Достижения в методической работе
статья по английскому языку
Обучение диалогической речи на занятиях английского языка посредством постановки условия или ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ситуативно-обусловленное обучение диалогической речи на уроках английского языка | 26.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п.Коммунистический»
Педагогические чтения
педагогов образовательных организаций Советского района.
«Образование сегодня: идеи, достойные распространения.»
Тема работы:
Ситуативно обусловленное обучение диалогической речи на среднем этапе изучения английского языка.
Автор:
Садовина Татьяна Юрьевна
учитель английского языка
п. Коммунистический, 2018 год
«Ситуативно обусловленное обучение диалогической речи на среднем этапе изучения английского языка».
Основная цель обучения иностранному языку заключается в формировании и развитии у школьников коммуникативной компетенции, необходимой для участия в диалоге культур и цивилизаций современного мира.
В условиях средней школы создаются условия для коммуникативно-психологической адаптации личности к новому языковому миру, отличному от мира родного языка и культуры, закладываются основы коммуникативной компетенции за счет диалогической речи, которые во многом определяют коммуникативное и социокультурное развитие учащихся в дальнейшем.
Как известно, любой язык представлен фонетическим, лексическим материалом, а изучение языка заключается непосредственно в освоении данного материала путем овладения основными видами речевой деятельности. И хотя обучение школьников фонетическому, лексическому и лексическому аспекту иностранного языка осуществляется в тесной взаимосвязи, исходя из физических, психологических и интеллектуальных особенностей детей данного возраста, можно утверждать, что процесс обучения диалогической речи является для них основополагающим.
Вопросы обучения диалогической речи в разные периоды развития методики обучения иностранным языкам рассматривались в работах многих исследователей. Методологической основой данной работы послужили исследования таких ученых, методистов как А.А. Вербицкого, Н.Д. Гальсковой, Н.И. Гез, Г.В. Роговой, А.П. Старкова и др.
В некоторых работах, посвященных обучению иностранному языку в основном общем образование, вопросы обучения диалогической речи затрагивались попутно, в русле исследования других проблем. Однако до сих пор не было специальных теоретических исследований, посвященных формированию диалогической речи у школьников, в том числе с использованием современных средств обучения, которые позволяют интенсифицировать этот процесс.
Несмотря на значимость проведенных исследований и большое количество публикаций, посвященных теории ролевого общения, проблема использования ролевой игры как средства обучения иностранному языку при культурологическом подходе, остается недостаточно исследованной.
Из сказанного следует, что проблема формирования диалогической речи является одной из самых актуальных и сложных проблем при обучении иностранному языку в школе.
Используя ролевую игру на учебных занятиях, преподаватель формирует и развивает у обучающихся навыки и умения находить необходимую информацию, преобразовывать ее, вырабатывать на ее основе планы и решения, как в стереотипных, так и нестереотипных ситуациях.
Цель исследования – рассмотреть ситуативно обусловленное обучение диалогической речи на среднем этапе изучения английского языка.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи
- рассмотреть теоретические основы обучения диалогической речи на английском языке на среднем этапе в общеобразовательной школе;
- представить методику обучения диалогической речи учащихся V-VIII классов средней школы.
Объект исследования – процесс обучения иностранному языку школьников на среднем этапе.
Предмет исследования – способы и приемы формирования диалогической речи у школьников на ступени среднего общего образования.
Проблема содержания в методике обучения иностранным языкам продолжает оставаться одной из самых актуальных. Немаловажное значение имеет взаимосвязь содержания обучения с социальным заказом общества. С его развитием, а также в связи с историческими преобразованиями в мире меняются и цели, и содержание обучения в целом.
В зависимости от потребностей общества статус предмета английского языка меняется от понимания его как «буржуазного предрассудка» в послереволюционной России до признания его роли как посредника в сотрудничестве и общении разных народов и культур. В связи с изменением потребностей в специалистах по иностранным языкам, в содержании обучения диалогической речи акцент перемещался с овладения языковыми аспектами на основе лексико-переводных методов на овладение речью, формирование коммуникативной компетенции учащихся.
