Как повысить мотивацию к изучению иностранных языков у современных школьников?
статья по английскому языку (6 класс)

Капустянская Екатерина Александровна

Эпоха, которая наступила - эпоха перемен, инноваций, эпоха интеллекта, - диктует свои условия жизни, выдвигает новые требования к человеку. Высокий уровень технологических достижений выдвигает проблемы поиска и развития талантов общенационального уровня. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лингвистическая одарённость обучающихся и иностранные языки.

Эпоха, которая наступила - эпоха перемен, инноваций, эпоха интеллекта, - диктует свои условия жизни, выдвигает новые требования к человеку. Высокий уровень технологических достижений выдвигает проблемы поиска и развития талантов общенационального уровня. Становится очевидным, что талантливая молодежь есть ценный капитал- своеобразная инвестиция в будущее. Тенденции развития современного общества вызывают повышение внимания к интеллектуально одаренным детям. Качественно новые изменения в обществе утверждают, что наибольшей ценностью является неповторимая человеческая личность с ее наклонностями, предпочтениями, дарованиями. В условиях нового Федерального Государственного Стандарта важнейшей задачей является сохранение и развитие каждого одаренного ребенка. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Кажется, счастливы те педагоги, которые обучают таких детей. Ведь иметь учеников, которые тебя слышат и понимают, - это мечта учителя.  На самом деле все не так просто. Поскольку одаренный ребенок - это уникальная личность с ярко выраженной индивидуальностью и независимостью. С такими детьми, с одной стороны, легко работать, потому что они имеют высокие умственные способности, а с другой - сложно, поскольку эти дети "знают себе цену", требуют много внимания, особого отношения. К тому же работа с ними требует значительных профессиональных и педагогических знаний учителя. Одаренные дети не похожи друг на друга. Как по диапазону и своеобразию их способностей, так и по личным характеристикам.

Все одаренные дети нуждаются в знаниях. Нет нужды заставлять их учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную интеллектуальную, с удовольствием ею занимаются, посвящая этому все свободное время.

Одаренные дети свободно и быстро овладевают соответствующими умениями и навыками. Они показывают высокий уровень достижений. Одаренный ребенок ищет общения со взрослыми, ибо они понимают его лучше, чем сверстники, которые часто смеются, дают прозвища. Одаренные дети часто преувеличенно эмоциональные, они вспыльчивы, легко возбуждаются по пустякам, но это не капризы, а выявление богатства их натуры. Творческие дети редко бывают спокойными, они страдают от своей исключительности, но многих спасает тонкое чувство юмора, они ценят его. У них особый язык, особое восприятие. Поэтому такие качества одаренных детей требуют особого подхода к ним, и не случайно по решению Всемирной организации здравоохранения входят в "группу риска". Они нуждаются в особом уходе, специальных, индивидуальных учебных программах, специально подготовленных учителях, школах. Специалисты давно заметили, что одаренные дети часто вырастают в интеллигентных семьях, и дело тут вовсе не в особых генах гениальности, а дело в семейной атмосфере, в системе семейных ценностей.

Одаренные дети - очень ценная, но довольно хрупкая часть нашего общества, которые в своем развитии подвергаются особому риску. Вундеркинд - это не только радость в семье, не только возможность похвастаться перед знакомыми выдающимися достижениями своего ребенка, это и специфические проблемы, связанные с ее воспитанием, организацией взаимодействия с ее сверстниками и со взрослыми. 

 Современная система образования в России испытывает дефицит педагогов, подготовленных к работе с детьми, имеющими лингвистическую одаренность. Предметная направленность профессиональной подготовки учителей, сокращение объема часов, отводимых на изучение психолого-педагогических дисциплин в вузах, безусловно, не способствуют формированию у будущих педагогов умений грамотно дифференцировать учебно-воспитательный процесс и выстраивать индивидуальные планы развития детей с различными способностями. В то же время решение проблемы сопровождения одаренности связывают с повышением интеллектуально-творческого потенциала страны.

Доступным методом выявления одаренных детей является систематическое наблюдение за ними на всех этапах учебно-воспитательного процесса.

 Признаки:

. Одаренные дети, как правило, очень активны и всегда чем-то заняты. Они стремятся работать больше других или занимают себя сами, причем часто делами, не касающимися непосредственно урока. Иногда кажется, что активности этих детей не хватает на все предметы. Им необходимо особое внимание, чтобы развивать способности в заданном направлении, не заставляя перенапрягаться и не позволяя чувству неудовлетворенности помешать их стремлению заниматься тем, к чему они подвержены.

