Современные информационные технологии обучения иностранному языку в личной педагогической практике
статья по английскому языку
Применение ИКТ технологий на уроках иностранного языка стало их неотъемлемой частью. Граммотное применение информационных ресурсов и интерактивной доски позволяют сделать учебный процесс ярким, насыщенным и наглядным. Большинсво людей воспринимают и запамянают информацию визуально, а возможность закрепить изучаемый материал с помощью интерактивной доски, способствует и механической отработке навыков. В статье автор предлагает обзор применяемых в личной преподавательской практике интерактвных прилажений к учебникам УМК "Английский в фокусе" и "Fly High". Эти приложения устанавливаются на ПК учителя и применяются на уроках английского языка с использованием интерактивной доски.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Современные информационные технологии обучения иностранному языку в личной педагогической практике
Клыкова М.В., учитель иностранного языка,
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №85»
г. Кемерово
Процесс развития информационных технологий в современном мире уже затронул все стороны деятельности общества. Современное общество нуждается в конкурентно-способной личности, владеющей как информационными технологиями, так и иностранным языком.
Государственная политика в области образования направлена на осуществление системного подхода в обучении иностранному языку с широким применением информационных технологий, что подтверждается возросшим интересом педагогического сообщества к данной теме. В рамках реализации современного государственного образовательного стандарта применяются не только технические средства, но и новые формы и методы преподавания. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет - ресурсов способствуют реализации личностно - ориентированного подхода в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом возрастных особенностей, способностей детей, их уровня усвоения учебного материала. Следовательно, важной составляющей педагогического мастерства учителя является соответствие уровню развития науки и техники, его умению решать профессиональные задачи с применением ИКТ.
В словаре предлагается следующее определение: ИКТ – это «система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных линий связи». [1]
Таким образом, по мнению Черкашиной О.А., целью применения информационных технологий обучения, как и любых педагогических технологий, является поиск способов переработки и передачи информации для наилучшего освоения обучаемыми. [2]
Задачи, стоящие перед учителем, в условиях внедрения ИКТ в образовательный процесс:
1) повышение качества подготовки учащихся на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;
2) применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;
3) интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);
4) адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям учащегося;
5) совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса по своему предмету.
До появления интерактивной доски, а, следовательно, и возможности работать с программным обеспечением, подготовка к уроку занимала очень много времени. Распечатка картинок (flashcards), карточки со словами и прочее – процесс трудоёмкий. В этом смысле использование диска с программой существенно облегчает труд учителя . Кроме того, анимированный сюжетный диалог, который дети не просто слушают в записи, но и смотрят на видео, визуализация лексики при сборе пазлов или лексическом подборе. А далее замечательная работа с сюжетным диалогом по перетаскиванию картинок и реплик. Все это очень нравится ребятам, каждый, даже не самый сильный ученик стремится выйти к доске и проявить себя.
Вовлеченность учащихся в цифровую среду позволяет сделать сложный и менее интересный теоретический материал более доступным. Некоторые учебные пособия снабжены программным обеспечением, которое позволяет ученику отработать в игровой форме изученные лексику и грамматику. К сожалению, не все российские УМК содержат подобные приложения, либо они представлены только для начального звена. Поэтому в своей педагогической практике я совмещаю ПО учебных пособий линии Fly High 2-4, использую цифровые ресурсы Skyeng, Quizlet и другие.
В данной статье я бы хотела подробнее остановиться на трех информационно-интерактивных ресурсах, которые активно использую в личной преподавательской практике.
Для успешного освоения иностранного языка преподаватель должен качественно сбалансировать формирование основных навыков: аудирования, чтения, письма и говорения. Большинство УМК направлены на формирование лексико-грамматических навыков, без которых не возможна реализация основных. ПО серии учебников Fly High можно удачно комбинировать с другими учебными пособиями. Все в этой серии представлены 4 уровня для начальной школы, однако тематическое содержание соответствует и 5-7 классу средней школы. Задания автоматизируют навыки лексики и грамматики, завершая раздел заданиями на аудирование и говорение. В качестве результата такой совмещенной работы у учащихся отмечается рост само-мотивации при изучении тем, благодаря стремлению достичь в игре более высоких результатов. Особый интерес вызываю задания на аудировании на основе песен, в которых учащиеся опосредованно и ненавязчиво запоминают речевые клише.
