Урок-разработка "М.Е.Салтыков-Щедрин "Дикий помещик"
план-конспект урока по английскому языку (7 класс)
Цель: знать понятие гротеска, уметь воспринимать художественную условность как специфическую характеристику искусства в различных формах – от правдоподобия до фантастики; определять родовую принадлежность литературного произведения, выделяя характерные признаки эпоса, лирики и драмы. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание; уметь вы разительно читать, отвечать на вопросы учителя, подтверждая текстом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок литературы 7 класс
М.Е.Салтыков-Щедрин.
Нравственные проблемы и поучительный характер литературных сказок. Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик».
Цель: знать понятие гротеска, уметь воспринимать художественную условность как специфическую характеристику искусства в различных формах – от правдоподобия до фантастики; определять родовую принадлежность литературного произведения, выделяя характерные признаки эпоса, лирики и драмы. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание; уметь вы разительно читать, отвечать на вопросы учителя, подтверждая текстом.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: аудиозапись сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»
I.Оргмомент:
II. Сообщения учащихся о творчестве М.Салтыкова-Щедрина ( 2 человека)
Эпиграф; « Сатире, бесспорно, повезло, посчастливилось на Руси. Если мы припомним достославное изречение: «Земля наша велика и обильна, но порядка у ней нет», то кажется, что родоначальником сатиры был едва ли не Гостомысл».
М.Е.Салтыков-Щедрин
(Гостомысл – новгородский праздник 11 века, которому приписываются эти слова).
Объявляется тема и цели урока учащимися. В классе разбирается эпиграф, записанный на доске.
Учитель:
Идея автора, выраженная в эпиграфе: сатира на Руси востребована была во все времена. Это было продиктовано социальными условиями жизни общества. Наша цель: на примере сказки Салтыкова – Щедрина рассмотреть художественные приемы, позволяющие автору изобличать социальные и нравственные пороки, царившие в обществе.
III. Учитель: о неизбежности обращения писателя к этому жанру.
IY. Учитель: понятие гротеска.
Гроте́ск — вид художественной о́бразности, комически или трагикомически обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры...
Работа с учебником: с 303
Y. Выразительное чтение сказки:
saltykov-shedrin-pisatel.larec-skazok.ru
Учебник: М.Салтыков –Щедрин «Дикий помещик» с 303-310
YI. Cловарная ( лексическая) работа
Прошение циркуляры лучина светец
Мякинный (вихрь) посконные (портки) пульку сыграть
Грандпасьянс пОдать повинность либералы
Губернатор исправник временнообязанные Казначейство пахнет водворением без винной и соляной регалий
Учащиеся объясняют «трудные слова», пользуясь сносками к тексту и заранее подобранным к уроку материалом. Например, циркуляр- распоряжения подведомственным учреждениям; прошение - письменное ходатайство; лучина- тонкая длинная щепка от сухого полена; посконные – из домотканого холста, полученного из конопли; пульку сыграть-партию игры в преферанс ( карточная игра); пОдать- в царской России II половины II XIX века – денежный налог, взимавшийся с мещан и крестьян; губернатор – начальник какой-нибудь административной единицы)
YI. Беседа по тексту:
- Какие чувства вызвала у вас сказка?
- Что невероятно и вполне реалистично в сказке «Дикий помещик»?
- В чем отличие этой сказки от народной?
- С какой целью автор обращается к жанру сказки?
- Какие выразительные средства помогают М.Е.Салтыкову-Щедрину вызвать у читателей «смех сквозь слезы»?
- На какие стилевые и тематические пласты вы бы разделили лексику сказки? ( канцеляризмы, бытовая лексика- крестьянского быта, помещичьего быта, просторечие)
- Какой период истории России изображает писатель в сказке «Дикий помещик» - дорефоменный или послереформенный? (1861г).
- Как жилось помещику после реформы?( у них все было хорошо)
- Что послужило причиной недовольства помещиков своими крестьянами? ( очень много развелось в царстве мужика)
- К чему призывало содержание газеты «Весть? (Сохранять свои привилегии, не уступать крестьянам)
- Охарактеризуйте помещика. Каким именем наделяет его автор, нет ли в этом чего-то необычного
- Охарактеризуйте помещика. Каким именем наделяет его автор, нет ли в этом чего-либо необычного? («русский помещик» Урус-Кучум Кильдибаев - эта тюркская фамилия намекает на ордынское иго, только его можно сравнить с игом крепостничества)
- С помощью какого художественного приема характеризует автор помещика, описывая его тело? (тело мягкое, белое, рассыпчатое – эпитеты)
- Как исчез из поместья мужик? ( унес мякинный вихрь, бог услышал мольбы мужиков)
- Сколько этапов выявления глупости помещика показывает автор?
Кто первым и почему объявил помещика глупым? ( актер Садовский)
- От кого во второй раз он услышал то же самое? ( от двух генералов-соседей)
- Кто посещал помещика в его имении (капитан-исправник)?
- Почему власти так обеспокоились поведением «дикого помещика»?
Чем исчезновение мужика навредило государству? ( нет пОдатей- казна опустела, нет доходов, вино никто не пьет, распространились грабежи, убийства, разбой)
А теперь давайте размышлять, к каким последствиям, по мысли автора,
может привести дворян привычка жить за чужой счет? Найдите в тексте эпизод «одичания генералов».
- Какой сатирический прием здесь использован? ( гротеск: один генерал проглотил орден у другого)
- Зачитайте эпизод « одичания помещика» - во внешности, поведении. ( бессилие, полная зависимость дворян от крестьянского сословия приводит к деградации)
- Как изменился сад помещика? ( пришел в запустение….и т.д.)
- Что хотел сказать автор читателю? (не может помещик жить без мужика; народ не только источник материальных, но и духовных благ)
- Что изменилось в уезде с возвращением мужика?( запахло мякиной, появилась мука, мясо, живность, подати)
YII. Вывод:
Несмотря на небольшой объем сказки, автор охватывает самые злободневные проблемы в России того времени. И с помощью сатирических приемов раскрыл и донес до нас его политическое содержание, повествуя об уезде, городе – всей России.
В свое время писатель М. Горький писал: «Невозможно понять историю России во II половине XIX века без Салтыкова-Щедрина». Роль сатирика- обнажать пороки обществе, существующие во все времена.
А какое место сатира занимает в наши дни?
YIII. Дом.зад. читать «Как один мужик двух генералов прокормил»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 9 классе. Тема "Галерея помещиков в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души""
Урок с использованием ИКТ. Форма работы на уроке - групповая....
Презентация "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"
Характерные черты помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"...
Н.В.Гоголь.Образ помещика Плюшкина
Материал поможет учителю-предметнику впри подготовке к урокам литературы...
Разработка нестандартного урока литературы: Урок - суд над помещиками из произведения Гоголя Н. В
Данная разработка нестандартного урока литературы в 9 классе по творчеству Гоголя Н. В даёт возможность неназидательно, в интересной форме осмыслить произведение, помогает воспитывать положительные нр...
Система уроков по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души". Образы помещиков.
Литература 19 века. 9 класс. Три урока по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души". Подробный анализ образов помещиков с опорой на первоисточник....
Урок литературы в 7 классе Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» ...
Н.В.Гоголь «Мертвые души». В гостях у помещиков.
Данная презентация может быть использована при проведении заключительного урока по поэме Гоголя "Мертвые души"....