. Такие дети настойчиво стремятся решать поставленные перед ними задачи. Этим они могут раздражать учителя, потому что хотят знать больше. Ребенку необходимо предоставить дополнительную литературу.

. Одаренные дети хотят учиться и добиваться успеха. Обучение приносит им удовольствие, и они получают знания, не воспринимая занятия как насилие над собой.

. Благодаря многочисленным умением они способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью. Особенно часто это выражается в самостоятельной работе с литературой, проведении экспериментов.

. Такие дети умеют критически рассматривать действительность и стремятся проникнуть в суть вещей и явлений. Они не удовлетворяются поверхностными объяснениями, даже если те и кажутся достаточными их ровесникам.

. Они задают много вопросов и заинтересованы в исчерпывающих ответах на них.

. Благодаря работе со средствами массовой информации одаренные дети умеют быстро выделить саму информацию, самостоятельно найти нужный источник. Больше, чем другие, они заинтересованы в самостоятельном получении знаний.

. По сравнению со своими ровесниками такие дети лучше умеют раскрывать связи между явлением и содержанием, индуктивно и дедуктивно мыслить, манипулировать логическими операциями, обобщать.

. Многие из них ставят перед собой задачи, выполнение которых требует немало времени. Такие задания направлены на применение способностей в профессиональной деятельности, достижение высоких результатов.

Как замечает В. Онацкий, значение наблюдения в выявлении детской одаренности чрезвычайно важно, ведь объектом изучения выступает ребенок, способный к активному самовыражению. С этой целью следует выявить то сочетание психологических свойств, которое присущие именно ему, то есть нужна целостная характеристика, которую можно получить путем разносторонних наблюдений. Эти наблюдения можно проводить, когда ребенок играет, учится, то есть в таких условиях, которые являются для него естественными.

Существует большое количество психологических и лингвистических тестов для определения или прогнозирования будущей успешности в обучении иностранным языкам. В этих тестах выясняется ряд вопросов, связанных с уровнем речевого развития (владение лексикой родного языка, быстрота улавливания лексико-грамматических особенностей в незнакомом языке, способность к самостоятельному установлению языковой закономерности, объем памяти на иноязычные слова, способность к слуховому восприятию и т.д.). Эти тесты можно отнести к категории тестов на специальные способности. Некоторые из них (Пимслер, Кэрролл и Сэпон) образуют "батареи тестов" языковых способностей.

Подавляющее большинство теоретиков тестирования различает четыре категории тестов:

1) тесты способности (atitude tests) - для определения способностей по изучению ИЯ и времени, необходимого для овладения языком. Эти тесты иногда называют прогностическими, поскольку с их помощью обычно предсказывается способность освоить тот или иной курс обучения;

2) тесты для определения уровня владения иностранным языком - квалификационные (proficiency tests) - для выявления общих навыков и умений с целью распределения учащихся по группам в зависимости от их владения ИЯ;

3) тесты достижений (achievement tests) - итоговые тесты для определения достижений по данной методике, учебнику и т.д. - служат средством текущего или итогового контроля;

4) тесты диагностические (diagnostic tests) - для выявления наиболее слабых и сильных сторон учащихся в изучении отдельных навыков ИЯ и для своевременного принятия мер по преодолению слабых сторон, а также выявления причин испытываемых при этом трудностей.

Использование этих тестов связано с признанием индивидуальных различий в способностях к языку, возможно, и различий в природных предпосылках этих способностей. Тесты по определению успешности овладения иностранным языком, как правило, учитывают навыки речи на родном языке и индивидуально-психологические особенности учащихся (восприятие, воображение, память). 

 Знание иностранных языков - это ключ к успеху в современном мире, где общение на иностранных языках и обработка огромных объемов информации приобретает все большее значение. Интерес к изучению языков традиционно большой, потому перефразируя известное выражение, можно сказать, что тот, кто владеет языками, владеет миром. Совсем недавно ученые из Лондонского университета путем проведения большого статистического и научного исследования пришли к выводу, что люди, которые учат иностранные языки, имеют более гибкое и оригинальное мышление. Этот вывод базируется на том, что ученые научным путем подтвердили прямую связь между активностью серого вещества и знанием нескольких языков.

