Проблемы мотивации изучения английского языка в современной школе
статья по английскому языку (7 класс)

В статье приводятся причины низкой мотивации к изучению английского языка, также приводятся примеры эффективных приемов и методов стимулирования мотивации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_konferentsii-15.04_ivanovaoa.docx24.65 КБ

Предварительный просмотр:

  «Все наши замыслы, все поиски и построения

превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться»

                                                                            В.А. Сухомлинский

        Современное школьное образование имеет множество проблем, и одной из главных является отсутствие мотивации учащихся к обучению.  Проблема мотивации в учении возникает по каждому изучаемому предмету. Особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков.

        Исследователи вопроса мотивации приводят данные о снижении её от класса к классу. При этом примечательно, что до момента изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация, им  хочется узнавать новые слова, говорить на иностранном языке со сверстниками, рассказывать стихотворения и петь песни на иностранном языке, узнавать о других странах. Проблема снижения мотивации  у детей, ведущих кочевой образ жизни, а это большая часть учащихся школы, появляется, как правило, в средней школе, когда ученик сталкивается с преодолением трудностей: объем и сложность изучаемого материала возрастает, возникают трудности в понимании английской речи на слух и в неумении мыслить на языке. Ведь  сначала нужно придумать на ненецком языке то, что вы хотите сказать, затем на русском,  вспомнить нужные слова на английском и правильно построить предложение. Довольно долгий процесс, не правда ли? Существуют трудности и с пониманием английской речи на слух. Проблема заключается в том, что у человека нет навыка аудирования (распознавания речи). Столкнувшись с беглой речью, человек не понимает смысла сказанного, так как не может распознать отдельные слова, ученику необходимо прикладывать  для этого усилия.         Педагогика трактует мотивацию так: Мотивация - общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. При обучении иностранному языку реализуются следующие виды мотивации:

 - Коммуникативная, при которой учащиеся осознают, что языковой материал необходим для предстоящего речевого общения на иностранном языке, и такое сознание облегчает усвоение материала на иностранном языке.

- Познавательная, при которой проявляется стремление учащихся получить новые сведения о языке и на языке.

- Страноведческая мотивация, при которой происходит формирование отношения учащегося к стране изучаемого языка, прежде всего к его языковым, культурным, языковым традициям.

- Инструментальная мотивация, которая предполагает готовность учащихся к выполнению различных упражнений, стремление к освоению новых форм и видов работы, дальнейшего совершенствования ранее освоенных.

- Эстетическая мотивация, при которой учащиеся получают эстетическое удовольствие в изучении иностранного языка.

Основные причины заниженной мотивации к обучению английскому языку:

  • Возраст учащегося
  • Зависимость от современных технологий
  • Неспособность к концентрации внимания
  • Непонимание целей обучения
  • Ситуация неуспеха
  • Взаимоотношения учителя и ученика
  • Однообразие учебного процесса
  • Обучение в одном классе детей с разных уровней способностей
  • Особенности учебной программы.

Что мешает мотивации учения в начальной школе:

  • Ситуативность и неустойчивость интересов. Без поддержки учителя они немедленно угасают.
  • Малоосознанность и слабая обобщенность интересов. Младший школьник не знает, что ему нравится в предмете и не может это объяснить.
  • Все интересы направлены чаще всего только на результат, но не на способы учебной деятельности.
  • Неспособность к концентрации внимания.

Что способствует повышению мотивации младшего школьника

  • Частая смена деятельности на уроке
  • Многократное повторение материала
  • Игровая форма деятельности
  • Наглядность (картинки, схемы, видео, игрушки)
  • Доброжелательная атмосфера на уроке,
  • похвала учителя, даже за незначительные  достижения
  • Разнообразие форм работы на уроке (парная, групповая)
  • Учитель при работе задействует все каналы восприятия

Что мешает мотивации учения в среднем звене:

  • Подросток не принимает на веру мнение и оценки учителя;
  •  Негативизм в оценках;
  •  Внешнее безразличие к оценке и мнению учителя;
  •  Непонимание связи учебных предметов с возможностью

их использования в будущем;

  •  Избирательный интерес к учебным предметам;
  •  Поверхностность и неустойчивость интересов.

Что способствует мотивации учения у подростков:

  • Тщательно подбирать  материала и формы работы
  • Обязательна практическая направленность уроков
  • В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и      взаимного уважения
  • Постепенная подача материала, не стоит перегружать ученика
  • Вызывать удивление и интерес у учащихся
  • Разъяснение общественной и личностной значимости учения и    использования школьных     знаний          в будущей жизни.

        В своей работе стараюсь организовать  учебную деятельность так, чтобы   ребенку было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с педагогом, одноклассниками. На этапах  урока обобщения и систематизации знаний хочу рассказать, какие приемы и методы повышения и развития мотивации к изучению английского языка я использую.

        Организационный момент всегда начинаю с приветствия и вопросов «How are you? How is it doing? » Ребята с удовольствием отвечают, расспрашивают друг друга, это позволяет им положительно настроиться  на урок. В течение урока использую   методы эмоционального стимулирования, это  позволяет учащимся раскрепоститься и поверить в собственные возможности и способности. Формированию коммуникативной мотивации способствуют такие факторы, как: доброжелательная обстановка на уроке, положительный эмоциональный климат, доверительные отношения между учителем и учащимися, а также между самими учащимися. Стараюсь создать ситуацию успеха для каждого ребенка на уроке, чтобы закрепить положительное отношение к предмету и у него появилось желание и на следующих уроках работать эффективно, добиться позитивного результата.

