Коммуникативный подход в обучении видовременным формам глагола по теме «Я и моё окружение» в 7 классе
учебно-методический материал по английскому языку (7 класс)

    Основной целью обучения в современной средней школе является владение учащихся основами иноязычного общения, в процессе которого осуществляется воспитание, развитие и образование личности. Овладение основами иноязычного общения предполагает достижение школьниками минимально достаточного уровня коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществить иноязычное общение.                                                                                                                               

    Опыт многих учителей английского языка подтверждает, что наибольшие трудности для достижения основной цели вызывает правильное употребление учащимися личных видо - временных форм основного глагола и в предложениях, где вспомогательный глагол to be является частью основного именного сказуемого.

    А грамматические навыки, полученные на младшем этапе, когда учащиеся ещё не осознанно воспринимали и воспроизводили структуры, быстро утрачиваются. Необходимо формировать устойчивые навыки оперирования английским глаголом на среднем и старшем этапе, когда интерес к предмету перерастает в нечто большее.

    Являясь важнейшей синтаксической единицей речи, глагол имеет в английском языке большую глубину и наполненность, чем в русском. Именно этот факт - отсутствие взаимооднозначного соответствия между глаголом в родном и английском языке представляет одну из главных трудностей при формировании у учащихся коммуникативной компетенции. Вторую трудность для них представляют неумение отличать видо - временные формы основного глагола и глагола связки to be  в качестве части составного именного сказуемого в 4 временах (Present Indefinite, Present Perfect, Past Indefinite, Future Indefinite). В этой связи необходимо обратить внимание учащихся на коренное отличие в конструировании выше названных форм.

   Для достижения основной цели необходима лексико - грамматическая систематизация языковых явлений, которая предполагает совмещенность лексики и грамматики.

    Как отмечает Рогова Г.В., лексико - грамматическая систематизация, проводимая регулярно, помогает преодолеть ошибки и одновременно «ошибкобоязнь», а это в конечном счете, «развязывает язык» учащихся и позволяет сосредоточиться на выражении мысли и чувств. В этой разработанной работе делается попытка представить в виде единой системы обучения грамматике и устной речи.

    Прогнозируя обучение учащихся, факультативный курс можно начинать с 7 класса, используя ускоренное обучение с помощью опорных схем таблиц видо  - временных форм по теме «Я и мое окружение», который позволит учащимся повысить уровень практического владения иностранным языком, развить навыки работы над языком, более полно реализовать английский язык как средство общения.

     Данный курс обладает развивающим характером, который способствует:

     -- активизации мыслительной деятельности школьников;

    -- развитие навыков способности вступать в иноязычное общение;

    -- эмоциональное восприятие себя, окружающего мира.

     Воспитательная цель заключается в том, чтобы формировать возможность изучения грамматических явлений,  лексики и потребности пользоваться им как средством общения, в воспитании культуры общения.

     Развивающий компонент предусматривает развитие языковых и познавательных способностей, ценностных ориентаций чувств и эмоций школьников, готовности к коммуникации. Образовательный компонент цели выражается в расширении филологического кругозора.

      Практический компонент цели заключается в формировании умения порождать иноязычные высказывания с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативным намерением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Индивидуальная программа

Коммуникативный подход в обучении видовременным формам глагола по теме

«Я и моё окружение» в 7 классе

Автор: Бадмацыренова Жаргалма Дашиевна

Учитель английского языка МБОУ «Хоринская средняя  общеобразовательная школа №1 имени Д.Ж.Жанаева»

Хоринск, 2013г.

Пояснительная записка

    Основной целью обучения в современной средней школе является владение учащихся основами иноязычного общения, в процессе которого осуществляется воспитание, развитие и образование личности. Овладение основами иноязычного общения предполагает достижение школьниками минимально достаточного уровня коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществить иноязычное общение.                                                                                                                                

    Опыт многих учителей английского языка подтверждает, что наибольшие трудности для достижения основной цели вызывает правильное употребление учащимися личных видо - временных форм основного глагола и в предложениях, где вспомогательный глагол to be является частью основного именного сказуемого.