  Говоря о преподавании иностранного языка в школе, следует, прежде всего, отметить его специфику как учебной дисциплины. Заключается она в том, что предмет «Иностранный язык», характеризуясь чертами, присущими вообще языку как знаковой системе, в то же время имеет целый ряд отличительных от родного языка особенностей овладения и владения им. Специфику иностранного языка как учебной дисциплины интуитивно чувствуют ученики, ее осознают и учителя. Она может служить и основанием складывающегося у учеников предубеждения, иногда критического и даже их отрицательного отношения к этому учебному предмету в школе.

Основной характеристикой языка является и то, что это форма существования сознания (и индивидуального и общественного через индивидуальное). Наиболее существенной для интерпретации возможностей обучения языку является характеристика его как средства общения. Иностранный язык, в отличие от других учебных предметов, является средством коммуникации и познания инокультурного мира. Он обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности, а так же развивающим и воспитательным потенциалом для раскрытия таланта ребенка. Основной упор в методике преподавания иностранного языка делается на развитие умений общаться, на формирование коммуникативной компетенции как основе познания мира, в котором мы живем. Этот метод ориентируется на личность школьника, позволяет учитывать сущность языка как главнейшее орудие мышления и деятельности человека, как средство становления личности и позволяет теснее связывать учебный процесс с иноязычной культурой и с жизненными запросами учащихся.

Учителю английского языка необходимо так организовать деятельность учащихся, чтобы одаренный ученик развивал не только свои способности, но и память, речевую культуру, дисциплинированность, ответственность, которые создадут для него ситуацию успеха.

Перед учителями стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Взаимодействие педагога и ребенка часто выстраивается на основе субъектно-объектных отношений. Для одаренных детей такой стиль не приемлем. Для этого педагог должен действительно осознавать себя субъектом. Еще А.А. Ухтомский сказал, что природа наша делаемая, поэтому совершенствовать себя, работать над своим личностным ростом можно и нужно в любое время. Прежде всего, педагог должен обладать гибкостью в поведении, мышлении, эмоциональном реагировании. Он должен уметь легко отказываться от несоответствующих ситуаций или задач, вырабатывать или принимать новые, оригинальные подходы к разрешению различных ситуаций при неизменных целях и идейно-нравственных основаниях.

Систему работы с одаренными детьми по английскому языку можно разделить на три части:

1-классно-урочная деятельность - традиционные уроки, инновационные уроки: уроки с ИКТ, проекты, круглый стол, экскурсия, диспут, дебаты, пресс-конференция, ролевая игра, интегрированные уроки, дискуссия;

2-внеклассная работа: предметные олимпиады, предметные декады, спецкурсы, научно-исследовательская работа, консультации, творческие домашние задания, интеллектуальные марафоны; различные конкурсы и викторины;

3-система дополнительного образования – дистанционные олимпиады, дистанционные курсы, самостоятельная работа учащихся, языковой портфолио.

Для этой категории детей предпочтительны методы работы:

-исследовательский;

-частично-поисковый;

-проблемный;

-проективный;

Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. Я сяитаю, что реализация создания условий для развития личности в обучении иностранному языку происходит в основном, на учебных занятиях, то есть на уроке, где учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, уровень предметных знаний и уровень обученности в целом. Урок является основой для работы с одаренными детьми, но в данном случае он требует иной композиции, иного содержания и иной организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Существует четыре основных подхода в работе с одаренными детьми: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация. Все эти подходы требуют нестандартных форм урока, таких, как дифференцированная работа, разноуровневая технология, создание проектов, уроки с ИКТ, урок-дебаты, урок-экскурсия, урок-телемост, ролевая игра, интегрированный урок, что позволяет поддерживать и сохранять интерес к предмету, развитию познавательной деятельности учащихся, базируясь на фактах, явлениях, социокультурном компоненте исторического развития нации. Дифференцированный подход в данном случае означает определение количества, качества и последовательности упражнений, заданий, задач, требующих выполнение различных по количеству и качеству ментальных операций. Самым ценным в данной точке зрения является то, что это происходит незримо для учащихся, то есть они работают все в одном ключе, к примеру, обсуждают прочитанный текст, жизненную ситуацию, необычный случай, поступок.

Большое внимание уделяется учебному сотрудничеству, коллективно-творческой деятельности, то есть в работе в команде или группе, когда каждая группа получает одинаковое задание. При этом оговаривается роль каждого ученика в выполнении задания. Сильный ученик выполняет роль учителя: помогает понять прочитанное, грамматические структуры, лексику, исправляет ошибки в случае необходимости. Мыслится, что такая организация деятельности позволяет каждому реализовать себя в меру своих возможностей и способностей; видеть и ощущать продукт собственной деятельности, иными словами, каждый ученик развивает себя как личность посредством коллективно творческой деятельности, анализирует и сравнивает себя с другими, строит планы на будущее – быть не хуже других.

