статья на тему Информационно-коммуникационные технологии как составляющая учебного процесса
статья по английскому языку

Куприянова Юлия Денисовна

статья на тему
Информационно-коммуникационные технологии как составляющая учебного процесса

Автор: Куприянова Ю.Д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Куприянова Ю.Д. ,

учитель английского языка ГБОУ Гимназия 295 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Информационно-коммуникационные технологии как составляющая учебного процесса

Под термином «информационно-коммуникационные технологии» (далее ИКТ) Е.В. Клоков и А.В. Денисов понимают «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)» [Клоков, Денисов, 2006: 30].

Самыми часто используемыми элементами ИКТ в учебном процессе являются:

  • электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проекта, интерактивной доски;
  •  электронные энциклопедии, справочники, словари;
  • образовательные ресурсы Интернета;
  • DVD и CD диски с картинками, иллюстрациями, видео и аудио файлами;
  • видео и аудиотехника;
  • интерактивные конференции и конкурсы;
  • материалы для дистанционного обучения;
  • научно-исследовательские работы и проекты;
  • дистанционное обучение.

Информационные технологии рассматриваются в трех аспектах: как предмет изучения, как средство обучения и как инструмент автоматизации учебной деятельности, то есть в парадигме системного подхода. Системный подход представляет собой технологизацию учебного процесса, то есть оснащение каждого рабочего места ученика компьютером, имеющим связь с рабочим местом учителя. В ходе такого урока применяются электронные учебные пособия, осуществляется интерактивное общение учителя и ученика посредством компьютера и/или проектора; ведется электронный классный журнал; электронный мониторинг учебного процесса; также возможным является дистанционное обучение школьников.

Технологизация учебного процесса способствуют обеспечению высокой степени дифференциации обучения (почти индивидуализации); повышению объема выполняемой работы на уроке; усовершенствованию контроля знаний; формированию навыков подлинно исследовательской деятельности; обеспечению доступа к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. И как естественное следствие всех этих составляющих - повышение качества знаний учащихся.

Наличие компьютера и принтера позволяет создавать раздаточные материалы быстрее и эффективнее по сравнению с написанием заданий на доске или на карточках. Более того, на большом количестве сайтов содержится в открытом доступе множество готовых печатных пособий, а иногда даже полноценных уроков на определенную тему, что несомненно является хорошим подспорьем для учителя. Однако есть в этом и определенные трудности. Во-первых, чтобы обеспечить класс дидактическим или раздаточным материалом, требуется приобрести большое количество экземпляров, что не всегда технически возможно. Во-вторых, готовый материал всегда навязывает учителю определенную структуру и содержание, в связи с чем может возникнуть необходимость коррекции заданий, их уровня, количества и т.п.

Ещё один из способов использования ИКТ на уроке английского языка – это тестирование. Тестирование — это исследовательский метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий. Такие задания принято называть тестами. Тест — это стандартизированное задание или особым образом связанные между собой задания, которые позволяют исследователю диагностировать меру выраженности исследуемого свойства у испытуемого, его психологические характеристики, а также отношение к тем или иным объектам [Мельникова, 1986 : 122-126]. В результате тестирования обычно получают некоторую количественную характеристику, показывающую меру выраженности исследуемой особенности у личности. Она должна быть соотносима с установленными для данной категории испытуемых нормами. Значит, с помощью тестирования можно определить имеющийся уровень развития некоторого свойства в объекте исследования и сравнить его с эталоном или с развитием этого качества у испытуемого в более ранний период [Загвязинский, Атаханов, 2005 :118].

В настоящее время учитель с помощью интернет-источников может провести текущее, итоговое или общее тестирование. Данные виды проверки знаний учащихся очень эффективны, так как они укрепляют обратную связь в системе «учитель – ученик». Тестовые программы позволяют быстро оценить результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях учащихся, тем самым позволив учителю значительно сократить время на проверку и анализ работ [Данильчук, 2002].

Самый популярный способ внедрения ИКТ в учебный процесс — это использование компьютера с целью демонстрации. В качестве программного обеспечения используются материалы готовых программных продуктов, содержащих большой объём фото-, видео-, аудио- информации по различным темам. Согласно исследованию Л. С. Выготского, школьники на среднем этапе обучения имеют наглядно-образное мышление, поэтому знания, которые учитель доносит до учеников, можно представлять не только вербально в виде слов, лекций, формул, записей, диалога, но и невербально: в виде наглядных изображений, видеороликов, графиков, таблиц, иллюстраций, анимаций, схем  [Выготский, 2001:201].  Прежде всего, это способствует повышению интереса учащихся к такому уроку.

