Статья в журнал Раздумья на тему "Современные технологии преподавания иностранного языка, эффективные для реализации требований ФГОС ООО", 2022
материал

Меняйлова Галина Ивановна

В данной статье говорится о повышении педагогического мастерства учителя путем освоения современных технологий обучения и воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл menyaylova_razdumya_02.06.22.docx35.3 КБ

Предварительный просмотр:

Меняйлова Галина Ивановна

учитель английского языка

МБОУ СШ №23 имени В.А.Шеболдаева

Современные педагогические технологии преподавания иностранного языка, эффективные для реализации требований ФГОС основного общего образования

Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образования. Мне, как учителю, необходимо знать, на какие стороны личности ребёнка могут повлиять знания иностранного языка, какие использовать технологии в учебном процессе, чтобы получить планируемые результаты.

Одной из главных задач, считаю, является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных технологий обучения и воспитания. [1]

Педагогическая технология – это проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат.

С овладения любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление учителя: чёткость, структурность, ясность методического языка, появление обоснованной нормы в методике.

Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения английскому языку можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.

Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков английского языка я использую следующие образовательные технологии [2], учитывая возрастные особенности детей:

•        Информационно-коммуникационные технологии

•        Проектная технология

•        Здоровьесберегающие технологии

•        Технология проблемного обучения

Информационно-коммуникационные технологии

Применение ИКТ  способствует  достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.

Достижение поставленных целей я планирую  через реализацию следующих задач:

·     использовать информационные - коммуникационные технологии в учебном процессе;

·     сформировать у учащихся устойчивый интерес и стремление к самообразованию;

·     формировать и развивать коммуникативную компетенцию;

·     направить усилия на создание условий для формирования положительной мотивации к учению.

В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ею и создавать ее самостоятельно. Цифровизация открывает для меня новые возможности в преподавании английского языка, а также в значительной степени облегчают мою работу, повышает эффективность и качество обучения, позволяет вести преподавание на современном, более высоком уровне. Кроме того, использование цифровых образовательных ресурсов позволяет мне  повысить  мотивацию учащихся к обучению, использовать взаимосвязанное обучение различным видам речевой деятельности, учитывать страноведческий аспект, сделать уроки эмоциональными и запоминающимися, реализовать индивидуальный подход, усилить самостоятельность школьников, объективно оценивать знания учащихся, повысить качество наглядности. [3]

Учащиеся сегодня имеют доступ к самым современным образовательным ресурсам, могут заниматься своим самообразованием, принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых в сети Интернет.

Так, например, на учебной платформе Учи.ру они выполняют интерактивные домашние задания, которые я им выдаю. Ежегодно я организую участие детей во Всероссийской онлайн-олимпиаде Учи.ру по английскому языку для учеников 2-9 классов, которая помогает повысить их мотивацию к овладению иностранным языком. С каждым годом количество желающих принять участие в олимпиаде увеличивается.

Сайт https://onlinetestpad.com/ помогает мне проводить  контроль сформированности лексико- грамматических навыков в старших классах.

Сайт https://en7-vpr.sdamgia.ru/ помогает учащимся подготовиться к выполнению ВПР.

Проектная технология

Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности.

Работа над проектом - это многоуровневый подход к изучению языка, охватывающий чтение, аудирование, говорение и грамматику. Метод проектов способствует развитию активного самостоятельного мышления учащихся и ориентирует их на совместную исследовательскую работу. На мой взгляд, проектное обучение актуально тем, что учит детей сотрудничеству, а обучение сотрудничеству воспитывает такие нравственные ценности, как взаимопомощь и умение сопереживать, формирует творческие способности и активизирует обучаемых. В общем, в процессе проектного обучения, прослеживается неразрывность обучения и воспитания.

Защиту проекта по определенной теме я провожу в конце изучения раздела, как один их видов повторительно-обобщающего урока.

Здоровьесберегающие технологии

Основная цель образования – развитие ребёнка при сохранении здоровья, т.е. развитие ребёнка в соответствии с принципом природосообразности. Одной из разновидностей педагогических технологий являются здоровьесберегающие технологии.

