Технологии проблемного обучения на уроках английского языка
статья по английскому языку

Технологии проблемного обучения на уроках английского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Васяшина Татьяна Владимировна

учитель английского языка ГБОУ СОШ №404

г.Колпино  Санкт-Петербург

Технология проблемного обучения в

практике работы учителя английского языка.

На сегодняшний день трудно представить современного компетентного квалифицированного специалиста, который не владел бы иностранным языком. К сожалению или к счастью, нынешнее время таково, что английский язык прочно вошел в нашу жизнь и стал обязательным требованием, которое предъявляется к каждому выпускнику школы, колледжа или же университета. А поскольку меняются требования, должно меняться и  методики преподавания и подготовки и «новых» специалистов.

Одной из таких методик является технология проблемного обучения. Нельзя сказать,

что она новая, поскольку сама технология зародилась и стала активно применяться в пре-

подавании медицины еще в конце 60-х. Родиной технологии проблемного обучения является

Медицинский университет Макмэстера (Канада, сентябрь 1969 г.). Позже, в 80-х гг., уни-

верситет Нью-Мексико разработал учебный план технологии проблемного обучения для небольшой группы студентов, а затем Медицинская школа Гарвардского университета приняла новую технологию в обучении. После этого технологии проблемного обучения стали применять и для преподавания других дисциплин. А на сегодняшний день технология проблемного обучения прочно вошла в современную методику преподавания по всему миру и используется для обучения всевозможным дисциплинам.

Данная технология делает перестановку в традиционном ходе урока, передаче знаний и дает большие  преимущества ученику и самому учителю. Во-первых,  ученик получает возможность самостоятельно добывать знания и решать возникающую проблему, а также сравнивать свое решение с решением и идеями сверстников. Основополагающим является то, что меняется первоначальная цель самого обучения. Если раньше на традиционном уроке преподаватель транслировал готовые знания ученику, то на уроке с применением  технологии проблемного обучения ученик сам добывает знания, а учитель лишь направляет ход его работы и корректирует ее. На уроке перед учащимися ставится проблемная ситуация, которая может создаваться различными способами, до того, как учащийся получил какие-либо знания по теме. Задача обучающегося состоит в решении поставленной проблемной ситуации, поиске знаний для ее решения.

Проблемное обучение можно рассматривать с позиций педагогики, психологии, а также в методологическом аспекте. При психологическом подходе главными являются те внутренние изменения, которые происходят с учащимися в процессе обучения. При педагогическом подходе изучается организация учебного процесса, обеспечивающая эти изменения. Соответствующие методические приемы, средства являются составляющими такого сложного явления, которым является обучение.

Проблемное обучение является одним из тех инструментов, с помощью которых

приводится современный процесс обучения. Данный вид обучения это организованный

педагогом способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным

содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям

научного знания и способам их решения. Учиться мыслить, творчески усваивать знания.

Вся деятельность педагога базируется на определенных требованиях и закономерностях, называемых принципами обучения. Одним из них является принцип доступности, заключающийся в том, что “изучаемый материал должен быть по трудности доступен, но также должен требовать затраты определенных усилий для его усвоения. Легкость снижает мыслительную активность и интерес к обучению. Излишняя трудность не приводит к успеху, а отсутствие успеха вызывает потерю уверенности в себе, убивает всякий интерес к обучению. Обучение должно учитывать уровень развития учащихся и одновременно содействовать его повышению”.

Проблемное обучение, как никакая другая форма учебной организации, отражает положение о том, что “педагогическая деятельность своеобразна… средствами труда, чтобы получить психологический продукт, педагог включает ученика, воспитанника в различные виды деятельности, в общение, ставит его в позицию взаимодействия с различными объектами таким образом, чтобы он при этом вынужден был самостоятельно формулировать задачи и более или менее самостоятельно их решать, чтобы он переживал радость побед и огорчения от неудач, самостоятельно искал выход из затруднений и тупиков”.

В основе проблемного обучения лежит разработанный в психологии деятельностный подход. “Учение – это система познавательных действий учащихся. Учащийся выполняет внешнюю предметную и внутреннюю психическую деятельность. Вся его деятельность и условия, на нее влияющие, учитываются и упорядочиваются таким образом, чтобы у него эффективно образовывались желаемые качества”. Принципы организации эффективного учебного процесса обеспечивает, в частности, проблемное обучение, которое в психологии трактуется как “организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания. В проблемном обучении путем создания проблемной ситуации моделируются условия исследовательской деятельности и развития творческого мышления учащегося.

Проблемное обучение это система методов обучения, при которой учащиеся получают знания не путем заучивания и запоминания их в готовом виде, а в результате мыслительной работы по решению проблем и проблемных задач, построенных на содержании изучаемого материала. Проблемное обучение используется как на стадии введения учебного материала, так и на стадии его закрепления в процессе речевой практики на разных этапах обучения школьников.

Функциями проблемного обучения являются: воспитание навыков творческого усвоения знаний, воспитание навыков творческого применения знаний и умений решать учебные проблемы, формирование и накопление опыта творческой деятельности, формирование мотивов учения, социальных, нравственных и познавательных.