Одним из эффективных средств решения поставленной задачи является также проектный метод как активный способ обучения одаренных детей. Это практический и действенный метод всестороннего развития одаренности ребенка, воспитания его самостоятельности и успешности обучения. Преимущества проектной деятельности очевидны, потому что она:

  • включает в себя интегрированную межкультурную работу;
  • оказывает содействие социальному и культурному развитию;
  • через привлечение к продуктивной деятельности дети могут ощутить радость успеха;
  • придает учебному процессу динамичность и привлекательность;
  • проекты развивают независимость, так как дети учатся не только иметь свое собственное мнение, но и принимать решения;
  • проект всесторонне развивает ребенка, обогащает его образовательный уровень
  • положительно влияет на эмоциональное развитие ребенка.

Важным компонентом при организации обучения проектным методом является социальное взаимодействие, поскольку межличностное общение, построенное по определенным принципам, позволяет видеть проблему, создать атмосферу творчества, комфортности, что способствует проявлению индивидуальности каждого ученика.

Но это требует от учителя определенной этапности в работе:

А- учитель предлагает проблему для обсуждения, итогом работы является личностная позиция учителя по данной проблеме, которую он излагает учащимся логично и доказательно (как образец);

Б- ученики сами определяют проблему и коллективно решают выделенную проблему;

В-ученики сами определяют и решают проблему.

Фактически, такая организация деятельности реализует теорию поэтапного формирования умственных действий ( П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что при обучении в сотрудничестве учитель тоже приобретает новую, очень важную роль – организатора и вдохновителя самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. У него больше появляется возможностей дифференцировать процесс обучения, используя возможности межличностной коммуникации школьников в процессе совместной деятельности для совершенствования своих умений.

Важно также подчеркнуть, что каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достичь максимально возможного уровня развития. Именно поэтому, учитывая особенности работы с одаренными детьми, мы сможем реализовать тот потенциал, который заложен в одаренном ребенке.

В начальных классах (2-4 класс) необходимо создавать такие речевые ситуации, когда детям хочется говорить, активно участвовать в учебном процессе. Ребенок так счастлив, когда у него что-то получается. При создании ситуации успеха он испытывает чувство удовольствия, радости, начинает верить в себя и свои способности. Главная задача - помочь детям преодолеть страх делать ошибки, стремиться узнать больше и проявить интерес к предмету. С этой целью смышлёным детям можно предложить следующие задания:

  • Закончи рифмовку;
  • Прочитай правильно новые слова;
  • Напиши рассказ о своем питомце;
  • Сделай описание комнаты или дома по картинке;
  • Составь здоровое меню для семейного завтрака или обеда;
  • Сравни жизнь в городе и на селе;
  • Подготовь текст для быстрого и правильного чтения;
  • Подготовь мини-проект о своей школе, квартире, домашнем питомце, временах года;
  • Напиши поздравительную открытку своему другу к Рождеству.

Для поддержания интереса к изучению иностранного языка важно использовать дополнительный материал по страноведению и краеведению. Ученики поддерживают учителя своими находками, принося картинки, фотографии, книги с нужным для темы материалом.

На среднем этапе обучения (5-8 класс) начинается формирование исследовательской деятельности. Здесь первые помощники - одаренные ученики, которые могут не просто прочитать правило, но исследовать образование грамматической конструкции, происхождение слова, сделать вывод или обобщение. Темы разделов учебника могут быть дополнены видео - экскурсиями, индивидуальными работами и сообщениями о спорте, удивительных местах нашей планеты, биографиями всемирно-известных людей нашей страны и изучаемого языка. Это обогащает ребенка в плане саморазвития и его культурном самоопределении. Главное со стороны учителя - помочь ребенку не потеряться в темах, а выбрать ту, которая доставит ему радость и удовольствие. Следует заметить, что одаренные дети терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ. Они любят «докопаться» до истины самостоятельно [2]. Работая в группах и парах, сильный ученик заинтересован в успешном выполнении задания и требует этого от других; сильный ученик делает выводы и обобщает подготовленный материал в группе; он может помогать слабым ученикам, тем самым вырабатывая ответственность, положительное и толерантное отношение к участникам учебного процесса.