    А грамматические навыки, полученные на младшем этапе, когда учащиеся ещё не осознанно воспринимали и воспроизводили структуры, быстро утрачиваются. Необходимо формировать устойчивые навыки оперирования английским глаголом на среднем и старшем этапе, когда интерес к предмету перерастает в нечто большее.

    Являясь важнейшей синтаксической единицей речи, глагол имеет в английском языке большую глубину и наполненность, чем в русском. Именно этот факт - отсутствие взаимооднозначного соответствия между глаголом в родном и английском языке представляет одну из главных трудностей при формировании у учащихся коммуникативной компетенции. Вторую трудность для них представляют неумение отличать видо - временные формы основного глагола и глагола связки to be  в качестве части составного именного сказуемого в 4 временах (Present Indefinite, Present Perfect, Past Indefinite, Future Indefinite). В этой связи необходимо обратить внимание учащихся на коренное отличие в конструировании выше названных форм.

   Для достижения основной цели необходима лексико - грамматическая систематизация языковых явлений, которая предполагает совмещенность лексики и грамматики.

    Как отмечает Рогова Г.В., лексико - грамматическая систематизация, проводимая регулярно, помогает преодолеть ошибки и одновременно «ошибкобоязнь», а это в конечном счете, «развязывает язык» учащихся и позволяет сосредоточиться на выражении мысли и чувств. В этой разработанной работе делается попытка представить в виде единой системы обучения грамматике и устной речи.

    Прогнозируя обучение учащихся, факультативный курс можно начинать с 7 класса, используя ускоренное обучение с помощью опорных схем таблиц видо  - временных форм по теме «Я и мое окружение», который позволит учащимся повысить уровень практического владения иностранным языком, развить навыки работы над языком, более полно реализовать английский язык как средство общения.

     Данный курс обладает развивающим характером, который способствует:

     -- активизации мыслительной деятельности школьников;

    -- развитие навыков способности вступать в иноязычное общение;

    -- эмоциональное восприятие себя, окружающего мира.

     Воспитательная цель заключается в том, чтобы формировать возможность изучения грамматических явлений,  лексики и потребности пользоваться им как средством общения, в воспитании культуры общения.

     Развивающий компонент предусматривает развитие языковых и познавательных способностей, ценностных ориентаций чувств и эмоций школьников, готовности к коммуникации. Образовательный компонент цели выражается в расширении филологического кругозора.

      Практический компонент цели заключается в формировании умения порождать иноязычные высказывания с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативным намерением.

Содержание обучения

   Рогова Г.В. считает, что современный уровень методической теории обучения иностранным языкам, использование достижений смежных наук позволяет определить содержание обучения. По ее мнению, оно включает:

  1. лингвистический компонент, объединяющий языковой материал;
  2. психологический компонент, включающий формируемые навыки и умение, обеспечивающие учащимся пользование изучаемым предметом при общении;
  3. методологический компонент, связанный с овладением учащимися приёмами учения, познанием нового для них предмета, развитием у них самодеятельного труда.

  Лингвистический компонент содержания обучения в разработанной программе

Представлен в виде строго отобранного грамматического материала -  видо - временные формы смыслового глагола (условно называю «предложения с действием» и временные формы вспомогательного глагола to be (условно называю «назывные предложения»), лексический материал, образцы речевых высказываний, программа речевых реакций по теме «Я и моё окружение».

      Второй компонент был представлен в виде лексико - грамматических навыков и умений речевого поведения при общении, обращении, знакомстве.

      Методологический компонент представлен в виде умений речевой деятельности, то есть в разработанной программе - это умение диалогической и монологической речи.

     Учащийся должен завладеть вниманием слушающего, добиться приёма своего сообщения, получить на него реакцию, учитывать при производстве высказываний ситуацию общения, личность слушающего.

     Таким образом, в данной программе имели место 3 компонента содержания обучения иностранному языку, что способствовало выполнению задач уроков, а следовательно и достижению конечной цели обучению иностранному языку - формирование коммуникативной компетенции, умение добиваться взаимопонимания, учебной компетенции, а также социокультурной компетенции ( поведенческая и этикетная).