На этапе актуализации знаний использую  методы и приемы интерактивного обучения: работа в парах, работа в малых группах, Мозговой штурм, Кластер,  «Дерево решений», Ролевая (деловая) игра, Метод пресс, Займи позицию, Дискуссия, Ранжирование.

 На этапе обобщения и систематизации знаний использую метод коммуникативного обучения языку, который подразумевает активное взаимодействие учащихся на ИЯ. В работе использую монологические формы речевой деятельности: выступать с готовой заранее речью; спрашивать и задавать вопросы; пересказывать; отвечать на вопросы. Диалогические формы речевой деятельности: учебная беседа в парах; учебная беседа в группах; ролевая игра.

 На данном этапе также применяю  информационно-коммуникационные технологии, которые также позволяет обеспечить положительную мотивацию обучения.

Основная цель – акцент на слуховое восприятие, текстовые изображения, видео изображения, анимацию и интересный контекст. Используя мультимедийные средства, учащиеся лучше понимают уроки, учатся самостоятельно мыслить, развивая одновременно все четыре основных навыка РД, которые связаны между собой и дополняют друг друга.

При использовании видеофильмов на уроках иностранного языка развиваются два вида мотивации: самомотивация, когда фильм интересен сам по себе, и мотивация, которая достигается тем, что ученику будет показано, что он может  понять язык, который изучает. Это приносит удовлетворение и придает веру в свои силы и желание к  дальнейшему  совершенствованию. Использование видеоматериала помогает восполнить отсутствие иноязычной языковой среды, расширяет кругозор, а также воспитывает эстетический вкус у учащихся.

        Использую здоровьесберегающие технологии  физические минутки, песни с движениями с целью создания «момента отдыха» и поддержания интереса к обучению иностранному языку, расслабления учащихся. 

        Также на данном этапе эффективно использовать элементы драматизации. В ход идут перчаточные куклы, игрушки, пальчиковые куклы. Герой появляется на уроке и начинает вести беседу с детьми, это всегда удивляет ребят, они забывают, что на уроке есть учитель, снимаются все зажимы, дети с удовольствием включаются в ролевую игру. В ходе драматизации устанавливаются прямые связи с конкретной ситуацией, что создает благоприятные условия для усвоения языкового материала и формирования способности общаться на изучаемом языке. Создавая самим своим появлением атмосферу кукольного театра, она является прекрасным средством организации внимания младших школьников, повышения их интереса к уроку, активизации их речевой деятельности, а, значит, способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка в целом.

        Параллельно к каждой теме ввожу национально-региональный компонент, что позволяет расширить словарный запас, глубже изучить то или иное явление или проблему, прививать чувство гордости за свою страну, район, деревню, способствует воспитанию патриотизма.

        На этапе применения знаний и умений в новой ситуации применяю проектный метод, который способствует повышению мотивации к изучению языка, дает учащимся возможность применения полученных знаний на практике, а также проявления творческих способностей. Школьники, обладающие низким уровнем знания языка, и, как правило, не принимающие активного участия в работе на уроке из-за боязни допустить ошибку, не подвергаются психологическому давлению в ходе проектной деятельности, которая проходит в непринужденной обстановке. Каждый участник вносит свои идеи в реализацию проекта, помогает его осуществлению. Применение метода проектов на уроке, таким образом, способствует формированию активности, креативности, инициативности, ответственности, умений работать в команде, навыков сотрудничества, активизации мыслительной деятельности и творческого потенциала учащихся.                            

        Важную роль в учебной мотивации играет мониторинг индивидуальных достижений.  С этой целью используется языковой портфель. Языковой портфель нацелен на выявление:

  • объективно существующего уровня владения умениями и навыками;
  • пробелов в подготовке;
  • трудностей усвоения;
  • уровня сформированности умений и их совершенствования путем внесения коррекции в учебный процесс;
  • положительных моментов учения;
  • интереса к предмету;
  • развития мыслительной деятельности; 
  • критического отношения к учебной деятельности.

 Ребята пополняют портфолио своими творческими проектами, авторскими работами, диалогами, рисунками, схемами, грамотами, дипломами, сертификатами, полученными за успехи в изучении  английского языка, что позволяет проследить рост ученика. Отслеживание собственных достижений учащимися развивает такие компетентности, как персональная ответственность и самоконтроль.

        Таким образом, я привела примеры методов и приемов развития и поддержания мотивации, которые эффективно использую на уроках английского языка.

Управляя мотивацией учения, можно управлять и процессом обучения, что есть важное условие для достижения его эффективности и результативности. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема мотивации изучения иностранного языка в обучении и роль познавательной мотивации в этом процессе

Понятие мотивации. Познавательная мотивация Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных и фундаментальных проблем современной школ...

ПРОЕКТ Оптимальные пути и формы повышения мотивации изучения английского языка на ступени основного общего образования в современных условиях

Страшная это опасность - безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерска...

Способы повышения мотивации изучения английского языка в начальной школе

Сатья об особенностях младшего школьног возраста, путях формирования языковых и речевых навыков обучающихся на уроках английского языка...

Проблема мотивации изучения иностранного языка в обучении и роль познавательной мотивации в этом процессе

Понятие мотивации. Познавательная мотивация Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных и фундаментальных проблем современной школы, так...

Система работы учителя по формированию мотивации изучения английского языка обучающимися начальной школы через создание эффективной образовательной среды

Дaнный проект рекомендовaн в кaчестве методического пособия для учителей aнглийского языкa, рaботaющих в нaчaльной школе, по формировaнию мотивaции изучения aнглийского языкa обучaющимися нaчaльной шк...

Пути повышения мотивации учащихся при изучении английского языка в современной школе.

Положительно эмоциональное, комфортное общение создает условия для творческой совместной деятельности....