Отработка лексики
статья по английскому языку (10 класс)

Мартюкова Юлия Вадимовна

Качественная отработка лексического материала увеличивает шансы сдачи экзамена успешнее. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otrabotka_leksiki_s_pomoshchyu_drillov.docx33.06 КБ

Предварительный просмотр:

Отработка  лексики с помощью дриллов (eng. Drill).

Мартюкова Ю.В., учитель английского языка

гимназии №642 «Земля и Вселенная»

Василеостровского района

г. Санкт-Петербурга

Дриллы  необходимы нам и нашим ученикам по следующим причинам:

- Они позволяют “to fill the lesson with even more English”; - обеспечивают большее кол-во повторений нового, что крайне важно в условиях отсутствия языковой среды; - дают возможность ученикам ‘to practice safely smth new before switching to smth more challenging and as a result to ease their ways into speaking – the real goal of studying a language.’

При условии соблюдения следующих простых правил:

- разумная частота использования; - четкое понимание учениками сути и задачи дриллов; - их вариативность.

I.

Первый этап – введение новых лексических единиц (ЛЕ), или презентация,  не входит «в тему», поэтому остановимся на нём лишь бегло: обычно новое слово произносим, пишем, объясняем значение (даем дефиницию) и/или перевод (при необходимости); или смотрим на образ слова (звуковой, печатный), значение (дефиницию) и форму (часть речи, наличие предлогов и т.д.)

II.

Второй этап первичной отработки (Practice) может включать в себя следующие типы заданий: matching; bingos; gap filling; simple substitution/transformation drills; and comprehensive /communicative drills.  

- matching: pictures & words / words & pictures; definitions & words / words & definitions; sounds and letters (sound image & spelling of a word), etc.

 Насколько бы простыми ни казались нам задания в этой группе, небольшой креативный штрих может позволить добиться вариативности и, соответственно, поддержать интерес учащихся к дриллу: демонстрируя картинки, учитель может изменить задание и вместо, скажем, ‘What’s this?’, спросить: T: Is it a skirt? S1: No, it isn’t. It’s a shirt. T: Is it a pair of shoes? S2: No, it isn’t. It’s a pair of boots. (Then add a couple of “yes’ answers, or include plurals: Are these/they trousers?) 

- bingos: являясь, по сути, вариацией matching, позволяют задействовать другие «рецепторы» и отработать печатный образ слова. Вот пример простейшего варианта, легко выполняемого в Ворде:  Составить таблицу (5*5), заполнить новыми/повторяемыми словами, раздать, зачитать дефиниции в произвольном порядке, ученики, найдя верный matching, ставят галочку; первый заполнивший пять клеток по горизонтали (в первом, в любом ряду) побеждает. (Для малышей можно использовать картинки вместо слов.)

- simple substitution/transformation drills: также могут даваться как в устном, так и печатном вариантах. Примеры: T: I want to buy cheese at the supermarket. (I/eggs) SS: I want to buy eggs at the supermarket. T: (I/some carrots); T: (he/some bread); T: (she/some wine)…

T: Are you going to cook dinner tonight? (No, go to the café); SS: No, I’m going to go to the café. T: Are you going to go to the café? (No, do my homework.) SS: No, I’m going to do my homework. T: Are you going to do your homework? (No, clean my bathroom.) … T: Is she going to clean her bathroom? (Yes, …) SS: Yes, she’s going to clean her bathroom!

Как видно из примеров, данные виды лексических дриллов тесно связаны с грамматическими, отрабатывая или повторяя одно, делаем добро и для другого! Примеры подобных заданий легко находятся в интернете под своими шапками: (vocabulary) substitution/transformation drills.

Comprehensive /communicative drills – иногда их относят к ‘questions/answers drills’, но это название в большей степени отражает их суть (хотя, конечно, суть не в названии)) – один из самых полезных типов, поскольку в него (пусть и с натяжкой иногда)) можно включить большое число заданий (в основном, в виде вопросов), обеспечивающих как проверку понимания новой лексики, так и демонстрацию того, как эта лексика может работать в реальной речи.  

Чтобы показать возможности приемов устной отработки (на примере двух типов дриллов – matching & questions/answers), можно взять любой конкретный пример: например, задания из New Matrix Pre-Intermediate, Unit 5 p. 56.  