С 8 класса вполне возможно начать подготовку учащихся к ГИА. Так ,например, можно давать задания на аудирование или предложить выполнить задание по чтению, использованию видо-временных форм глагола и лексики на распечатанном материале специально для этой цели. Группы учащихся работают одновременно по разным направлениям в рамках обычного учебного процесса.

Проекты с презентацией, стихами, песнями могут прекрасно дополнить и расширить материал учебника. Например, в средних классах, изучая тему «Школьное образование», ученики получают задание взять интервью у учителей, которые являются выпускниками этой же школы и сделать сообщение о каждом из них. Другая группа учащихся готовит презентации о работе школьной столовой, школьной форме для учителя и учеников с эскизами придуманной одежды, о работе технических работников школы, о спортивных достижениях учащихся своей школы. При этом урок-проект получается насыщенным, интересным и очень полезным.

Для одаренных детей средней ступени обучения можно предложить следующие виды заданий:

  • Составить вопросы для интервью по теме урока;
  • Написать рекламу своему кружку или спортивной секции;
  • Нарисовать символы летних и зимних Олимпийских игр;
  • Перевести лучшие кулинарные рецепты из поваренной книги мамы и обменяться ими с учащимися класса;
  • Составить меню для детского кафе.

На старшем этапе обучения (9-11 классы) задача учителя усложняется, но если работа с одаренными детьми происходит систематически, то она становится неотъемлемой частью всего учебного процесса. На уроках в старших классах необходимо использовать не только задания для подготовки к ЕГЭ, но и творческие уроки-проекты, страноведческие тесты, билингвальные уроки. Уроки-проекты помогают детям приобщаться к своим родным реалиям. Учитель добивается от учеников проявления личной инициативы, расширения круга своих познаний, приобретения культурных и этнокультурных знаний и представлений. К урокам о модной одежде и стиле можно дать дополнительную информацию об истории русского сарафана и кокошника; изучая исторические реликвии стран изучаемого языка, возможно применение материала о «восьмом чуде света» - янтарной комнате в Санкт-Петербурге. Проблемы окружающей среды, поднимаемые в текстах учебников, можно дополнить статистическими данными по своему городу или селу. По предлагаемой теме учебника «Театр. Кино» ученики готовят эссе по статьям популярных журналов, в которых много материала о российских и зарубежных звездах театра и кино. Учащиеся представляют эссе статей на английском языке и находят этот вид работы очень интересным. В конце каждой четверти возможно проведение синквейн-исследования, для которого ученики подбирают материал о знаменитых людях Великобритании, США и России (например, о Джеймсе Куке, Джоне Ленноне, Сергее Королеве, Юрии Гагарине, Уинстоне Черчилле и др.) Этот вид работы обусловливает социально-осмысленное восприятие и понимание учащимися взаимосвязи национально-культурных ценностей своей страны с общечеловеческими. Учитель выступает здесь посредником между культурой и личностью.

Конечно, такая работа требует больших усилий со стороны учителя, у которого мало времени для поиска полезной информации, качественного учебного материала. И вот тогда на помощь приходят одаренные дети, которые выполнят все поручения учителя, найдут то, что нужно, проконтролируют процесс подготовки необычного урока, распределят обязанности между одноклассниками.

Во внеурочной деятельности учителю необходимо продолжать работу с одаренными детьми. Так можно применить методику «О талантах ребёнка: как их выявить» (А. Де Хана и Г. Кафа). При подсчете баллов в данной методике, возможно определить технические, музыкальные, исследовательские, артистические способности, уровень интеллекта, спортивный, литературный и художественный таланты ребенка. На основе предложенной методики, ребенку можно правильно подобрать вид деятельности: кружки по интересам, участие в интеллектуальном марафоне, олимпиадах и конкурсах.

В итоге целенаправленной работы с одаренными детьми учитель может ожидать высоких результатов от участия своих учеников в международных конкурсах, предметных олимпиадах, в научно-практических конференциях и как следствие – поступление в престижные ВУЗы страны. В этой связи можно считать, что результаты работы с одаренными детьми есть и будут у всех, кто знает, что «в душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат» (В.А.Сухомлинский).

