Статья в журнал Раздумья на тему "Современные технологии преподавания иностранного языка, эффективные для реализации требований ФГОС ООО", 2022
материал
В данной статье говорится о повышении педагогического мастерства учителя путем освоения современных технологий обучения и воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
menyaylova_razdumya_02.06.22.docx | 35.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Меняйлова Галина Ивановна
учитель английского языка
МБОУ СШ №23 имени В.А.Шеболдаева
Современные педагогические технологии преподавания иностранного языка, эффективные для реализации требований ФГОС основного общего образования
Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образования. Мне, как учителю, необходимо знать, на какие стороны личности ребёнка могут повлиять знания иностранного языка, какие использовать технологии в учебном процессе, чтобы получить планируемые результаты.
Одной из главных задач, считаю, является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных технологий обучения и воспитания. [1]
Педагогическая технология – это проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат.
С овладения любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление учителя: чёткость, структурность, ясность методического языка, появление обоснованной нормы в методике.
Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения английскому языку можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.
Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков английского языка я использую следующие образовательные технологии [2], учитывая возрастные особенности детей:
• Информационно-коммуникационные технологии
• Проектная технология
• Здоровьесберегающие технологии
• Технология проблемного обучения
Информационно-коммуникационные технологии
Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.
Достижение поставленных целей я планирую через реализацию следующих задач:
· использовать информационные - коммуникационные технологии в учебном процессе;
· сформировать у учащихся устойчивый интерес и стремление к самообразованию;
· формировать и развивать коммуникативную компетенцию;
· направить усилия на создание условий для формирования положительной мотивации к учению.
В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ею и создавать ее самостоятельно. Цифровизация открывает для меня новые возможности в преподавании английского языка, а также в значительной степени облегчают мою работу, повышает эффективность и качество обучения, позволяет вести преподавание на современном, более высоком уровне. Кроме того, использование цифровых образовательных ресурсов позволяет мне повысить мотивацию учащихся к обучению, использовать взаимосвязанное обучение различным видам речевой деятельности, учитывать страноведческий аспект, сделать уроки эмоциональными и запоминающимися, реализовать индивидуальный подход, усилить самостоятельность школьников, объективно оценивать знания учащихся, повысить качество наглядности. [3]
Учащиеся сегодня имеют доступ к самым современным образовательным ресурсам, могут заниматься своим самообразованием, принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых в сети Интернет.
Так, например, на учебной платформе Учи.ру они выполняют интерактивные домашние задания, которые я им выдаю. Ежегодно я организую участие детей во Всероссийской онлайн-олимпиаде Учи.ру по английскому языку для учеников 2-9 классов, которая помогает повысить их мотивацию к овладению иностранным языком. С каждым годом количество желающих принять участие в олимпиаде увеличивается.
Сайт https://onlinetestpad.com/ помогает мне проводить контроль сформированности лексико- грамматических навыков в старших классах.
Сайт https://en7-vpr.sdamgia.ru/ помогает учащимся подготовиться к выполнению ВПР.
Проектная технология
Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности.
Работа над проектом - это многоуровневый подход к изучению языка, охватывающий чтение, аудирование, говорение и грамматику. Метод проектов способствует развитию активного самостоятельного мышления учащихся и ориентирует их на совместную исследовательскую работу. На мой взгляд, проектное обучение актуально тем, что учит детей сотрудничеству, а обучение сотрудничеству воспитывает такие нравственные ценности, как взаимопомощь и умение сопереживать, формирует творческие способности и активизирует обучаемых. В общем, в процессе проектного обучения, прослеживается неразрывность обучения и воспитания.
Защиту проекта по определенной теме я провожу в конце изучения раздела, как один их видов повторительно-обобщающего урока.
Здоровьесберегающие технологии
Основная цель образования – развитие ребёнка при сохранении здоровья, т.е. развитие ребёнка в соответствии с принципом природосообразности. Одной из разновидностей педагогических технологий являются здоровьесберегающие технологии.
