Проектирование урока по ФГОС
методическая разработка по английскому языку (5 класс)
Проектирование урока подразумевает много задач. В разработке даны пошаговые методические рекомендации на примере урока английского языка в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекомендации .Проект урока | 29.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектирование урока с позиций требований системно-деятельностного подхода
Цель: проектирование урока с позиции системно-деятельностного подхода.
Задачи:
- Включиться в проектирование урока и получить опыт проектирования в соответствии с ФГОС.
- Расширить ориентировочную основу действия.
Материалы - возможные варианты технологических карт: технологическая карта урока по технологии Петерсон, технологическая карта урока по технологии развития критического мышления, технологическая карта урока по технологии эвристического образования и др.
Задание 2. Спроектируйте урок с позиции системно-деятельностного подхода.
Для этого:
- Выберите тему урока из курса учебного предмета 5 класса
- Определите педагогические цели и задачи урока с учетом требований к предметным, метапредметным и личностным результатам обучения.
- Спроектируйте основные этапы урока: организационно-мотивационный, операционально-технологический, рефлексивно-оценочный.
- Определите средства обучения.
- Результаты работы оформите в виде таблицы (см. Приложение).
Методические рекомендации по проектированию урока
Основой процесса обучения как системы являются цель обучения, деятельность учителя (преподавание), деятельность учащихся (учение) и планируемый результат. Переменными составляющими выступают методы обучения, средства обучения и организационные формы. Эффективным признается процесс обучения, представляющий собой систему и обладающий целостностью.
В процессе проектирования урока выделяются следующие этапы:
- Определение темы учебного материала.
- Определение дидактической цели темы.
- Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщенияи систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.
- Продумывание структуры урока.
- Обеспеченность урока (таблица).
- Отбор содержания учебного материала.
- Выбор методов обучения.
- Выбор форм организации педагогической деятельности
- Оценка знаний, умений и навыков.
- Рефлексия урока.
Основная дидактическая структура урока отображается в плане-конспекте урока и в его технологической карте. Она имеет как статичные элементы, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура:
- Организационный момент: тема; цель; образовательные, развивающие, воспитательные задачи; мотивация их принятия; планируемые результаты: знания, умения, навыки; личностно формирующая направленность урока.
- Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось).
- Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний.
- Сообщение нового материала.
- Решение учебной задачи.
- Усвоение новых знаний.
- Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль с тестом).
- Закрепление изученного материала.
- Обобщение и систематизация знаний.
- Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом).
- Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.Домашнее задание и инструктаж по его выполнению
Цель урока – главный системообразующий элемент урока.
Цель - это заранее запланированный конечный результат обучения, воспитания и развития обучающихся.
Цель должна быть:
а) четко сформулированной;
б) понятной;
в) достижимой;
г) диагностичной;
д) конкретной.
С точки зрения управления образовательным процессом предпочтительнее определять одну цель урока или, по крайней мере, одну главную цель урока, реализация которой может привести к достижению различных видов результатов, представляющих педагогическую ценность.
Исходя из места урока в образовательном процессе, можно определить, какой вид результатов образовательной деятельности учащихся будет наиболее соответствовать данному месту.
Определив приоритетный результат образовательной деятельности учащихся, можно ответить на вопрос о том, к чему, прежде всего, надо стремиться учителю на данном уроке – информировать, инструктировать, научить, проблематизировать, воздействовать на эмоциональную сферу учащихся и т.д.
Для формулировки цели важно выбрать глагол, наиболее точно отражающего смысл планируемой деятельности учителя.
В сравнительной таблице приведём слова-ориентиры, которые, естественно, не исчерпывают всех возможных вариантов целевых установок урока.
Слова — ориентиры для определения целей урока
Традиционный («знаниевый») подход | Компетентностный подход |
Понимать требования | Научить формулировать цель |
Знать (сформировать знание о...) | Сформировать потребность в знаниях (видеть проблему) |
Научить работать с различными источниками знаний | Научить выбирать источники знаний |
Систематизировать | Научить систематизировать |
Обобщать | Научить выявлять общее и особенное |
Научить выполнять определённые действия (сформировать умения) при решении задачи | Научить выбирать способы решения задачи |
Оценить | Сформировать критерии оценки, способность к независимой оценке |
Закрепить | Модифицировать, перегруппировать, научить применять |
Проверить | Научить приёмам самоконтроля |
Проанализировать (ошибки, достижения учащихся) | Сформировать способность к самооценке |
Принципиальная разница между двумя группами формулировок заключается в том, что в первом случае цели урока формулируются в терминах, характеризующих субъектную позицию учителя, который излагает новые знания, систематизирует, обобщает, проверяет, а во втором случае цели урока формулируются в терминах субъектной позиции учащихся, которые учатся видеть проблему, ставить цели, выбирать способы их реализации, анализировать достоинства и недостатки в собственной деятельности.
При постановке целей урока учителю также следует ориентироваться на используемую технологию, учитывать ее специфику.