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

В отечественной психологии одаренность традиционно определялся как высокий уровень развития способностей. Вопросы изучения и формирования способностей личности рассматривались в работах Ю. Бабаевой, П. Гальперина, Н. Лейтеса, А. Леонтьева, Л. Черной и др. Идея исследования природы одаренности на основе анализа творческого развития человека нашла свое отражение в концепциях творческой одаренности в таких ученых как А. Кульчицкая, А. Матюшкин, В. Моляко, С. Сысоева и др.

Развитию одаренности на разных возрастных этапах в научной литературе посвящено значительное количество исследований (В. Давыдов, Д. Эльконин, А. Кульчицкая, И. Лернер, Р. Пономарева и др.). Первоочередной задачей педагога, по Г. Костюку, является развитие способностей у детей младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период происходит интенсивное становление личности, раскрываются свойственные детям задатки, склонности, способности.

Одна из актуальных задач современной школы - поиск оптимальных путей как заинтересовать учащихся обучением, повышение их умственной активности, побуждение к творчеству, воспитание школьника как жизненно и социальное компетентной личности, способной осуществлять самостоятельный выбор и принимать ответственные решения в различных жизненных ситуациях, формирование умений практического и творческого применения полученных знаний. Это означает, что учитель должен ориентироваться на использование таких педагогических технологий, с помощью которых не просто пополнялись бы знания и умения по учебному предмету, но и развивались такие качества ученика, как познавательная активность, самостоятельность, умение творчески решать задачи. Познавательная активность на уровне структурной единицы направленности личности свидетельствует о том, что ученик охотно усваивает ту или иную информацию, более того - имеет прочно сложившуюся потребность в качественной познавательной деятельности, сильные и устойчивые мотивы этой деятельности. Следовательно, нужно формировать и широкие познавательные мотивы, ученик должен перейти от любопытства (ситуативного интереса) к заинтересованности.

Многие педагоги отмечают высокую эффективность применения исследовательских приемов и методов в обучении для углубления интереса учащихся к познавательной и творческой деятельности, для формирования у них соответствующих знаний, умений, навыков и исследовательской позиции в восприятии и осмыслении мира.

Литература:

  1. Овчарова Л.А. Одаренный ребенок. М. Просвещение,2009 г. - С.34.
  1. Введенский В. Одаренный ребенок. Что с ним делать? Директор школы. 2008 г.- №3,С.79-82.
  1. Шумакова Н.Б., Щебланова Е.И. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников. Вопросы психологии. - 1991. – С.27-33.
  2. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. — М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2000. – С. 24.
  3. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей .-М: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2004 г. –С. 159.
  4. Ильин В.П. Дифференциальная психофизиология.- СПб.: Питер, 2001. – С. 32.
  5. Татарченкова С.С.Урок как педагогический феномен. Санкт-Петербург, 2008г.
  6. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. М., 1999
  7. Селевно Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998 г.
  8. Научно- методический сборник. Детская одаренность: от теории к практике. Ижевск, 2005 г.

Интернет ресурсы:

  1. http://www.edweek.org - Education Week on the Wed, общие материалы по проблемам одаренных, подборка публикаций, полезные ссылки;
  2. http://www.interlog.com - образовательные программы для одаренных и талантливых;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТИХОТВОРЕНИЙ И РИФМОВОК КАК СРЕДСТВА МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.

В СТАТЬЕ ДАНЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЫКЛАДКИ ИПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СТИХОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА....

Использование на уроке иностранного языка стихотворений как средства мотивации к изучению иностранного языка

Богатство и красота литературы всегда помогает человеку понять её прелестное содержание. Когда школьники приступают к изучению иностранного языка, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие и...

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТИХОТВОРЕНИЙ И РИФМОВОК КАК СРЕДСТВА МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. (английский язык)

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТИХОТВОРЕНИЙ И РИФМОВОК КАК СРЕДСТВА МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. (английский язык)...

Современные уроки и ИКТ, как способ повышения мотивации к изучению иностранного языка в начальной школе

Модернизация содержания школьного образования явилась стимулом для использования новых педагогических технологий при обучении английскому языку. Федеральные государственные стандарты общего образовани...

Неделя иностранных языков- как способ повышения мотивации к изучению иностранных языков.

Неделя иностранных языков как одна из форм внеклассной работы по иностранному языку необходима для развития и поддержания интереса к изучению иностранного языка в школе, для развития творческих способ...

Как повысить мотивацию к изучению иностранных языков у современных школьников?

Один из самых сложных и важных аспектов деятельности учителя — это мотивация учеников. Мотивация, как внутренняя, так и внешняя, является ключевым фактором в успехе на всех этапах...