Изучение иностранного языка в школах является одним из главных приоритетов современной системы образования. Именно поэтому все больше учебных заведений предоставляют профильное обучение по данному направлению, а изучение английского в школах проводится с первого класса. Тем не менее, вместе с такими тенденциями возникает вопрос, как заинтересовать ребенка в приобретении знаний, при этом не перегружая, не утомляя его и не убивая желания изучать иностранный язык. Одним из признанных методов улучшения восприятия является игра.
В работе мы рассматривали такие важные вопросы, как особенности психологического развития разных школьных возрастов и внедрение игрового элемента в обучение для каждого возраста.
Игра в привычном для нас смысле находит наибольшее применение среди учеников средней школы. Это обусловлено особенностями детской психики – в таком возрасте ребенок максимально предрасположен к восприятию новой информации, но делается это путем подражания и моделирования жизненных ситуаций, имитации. Для ребенка младшего школьного возраста огромное значение имеет взаимосвязь слуховых и визуальных образов, а также контакт с педагогом, который является главным посредником между ребенком и новыми понятиями, формирующимися в его сознании.
Что касается средней школы, психика ребенка начинает перестраиваться, характерной чертой которого является становление ребенка как личности и взросление. Он учится мыслить критически, оценивать и анализировать. Школьник уже не так остро нуждается в поддержке учителя и пытается проявить себя. Здесь на смену детским играм приходит проектная деятельность, организация мероприятий и соревнований, создание ситуативного подхода и построение ролевой игры для диалогического общения в различных формах. Это помогает закреплять выученный материал в более интересной форме и создать конкуренцию, которая подталкивает ребенка к активной деятельности.
Перед началом ролевой игры необходимо убедиться, что все учащиеся хорошо понимают игровую ситуацию, правильно понимают то, что написано на карточках. Задания должны соответствовать уровню учащихся и не быть сложными.
Во время игры учитель должен контролировать ситуацию и отслеживать ошибки учащихся для дальнейшей работы над их исправлением.
После диалогического общения в ролевой игре учитель обязательно дает мотивированную оценку каждому учащемуся, отмечая в первую очередь положительные моменты. Необходимо обратить внимание не только на правильность употребления языка, но и на выразительность исполнения роли, активность и инициативность.
Учитель непременно должен сам верить в игру, постепенно меняя степень своего участия. На среднем этапе учитель активен, контролирует деятельность учащихся; в дальнейшем учитель становится лишь наблюдателем.
Требования к ролевым играм:
1. Ролевая игра должна проводиться в творческой, доброжелательной атмосфере. Учащиеся должны чувствовать себя психологически комфортно, испытывать чувство удовлетворения и радости от выполняемых действий. Важно умение учителя устанавливать контакт с учениками.
2. Ролевая игра должна быть приближена к ситуации реального общения. Игра должна мотивировать учащихся, вызывать интерес и желание учиться.
3. Ролевая игра должна быть хорошо подготовлена учителем, спланирована по содержанию и форме.
4. Учащиеся должны быть мотивированы на хорошее и убедительное исполнение своих ролей. Игра должна быть принята всей группой.
5. Учитель организует игру таким образом, чтобы языковой материал был использован максимально эффективно и в достаточном объеме.
6. Для проведения игры на уроке должен быть установлен лимит времени.
Таким образом, можно с уверенностью констатировать, что на занятиях по иностранному языку необходимо применение разнохарактерных диалогических ситуаций в ролевой игре с целью активизации познавательной деятельности при обучении иностранному языку, расширения словарного запаса и развития внимания учащихся. Также важно отметить, что в настоящее время существует огромное количество коммуникативных технологий общения на иностранном языке, которыми современные учителя должны непременно пользоваться и делать свои уроки более интересными и продуктивными.
