Технология работы с текстом на уроках английского языка.
статья по английскому языку
Технология работы с текстом на уроках английского языка. – процесс всеобъемлющий, формируемый в системе преподавания ряда предметов на протяжении нескольких лет. Применительно к предмету английский язык, она полностью оправдывает себя, но начинать её применение следует как можно раньше, выстраивая сложную систему работы от урока к уроку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vahrushev_d._v._tehnologiya_raboty_s_tekstom_na_urokah_angliyskogo_yazyka.doc | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология работы с текстом на уроках английского языка. (преподаватель ГБОУ гимназия 116 Вахрушев Денис Васильевич)
В современном мире идет процесс изменения целей и задач образования, так как дальнейшее накопление информации ведет к перегрузке учащихся, и задача педагога заключается не в суммировании знаний, а в вооружении учащегося инструментом, который можно использовать для получения этих знаний самостоятельно. Развитие критического мышления на уроках позволяет ребенку адаптироваться к условиям современной жизни, научиться понимать ситуацию и использовать её для саморазвития, точно определяя цели и задачи своих действий, поступков, соотнося себя с обществом и окружающим миром.
«Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и следствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление. Критическое мышление не есть отдельный навык или умение, а сочетание многих умений» (Темпл Ч., Мередит К., Стил Дж. Пособие «Как учатся дети: Свод основ»).
Технология развития критического мышления – процесс всеобъемлющий, формируемый в системе преподавания ряда предметов на протяжении нескольких лет. Применительно к предмету английский язык, она полностью оправдывает себя, но начинать её применение следует как можно раньше, выстраивая сложную систему работы от урока к уроку.
I/ Первый этап – начало второго класса.
Задачи этапа: основа – развитие аудиоанализатора.
- Научить слушать и анализировать высказывание собеседника.
- Научить понимать письменное высказывание.
- Научить сравнивать устное и письменное высказывание.
- Научить действовать в рамках заданной ситуации.
- Научить корректно исправлять ошибки в рамках ситуации, заданной учителем.
Основной методический прием – аудиоошибка. Поскольку обучение на начальном этапе строится на игровых моментах, то их можно использовать для тренировки скорости реакции, внимания, в фонетических, лексических, грамматических играх и при обучении чтению. Во всех играх ребенок повторяет материал за учителем, который часто ошибается – учащийся, слыша ошибку педагога, должен исправить её. Таким образом, дети учатся внимательно вдумываться в слова учителя, а при условии грамотно организованного учебного процесса – в слова и действия одноклассников, корректно исправляя ошибки, демонстрируя собственную активность и не боясь ошибиться.
II/ Второй этап – середина второго класса – четвертый класс.
Задачи этапа: основа – развитие коммуникации.
- Научить создавать логичное монологическое - сначала устное, затем письменное высказывание.
- Научить понимать прочитанный текст.
- Научить слушать, запоминать и анализировать высказывание собеседника.
- Научить демонстрировать свои знания перед классом.
- Научить логично выстраивать диалогическое общение в рамках заданной ситуации.
- Научить подвергать сомнению высказывание собеседника либо печатный материал, корректно соглашаться/ не соглашаться, добавлять информацию, высказывать свою точку зрения по проблеме.
- Развитие логического мышления, коммуникативных навыков.
Основные приемы работы:
- Аудио-штурм.
- Кластер с открытым окончанием.
- Логический кубик Рубика.
- Логическая яма.
- Самый точный и краткий.
- Семь холмов.
- Проектная деятельность.
- Презентация проектов с мини-дебатами.
Осветим некоторые из них.
1. Аудио-штурм. Применим на любом этапе обучения устному высказыванию. Может играть роль разминки, либо обучения краткому пересказу. Также служит элементом обучения аудированию. Учитель говорит предложения, задача учащихся – повторить их как можно точнее, обращая внимание на подлежащее, сказуемое, а также предлоги. После презентации двух-трех предложений сильные учащиеся способны повторить целый блок.
2. Кластер с открытым окончанием и кубик Рубика. Применимы при обобщении темы, при работе с текстом для построения логического высказывания. Логические блоки могут расширяться, а также объединяться, выстраивая логическую картину темы.
