Как написать исследовательскую работу
консультация по английскому языку
Особенности организации исследовательской деятельности учащихся в отличии от других видов творческой деятельности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Как написать исследовательскую работу?
Научный (исследовательский) подход к изучению того или иного явления является одним из способов познания человеком окружающего мира (наряду с религиозным способом, познанием через искусство и др.).
Этот подход имеет четко установленные и принятые в научном мире черты, которые позволяют ту или иную работу отнести к области исследовательских.
Что же должно присутствовать в исследовательской работе?
Во-первых, необходимо сформулировать цель исследования.
Очень часто, читая текст, трудно понять, зачем он написан. С этим часто приходится сталкиваться в художественных произведениях, где композиция романа или рассказа является предметом авторского замысла и развязка, объясняющая цель написания текста, наступает только в конце. В исследовательских работах это не так. Композиция и структура исследовательской работы стандартны, от этих стандартов (или правил) нельзя отступать (как, например, в футболе нельзя играть руками).
Цель исследования обычно состоит в изучении определенных явлений (для иллюстрации возьмем гипотетический пример из области наук о Земле - изучение кислотности воды в водных объектах N-гo заповедника. Вес, сказанное ниже, может быть применено и для любой гуманитарной области).
В исследовании важно выделить гипотезу. Это позволяет придать работе больший смысл и конкретизировать предмет исследования. В ходе работы она может быть либо подтверждена, либо опровергнута. Гипотеза должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями. В нашем примере гипотезой исследования может быть предположение о зависимости кислотности воды от глубины водоема. Такое предположение определяет и выбор водоемов для отбора проб (мелкие и глубокие).
После этого необходимо поставить задачи исследования. Задачи и цели - не одно и то же. Задачи показывают, что вы собираетесь делать (например, провести отбор определенного количества проб воды из разных объектов и определение их кислотности с помощью индикатора, назовем его условно «лакмусовой бумажкой»).
В работе должен присутствовать литературный обзор, то есть краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не «изобретаете велосипед», делаете то, что давно уже сделали до вас. Написание литературного обзора поможет вам более свободно овладеть материалом, обоснованно отвечать на вопросы во время доклада. Нужно понимать, что в хорошо выполненной работе то, что входит в текст и звучит на докладе, - лишь «верхушка айсберга», основная часть которого скрыта под водой и напрямую в работе не присутствует.
Использованные в нашем примере правила отбора и определения кислотности являются методикой исследования, ее описание должно присутствовать в работе (в какие банки отбирается вода, с берега или с лодки, с какой глубины, ночью или днем, сразу ли используется «лакмус», каким образом определяется его цвет (на глаз или с помощью цветового клина), как записываются результаты). Докладчику необходимо отдавать себе отчет в границах применимости методики и ее устойчивости (например, о возможных последствиях использования недостаточно хорошо вымытых банок).
Далее представляются собственные данные. Необходимо четко понимать разницу между рабочими данными и данными, представляемыми в тексте работы. В процессе исследования часто получается большой массив чисел (или иных данных), которые представлять не нужно. В тексте числа и конкретные примеры служат для иллюстрации и общей характеристики полученных в ходе исследования результатов, на основании которых делаются выводы. Поэтому обычно рабочие данные обрабатывают и в тексте представляют только самые необходимые. Наиболее выигрышной формой представления является графическая. Всегда ставьте себя на место читателя, которому за время прочтения работы (а это 5-10 минут) нужно разобраться и в работе, и в характере представленных результатов, старайтесь максимально облегчить ему восприятие текста.
Полученные данные необходимо сопоставить друг с другом и с литературными источниками и проанализировать, то есть установить и сформулировать, закономерности, обнаруженные в процессе исследования.
И завершается работа выводами, в которых тезисно, по порядку излагаются результаты работы. Выводы должны соответствовать целям, задачам и гипотезе исследований, являться ответом на вопросы, поставленные в них.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как написать исследовательскую работу
В помощь педагогам для написания исследовательских работ....
Презентация "Как написать исследовательскую работу"
данная презентация содержит рекомендации по написаниюы. оформлению и представлению исследовательской работы...
Как написать исследовательскую работу
Исследовательская деятельность может послужить отправной точкой к возникновению интереса к наукам. Нестандартные ситуации иследования активизируют деятельностьучащихся, делают восприятие учебной инфор...
Мастер-класс "Как написать исследовательскую работу с удовольствием"
Мастер класс: «Как написать исследовательскую работу с удовольствием?»Как учителю осуществить руководство исследовательской работой учащихся, чтобы эта работа была по-настоящему научной? В чём з...
Памятка. Как написать исследовательскую работу.
Памятка. Как написать исследовательскую работу....
Как написать исследовательскую работу?
Презентация может быть использована учителем на вводном занятии по организации исследовательской деятельности учащихся. Содержит подробный план действий для школьника, включая тематику индивидуальных ...
как написать исследовательскую работу
материал для ознакомления структурой исследовательской работы...