Проблемы мотивации изучения английского языка в современной школе
статья по английскому языку (7 класс)
В статье приводятся причины низкой мотивации к изучению английского языка, также приводятся примеры эффективных приемов и методов стимулирования мотивации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_konferentsii-15.04_ivanovaoa.docx | 24.65 КБ |
Предварительный просмотр:
«Все наши замыслы, все поиски и построения
превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться»
В.А. Сухомлинский
Современное школьное образование имеет множество проблем, и одной из главных является отсутствие мотивации учащихся к обучению. Проблема мотивации в учении возникает по каждому изучаемому предмету. Особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков.
Исследователи вопроса мотивации приводят данные о снижении её от класса к классу. При этом примечательно, что до момента изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация, им хочется узнавать новые слова, говорить на иностранном языке со сверстниками, рассказывать стихотворения и петь песни на иностранном языке, узнавать о других странах. Проблема снижения мотивации у детей, ведущих кочевой образ жизни, а это большая часть учащихся школы, появляется, как правило, в средней школе, когда ученик сталкивается с преодолением трудностей: объем и сложность изучаемого материала возрастает, возникают трудности в понимании английской речи на слух и в неумении мыслить на языке. Ведь сначала нужно придумать на ненецком языке то, что вы хотите сказать, затем на русском, вспомнить нужные слова на английском и правильно построить предложение. Довольно долгий процесс, не правда ли? Существуют трудности и с пониманием английской речи на слух. Проблема заключается в том, что у человека нет навыка аудирования (распознавания речи). Столкнувшись с беглой речью, человек не понимает смысла сказанного, так как не может распознать отдельные слова, ученику необходимо прикладывать для этого усилия. Педагогика трактует мотивацию так: Мотивация - общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. При обучении иностранному языку реализуются следующие виды мотивации:
- Коммуникативная, при которой учащиеся осознают, что языковой материал необходим для предстоящего речевого общения на иностранном языке, и такое сознание облегчает усвоение материала на иностранном языке.
- Познавательная, при которой проявляется стремление учащихся получить новые сведения о языке и на языке.
- Страноведческая мотивация, при которой происходит формирование отношения учащегося к стране изучаемого языка, прежде всего к его языковым, культурным, языковым традициям.
- Инструментальная мотивация, которая предполагает готовность учащихся к выполнению различных упражнений, стремление к освоению новых форм и видов работы, дальнейшего совершенствования ранее освоенных.
- Эстетическая мотивация, при которой учащиеся получают эстетическое удовольствие в изучении иностранного языка.
Основные причины заниженной мотивации к обучению английскому языку:
- Возраст учащегося
- Зависимость от современных технологий
- Неспособность к концентрации внимания
- Непонимание целей обучения
- Ситуация неуспеха
- Взаимоотношения учителя и ученика
- Однообразие учебного процесса
- Обучение в одном классе детей с разных уровней способностей
- Особенности учебной программы.
Что мешает мотивации учения в начальной школе:
- Ситуативность и неустойчивость интересов. Без поддержки учителя они немедленно угасают.
- Малоосознанность и слабая обобщенность интересов. Младший школьник не знает, что ему нравится в предмете и не может это объяснить.
- Все интересы направлены чаще всего только на результат, но не на способы учебной деятельности.
- Неспособность к концентрации внимания.
Что способствует повышению мотивации младшего школьника
- Частая смена деятельности на уроке
- Многократное повторение материала
- Игровая форма деятельности
- Наглядность (картинки, схемы, видео, игрушки)
- Доброжелательная атмосфера на уроке,
- похвала учителя, даже за незначительные достижения
- Разнообразие форм работы на уроке (парная, групповая)
- Учитель при работе задействует все каналы восприятия
Что мешает мотивации учения в среднем звене:
- Подросток не принимает на веру мнение и оценки учителя;
- Негативизм в оценках;
- Внешнее безразличие к оценке и мнению учителя;
- Непонимание связи учебных предметов с возможностью
их использования в будущем;
- Избирательный интерес к учебным предметам;
- Поверхностность и неустойчивость интересов.
Что способствует мотивации учения у подростков:
- Тщательно подбирать материала и формы работы
- Обязательна практическая направленность уроков
- В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения
- Постепенная подача материала, не стоит перегружать ученика
- Вызывать удивление и интерес у учащихся
- Разъяснение общественной и личностной значимости учения и использования школьных знаний в будущей жизни.
В своей работе стараюсь организовать учебную деятельность так, чтобы ребенку было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с педагогом, одноклассниками. На этапах урока обобщения и систематизации знаний хочу рассказать, какие приемы и методы повышения и развития мотивации к изучению английского языка я использую.
Организационный момент всегда начинаю с приветствия и вопросов «How are you? How is it doing? » Ребята с удовольствием отвечают, расспрашивают друг друга, это позволяет им положительно настроиться на урок. В течение урока использую методы эмоционального стимулирования, это позволяет учащимся раскрепоститься и поверить в собственные возможности и способности. Формированию коммуникативной мотивации способствуют такие факторы, как: доброжелательная обстановка на уроке, положительный эмоциональный климат, доверительные отношения между учителем и учащимися, а также между самими учащимися. Стараюсь создать ситуацию успеха для каждого ребенка на уроке, чтобы закрепить положительное отношение к предмету и у него появилось желание и на следующих уроках работать эффективно, добиться позитивного результата.
На этапе актуализации знаний использую методы и приемы интерактивного обучения: работа в парах, работа в малых группах, Мозговой штурм, Кластер, «Дерево решений», Ролевая (деловая) игра, Метод пресс, Займи позицию, Дискуссия, Ранжирование.