Four ___________ | Mum and Dad ___________ ___________ | Birthday ____________ ____________ |
presents | telegram | friends |
party | table | grandpa and granny |
3. Логическая яма. Задача – в рамках изученного текста связать два или более понятий, создавая с ними предложения.
4. Семь холмов – изначально способ пересказа текста, а затем способ построения собственного сюжетного высказывания. В рамках высказывания учащийся представляет текст как сюжет, состоящий из семи звеньев. Шестой холм – самый высокий – кульминация. Первые два – самые низкие – находятся на одном уровне – завязка. Последний – на том же уровне – развязка. Три холма – построение цепочки событий по нарастающей. Таким образом, учащиеся познают и впоследствии используют простой прием построения логичного сюжетного высказывания. Строки на «холмах» могут содержать опорные слова.
5. Самый точный и краткий – прием сжатия текста для выделения и презентации основного содержания.
6. Проектная деятельность – написание проектов, основанных на личном опыте, либо знаниях, полученных из диалогов с одноклассниками. Презентация проектов происходит с постановкой следующих задач: внимательно послушай, пойми, ответь на вопросы. На более продвинутом этапе – задай дополнительные вопросы.
III. Третий этап – неполная средняя школа 5-8 классы.
Задачи этапа: основа – развитие творческого отношения к коммуникации.
- Научить пользоваться разнообразными источниками информации.
- Научить использовать различные технологии чтения и аудирования.
- Воспитание творческого отношения к проектной деятельности.
- Научить грамотно презентовать и отстаивать свою точку зрения.
- Научить использовать экстралингвистический контекст, догадку, самостоятельно разрабатывать логические цепочки.
- Научить работать в группе.
Основные приемы работы:
- Мозговая атака.
- Чтение с остановками.
- Три кита.
- Видеотехнологии.
- Бинарный и билингвальный эпизод.
- Конференция.
1. Мозговая атака. Как методический прием мозговая атака используется с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова» при работе с фактологическим материалом. 1 э т а п: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме. 2 э т а п: Обмен информацией. Рекомендации к эффективному использованию: 1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут; 2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются; 3. Оперативная запись высказанных предложений.
2. Чтение с остановками. Условное название методического приема организации чтения с использованием разных типов вопросов.
Подготовительная работа: 1. Учитель выбирает текст для чтения. Критерии для отбора: - неизвестен аудитории, динамичный сюжет, неожиданная развязка, проблемный финал. 2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д. 3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.
Типы вопросов, стимулирующих развитие критического мышления: а) интерпретация и определение взаимосвязи между событиями, фактами, идеями, ценностями; б) память (формальный уровень) – узнавание и вызов полученной информации; в) оценка – субъективно-личностный взгляд на полученную информацию с последующим формированием суждений и мнений; г) синтез – логическое обобщение полученной информации, целостное восприятие причинно-следственных связей; д) анализ – фрагментарное рассмотрение явления, выделение «частного» в контексте «общего»; е) применение – использование информации как средства для решения проблем в сюжетном контексте или же вне его.
3. «Три кита». При изучении сложного текста не каждый учащийся владеет техникой выделения основной идеи и ключевых моментов в рамках абзаца. При ознакомлении с содержанием абзаца обычно осознаешь, что первое предложение несет основную идею абзаца. Последующие – два или три ключевых момента, составляющих основное содержание. Рекомендуется первую идею обводить в кружок, дополнительные моменты нумеровать и подчеркивать ключевые слова, запомнив которые любой учащийся сможет глубоко понять текст и ориентироваться в тексте.
4. Бинарный эпизод – обучение с привлечением знаний, получаемых в рамках других предметов, изучаемых в школе.
5. Билингвальный эпизод –презентация материала на одном языке, обсуждение на другом либо двух языках.
IV. Четвертый этап – старшая школа, 9-11 классы.
Задачи этапа:
- Формирование активной личности.
- Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
- Формирование культуры речи.
- Формирование культуры ведения дискуссии.
- Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
- Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самосто-ятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Основной методический прием – дебаты.
Другие приемы:
1.Тематический гроздевой кластер.