Многие психологи отмечают, что дети информационного общества – это дети экранной динамичной информации. Информация на экране монитора, проектора или телевизора воспринимается ими лучше, чем печатная книжная информация. И учитель при подготовке к уроку должен учитывать данный фактор [Шевченко, 1999; Рабардель, 1999]. С помощью компьютера, колонок, проектора педагог имеет возможность сделать урок живым и красочным.

Использование ИКТ на уроке позволяет рационально организовать рабочее время учителя и учеников на уроке, так как учителю, например, не потребуется развешивать иллюстрации или менять демонстрируемый материал. Проверка тестовых работ с помощью ИКТ выполняется сразу, что позволяет учителю на этом же уроке разобрать ошибки и понять, остались ли у учащихся пробелы в знаниях или можно переходить к следующей теме. Время, сэкономленное на уроке, может использоваться для увеличения объема информации или тренировочных упражнений.

Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний.

Исходя из изложенного выше, можно сказать, что сегодня преподаватель имеет возможность качественно изменить процесс обучения и воспитания: информационно-коммуникационные технологии облегчают творческую работу учителя, помогают совершенствовать, накапливать и развивать свои педагогические находки, а также формировать у обучающихся образовательные компетенции, совершенствовать навыки работы с информацией, реализовать творческие возможности, увеличивать долю самостоятельной работы учащихся, повышать темп урока [Талызина, 2003: 73].

Внедрение информационно-коммуникационных технологий позволяет эффективно реализовать возможности новых педагогических технологий личностно-ориентированного обучения: уровневые дифференциации, коллективные способы обучения, проектирования, дистанционное обучение, разноуровневое обучение, модульное обучения, в основе которых лежат вариативные условия, которые поспособствуют реализации способностей и возможностей каждого отдельного ученика и созданию адаптивной образовательную среды [Беспалько, 2002:251-254].

Использование ИКТ в иноязычном образовании позволяет создавать реальную языковую среду для формирования коммуникативных навыков и умений. В свою очередь, это направление сформировало проектную методологию образования, которая в современных условиях представляется магистральной линией развития содержания и методов образовательных программ [Уваров, 1994:3-9].

 Проектный метод на основе ИКТ широко используется в российском образовании, начиная с ранних дней развития Интернет в России [Уваров, 1996 :3]. Этот вид коммуникации продолжает играть важную роль, несмотря на развитие синхронных и мультимедийных технологий. Сочетание активных методов обучения, с интерактивной обучающей средой и компьютерно-опосредованной коммуникацией, например, Веб, электронная почта и чат, позволяют продвинуться в направлении решения таких проблем как:

• мотивация использования полученных знаний на практике,

• обучение иностранному языку вне языкового окружения,

• информационная и компьютерная грамотность,

• адекватная межкультурная коммуникация.

Список использованной литературы

  1. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. –200 с.
  2. Клоков Е. В., Денисов А. В. Технология проектного обучения // Школа. - 2006. - №2. - С.30-35.
  3. Мельникова Г.Т. Использование тестовой методики для выявления уровня сформированности грамматического навыка // Актуальные вопросы контроля в обучении иностранным языкам в средней школе: Сборник научных трудов НИИ школ. - М., 2016. - С. 122-126.
  4. Уваров А.Ю. Новые информационные технологии и реформа образования // Информатика и образование. - 1994. - №3. - С. 3-14.
  5.  Уваров А.Ю. Организация и проведение учебных телекоммуникационных проектов. / Библ. методиста pег. образ. комп. сети, вып. 2. - Барнаул: изд. БГПУ, 1996.С.-96
  6. Талызина Н.Ф. Теория управления и автоматизация учебного процесса. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 2005. – 115 с.
  7. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.  – 352 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме "Возможности использования интерактивных досок в учебном процессе"

Данный материал содержит статью о возможности использования интерактивных досок в учебном процессе и презентацию, подтверждающую их использование...

статья на тему «Информационно - Коммуникационный подход в обучении английскому языку»

Информационно-коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью современного образовательного процесса. Из опыта работы учителя ангийского языка....

Статья на тему "Информационно-коммуникационные технологии в условиях реализации ФГОС"

Информационно-коммуникационные технологии в условиях реализации ФГОС (федерального государственного образовательного стандарта)...

Статья на тему" Влияние современных технологий на повышение учебной и творческой мотивации учащихся"

Перед каждым творчески работающим учителем непременно возникает множество проблем, над решением которых он трудиться порой в...

Тема. «Роль современных информационных коммуникационных технологий в организации учебного процесса на уроках физики»

Обучение, воспитание и развитие нового поколения осуществляется в условиях информационно насыщенной среды. Информационные технологии диктуют новые требования к профессионально-педагогическим качествам...

«Роль современных информационных коммуникационных технологий в организации учебного процесса на уроках физики»

Обучение, воспитание и развитие нового поколения осуществляется в условиях информационно насыщенной среды. Информационные технологии диктуют новые требования к профессионально-педагогическим качествам...