Задания PISA как дополнительный инструмент обучения на уроках иностранного языка.
статья по английскому языку

Малахов Владимир Кириллович

Задания PISA как дополнительный инструмент обучения на уроках иностранного языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задания PISA как дополнительный инструмент обучения на уроках иностранного языка.

Автор: Малахов Владимир Кириллович

Организация: МБОУ ХСОШ №5

Населенный пункт: Московская область, г. Хотьково

Современные условия предоставляют обширные возможности для достижения высокого уровня профессионализма в любой сфере деятельности. Основное образование дает возможность многофункционального развития личности для определения дальнейшего пути развития каждого человека. Для определения результатов существуют различные системы оценки. Международные сопоставительные исследования всё чаще входят в нашу жизнь. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) – это международное сопоставительное исследование качества образования, в рамках которого оцениваются знания и навыки учащихся школ в возрасте 15-ти лет. Цель исследования – изучение того, обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в современном обществе, то есть для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Программа позволяет выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования разных стран и оценить эффективность стратегических решений в области образования.

Поскольку это исследование становится популярным и все больше школ принимает участие, то становятся актуальными и особенности подготовки учащихся к этому тестированию.

В рамках PISA оценивается три направления применения на практике полученных во время образовательного процесса навыков и знаний.

  • Читательская грамотность. Она расценивается как способность воспринимать и понимать текстовую информацию, размышлять о получаемых знаниях и заниматься чтением для достижения целей, расширения кругозора и возможностей, активного участия в социуме и взаимодействия с обществом.
  • Математическая грамотность – способности учащихся к математическому мышлению, а также к формулированию, интерпретированию и применению математики как науки при решении задач в рамках разных практических и жизненных контекстов. Данный показатель охватывает процедуры, факты и термины, понятия, инструментарии для объяснений, описания и даже прогнозирования отдельных явлений. Такая грамотность даёт возможность понимать, какую роль играет в мире математика, а также принимать обдуманные решения и совершать продуманные действия.
  • Естественнонаучная грамотность. Она расценивается как человеческая способность к активной гражданской позиции, касающейся естественных наук, а также к полной готовности интересоваться идеями в естественнонаучных областях. Современный человек должен обладать компетенциями в объяснении явлений, интерпретации доказательств и данных, в планировании и оценивании исследований, аргументированном обсуждении актуальных мировых проблем.

Дисциплина английский язык является частью общеобразовательной программы большинства школ Российской Федерации и может отражать все эти направления. «Культура определяет, а язык отображает жизнь и поведение человека во всех сферах его деятельности». Это высказывание С.Г. Тер-Минасовой в полной мере отображается на уроках английского языка. Предлагаемый общеобразовательным учреждениям «Английский в фокусе» имеет гриф министерства образования РФ и отражает все принципы Стандартов второго поколения. Весь процесс обучения английскому языку в данном учебно-методическом пособии направлен на развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной. Чтение текстов на уроках является основным показателем эффективности усвоения материала. Так как на данном этапе чтение и перевод уже не используются на уроках, то основным становится грамотность работы с информацией. Задания учебника можно подразделить на несколько типов.

  1. Задания на установление соответствия. Здесь нужно понять основную тему текста. В этих заданиях используются информационные или научно-популярные статьи для кратких ответов и установления соответствий между заголовками и краткими текстами. Выделение ключевых слов или фраз дает возможность выполнить задание без детальной проработки и четкого значения каждого слова. Применение метода «языковой догадки» решает поставленные цели посредством развития коммуникативных задач.
  2. Задание на понимание логической структуры текста. В данных заданиях используются публицистические и научно- популярные тексты. Подобные задания проверяют умения работы со структурно-смысловыми частями текста. Заполнение пропусков в тексте фразами, предложениями тренирует логическое мышление и понимание культурных алгоритмов при построении текста. Не только слова, стоящие до или после пропуска служат ориентирами, но и знаки препинания. Восстановить предложения помогают союзы и слова-связки. Подобные упражнения учат понимать информацию, которую хочет донести автор. Слова могут указывать противоположную информацию, сравнивать факты или мысли, подвести итог, показать цель действия, дать пример, установить факты или события, объяснить условия действия, ввести новую информацию или дополнить предыдущую.
  3. Задание на проверку полного и точного пониманию текста. В данных заданиях используются художественные или публицистические тексты. Проверяется умение полностью понимать текст и делать выводы из прочитанной информации. На поставленные ответы нужно ответить самостоятельно, не используя предложенные варианты. Найти отрывок в тексте, который подтвердит предложенный ответ. Все оставшиеся ответы должны быть опровергнуты методом исключения. Особое внимание надо обратить на то, что сформулировано четко и на то, что подразумевается.

