Использование технологии веб-квест в обучении английскому языку.
статья по английскому языку (9, 10 класс)

Статья о популярной и действенной технологии обучения английскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon veb-kvest.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии веб-квест в обучении английскому языку.

Развитие компьютерных технологий, в особенности Интернет-технологий, даёт мощный импульс развития всему человечеству. Осознавая этот факт, педагоги стремятся активно использовать новые технические достижения в учебных целях. Сегодня уже трудно представить работу школ без доступа в глобальное информационное пространство. Неоспоримое преимущество Интернета в том, что он представляет собой неиссякаемый источник информации по любому вопросу. Учителям английского языка повезло вдвойне, ибо подавляющая часть материала, который можно найти в Сети, представлена на английском.

 Однако, как может подтвердить любой, кто пытался найти там хоть что-либо, эта процедура часто приносит разочарование, несмотря на значительные затраты времени и эмоций. К сожалению, чаще всего можно наблюдать пассивное восприятие информации, полученной в Интернете (скачал, не прочитав, не осмыслив, сдал учителю), что приводит к стереотипности мышления, искаженному мировоззрению, снижению учебной мотивации.

Одно из возможных решений данной проблемы связано с использованием структурного подхода, который дает ученикам возможность использовать свой труд более продуктивно, соединяя и комбинируя различные информационные ресурсы новыми способами, а также применяя творческие способности и навыки проблемного мышления. Эта технология называется веб-квест.

Веб-квест (дословно с английского «поиск в сети интернет») — это деятельностно-ориентированная проектная дидактическая модель, предусматривающая самостоятельную поисковую работу учащихся в сети Интернет. Разработчиками веб-квеста как учебного задания являются Берни Додж (Bernie Dodge) и Том Марч (Tom March) из Государственного университета Сан-Диего. Берни Додж определяет веб-квест как «исследовательски-ориентированную деятельность, в которой вся информация, используемая учеником, добывается из Интернета». Филипп Бенц так описывает веб-квест: «Это конструктивный подход к обучению. Ученики не только собирают и организуют информацию, полученную из Интернета, они направляют свою деятельность на поставленную перед ними задачу, часто связанную с их будущей профессией».

Главная особенность веб-квеста состоит в следующем: вместо того чтобы заставлять учащихся бесконечно блуждать по Сети в поисках необходимой информации, учитель дает им список web-сайтов, соответствующих тематике проекта и уровню знаний.

Берни Додж определил следующие виды заданий для веб-квестов.

Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.

Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий.

Самопознание – любые аспекты исследования личности.

Компиляция – трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры.

Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика.

Аналитическая задача – поиск и систематизация информации.

Детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов.

Достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме.

Оценка – обоснование определенной точки зрения.

Журналистское расследование – объективное изложение информации (разделение мнений и фактов).

Убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц.

Научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных онлайн источников.

Структура веб-квеста

Веб-квест состоит из следующих разделов:

Введение - краткое описание темы веб-квеста. Этот раздел предназначен для привлечения интереса учащихся.

Задание - формулировка проблемной задачи и описание формы представления конечного результата.

Порядок работы и необходимые ресурсы - описание последовательности действий, ролей и ресурсов, необходимых для выполнения задания (ссылки на Интернет-ресурсы и любые другие источники информации), а также вспомогательные материалы (примеры, шаблоны, таблицы, бланки, инструкции и т.п.), которые позволяют более эффективно организовать работу над веб-квестом.

Оценка - описание критериев и параметров оценки выполнения веб-квеста, которое представляется в виде бланка оценки. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.

Заключение - краткое описание того, чему смогут научиться учащиеся, выполнив данный веб-квест.

Использованные материалы - ссылки на ресурсы, использовавшиеся для создания веб-квеста.

Комментарии для преподавателя - методические рекомендации для преподавателей, которые будут использовать веб-квест.

Этапы работы над веб-квестом.

Начальный этап (командный)

Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме, материалами аналогичных проектов. Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль. 
Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.

Ролевой этап

Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели — создания сайта.

Задачи:

1) поиск информации по конкретной теме; 

2) разработка структуры сайта; 

3) создание материалов для сайта; 

4) доработка материалов для сайта.

Заключительный этап

Команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за опубликованные в Интернет результаты исследования.

По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие, как преподаватели, так и учащиеся путем обсуждения или интерактивного голосования.

Критерии методической оценки

Критерии методической оценки веб-квестов, которые разработали B. Dodge и Т. March, направлены на определение степени реализации поставленных задач в каждом разделе квеста:

Введение - мотивирующая и познавательная ценность.

Задание - проблемность, четкость формулировки, познавательная ценность.

Порядок работы и необходимые ресурсы - точное описание последовательности действий; релевантность, разнообразие и оригинальность ресурсов; разнообразие заданий, их ориентация на развитие мыслительных навыков высокого уровня; наличие методической поддержки - вспомогательных и дополнительных материалов для выполнения заданий; при использовании элементов ролевой игры - адекватный выбор ролей и ресурсов для каждой роли.

Оценка - адекватность представленных критериев оценки типу задания, четкость описания критериев и параметров оценки, возможность измерения результатов работы.

Заключение - взаимосвязь с введением, точное описание навыков, которые приобретут учащиеся, выполнив данный веб-квест.