     

Принципы

     « В основе обучения любому предмету лежат дидактические принципы - исходные положения, определяющие стратегию обучения в каждой точке учебного процесса, поскольку они связаны с целями, содержанием, методами, приёмами, организацией обучения и проявляются во взаимосвязи и взаимозависимости» (Рогова Г.В. 1991г.)

      В предлагаемой программе были реализованы следующие общедидактические принципы:

  1. принципы сознательности
  2. активности
  3. прочности
  4. индивидуализации
  5. доступности и посильности
  6. принцип воспитывающего обучения

    Говоря о принципе сознательности, следует отметить, что он предполагает

использование различных средств для обеспечения усваимого материала и действий с ним, формирование приёмов самостоятельной работы с языком. Например, в данной программе имеет место осмысленное осознание видо - временных форм основного смыслового глагола, отличия его от временных форм вспомогательного глагола to be.

         Осмысление, осознание грамматического материала обеспечивается через опору - таблицу, указание на функцию усваимого явления, его форму и характерные особенности, использование его в утверждении, в ответах на все виды вопросов, отрицательной форме, в составлении различных типов вопросов.

         Сознательным должно быть овладение приёмами самостоятельной работы при выполнении различных тестов, применении их в творческих заданиях. Все это обеспечило реализацию принципа сознательности в изучении иностранного языка школьниками, развитие их воображения, памяти, речи, мышления, творческих способностей и самореализации.

         В данной программе одно из ведущих мест отводится принципу активности, который состоит из сохранения мотивации учения, вовлечения в работу каждого ученика в активную речемыслительную деятельность за счёт сокращения речевой деятельности учителя.

       По Г.В. Роговой, в изучении иностранного языка, следует различать интеллектуальную, эмоциональную и речевую активность, так как в совокупности они определяют и обеспечивают благоприятные условия для овладения языком.

       Эмоциональная активность проявляется в выполнении программы реакций, когда ученик должен отвечать на все виды вопросов в диалогической речи. Положительное эмоциональное состояние на уроке достигается  путём создания интересных заданий, которые ситуативно  обусловлены, в которых учитываются индивидуальные способности учащихся. Речевая активность при устном общении и во многом определяется интеллектуальной и эмоциональной активностью.

       Доступность в обучении обеспечивается блочной подачей материала, повторяемостью в различном режиме. Посильность предполагает построение процесса с учетом реальных возможностей учащихся. Прочность обеспечивается единством предыдущих принципов, которые достигаются достаточно большой тренировкой в восприятии и воспроизведении, самостоятельным творческим применением при решении коммуникативных задач, систематическим контролем за усвоением материала.

      Важную роль в данной программе имеет  принцип индивидуализации, который является одним из ведущих в современной дидактике, а при обучении иноязычному обучению он приобретает ещё большее значение. При разработке данной программы представилась возможность проявить себя как индивида, субъекта и личности.

      Таким образом, система дидактических принципов, использованных в программе определила структуру, общую направленность, содержание, методы, а также результаты учебно - воспитательного процесса.

       При разработке данной программы я придерживалась коммуникативного подхода к обучению, который основан на частно - методических принципах: коммуникативной направленности, ситуативности и новизны. Принцип коммуникативной направленности проявляется в том, что ребята постоянно находятся в процессе речевого общения и учитель создаёт у ученика мотивированную потребность в иноязычно - речевой деятельности.

       В программе сделана попытка создать ситуации, содержащие проблемы по данной тематике.

       Принцип новизны проявился в новизне ситуации общения, их вариативности, а также в новизне речевых партнёров.

      Таким образом, использование в программе общедидактических и частно  - методологических принципов способствовало приближению к конечной цели обучения иностранному языку.

Методы

      По мнению Роговой Г.В., метод указывает на путь и способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся. Методы , используемые учителем должны отражать его организующую, обучающую и контролирующую функции и обеспечивают учащемуся возможность ознакомления, тренировки и применения учебного материала. Методы учителя призваны стимулировать учение обучаемого и вести его по пути овладения иностранным языком, управлять учением обучаемого. В программе сделана попытка использовать все предложенные  И.Л. Бим методы обучения иностранному языку, а именно:

       -- показ при блочном введении видо - временных форм смыслового глагола ( в предложениях с действиями), временной формы в назывных предложениях.

