Использование Интернет-ресурсов в обучении иностранному языку
статья по английскому языку (11 класс)
методическая статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_internet-resursov_v_obuchenii_inostrannomu_yazyku.docx | 16.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование Интернет-ресурсов в обучении иностранному языку
Иностранный язык как учебный предмет вносит заметный вклад и в культуру умственного труда учащихся за счёт развития таких специфических учебных умений, как умение пользоваться двуязычными лингвистическими словарями, грамматическими справочниками, памятками по рациональному выполнению учебных заданий.
Компьютерные технологии позволяют качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Роль преподавателя здесь не менее важна. Он подбирает компьютерные программы к уроку, дидактический материал и индивидуальные задания, помогает учащимся в процессе работы, оценивает их знание и развитие. Применение компьютерной техники делает и позволяет осуществить обоснованный выбор наилучшего варианта обучения.
Использование интернет-ресурсов на уроке иностранного языка очень велико, так как виртуальная среда Интернет позволяет выйти за временные и пространственные рамки, предоставляя её пользователям возможность общения с реальными собеседниками на актуальные для обеих сторон темы.
Терминологический аппарат методики обучения иностранным языкам с использованием современных интернет-технологий пока ещё находится на стадии становления. Это и объясняет тот факт, что нередко в научных исследованиях для обозначения одних и тех же понятий, и явлений авторы используют разные термины.
Наиболее широко используемым в научной литературе является термин учебные интернет-технологии. Под ним в методике обучения иностранным языкам следует понимать совокупность форм, методов, способов, приемов обучения иностранному языку с использованием ресурсов сети Интернет.
Иными словами, учебные интернет-технологии – это использование сети Интернет в обучении иностранному языку.
Технологические возможности Интернет позволяют создавать реальную языковую среду для изучающих иностранный язык. Такая среда создается благодаря возможности реального общения с носителями языка в отсроченном режиме (оффлайн) или в режиме реального времени (онлайн). Кроме того, это возможность публикации собственной информации, доступ к информационным ресурсам, возможность навигации в сети с помощью мощных поисковых систем. Все эти поистине уникальные возможности создают условия для организации современного учебного процесса как в очной, так и в дистанционной формах обучения.
В дидактическом плане Интернет включает в себя, по меньшей мере, два основных компонента: формы телекоммуникации и информационные ресурсы. К наиболее распространенным формам телекоммуникации (т. е. коммуникации посредством Интернет-технологий) относятся электронная почта, чат, форум, ICQ, видео-, веб-конференции и т.п. Первоначально они были созданы для реального общения между людьми, находящимися на расстоянии друг от друга и лишь потом стали использоваться в учебных целях в обучении иностранному языку. Большинству школьников и учителей знакомы многие из этих форм Интернет-общения.
Информационные ресурсы сети Интернет содержат текстовый, аудио- и визуальный материал по различной тематике на разных языках.
Однако для того, чтобы учащиеся не потерялись в изобилии информации разного содержания и разного качества, а наиболее продуктивно использовали её для удовлетворения образовательных и профессиональных интересов и потребностей, появилась необходимость в разработке специальных учебных интернет-ресурсов, направленных на обучение учащихся работать с ресурсами Интернета. В отличие от форм телекоммуникации учебные Интернет-ресурсы создаются исключительно для учебных целей. Они могут быть разработаны по различным предметам, включая иностранный язык.
Чтобы как-то разобраться с услугами Интернет и его информационными ресурсами, которые можно применить в языковом образовании, необходимо их систематизировать.
Е.С. Полат разделяет услуги интернет на две категории:
- интерактивные (электронная почта, офлайн-телеконференции, аудио- и видеоконференции, IRC);
- поисковые (каталоги, поисковые и метапоисковые системы).
Среди информационных и образовательных ресурсов Е.С. Полат особо выделяет:
- курсы дистанционного обучения, размещаемые на отечественных и зарубежных образовательных серверах;
- курсы, программы, предназначенные для самообразования;
- веб-квесты, также предназначенные для обучения;
- олимпиады, викторины, телекоммуникационные проекты;
- методические объединения учителей иностранных языков;
- телеконференции для специалистов;
- консультационные виртуальные центры (для преподавателей, студентов, аспирантов);
- научные объединения студентов, аспирантов.
В англоязычной литературе выделяются пять видов учебных интернет-ресурсов: хотлист (hotlist) - список Интернет сайтов по изучаемой теме, трежа хант (treasure hunt) - напоминает хотлист и скрэпбук, сабджект сэмпла (subject sampler) - содержатся ссылки на текстовые и мультимедийные материалы сети Интернет, мультимедиа скрэпбук (multimedia scrapbook) - коллекция мультимедийных ресурсов, и вебквест (webquest) - сценарий организации проектной деятельности учащихся по любой теме с использованием сети Интернет.
Интернет-ресурсы на уроке иностранного языка позволяют обеспечить:
- быстрый доступ к информации;
- самостоятельную работу на уроке и дома;
- активизацию познавательных навыков;
- наглядность изучаемого материала;
- отработка коммуникативных навыков, доведение их до автоматизма;
- развитие межкультурной компетенции;
- развитие самообразовательной активности;
- обучению в сотрудничестве.
Но следует отметить и отрицательные черты использования интернет-ресурсов на уроке иностранного языка:
- отторжение учителя;
- отсутствие речевого взаимодействия;
- отсутсвие работы в парах, группах и д.р.
Итак, значение учебных интернет-ресурсов в обучении иностранному языку очень велико, так как сеть Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Таким образом, учебные интернет-ресурсы оказывают неотъемлемую помощь в обучении иностранному языку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование текста в процессе обучения иностранному языку
Использование текста в процессе обучения иностранному языку...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМА «ДРАМАТИЗАЦИИ» ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Использование приема «драматизации» при обучении иностранному языку...
Использование интернет-ресурсов в процессе обучения иностранному языку
Появление Интернет в образовании стимулирует желание ребят учиться, расширяет зону индивидуальной активности каждого студента, увеличивает скорость подачи качественного материала. Вопрос интеграции Ин...
Современные информационные технологии и интернет-ресурсы в процессе обучения английскому языку в условиях реализации ФГОС второго поколения
Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Однако, мы не устаем повторять, что какими бы свойствами не обладало то или иное средство обучения, инф...
«Использование электронно-образовательных и Интернет-ресурсов в деятельности учителя иностранного языка»
Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, в частности, Интернет-ресурсов по...
Методическая разработка на тему "Психолого-педагогические основы технологии использования проектной методики в обучении иностранным языкам на старшей ступени обучения.
В данной работе предпринята попытка рассмотреть психолого-педагогические основы использования пректной методики с учетом специфики иностранного языка как учебного предмета на старшей ступени обучения ...
Использование дистанционных технологий в обучении иностранным языкам в МБОУ «Гимназия №16 «Французская» (на примере использования ресурсов РСДО)
Применение дистанционных технологий в обучении иностранным языкам в МБОУ «Гимназия №16 «Французская» (на примере использования ресурсов РСДО)...