Список литературы
- ФГОС среднего образования второго поколения
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. / Вербицкий А.А. – М.: Высшая школа, 2013. – 211 с.
- Карпов И.В. Анализ процесса понимания и перевода учащимися английских текстов. // «Английские языки в школе», 2015, № 6.
- Клычникова З.И. Психологические особенности обучения диалогической речи на английском языке. / З.И. Клычникова. – М: Просвещение, 2014. – 214 с.
- Колкер Я.М. Устинова Е.С. Роль родного языка в обучении английскому. // Английский язык в школе. 2013. №2. С. 20 – 28.
- Маслыко Д.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И. Настольная книга учителя английского языка. / Д.А. Маслыко. – Минск: Высшая школа, 2013. – 503 с.
- Михеев А.С. История английского языка. / А.С. Михеев. – Казань: ТГГИ, 2013. – 124 с.
- Рахманов И.В. Проблема рецептивного и репродуктивного овладения английским языком в средней школе. / И.В. Рахманов. – М.,. 2013. – 21 с.
- Фоломкина С.К. Методика обучения диалогической речи на английском языке в средней школе. / С.К. Фоломкина. – М., 2013.
- Шайхуллин Т.А. Обучение диалогической речи английского языка в вузе (на примере английского языка). // Вестник Российского исламского университета, 2013, №1. С. 88-91.
Приложение 1
Animals in Great Britain
People in Great Britain like animals. There are even special hospitals, which help wild animals. There are a lot of television films about wildlife. They are very popular with children and grown ups. A lot of British families have 'bird tables' in their gardens. Birds can eat from them during the winter months. The 'bird table' should be high because cats can eat birds.
The British often think their animals are like people. For example in Britain animals can have jobs like people. British Rail has cats and pays them for their work. Their job is to catch mice. There is usually one cat per station. They get food and free medical help. The cats don't catch a lot of mice but they are very popular with the British Rail staff and travellers.
Приложение 2
Результаты экспериментального среза в экспериментальной группе
Критерии оценивания: Ф.И.О. | Логичность | Беглость | Смысловая связность | Развитие темы | Грамматическая правильность | Правильное произношение | ||
Мария А. | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | ||
Валерия А. | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | ||
Елена Е. | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | ||
Ангелина М. | 4 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | ||
Николай М. | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | ||
Марина К. | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | ||
Андрей П. | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | ||
Александр И. | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 3 | ||
Влад Х. | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 5 | ||
Ксения Т. | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | ||
Алексей Т. | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | ||
Диана Ч. | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | ||
Иван С. | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | ||
Михаил Я. | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | ||
Средний балл: | 4,5 | 4,2 | 4,2 | 4,4 | 4,1 | 4,5 | ||
Общий балл: 4,3 |
Продолжение Приложения 2
Результаты экспериментального среза в контрольной группе
Критерии оценивания: Ф.И.О. | Логичность | Беглость | Смысловая связность | Развитие темы | Грамматическая правильность | Правильное произношение | |
Иван А. | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | |
Александр Б. | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 3 | |
Арина Б. | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | |
Даша К. | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | |
Тая К. | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | |
Анна М. | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | |
Валерия П. | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | |
Евгений Ш. | 3 | 4 | 5 | 5 | 4 | 3 | |
Снежана Я. | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | |
Кристина Х. | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | |
Средний балл: | 4,3 | 4,1 | 4,5 | 4,2 | 4 | 3,7 | |
Общий балл: 4,1. |
Продолжение Приложения 2
Сравнительная таблица результатов экспериментальной и контрольной групп после экспериментального среза
Критерии оценивания: Группы | Логичность | Беглость | Смысловая связность | Развитие темы | Грамматическая правильность | Правильное произношение |
Экспериментальная группа | 4,5 | 4,2 | 4,2 | 4,4 | 4,1 | 4,5 |
Контрольная группа | 4,3 | 4,1 | 4,5 | 4,2 | 4 | 3,7 |