Например, в технологии деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон(«Школа 2000») учителю предлагается формулировать деятельностные и образовательные цели урока, учитывая тип урока.
1. Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
2. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
3. Урок общеметодологической направленности.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Примеры формулировок целей смотрите по ссылке:
http://www.sch2000.ru/employees/metodicheskaya-kopilka/osnovnaya-shkola/
В проблемно-диалоговой технологии («Школа 2100») целевые ориентации урока предлагается определять через формулирование предметных и метапредметных результатов, на достижение которых направлен урок.
Примеры формулировок смотрите по ссылке:
http://www.school2100.ru/pedagogam/lessons/general.php?SECTION_ID=1601
Цель урока разбивается на задачи. Задачи - это шаги по достижению поставленной цели, в них раскрыта последовательность ее достижения. Задачи урока нужно формулировать так, чтобы было видно, посредством чего достигались поставленные цели урока.
Пример:
Предмет: английский язык Класс: 5
Учебно-методический комплект: EnjoyEnglish 5 класс М.З._Биболетовой.
Темаурока Discovering new places.
Тип урока: урок открытия нового знания (Л. Г. Петерсон).
Цель урока
1. Расширить понятийную базу обучающихся в области времени PresentPerfect;
2. Научить самостоятельно задавать вопросы в PresentPerfect.
Задачи урока:
1. Включить обучающихся в учебную деятельность по изучению времени PresentPerfect на личностно значимом уровне;
2. Подвести обучающихся к пониманию необходимости изучения грамматической формы PresentPerfect;
3. Выявить неумение обучающихся задавать вопросы в PresentPerfect;
4. Подвести обучающихся к формулированию цели урока, выбору способа и средств ее реализации;
5. Подвести обучающихся к формулированию нового правила образования вопросительной конструкции в PresentPerfect .
6. Организовать первичное закрепление умения задавать вопросы в PresentPerfect;
7. Организовать самостоятельную работу обучающихся по проверке умения задавать вопросы в PresentPerfect;
8. Включить новые знания о PresentPerfect в систему знаний, повторить и закрепить ранее изученное (Iwouldlike, begoingto).
9. Организовать рефлексию учебной деятельности на уроке.
Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.
С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали).
Например:
- реализацию учителем целей урока;
- использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся;
- осуществление оценивания и контроля.
Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС второго поколения. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта — технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.
Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.
Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.
Структура технологической карты включает:
- название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение
- цель освоения учебного содержания
- планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД)
- метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы)
- основные понятия темы
- технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения)
- контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
- учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
- используются эффективные методы работы с информацией;
- организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
- обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе. В помощь учителю можно предложить возможные формулировки деятельности.
Формулировки деятельности учителя и обучающихся
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
Проверяет готовность обучающихся к уроку. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему. Создает эмоциональный настрой на… Формулирует задание… Напоминает обучающимся, как… Предлагает индивидуальные задания. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Обеспечивает мотивацию выполнения… Контролирует выполнение работы. Осуществляет:
Побуждает к высказыванию своего мнения. Отмечает степень вовлеченности учащихся Диктует. Дает:
Организует:
Подводит обучающихся к выводу о… Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в… Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке | Записывают слова, предложения. Делят (звуки, слова ит.д.) на группы. Выполняют упражнение в тетради. По очереди комментируют… Обосновывают выбор написания… Приводят примеры. Пишут под диктовку. Проговаривают по цепочке. Выделяют (находят, подчеркивают, комментируют) орфограммы. На слух определяют слова с изучаемой орфограммой. Составляют схемы слов (предложений). Проводят морфемный анализ слов. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания по карточкам. Называют правило, на которое опирались Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух. Озвучивают понятие… Выявляют закономерность… Анализируют… Определяют причины… Формулируют выводы наблюдений. Объясняют свой выбор. Высказывают свои предположения в паре. Сравнивают… Читают текст. Читают план описания… Подчеркивают характеристики… Находят в тексте понятие, информацию. Слушают стихотворение и определяют… Слушают доклад, делятся впечатлениями о… Высказывают свое мнение. Осуществляют:
Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Ведущие аспекты проектирования урока по ФГОС. Технологическая карта урока»
Доклад на тему:«Ведущие аспекты проектирования урока по ФГОС. Технологическая карта урока»...
Проектирование урока по ФГОС
Проектирование урока по ФГОС...
«Ведущие аспекты проектирования урока по ФГОС»
В данной статье представлены материалы по проектированию урока по ФГОС....
Мастер класс для учителей иностранного языка "Проектирование урока по ФГОС"
Предоставлены материалы мастер-класса...
Памятка по проектированию урока по ФГОС
Памятка по проектированию урока по ФГОС...
"Проектирование урока по ФГОС НОО"
Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютным новым для практикующих учителей. Всёже у многих педагогов они вызывали дискомфорт. Как спроектировать урок, который формировал бы не только пр...
Доклад "Технологическая карта как современный инструмент проектирования урока по ФГОС"
Технологическая карта урока – это современная форма методической продукции, которая обеспечивает качественное и эффективное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируем...