЧАСТИ»

Расширение объема словаря...

Методическая разработка Квест игры по этапам "Один за всех и все за одного"

Тема мероприятия: "Один за всех и все за одного"Тип мероприятия: проверка и обобщение приобретенных знаний, усвоение новых, стимулирование познавательного интереса.Цели мероприятия:Формирование метапр...

Интегрированный урок: цели, задачи, этапы проведения

В данном материале можно найти информацию о понятии интегрированного урока, его целях, задачах, этапах проведения. Указаны преимущества данного типа урока. Приведены примеры интеграции математики и др...

Дидактическая игра (1 этап,план)

Найденова Олеся Георгиевна (2Г)1)Дидактическая цель:Совершенствовать навыки на основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуациях, когда они на разном расстоянии и отличают...