Цифровые ресурсы платформы Skyeng подойдут для учащихся более старшего возраста, хотя и начинаются с заданий для 5 класса. В качестве приоритетного критерия применения данной платформы можно выделить содержание, которое соответствует УМК, официально используемого для работы в моей образовательной организации, «Английский в фокусе». Также ценностью этой платформы можно считать простой и понятный интерфейс как для учителя, так и для ученика. Форма заданий похожа на ПО учебных пособий линии Fly High 2-4.
Цифровой ресурс Quizlet, также прост в применении. Даже учитель или ученик, имеющий посредственно развитые навыки работы с компьютером и сетью интернет сможет без особого труда создать лексические карточки, из которых программа сама создаст игры. Недостатком данного ресурса является его односторонний характер, он будет полезен только для изучения и закрепления лексики.
Однако, применение цифровых ресурсов и интерактивной доски должно быть строго дозированно для сохранения психо-физического здоровья ученика и не должно полностью заменять собой весь процесс обучения. Данные ресурсы не формируют навыки письма и говорения, которые развиваются в процессе общения с учителями и одноклассниками.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Применение ПО и цифровых ресурсов Fly High 2-4, Skyeng, Quizlet
- экономит время учителя как при подготовке к уроку, так и во время самого урока;
- позволяет успешно усваивать и отрабатывать материал учащимся с разными доминирующими способами восприятия, т.к. задействуются все каналы;
- помогает поддерживать внимание учащихся за счет частой смены видов деятельности и большого разнообразия заданий;
- позволяет вовлечь в работу всех учащихся, в том числе и «слабых»;
- развивает и поддерживает мотивацию к изучению английского языка.
При этом учителю необходимо найти разумный баланс при использовании различных компонентов образовательных ресурсов и оптимально сочетать компоненты на бумажных носителях, электронные приложения к учебнику и вспомогательные цифровые ресурсы в сети интернет. Только тогда обучение иностранному языку будет эффективным, здоровье сберегающим, а сам процесс обучения – в равной степени познавательным и увлекательным как для учащихся, так и для самого учителя.
Литература:
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – ИКАР, 2009.- 448с.- URL: http://linguistics-online.narod.ru/olderfiles/1/azimov_e_g_shukin_a_n_novyy_slovar-21338.pdf-Загл. С экрана.-Яз.рус. (дата обращения 17.09.20)
2. Черкашина О.А. Использование информационных технологий в обучении иностранному языку. - Москва: Просвещение, 2011. -76с. – Текст: непосредственный.
3. Щукин П.И. Методика использования новейших средств обучения - Москва: Просвещение, 2007. - 156с. – Текст: непосредственный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Современные технологии обучения иностранным языкам....
Информационно-коммуникационные технологии обучения иностранному языку (авторы - М.Н.Евстигнеев, П.В.Сысоев).
Использование новых информационных технологий в преподавании является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и пр...
Современные педагогические технологии обучения иностранному языку при переходе на ФГОС.
Технология обучения может рассматриваться как уорядоченная совокупность педагогических действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата обучеия в изм...
Современные технологии обучения иностранному языку в условиях внедрения ФГОС Проектная деятельность как средство реализации системно- деятельностного подхода на уроках немецкого языка
Особенности организации проектной деятельности. Особенности органи зации учебного процесса в условиях ФГОС.Место проекта, виды,, требования, этапы работы....
Обобщение педагогического опыта по теме: достижение нового качества образования путем внедрения современных технологий обучения иностранным языкам.
Предоставляю Вашему вниманию методическую разработку обобщение моего педагогического опыта по теме: достижение нового качества образования путем внедрения современных технологий обучения и...
Современные педагогические технологии обучения иностранному языку при переходе на ФГОС
laquo;Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете». И. Гете...
Современные образовательные технологии обучения иностранному языку
В статье описываюся наиболее эффективные технологии обучения иностранным языкама, а также методы и приемы, способствующие формированию коммуникативной иноязычной компетенции.Обучение в сотрудничестве...