Активная лексика: storm, hurricane, flood, drought, gale, heatwave, tornado, absolutely

После первичного введения, (с помощью имеющихся в учебнике картинок, вопросов к ученикам - могут ли они объяснить своими словами то, что видят – с последующим дополнением простых дефиниций, которые можно записать в учебнике, в тетрадке, где привычно; либо обратиться к word list в конце учебника; в случае отсутствия такового - к Оксфордскому (онлайн) словарю: http://oxforddictionaries.com/ )

- для закрепления лексики возможны следующие задания (которые можно повторить в конце этого же урока, в начале следующего, через урок, и т.д. Учитель может записать дефиниции новых слов и дриллы к ним на стикерах, прикрепить их над/ под картинками или к полям в учебнике, и периодически возвращаться к ним для повторения):

T: I’ll give you a definition, you name a word: a long period without rains … S1 Drought;

T - a violent storm with very strong winds – S2 - a hurricane; etc. (for each member of the group, if it’s not big, or just for the 1st half);

T: Now, I’ll say a word and you try to remember its definition (or opposites – for adjectives): what is ‘the greenhouse effect’? – S1 – a warming of the atmosphere… T: OK, do you remember because of what? (Because of harmful gases…) etc. (for each member of the group, if it’s not big, or just for the 2nd half);

After practicing Word – Definition we should try to drill the words not separately, but in phrases/or short sentences; possible drills here:

T: Can flooding be nice? (SS – No, it is terrible, awful, etc.) / T: Can droughts happen in the North Pole? (SS: No, T: Why not?) … T: Can they happen in Africa? Why? … T: Do hurricanes have positive effect on people’s lives? …)

T: What can melt apart from snow? … When we pollute smth, do we make it clean or dirty? … What can people pollute? …

T: If we say “it’s absolutely clear’, do we mean ‘partially or completely? … What can be absolutely freezing? Absolutely terrifying? Absolutely dangerous? Etc.

T: If we say “damp’ – do we mean dry or wet? … (OR: Name the opposite for damp.) What can be damp? Would you like to live in a damp climate? …

N/B! In the above examples, it’s vitally important to make SS repeat or answer with ‘complete phrases’ - they tend to answer: T: What can be absolutely freezing? SS: weather /temperature /atmosphere.

But we need to get: absolutely freezing weather, absolutely freezing atmosphere… OR T: What can people pollute? SS: air, water… We can pollute air; we can pollute water… etc.

Приведенные выше примеры показывают, как можно работать с разными частями речи; и если дефиниции (D > W; W > D) лучше отрабатывать практически в полном объеме (сколько есть на урок новых ЛЕ, столько и отрабатываем, особенно вначале), то следующая за ними группа дриллов выполняется в любом удобном объеме и порядке, в хорошем темпе, с быстрым переходом от одного ученика к другому.

III.

Возможно, вначале, придется записывать вопросы учителя подробно, но, привыкнув, можно будет делать эти упражнения практически без подготовки (достаточно будет отметить в word list в конце учебника точками те ЛЕ, что нуждаются в закреплении/повторении).

Ещё раз систематизируем основные приемы работы с ЛЕ:

For adjectives:

  • Name the opposite / synonym
  • What or who can be (damp/ exciting / stubborn…)? Sometimes you’ll need clarification: Can a table / a dog / a storm be stubborn?
  • Or: T: ‘Add an adjective to a noun’ – a storm = SS: a severe / terrible / weak storm.

For nouns:

  • Add an adjective to a noun
  • What kind can smth be? (Can hurricanes be weak /stubborn / strong etc.?)
  • Where can we find / see smth? What can we do with smth? Etc.

For verbs:

  • All types of questions with ‘what / who can do smth?’
  • For verbs with Objects – all types of qu-s to the objects: what can we …? Plus Where / when / how?
  • (V + Adverb) How can we do smth? (Can we destroy smth completely? If so, what exactly?)

IV. Revision

Повторение – это один из ключевых моментов в процессе усвоения новой лексики. И хотя почти каждый УМК предусматривает такую возможность – часто в виде отдельных юнитов – тем не менее, и учителю желательно приложить к этому процессу свою энергию!:) Разумнее всего исходить из схемы «1+2 (юнита) и повторяем 1». Но конечно, возможны варианты, в зависимости от индивидуальной структуры учебника или нужд учеников. (Далее «умное от коллег из Гугла):

Use the right timing for repetition

There are plenty of scientific studies and papers on vocabulary teaching and learning, but let me summarize the results. Most studies agree that it is essential to repeat or practice a new set of words immediately after being exposed to them. And then repetition should follow at progressively longer intervals. So, to ensure that students will remember the words you teach them, they must use them again – and again.