      -- организация самостоятельного поиска ( при выполнении программы реакций)

      -- организация тренировки ( при создании системы УРУ)

      -- организация применения ( при создании общения и постановке коммуникативных задач, способствующих применению нового лексического материала)

      -- контроль, в качестве сопутствующие

Организация учебной деятельности учащихся на уроке

      Проблема учёта индивидуальных особенностей, психологических особенностей каждого ребёнка, по мнению Пассова Е.И., может быть решена во взаимосвязи с проблемой сочетания и правильного использования индивидуальной, парной, групповой и коллективной форм работы.

      В ходе реализации программы использованы различные формы работ: работа в парах, фронтальное, индивидуальное с одним учеником, групповая. Общепризнано, что работа в парах делает позитивные сдвиги в развитии умений учеников осуществлять иноязычное общение с разными речевыми партнёрами  в различных речевых ситуациях, используя при этом адекватные  средства и способы воздействия.

     В качестве организационной формы работы с грамматическим материалом на первом этапе рекомендуется использовать фронтальную работу, групповую работу.

     На мой взгляд, самой эффективной формой является индивидуальное с 1 и 2 учащимися (если имеются у них пробелы), а также работа в малых группах, иногда независимо от возраста, с одинаковыми способностями.

     Благодаря таким формам работы, язык воспринимается как «средство удовлетворения внеучебных интересов и склонностей, воспитывается речевой коллектив, ученики, проявляя свою индивидуальность, обогащают друг друга, между учителем и учеником устанавливаются отношение взаимного доверия, отношение речевого партнёрства». (Пассов Е.И., 1988г.).

Требование к владению речевыми умениями

     Исходя из возрастных особенностей учащихся и в соответствии с компонентами содержания обучения образовательной области требования к уровню владения речевыми умениями могут быть использованы следующим образом:

  1. в области говорения:

 а) диалогическая речь

  Учащиеся должны уметь отвечать на вопросы различных видов: общие, специальные, альтернативные и разделительные, самостоятельно задавать вопросы, выражать согласие, одобрение, неодобрение, опровергнуть услышанное, прочитанные утверждения, вести беседу по изучаемой теме. Учащийся должен уметь участвовать в диалогическом общении на основе различных ситуаций, изменять и переносить составные элементы в новую ситуацию. Темп работы приближается индивидуальному темпу речи говорящего. Количество реплик в диалоге не менее  7 + приветствие и прощание.

 б) монологическая речь

  Учащиеся должны уметь при помощи предварительной подготовки и без подготовки высказаться в соответствии с представленными коммуникативными ситуациями в пределах программного языкового материала, отражающего семейно - бытовую сферу деятельности, логично и связно высказаться ( с опорой на текст, таблицу, выразить личное мнение, дать оценку происходящего и уметь описывать сюжетную картину).

  1. в области письма:

В этой области учащиеся должны уметь написать короткое сообщение по теме, личное

письмо, рассказ  по картине, сообщить о себе, выполнить тестовые задания по грамматике.

Использованная литература

1 Государственный образовательный стандарт по иностранному языку

2 Дубровин М.И. Иллюстрированная грамматика английского языка

3 Кузовлев В.П., и другие. Счастливый английский - 7 класс.- М.: Просвещение, 1995

4 Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Григорьева Л.Н., Балабардина Ю.Н.

Рабочая тетрадь к учебнику английского языка для 7 класса.-М.: Просвещение, 1996

5 Кузовлев В.П.,  Лапа Н.М. Книга для учителя 6 класса.-М.: Просвещение, 1998

6 Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммукативного обучения иностранным языкам//Иностранные языки в школе.- 2000.- № 4, 5 - С. 9 - 15. - С. 17 - 22.

7 Пассов Е.И. Урок английского языка  в средней школе.-М.: Просвещение, 1988.

8 Программа для образовательных учреждений (Иностранные языки).- М.: Просвещение, 1994

9 Резник Р.В., Сорокина Т.С., Казарицкая Т.А. Грамматика английского языка для обучающихся средней школы. -  М.: Просвещение, 1986.

10 Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Н. Методика обучения иностранным языкам в средней школе.- М.: Просвещение, 1991.