На этапе обобщения и систематизации знаний использую метод коммуникативного обучения языку, который подразумевает активное взаимодействие учащихся на ИЯ. В работе использую монологические формы речевой деятельности: выступать с готовой заранее речью; спрашивать и задавать вопросы; пересказывать; отвечать на вопросы. Диалогические формы речевой деятельности: учебная беседа в парах; учебная беседа в группах; ролевая игра.
На данном этапе также применяю информационно-коммуникационные технологии, которые также позволяет обеспечить положительную мотивацию обучения.
Основная цель – акцент на слуховое восприятие, текстовые изображения, видео изображения, анимацию и интересный контекст. Используя мультимедийные средства, учащиеся лучше понимают уроки, учатся самостоятельно мыслить, развивая одновременно все четыре основных навыка РД, которые связаны между собой и дополняют друг друга.
При использовании видеофильмов на уроках иностранного языка развиваются два вида мотивации: самомотивация, когда фильм интересен сам по себе, и мотивация, которая достигается тем, что ученику будет показано, что он может понять язык, который изучает. Это приносит удовлетворение и придает веру в свои силы и желание к дальнейшему совершенствованию. Использование видеоматериала помогает восполнить отсутствие иноязычной языковой среды, расширяет кругозор, а также воспитывает эстетический вкус у учащихся.
Использую здоровьесберегающие технологии – физические минутки, песни с движениями с целью создания «момента отдыха» и поддержания интереса к обучению иностранному языку, расслабления учащихся.
Также на данном этапе эффективно использовать элементы драматизации. В ход идут перчаточные куклы, игрушки, пальчиковые куклы. Герой появляется на уроке и начинает вести беседу с детьми, это всегда удивляет ребят, они забывают, что на уроке есть учитель, снимаются все зажимы, дети с удовольствием включаются в ролевую игру. В ходе драматизации устанавливаются прямые связи с конкретной ситуацией, что создает благоприятные условия для усвоения языкового материала и формирования способности общаться на изучаемом языке. Создавая самим своим появлением атмосферу кукольного театра, она является прекрасным средством организации внимания младших школьников, повышения их интереса к уроку, активизации их речевой деятельности, а, значит, способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка в целом.
Параллельно к каждой теме ввожу национально-региональный компонент, что позволяет расширить словарный запас, глубже изучить то или иное явление или проблему, прививать чувство гордости за свою страну, район, деревню, способствует воспитанию патриотизма.
На этапе применения знаний и умений в новой ситуации применяю проектный метод, который способствует повышению мотивации к изучению языка, дает учащимся возможность применения полученных знаний на практике, а также проявления творческих способностей. Школьники, обладающие низким уровнем знания языка, и, как правило, не принимающие активного участия в работе на уроке из-за боязни допустить ошибку, не подвергаются психологическому давлению в ходе проектной деятельности, которая проходит в непринужденной обстановке. Каждый участник вносит свои идеи в реализацию проекта, помогает его осуществлению. Применение метода проектов на уроке, таким образом, способствует формированию активности, креативности, инициативности, ответственности, умений работать в команде, навыков сотрудничества, активизации мыслительной деятельности и творческого потенциала учащихся.
Важную роль в учебной мотивации играет мониторинг индивидуальных достижений. С этой целью используется языковой портфель. Языковой портфель нацелен на выявление:
- объективно существующего уровня владения умениями и навыками;
- пробелов в подготовке;
- трудностей усвоения;
- уровня сформированности умений и их совершенствования путем внесения коррекции в учебный процесс;
- положительных моментов учения;
- интереса к предмету;
- развития мыслительной деятельности;
- критического отношения к учебной деятельности.
Ребята пополняют портфолио своими творческими проектами, авторскими работами, диалогами, рисунками, схемами, грамотами, дипломами, сертификатами, полученными за успехи в изучении английского языка, что позволяет проследить рост ученика. Отслеживание собственных достижений учащимися развивает такие компетентности, как персональная ответственность и самоконтроль.
Таким образом, я привела примеры методов и приемов развития и поддержания мотивации, которые эффективно использую на уроках английского языка.
Управляя мотивацией учения, можно управлять и процессом обучения, что есть важное условие для достижения его эффективности и результативности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема мотивации изучения иностранного языка в обучении и роль познавательной мотивации в этом процессе
Понятие мотивации. Познавательная мотивация Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных и фундаментальных проблем современной школ...
ПРОЕКТ Оптимальные пути и формы повышения мотивации изучения английского языка на ступени основного общего образования в современных условиях
Страшная это опасность - безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерска...
Способы повышения мотивации изучения английского языка в начальной школе
Сатья об особенностях младшего школьног возраста, путях формирования языковых и речевых навыков обучающихся на уроках английского языка...
Проблема мотивации изучения иностранного языка в обучении и роль познавательной мотивации в этом процессе
Понятие мотивации. Познавательная мотивация Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных и фундаментальных проблем современной школы, так...
Доклад на тему: «Формирование мотивации при изучении английского языка в современных условиях ФГОС»
Доклад на заседании ШМО...
Система работы учителя по формированию мотивации изучения английского языка обучающимися начальной школы через создание эффективной образовательной среды
Дaнный проект рекомендовaн в кaчестве методического пособия для учителей aнглийского языкa, рaботaющих в нaчaльной школе, по формировaнию мотивaции изучения aнглийского языкa обучaющимися нaчaльной шк...
Пути повышения мотивации учащихся при изучении английского языка в современной школе.
Положительно эмоциональное, комфортное общение создает условия для творческой совместной деятельности....