При организации процесса обучения иностранным языкам я не забываю об охране здоровья своих учеников, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем применять их в жизни.
Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые для этого знания, научить использовать полученные знания в современной жизни.
Я выстраиваю учебный процесс так, чтобы периоды интенсивного интеллектуального напряжения учащихся чередовались с периодами эмоциональной разгрузки.
На своих уроках я стараюсь учитывать физиологические и психологические особенности детей и предусматривать такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость, чередую виды учебной деятельности.
Я стремлюсь к тому, чтобы весь урок проходил непринужденно, в атмосфере положительных эмоций, а мой тон был бодрым и дружелюбным, создавалась бы приятная, располагающая к занятиям обстановка.
Уделяя особое внимание профилактике перегрузок и для снятия усталости детей, повышения их работоспособности на уроке, я включаю минуты релаксации. По времени это занимает 3-5 минут.
Цель релаксации – снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.
Видами релаксации могут быть физкультминутки, игровые паузы, пение, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным.
При проведении релаксации я не ставлю перед учащимися цель запомнить языковой материал.
На начальном этапе обучения английскому языку я включаю в урок зарядку с использованием различного вида движений, рифмовок, песен, танцев. Наибольший интерес и эмоции вызывает видео физминутка, где дети могут видеть и слышать не только английскую речь, но и также весело под нее подвигаться.
Поскольку количество учащихся с ухудшающимся зрением растет, я провожу на уроках зарядку для глаз.
Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого ученика, позволяет легче и успешнее овладевать необходимыми знаниями на уроке, преодолевать трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения иностранному языку.
Технология проблемного обучения
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
На своих уроках я организую самостоятельную поисковую деятельность учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у них формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно-значимые качества.
В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы и т. п. В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения, т. е. строят гипотезу, намечают и обсуждают способы проверки ее истинности, аргументируют, анализируют, рассуждают, доказывают.
Технология проблемного обучения, как и другие технологии, имеет положительные и отрицательные стороны.
Преимущества технологии проблемного обучения: способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения.
Недостатки: большие затраты времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся.
В заключение хочу сказать, что, на мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д. И самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий, так как учебный процесс в большинстве своем представляет классно-урочную систему. А значит, традиционные и инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга.
Литература и источники:
1. Семенова Г." Повышение качества образования через использование современных педагогических и образовательных технологий, методов и приёмов"
3. https://урок.рф/library/tcifrovaya_sreda_dlya_uchitelej_anglijskogo_yazika_194838.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преподавание иностранного языка в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ООО.
Данный материа содеожит описание условий для реализации ФГОС начального общего образования и основного общего образования....
Современные педагогические технологии, наиболее эффективные для реализации требований ФГОС основного общего образования
Одним из принципиальных вопросов реализации ФГОС НОО является предъявление требований Стандарта к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной прог...
Базовые образовательные технологии, наиболее эффективные для реализации требований ФГОС основного общего образования
Презентация для учителей . где включены различные технологии....
План работы городской творческой лаборатории для учителей английского языка "Особенности преподавания иностранного языка в условиях реализации ФГОС ООО".
В ходе работы лаборатории учителя познакомятся с концептуальными основами ФГОС ООО, а также будет сформирована технологическая грамотность в области преподавания иностранного языка в условиях реализац...
Выступление на тему “Пути повышения эффективности преподавания иностранного языка в условиях реализации ФГОС”
Выступление на районном методическом объединении на тему “Пути повышения эффективности преподавания иностранного языка в условиях реализации ФГОС&rdquo...
Выступление на заседании школьного методического объединения по теме: «Современные технологии обучения иностранному языку в соответствии с требованиями ФГОС. Библиотека издательства Pearson – E-Panel», 2017 год.
Выступление на заседании школьного методического объединения по теме: «Современные технологии обучения иностранному языку в соответствии с требованиями ФГОС. Библиотека издательства Pearson &nda...