При организации процесса обучения иностранным языкам я  не  забываю об охране здоровья своих учеников, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем применять их в жизни.

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые для этого знания, научить использовать полученные знания в современной жизни.

Я выстраиваю учебный процесс  так, чтобы периоды интенсивного интеллектуального напряжения учащихся чередовались с периодами эмоциональной разгрузки.

На своих уроках я стараюсь учитывать физиологические и психологические особенности детей и предусматривать такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость, чередую виды учебной деятельности.

Я стремлюсь к тому, чтобы весь урок проходил непринужденно, в атмосфере положительных эмоций, а мой тон был бодрым и дружелюбным, создавалась бы приятная, располагающая к занятиям обстановка.

Уделяя особое внимание  профилактике перегрузок и для снятия усталости детей, повышения их работоспособности на уроке, я включаю минуты релаксации. По времени это занимает 3-5 минут.

Цель релаксации – снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.

Видами релаксации могут быть физкультминутки, игровые паузы, пение, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным.

При проведении релаксации я не ставлю перед учащимися цель запомнить языковой материал.

На начальном этапе обучения английскому языку я включаю в  урок зарядку с использованием различного вида движений, рифмовок, песен, танцев. Наибольший интерес и эмоции  вызывает видео физминутка, где дети могут видеть и слышать не только английскую речь, но и также весело под нее подвигаться.

Поскольку количество учащихся с ухудшающимся зрением растет, я провожу на уроках зарядку для глаз.

Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого ученика, позволяет легче и успешнее овладевать необходимыми знаниями на уроке, преодолевать трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения иностранному языку.

Технология проблемного обучения

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

На своих уроках  я организую самостоятельную поисковую деятельность учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у них формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно-значимые качества.

В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы и т. п. В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения, т. е. строят гипотезу, намечают и обсуждают способы проверки ее истинности, аргументируют, анализируют, рассуждают, доказывают.

Технология проблемного обучения, как и другие технологии, имеет положительные и отрицательные стороны.

Преимущества технологии проблемного обучения: способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения.

Недостатки: большие затраты времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся.

В заключение хочу сказать, что, на мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов:  контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д. И самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий, так как учебный процесс в большинстве своем представляет классно-урочную систему. А значит, традиционные и  инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга.

Литература и источники:

 1. Семенова Г." Повышение качества образования через использование современных педагогических и образовательных технологий, методов и приёмов"

2.  https://infourok.ru/sovremennie-pedagogicheskie-tehnologii-effektivnie-dlya-realizacii-trebovaniy-fgos-osnovnogo-obschego-obrazovaniya-1443511.html

3. https://урок.рф/library/tcifrovaya_sreda_dlya_uchitelej_anglijskogo_yazika_194838.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преподавание иностранного языка в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ООО.

Данный материа содеожит описание условий для реализации ФГОС начального общего образования и основного общего образования....

Современные педагогические технологии, наиболее эффективные для реализации требований ФГОС основного общего образования

Одним из принципиальных вопросов реализации  ФГОС НОО является предъявление требований  Стандарта к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной прог...

План работы городской творческой лаборатории для учителей английского языка "Особенности преподавания иностранного языка в условиях реализации ФГОС ООО".

В ходе работы лаборатории учителя познакомятся с концептуальными основами ФГОС ООО, а также будет сформирована технологическая грамотность в области преподавания иностранного языка в условиях реализац...

Выступление на тему “Пути повышения эффективности преподавания иностранного языка в условиях реализации ФГОС”

Выступление на районном методическом объединении на тему “Пути повышения эффективности преподавания иностранного языка в условиях реализации ФГОС&rdquo...

Выступление на заседании школьного методического объединения по теме: «Современные технологии обучения иностранному языку в соответствии с требованиями ФГОС. Библиотека издательства Pearson – E-Panel», 2017 год.

Выступление на заседании школьного методического объединения по теме: «Современные технологии обучения иностранному языку в соответствии с требованиями ФГОС. Библиотека издательства Pearson &nda...