Веб-квест при изучении иностранного языка

Веб-квест имеет ряд преимуществ, способствующих решению задач при изучении иностранного языка:

- обеспечивает автономность и самостоятельность учащихся;

- развивает коммуникативную компетенцию;

- дает возможность осуществить индивидуальный подход;

- мотивирует учащихся к применению языковых знаний и изучению нового языкового материала;

- позволяет использовать большое количество актуальной аутентичной информации;

- помогает организовать активную самостоятельную или групповую поисковую деятельность учащихся, которой они сами управляют;

- организует работу над любой темой в форме целенаправленного исследования, как в течение нескольких часов, так и нескольких недель;

- способствует принятию самостоятельных решений;

- развивает критическое мышление, тренирует мыслительные способности (объяснение, сравнение, классификация, выделение общего и частного и др.).

Таким образом, обучение становится менее ориентированным на преподавателе, а ученик становится более ответственным за свои собственные знания и сам процесс получения знаний: он должен организовать собственное время, решить какие материалы могут быть использованы для выполнения задания, в какой форме представить свою точку зрения. Преподаватель здесь скорее помощник или наставник, умело направляющий ученика к формированию навыков самообразования.

Рассмотрим веб-квест, озаглавленный “A Trip to London”, который можно найти на сайте http://www.theconsultants-e.com/resources/webquests/repository/general-anguage.aspx .

 Веб-квест начинается с предложения пройти небольшой тест, чтобы определить, насколько хорошо учащиеся знают Лондон. Это и есть введение, предназначенное для повышения интереса учащихся к самой теме.

 Далее идет задание, которое, чтобы повысить интерес и мотивацию, должно быть наиболее приближено к реальным условиям. Ученикам сообщают, что они должны спланировать поездку в Лондон, где они будут учиться и жить. Это на самом деле довольно сложная задача, поэтому в блоке «Процесс» она разделена на несколько основных ступеней: выбор места жительства, школы, разработка маршрута поездок в школу, выбор туристического маршрута.

 Ученики получают список сайтов, где они могут ознакомиться с гостиницами Лондона а также с семьями, в которых они могут жить. Затем, при помощи определённых сайтов они решают, как будут добираться из аэропорта «Хитроу» до своего места жительства.

Далее, они выбирают школу и каким транспортом будут туда добираться. Ученикам необходимо представить презентацию своего проекта и написать письмо домой о своём пребывании в Лондоне.

В разделе «Оценка» размещены критерии, по которым будет оцениваться проектная работа. Ученики знакомятся с этими критериями перед началом работы, чтобы у них было полное понимание того, что от них требуется и к чему они должны стремиться. В заключении, следует рефлексия того, чему научились в процессе выполнения веб-квеста.

Опираясь на статью Романцовой Ю.В. «Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся», можно сделать вывод о том, что технология веб-квестов делает учебный процесс более живым и интересным. В процессе работы над веб-квестом развивается ряд компетенций:

 1) использование информационных технологий для решения профессиональных задач;

 2) самообучение и самоорганизация;

 3) работа в команде;

 4) умение находить несколько способов решений проблемной ситуации. 

Реальное размещение веб-квестов в сети позволяет значительно повысить мотивацию учащихся на достижение наилучших учебных результатов.

Таким образом, изучив возможности использования технологии веб-квестов, мы можем сделать следующие выводы.

 Технология веб-квеста носит универсальный характер и может быть использована в целях развития компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний, умений из различных источников, данная технология позволяет, как пополнить знания учащихся, так и систематизировать уже имеющиеся.

Технология может стимулировать познавательную активность обучаемых, так как она является новой, разнообразной формой работы, позволяет проявить себя не только учащемуся, но и учителю, как творческой личности, а, следовательно, необходима в современном образовательном процессе. 

Новое поколение диктует новые подходы к организации познавательного процесса, новые технологии, которые развивают компетенции: информационную: умение находить необходимую информацию, используя различные информационные источники; исследовательские: запоминать, думать, судить, решать; самообразовательные: организовывать себя к работе. Именно поэтому использование компьютерных технологий в образовании, в частности образовательный веб-квест, открывает новые возможности и в методике образования, и в усовершенствовании знаний.

Литература.

 1. Бовтенко М.А. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании иностранного языка: создание электронных учебных материалов: учеб. пособие / М. А. Бовтенко - Новосибирск. 2005. – 112с.

2. Горбунова О.В. Веб-квест в педагогике как новая дидактическая модель обучения // Школьные технологии. -2013.-№2.-С.59-66.

3. Горшкова О.А. Создание образовательного веб-квеста. // справочник заместителя директора школы.-2012.-№12.-С.72-82

4. Фёдоров А.В. Медиаобразование: творческие задания для студентов и школьников. // Инновации в образовании.-2006.-№4.-С.175-228

5. Романцова Ю.В. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся http://festival.1september.ru/articles/513088/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии веб-квест в обучении английскому языку

Использование технологии веб-квест в обучении английскому языку...

Пояснительная записка к педагогическому проекту (фрагмент) «Использование технологии Веб-квест на уроках английского языка как средство развития мотивации учения у школьников»

Пояснительная записка к педагогическому проекту (фрагмент)«Использование технологии Веб-квест на уроках английского языка как средство развития мотивации учения у школьников»...

Использование технологии веб-квест в обучении иностранному языку

Использование технологии веб-квест в обучении иностранному языку...

Использование технологии веб-квест в обучении иностранному языку

Использование технологии веб-квест в обучении иностранному языку...