Try this:

  • Use new words immediately after they are introduced (introduction followed by practice)
  • Use them again one hour later (quick review at the end of class)
  • Use them again one day later (review the words they learned the previous day)
  • Use them one week later (general review of words learned in the previous week)
  • Use them one month later (review/preparation for a test)

Для повторения можно (в зависимости от времени) выделить полчаса, а можно всё занятие. Использовать при этом можно как уже имеющиеся наработки – те же дриллы, но в ином порядке, или с минимальными изменениями; так и любой набор новых activities. Вот ссылка из Гугла презентацию, позволяющую - без лишних слов и определений, на примерах - легко создавать собственные дриллы по образцу (есть у нас в пдф ‘e-books = teaching+vocab’):

http://people.bu.edu/jpettigr/Artilces_and_Presentations/Vocabulary.htm

Например (storm, hurricane, flood, drought, gale, heatwave, tornado, absolutely):

  1. Cross out the word that doesn't belong with the others in the group:

Strongly / absolutely / kindly / friendly

Flood / tornado / tsunami / typhoons 

Wildfires / drought / flood / heatwave

  1. ‘Tick’ a word in each pair which is stronger, more forceful, or more intense:

Storm ___

Gale ____

Flood ___

Overflow___

Heatwave ___

Hot weather ___

Etc.

V. Production.

Наверняка, все об этом помнят: People learn by doing:

What we hear - we forget…
What we see - we remember...
What we do - we understand.

Для нас это означает, что задача учителя – создать такие условия для студентов, при которых они могли бы самостоятельно (хоть и подконтрольно) использовать то, что они только что узнали! Задания здесь могут быть самые разные – кратко перечислим некоторые: составление собственных примеров (фраз или предложений); составление рассказов по заданному кол-ву новых ЛЕ; задания «закончи рассказ»; опиши картинку, используя новые слова; найди как можно больше новых слов на картинке и т.д.

Например (storm, hurricane, flood, drought, gale, heatwave, tornado, absolutely):

Make up a story with these (6) new words:  hurricane, flood, drought, gale, heatwave, tornado. (Optional) Start your story like this:

It was an absolutely terrible day in Acapulco yesterday.

To begin with, … and next …

Then …

After that…

 In the end, …

(No need to be too serious! You’ve got 3 (5) min. to complete the task.)

В дальнейшем также необходимо постоянно следить за тем, используют ли дети новые слова: поощрять их (даже если ошибаются), или подсказывать: вот здесь хорошо бы подошло новое слово такое-то.

Extra:

How Many Words Should Be in a Lesson? - Around 7-8 new words per lesson in general; may be expanded to 8-12 words for senior students.

Research shows that most people can only retain a handful of new words at a time. If you want your students to learn – really learn – new vocabulary, you should limit your word list to 5-7 words per lesson. Try teaching five new words each day for the first couple of days each week. Then spend the rest of the week giving your students an opportunity to practice using them.

Presenting New Words

Try to give your students as much information as possible about each word. Depending on the level you teach, you may want to give some or all of the following:

  • Definitions/synonyms
  • Antonyms
  • Parts of speech
  • Transitive/intransitive verb
  • Usually followed by...
  • Examples of usage
  • Word families (i.e. related words – compare, comparison, comparable, comparably)
  • Pronunciation

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Презентация на тему "Еда" (отработка лексики и грамматической структуры there is / there are). Уровень 3 класса.

Презентация на тему "Еда", которая поможет отработать лексику по теме и грамматическу структуру there is / there are. Уровень 3 класса. Автор: Хорошавина А.О....

Презентация по теме I love food (тренировка лексики по теме, отработка лексико-грамматического материала (специальные вопросы в Present Simple и Progressive)

Данная презентация разработана для преподавателей английского языка в 6 классах. Идет отработка лексики по теме "I love food" и употребления специальных вопросов в Present Simple/Progressive...

Отработка лексики

Презентация для отработки лексики по 2ому разделу М.З. Биболетовой, включающая себя слова по теме "Части тела", а также слова со стр.26, 33, 34....

текст для чтения и отработки лексики по теме "Достопримечательности" 4 класс

текст для чтения и отработки лексики по теме "Достопримечательности"...

Отработка лексики . Кауфман.5 класс(5 Form, Unit 4)

тема "В Аэропотрте"- отработка лексики и грамматики...

Введение и отработка лексики по теме Семья во 2 классе

Данный материал представлен в виде презентации, которая позволяет использовать его неоднократно, как при введении, так и при отработке и закреплении лексики на начальном этапе изучения испанского язык...