2. Структуризация упражнений согласно таксономии Блума.
3. Обучение написанию эссе.
4. Мозговой штурм в формате «за» и «против».
1. Тематический гроздевой кластер составляется с целью активизации лексико-грамматического материала в рамках одной темы. Подборка тематических гроздевых кластеров является хорошим подспорьем при подготовке к ЕГЭ.
2. Структуризация упражнений согласно таксономии Блума.
В 1956 году Бенджамин Блум написал книгу "Таксономия Образовательных Целей: Сфера Познания". С тех пор его шестиуровневое описание мышления неоднократно адаптировалось и применялось в самых разных условиях. Его список когнитивных процессов иерархически организован, начиная с самого простого, припоминания знания, до наиболее комплексного, состоящего в выработке суждений о ценности и значимости той или иной идеи.
В 1999 году Лорин Андерсон и его коллеги опубликовали обновленную версию Таксономии Блума, которая учитывает более широкий набор факторов, которые оказывают влияние на преподавание и обучение.
Измерение Когнитивных Процессов уточненной Таксономии Блума, так же, как и оригинальная версия, насчитывает шесть навыков. Они включают в себя – от простейших к наиболее сложным: (a) помнить, (b) понимать, (c) применять, (d) анализировать, (e) оценивать, и (f) создавать.
Измерение Когнитивных Процессов
Когнитивный процесс | Примеры | |
Помнить – Извлекать необходимую информацию из памяти | ||
Узнавание |
| |
Припоминание |
| |
Понимать – Создавать значения на базе учебных материалов или опыта | ||
Интерпретация |
| |
Приведение примеров |
| |
Классификация |
| |
Обобщение. |
| |
Умозаключение |
| |
Сравнение |
| |
Объяснение |
| |
Применять – использовать процедуру | ||
Применение |
| |
Анализировать – Вычленять из понятия несколько частей и описывать то, как части соотносятся с целым. | ||
Дифференциация |
| |
Соотнесение |
| |
Оценивать – делать суждения, основанные на критериях и стандартах | ||
Проверка |
| |
Критика |
| |
Создать – соединить части, чтобы появилось что-то новое и определить компоненты новой структуры. | ||
Генерация, |
| |
Планирование |
| |
Производство |
|
3. Эссе. При обучении аргументированному письменному высказыванию на старшем этапе мы можем говорить о необходимости формирования у учащихся дискурсивной компетенции в письменной речи, что является одним из элементов технологии развития критического мышления.
4. Дебаты - организационная форма, в рамках которой осуществляется формализованный обмен информацией, отражающей полярные точки зрения по одной и той же проблеме, с целью углубления или получения новых знаний, развития аналитико-синтетических и коммуникативных умений, культуры ведения коллективного диалога. Особую привле-кательность дебатам придает возможность рассматривать одно и то же явление или факт с противоположных позиций, анализировать бесспорные, на первый взгляд, истины и усомниться в их правильности, на основе чего самостоятельно, осознанно вырабатывать жизненную позицию.
Таким образом, построение процесса обучения с применением технологии развития критического мышления способствует максимальному развитию и социализации учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"
В статье представлены варианты творческих заданий при работе с текстом на уроках английского языка в средней школе....
Статья "Использование технологии критического мышления как средство повышения качества обучения чтению и работе с текстом на уроках английского языка"
В статье раскрываются основные элементы технологии критического мышления. Приводятся примеры данной технологии как средства, с помощью которого повышается качество обучения чтению и работе с текстом....
Эффективные педагогические технологии в образовательном процессе в соответствии с ФГОС. Работа с текстом на уроке английского языка
О работе с текстом как системе по формированию различных умений и навыков....
Использование современных технологий при работе с текстом на уроках английского языка.
Важнейшей задачей стандартов нового поколения является: создание инновационной образовательной среды, способствующей формированию совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетен...
Технология работы с текстом на уроках английского языка
Технология работы с текстом на уроках английского языка...
Технология работы с текстом на уроках английского языка
На каждом уроке английского языка, а также и на других предметах учащиеся работают с текстами различной направленности, сложности, различной величины и стиля. Именно поэтому так важно обратить самое п...