11 Скалкин В.Л. Коммуникативные упражнения на английском языке.- М.: Просвещение, 1983.

TV programmes

1        enjoy

        dislike

        to be fond of        doing smth

        to be keen on

        can’t help

        like

                prefer        doing         smth

        hate        to do

        take a great interest in

        to be  extremely interested in

        take no interest in

        admire

        to be indifferent to…

        to be crazy about…

2

        prefer

        like

        Those who        enjoy        can watch…

        take a great interest in

        admire

        are        fond of

                                   interested in

                   crazy about

                   eager to widen the horizon

3 Modern art        I like best…

Mexican films is a thing        he hates…

Cartoons are things        she is interested in…

thrillers        they are fond of…

4

        is a success

         is popular with

This programme        is full of ideas

        is worth watching

        is of great interest

        gains the popularity

        contains a lot of very interesting in formation

        keeps me thinking

        makes a great impression on me

        widens the horizon

        shows the real life

This programme        develops the knowledge of

         (it)        helps us to study geography

        extends the knowledge about the world

        raises serious problems

        touches upon different problems

        gives us a real feeling of what life is like

        devotes to..

        makes fun of..

        is a creative person

         is a very talented person

        is a fascinating person

The leader        is a bright person

of the programme        is quick witted

        can convince spectators of smth

        has a sense of humour

Перечень тем, представленных в программе

I About myself

  1. Let me introduce myself
  2. What kind of a person I am, as a teenager?
  3. What kind of a person I’ll be in future?
  4. What problems trouble me?

II My family

  1. Let me introduce you to my family
  2. Alike or different (by character)

Like Father (Mother)

  1. Are you friends with your parents?
  2. Brothers and sisters
  3. Are you a good sister/ brother?
  4. Do you argue/ quarrel with your sister/brother?
  5. What rules do you have in your family?
  6. Are old people happy in your family?
  7. What does it mean a typical Buryat, Russian, English, American family?
  8. Can a person be lonely in the family?
  9. Household duties of every member of your family
  10. Will your family survive in modern society?

 III My friend

  1. Let me introduce you to my friend
  2. What is my friend like?
  3. Who do you make friends with? Why?
  4. What is an ideal friend?

IV                                                       Hobby

Doing things                           Making things                     Collecting things         Learning things    

gardening                                drawing                                 stamps                           reading books

playing computer games      painting                                 coins                              watching TV

sport                                         making sculpture                 CDs                                films

travelling                                 designing                                cassettes                      Internet                

                                                 handicraft                               videocassettes

                                                 playing musical instruments   books

                                                                                                    postcards

What circle (sport club, sextion) would you like to join next year?  Why?

What are the most popular leasure activities in Britain and in Russia? ( among your classmates)?

V My school

  1. Let me introduce you to my school
  2. Why do I study at school?
  3. Are all school subjects interesting?
  4. What makes a school subject interesting or boring?

 VI Межтемная связь

    1) What is the most important for you? Why?

     Your friends

     Your family

     Your hobby

     Your school

     People around you

    2) What are you good at?

    3) Your problems.

Grammar

  1. Present Indefinite
  2. Past Indefinite
  3. Present Perfect
  4. Future Indefinite

  1. Present Indefinite
  2. Present Continuous
  3. Present Perfect
  4. Present Perfect Continuous
  5. Past Indefinite
  6. Past Continuous
  7. Past Perfect
  8. Past Perfect Continuous
  9. Future Indefinite

    Лексико - грамматическая систематизация видо - временных форм на основе выше предложенной тематики, включает следующие ступени:

  1. Объяснение и указание на отличие между смысловым глаголом и глаголом  to be,

На форму конструирования утверждений, всех видов вопросов, отрицательных предложений (опора - таблица и лексика для каждого ученика)

  1. Ознакомление с технологией тренировки грамматического материала
  2. Тренировка видо - временных форм в серии коммуникативных упражнений
  3. Применение грамматического материала в решении проблемных ситуаций по

тематике «Я и моё окружение».

     Для достижения цели своей программы я применила принципиальное положение 3.4., где аутентичное коммуникативно - ориентированное обучение иностранным языкам осуществляется применением организованного ролевого общения.

