Статья: Технология ролевых игр на уроках английского языка
статья по английскому языку

Свенторжицкая Светлана Васильевна

В статье представлена технология использования на уроках английского языка ролевых игр. Она позволяет расшироять словарный запас и повышать мотивацию к изучению предмета у учеников средней и старшей школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология  ролевых игр на уроках английского языка.

Продуктивная учебная деятельность может обеспечить должный уровень иноязычной коммуникативной компетенции.

Ролевые игры – отличная возможность для каждого ученика использовать иностранный язык, который он изучает. Для многих учащихся изучение иностранного языка – тяжелый труд, так как они должны научиться правильно  употреблять слова, понимать прочитанное, устное высказывание и – что самое трудное для застенчивых ребят - говорить на иностранном языке. Игры помогают преодолеть боязнь и поддержат их интерес к общению на иностранном языке. В ролевых играх то, что отрабатывалось в тренировочных упражнениях, повторяется в новых различных контекстах и ситуациях.

Ролевые игры достаточно эффективно развивают способности к творчеству: интеллектуальные и креативные. В развитии творческого мышления могут использоваться незавершенные или открытые учебные ситуации, которые поощряют учащихся к сотворчеству. Коммуникативные игры не только выполняют важную роль в усвоении лексических и грамматических структур, но и развивают у учащихся навыки частично подготовленной речи или неподготовленной (спонтанной), что жизненно необходимо для общения на иностранном языке.

Под ролевыми играми подразумеваются такие действия, как имитация, симуляция, моделирование ситуаций, драматизация. Можно подчеркнуть, что ролевая игра подразумевает, что учащийся играет роль, совсем не связанную с его характером, жизненным статусом, а имитация или симуляция – это воспроизведение ситуаций знакомых ему в жизни. Ролевые игры развивают умения быстро и адекватно ориентироваться в многочисленных и разнообразных коммуникативных ситуациях, овладевая эффективной техникой общения. Данная форма работы является системно-интегрирующим процессом, состоящим из трех этапов.

Первый этап – коммуникативно-диагностический.

На уроках учащиеся рассматривают в различных упражнениях ситуации, подобные той, которая будет им предложена для ролевой игры. Упражнения в диалоговых заданиях предлагают возможные поведенческие модели.

Второй этап – это уже целенаправленная подготовка к ролевой игре. Данный этап состоит из следующих ступеней:

1.Анализ положительных и отрицательных сторон предстоящего общения в рамках заданной ситуации. (То есть создается ситуация мини-беседы аналитического характера)

2. Совершенствование навыков общения в определенной ситуации. Вырабатывается и тренируется умение общаться в конкретной ситуации.(Отработка разговорных клише)

Третий этап – непосредственно ролевая игра состоит из следующих ступеней:

  1. Организация общения: привлечение внимания партнеров по общению, стимулирование их коммуникативной активности, управление процессом и т.д.                                                                                                                     Например, учащимся  в игре” Я – телевизионный ведущий” необходимо обдумать передачу, сделать ее интересной, выбрать откуда будет вестись репортаж, интервью. Так же придумать название и заставку программы. На этой ступени обычно распределяются роли, анализируются речевые опоры и закладываются индивидуальные программы общения.
  2. Непосредственное общение в процессе игры.                                                        Учитель предлагает ученикам написать сценарий  и  прорепетировать. Далее учащиеся представляют передачу классу. Ученики могут в зависимости от темперамента и уровня подготовленности выбрать подходящую для них роль и в обстановке сотворчества преодолеть страх перед возможностью совершить ошибку.

Способы организации.

Легче и быстрее организовать работу в парах, которая дает возможность слушать собеседника и общаться с ним. Парная работа особенно полезна на начальном этапе обучения использованию ролевых игр, а также в группе школьников с проблемами дисциплины.

Большинство ролевых игр требует трех, четырех или шести участников, поэтому в данной ситуации групповая работа эффективна. Если задания для групп носят характер состязания, то в составе групп должны быть ученики с разным уровнем владения иностранным языком. В этом случае формирует группы учитель. Если нет соревнования, то группы могут создаваться  по жребию или по желанию ребят.

Роль учителя.    

Когда пары или группы работают, учитель подходит к ним время от времени, слушает, помогает и в редких случаях исправляет или направляет ход игры. Если ранее на уроках не использовались ролевые игры, то сначала ученики могут играть против учителя, чтобы научиться возражать, соглашаться, доказывать и т.д.

На начальном этапе работы лучше выбирать ролевые игры, в которых представлены ситуации, хорошо знакомые ученикам из жизни. В дальнейшем можно брать за основу игр ситуации, которые им не знакомы, но в которых они могут оказаться.

Игра на уроке длиться от 10 до 30 минут. Длительность зависит от сюжета ролевой игры, уровня владения учащимися языком, их активности и направляющей роли учителя.

Обсуждая проведенную игру, оценивая участие в ней школьников, учителю следует проявить такт. Необходимо помнить, что отрицательная оценка деятельности ее участников неизбежно приведет к снижению активности. Желательно начать обсуждение результатов игры с удачных моментов и лишь, затем перейти к недостаткам.

Рассмотрим несколько сюжетов ролевых игр, которые можно предложить учащимся в начальной школе:

  • “В твой класс приходит новый ученик. Ты хочешь подружиться с ним.”
  • “ У тебя день рожденья. К тебе приходят друзья в гости. Ты хочешь показать им свою комнату. “
  •  “Ты встретился с друзьями после каникул. Расскажи им чем ты был занят”.                                                                                                                                      

Ролевая игра - это деятельность, в которой объединены мысль и чувство, игровой и артистический элемент. Она позволяет учащимся оказаться в жизненной ситуации в конкретный момент, преодолеть волнение и почувствовать уверенность. Школьник проживает разные виды ситуаций, в которых ему надо пользоваться иностранным языком, и это “проживание” подготавливает его к более уверенному общению на иностранном языке в реальной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии. Ролевые игры на уроках английского языка.

Изучение английского языка может показаться совершенно скучным и неинтересным занятием, если этот процесс протекает монотонно, включает один вид деятельности и никак не мотивирует обучаемого все-таки ...

Использование технологии ролевых игр на уроке английского языка.

Из опыта применения ролевой игры на уроке в 11 классе....

Статья: "Технология ролевых игр на уроках английского языка"

Статья может быть полезна творческим учителям английского языка, которые стремятся разнообразить свои уроки и повысить мотивацию к изучению английского языка....

Статья "Технология критического мышления на уроках английского языка"

Понятие самой технологии "критическое мышление " и применение на уроке Английского языка...

Статья "Технология критического мышления на уроках английского языка".

Технология критического мышления на уроках английского языка «Если вы мне расскажете, я это быстро забуду, если вы мне напишите, я прочитаю, но тоже забуду, а если вы вовлечёте меня в дело,...

Статья по теме: " Технология игрового обучения на уроках английского языка. Ролевые игры"

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – эт...

Статья "Технология критического мышления на уроках английского языка на примере УМК Starlight"

Технология критического мышления широко используется педагогами для развития школьников....