Огромная потребность человека в знании окружающего нас мира раскрывается в таком многофункциональном явлении как язык и культура общения. Английский язык как зеркало отражается основные веяния в образовании. Информационная среда становиться с каждым годом все более востребованной в нашей жизни. Несмотря на развитие техники и модернизацию многих сфер нашей жизни, человек не может отрываться от повседневной жизни, работать и трудиться не только за деньги, но и ради какой-то определенной цели. Образование как социальный институт знаний и мудрости народа находит отражение в различных аспектах и сферах нашей жизни. Интерес и желание в получении информации и знаний никогда не уменьшаться, они только меняют свои формы и методы.

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Бореев Ю.Б. Эстетика. Серия «Высшее образование» – Ростов н/Д: «Феникс», 2017
  2. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. - М.: Академия, 2003
  3. Мильруд Р.П. Методика преподавания английского языка – М.: Дрофа, 2013
  4. Мильруд Р. П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2000, № 4
  5. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – 4-е изд., стереотип, – М.: Издательский центр «Академия», 2005
  6. Столяренко Л.Д., Самыгин И.С., Столяренко В.Е. Психология и педагогика – Ростов н/Д: Феникс, 2010
  7. Терминасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация – М.: Слово, 2000
  8. Терминасова С.Г. Война и мир языков и культур – М.: Астрель, 2007
  9. Трошихина Е.Г., Алиева М.А., Гришанович Т. В. Тренинг развития жизненных целей – М.: Речь, 2007
  10. Фетискин Н.П., Психология и педагогика. Учебник для вузов. Под ред. Пиктасистого П.И. – М.: Юрайт, 2010
  11. http://www.ruob.ru/zakon.html - информационный портал об образовании в России.
  12. http://www.rae.ru/fs/ - Журнал «Фундаментальные исследования»
  13. http://www.cambridge.org/elt
  14. http://www.longman-elt.com
  15. http://www.macmillan.ru
  16. http://www.prosv.ru
  17. http://www.expresspublishing.co.uk
  18. http://www.onestopenglish.com
  19. http://www.mmpi.net
  20. http://www.its-teachers.com
  21. http://www.techingenglish.org.uk/ru
  22. http://www.vestnik-edu.ru
  23. http://www.1september.ru
  24. https://god2021bull.com/issledovanie-pisa-2021-goda-napravlenie-podgotovka/
  25. https://fioco.ru/Contents/Item/Display/2201447


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные методы обучения на уроке иностранного языка в начальной школе

Освоение и применение эффективных технологий и методов обучения, новых форм организации образовательного процесса, формирование новых отношений в школе – это на сегодняшний день требование времени. В ...

Активные формы обучения на уроках иностранного языка

В статье «Активные формы обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся» представлена система работы по данной теме учителя английского языка МАОУ СОШ № 2 г. Ноябрьска Полонско...

«Принципы интегрированного обучения на уроках иностранного языка.»

С данным докладом я выступала на районном методическом обединении у чителей иностранного языка. При подготовке интегрированных уроков можно обединять различные предметы.Для интегрированного урока клас...

«Реализация принципов индивидуального обучения на уроках иностранного языка.»

При организации урока важно помнить о принципах индивидуального обучения. При этом следует учитывать степень подготовленности ученика на данном этапе, принимать во внимание его настроение ...

Современные технологии обучения на уроке иностранного языка

Специфика современного подхода к организации системы образования во многих странах мира обусловлена своеобразием развития информационного общества, общества высоких технологий. Умение работать с инфор...

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. УЧИМСЯ РАБОТАТЬ С ФОРМУЛИРОВКАМИ ЗАДАНИЙ.

Основные виды функциональной граммотности на уроках иностранного языка, обучение детей работе с формулировками заданий для успешного достижения цели....