Одним из методов проблемного обучения является создание проблемной ситуации. Данный метод представляет собой познавательную трудность, для преодоления которой  ученики должны приобретать новые знания или прикладывать интеллектуальные усилия.

Проблемные ситуации могут быть:

  • объективными (ситуация задается учителем)
  • субъективными (психологическое состояние интеллектуального затруднения при

решении поставленной проблемы).

Можно также выделить четыре взаимосвязанные функции проблемной ситуации:

а) стимулирующая б) обучающая в) организующая г) контролирующая.

Правила создания проблемной ситуации

1. Для создания проблемной ситуации перед учениками должно быть поставлено

практическое или теоретическое задание, которое будет стимулировать его для усвоения

новых знаний или выполнения новых действия.

При этом следует соблюдать следующие условия:

а) задание основывается на тех знаниях и умениях которыми уже владеет ученик;

б) неизвестное, которое нужно открыть составляет подлежащую усвоению общую

закономерность, общий способ действия, общие условия выполнения действия;

в) выполнение проблемного задания должно вызывать у ученика потребность в

усваиваемом знании.

2. Предлагаемое ученику проблемное задание должно соответствовать его

интеллектуальным возможностям.

3. Проблемное задание должно предшествовать объяснению подлежащего усвоению

материала.

4. Проблемное задание может вызвать проблемную ситуацию при определенных

условиях.

5. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.

6. Возникшую проблемную ситуацию должен формулировать учитель путем указания

ученику на причины невыполнения им поставленного практического учебного задания

или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты.

Проблемная ситуация стимулирует речевую деятельность, увеличивает ее объем и

разнообразие форм высказывания, а также способствует прочности формируемых

речевых навыков и умений.

Виды активных методов обучения

Учебная тематическая дискуссия

Дискуссия имеет определенную динамику, в которой отчетливо выделяются три этапа: завязка, коллективное обсуждение, подведение итогов.

Метод “круглого стола”

Коллективный обмен мнениями, совместный поиск истины за «круглым столом» признаётся одним из эффективных методов обучения на старшем этапе обучения для реализации задач данной концепции.

«Интеллектуальный штурм»

Метод «интеллектуального штурма» помогает учащимся формировать коммуникативные умения, необходимые для общения в учебно-трудовой сфере, способствует познанию достижений национальных и общечеловеческих ценностей, развивает способность самостоятельно находить и использовать необходимую информацию.

Таким образом, проблемное обучение на уроках английского языка «учит учиться». Необходимость развития умения учиться в корне меняет характер взаимоотношения

между учителем и учеником, позволяет по-новому взглянуть на оптимизацию учебного

процесса и переосмыслить существующие методы преподавания английского языка.

Проблемное обучение на уроках английского языка создает атмосферу непринужденного общения, где меняется роль учителя. А так же имеет практическую значимость в формировании личности. Интегрированные уроки способствуют созданию целостного восприятия окружающего мира: готовят школьников к культурному, профессиональному и личному общению, развивают воображение, фантазию и мышление, стимулируют интерес, поддерживают высокую мотивацию к изучению иностранных языков, приобщают к культурному наследию и духовным ценностям своего народа и других народов мира. Использование информационных технологий на уроках аналитического чтения свидетельствует о тесной взаимосвязи литературы, истории, информатики, где английский язык является основным, потому что используется как средство обучения. Интернет создает уникальную возможность создания естественной языковой среды. Эта технология  учит детей добывать знания самостоятельно. Мы живем в информационном обществе и главный капитал – умение добывать информацию, которая является самым ценным и важным продуктом будущей рыночной экономики. Иными словами проблемное обучение ярко отображает изменение сути образования «От образования на всю жизнь – к образованию через всю жизнь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проблемного обучения на уроках английского языка

  Проблемное обучение и является одним из тех инструментов, с помощью которых приводится в движение механизм, название которому обучение. В проблемном обучении путем создания проблем...

Применение технологии проблемного обучения на уроках английского языка

В данной работе содержится теоретическая и практическая информация о применении технологии проблемного обучения на уроках английского языка....

Применение технологии проблемного обучения на уроке английского языка

Технология проблемного обучения получила применение в наше время. Когда я познакомилась с её методикой ведения я поняла , что современный урок должен строиться именно по этой технологии . Я привели пр...

Технология проблемного обучения на уроках английского языка

В данной публикации представлена инсценировка диалога с постановкой проблемных вопросов. Актёры учатся не только отстаивать свою точку зрения, но и вживаются в образы литературных героев, передают их ...

Использование технологии проблемного обучения на уроках английского языка

Данная статья посвящена проблемному обучению детей, их способности добывать знания самостоятельно.Таким образом, проблемное обучение учит детей добывать знания самостоятельно. Иными словами проблемное...

Технология проблемного обучения на уроках английского языка

в данной статье автор рассматривает теорию  технологии  проблемного обучения и демонстрирует конкретные приёмы которые он применяет в своей работе, на примере урока в 5 классе...