    Мильруд Р.Т. и Максимова И.Р. указывают, творческое ролевое общение требует развитых социальных умений. Поэтому ролевые игры на уроках иностранного языка нередко включают элементы социального тренинга (упражнений в общении). Из всех предложенных упражнений наиболее приемлемыми в данной программе считаю следующее:

     Line - up (учащиеся стараются как можно быстрее выстроиться в ряд в соответствии с предложенным признаком);

     rounds (участники «круга» произносят каждый своё слово таким образом, чтобы образуемое предложение звучало так плавно, как если бы его произносил один человек);

     strip - story (каждый ученик получает свою фразу и старается быстрее занять соответствующее место в « рассказе»);

     merry - go - round (школьники образуют внешний и внутренний круг и, двигаясь по кругу, обмениваются репликами);

     Это упражнение можно проводить при выполнении «программы реакций».

    reflection (участники пытаются представить, что думают о них другие школьники);

    listening (учащиеся внимательно слушают партнёра, кивая в знак согласия и выражая согласие с ним);

    conflict (участники учатся правильно реагировать на «эмоциональную фразу» партнёра.

Приёмы

В устно речевые упражнения включены:

         I Респонсивные упражнения

  1. Программа речевых реакций:

а) реакция восхищения: Fine! Wonderful!

б) реакция на все виды вопросов: общий, специальный, вопрос к подлежащему, альтернативный, разделительный;

в) реакция утверждение;

г) реакция сомнение;

д) реакция воспоминание

            2) свободная беседа: условно - коммуникативная, подготовительная, неподготовительная и частично инициативная речь

          II Репродуктивные упражнения:

  1. пересказ;
  2. драматизация;
  3. описание

          III Инициативные упражнения:

  1. интервью
  2. диспут
  3. пресс - конференции

Контроль и самоконтроль

    При создании программы я руководствовалась приёмами контроля, предложенными Пассовым Е.И.:

  1. индивидуальный опрос
  2. фронтальный опрос
  3. самоконтроль и взаимоконтроль
  4. составление карты дифференцированного контроля

    При оценивании уровня владения тем или иным видом речевой деятельности Пассов Е.И. рекомендует руководствоваться приказом № 235 Министерства РСФСР от 14.09. 1984г. В данном приказе в основу норм успехов учащихся положен коммуникативный подход.

     Важное место уделяется домашнему заданию так как оно должно:

        а) иметь речевую направленность

        б) быть конкретным;

        в) подытожить то, что сделано на данном уроке;

        г) служить «стартовой площадкой» для упражнений на следующем уроке либо быть уместным для вплетения его в ткань урока.

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативный подход в обучении видовременным формам глагола по теме "Я и моё окружение" в 7 классе

   Опыт многих учителей английского языка подтверждает, что наибольшие трудности для достижения основной цели вызывает правильное употребление учащимися личных видо - временных ...

тест видовременные формы глагола 5 класс

Тест может быть использован при обобщении знаний времен Present, Past, Future Simple, Present Continuou...

Методика изучения видовременных форм глагола на уроках русского языка в рамках текстоориентированного подхода

Именно текстоориентированный подход позволяет учащимся не только более прочно усвоить сведения о том или ином языковом феномене (например, о глагольных категориях и глаголе как части речи в целом), но...

Тест по теме "Видовременные формы глагола"

Проверочный тест с вариантами ответов....

Индивидуальная программа Коммуникативный подход в обучении видовременным формам глагола по теме «Я и моё окружение» в 7 классе

Основной целью обучения в современной средней школе является владение учащихся основами иноязычного общения, в процессе которого осуществляется воспитание, развитие и образование личности. Овладение о...

Индивидуальная программа Коммуникативный подход в обучении видовременным формам глагола по теме «Я и моё окружение» в 7 классе

Основной целью обучения в современной средней школе является владение учащихся основами иноязычного общения, в процессе которого осуществляется воспитание, развитие и образование личности. Овладение о...

Индивидуальная программа Коммуникативный подход в обучении видовременным формам глагола по теме «Я и моё окружение» в 7 классе

  Основной целью обучения в современной средней школе является владение учащихся основами иноязычного общения, в процессе которого осуществляется воспитание, развитие и образование личност...