Статья на тему: Технология проблемного обучения
статья по английскому языку

Перевезенцева Наталья Николаевна

Статья на тему: Технология проблемного обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перевезенцева Наталья Николаевна,

учитель английского языка

ГБОУ СОШ №382

Красносельского района Санкт-Петербурга

Семинар ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Тема выступления:

«Технология проблемного обучения в практике работы учителя английского языка»

       1. Введение. Одним из эффективных методов на уроках английского языка является метод проблемного обучения. Проблемное обучение – это система методов обучения, при которой обучающиеся получают знания не путем заучивания и запоминания их в готовом виде, а в результате мыслительной работы по решению проблем и проблемных задач, построенных на содержании изучаемого материала.

Проблемная ситуация представляет собой познавательную трудность, для преодоления которой обучаемые должны приобрести новые знания или приложить интеллектуальные усилия. Проблемная ситуация, осознанная и принятая обучаемым к решению, перерастает в проблему. Проблема с указанием параметров и условий решения представляет собой проблемную задачу.

 Проблемная задача – это учебная проблема с заданными условиями и, в силу этого получившееся ограниченное поле поиска, доступное для решения учащимся. Совокупность таких целенаправленно сконструированных задач и призвана обеспечить основные функции проблемного обучения: творческое овладение учебным материалом и усвоение опыта творческой деятельности.

Так как проблемное обучение предполагает строго продуманную систему проблемных ситуаций, проблем и задач, соответствующих познавательным возможностям обучаемых, с этой целью должны предусматриваться различные уровни сложности:

1-й уровень. Учитель сам анализирует проблемную ситуацию, выявляет проблему, формулирует задачу и направляет обучаемых на самостоятельный поиск путей решения;

2-й уровень. Отличие состоит в том, что учитель вместе с учениками анализирует ситуацию и подводит их к проблеме, а они самостоятельно формулируют задачу и решают ее;

3-й уровень (самый высокий). Учитель доводит до обучающихся содержание проблемной ситуации, ее анализ, выявление проблемы, формулировку задачи и выбор оптимального решения обучаемые осуществляют самостоятельно.

Проблемное обучение можно рассматривать с позиций педагогики, психологии, а также в методологическом аспекте. При психологическом подходе главными являются те внутренние изменения, которые происходят с обучающимися в процессе обучения. При педагогическом подходе изучается организация учебного процесса, обеспечивающая эти изменения. Соответствующие методические приемы, средства являются составляющими такого сложного явления, которым является обучение.

 “Проблемное обучение – вид обучения, основанный на использовании эвристических методов. Ставит своей целью развитие эвристических умений в процессе разрешения проблемных ситуаций, которые могут носить как практический, так и теоретико-познавательный характер. В поисковый процесс вовлекаются и тем самым актуализируются знания и аналитические умения учащихся. Одновременно осознается их недостаточность и стимулируется познавательный интерес”, “в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умение и развитие мыслительных способностей”.

Проблемное обучение используется как на стадии введения учебного материала, так и на стадии его закрепления в процессе речевой практики на разных этапах обучения школьников.

2. Виды активных методов обучения.

Учебная тематическая дискуссия

Дискуссия имеет определенную динамику, в которой отчетливо выделяются три этапа: завязка, коллективное обсуждение, подведение итогов.

Завязка дискуссии. Тема преподносится в виде умственной задачи, решить которую однозначным ответом нельзя – здесь требуется размышление, дающее обычно разные варианты ответов. Задачи должны соответствовать интересам и возрастным потребностям учащихся. И только тогда дискуссия воспринимается как жизненная, актуальная и значимая.

Коллективное обсуждение. По мере вовлечения учащихся в совместный поиск решения поставленной проблемы появляется дух состязательности и заинтересованности.

При подведении итогов дискуссии, необходимо прийти к определенному положительному результату в пределах отведенного времени. Если же по какой-либо причине это не удалось сделать к концу занятия, считается целесообразным оставить время для подведения итогов и без колебаний прервать дискуссию, каким бы интересным и оживленным не был разговор.

        Метод “круглого стола”

Коллективный обмен мнениями, совместный поиск истины за «круглым столом» признаётся одним из эффективных методов обучения на старшем этапе обучения для реализации задач данной концепции. Используются следующие способы данного метода:

- метод “круглого стола”, как правило, используется при встречах с носителями языка, с людьми, побывавшими в туристических поездках в разных странах. Такое занятие практикуется как в классе, так и в масштабах школы. Для активного участия привлекаются обучающихся к подготовке вопросов “круглого стола”. Обучающиеся предлагают проблему для обсуждения, которая заранее доводится до приглашенных на “круглый стол” специалистов. Мероприятие планируется таким образом, чтобы участвовали все присутствующие, а не только ведущий и приглашенные гости. Иначе это будет не круглый стол, а вечер вопросов и ответов.

«Интеллектуальный штурм»

Метод «интеллектуального штурма» помогает обучащимся формировать коммуникативные умения, необходимые для общения в учебно-трудовой сфере, способствует познанию достижений национальных и общечеловеческих ценностей, развивает способность самостоятельно находить и использовать необходимую информацию, развивает навык взаимоконтроля и самоконтроля, а также совершенствует такие нравственные качества, как взаимопомощь, толерантность, сотрудничество.

Анализ конкретных ситуаций (АКС)

Для решения воспитательных, обучающих и развивающих задач проблемного обучения метод анализа конкретных ситуаций является наиболее эффективным приемом на всех этапах обучения, начиная с начальной школы. Преимущество этого метода заключается в том, что на занятиях имеется уникальная возможность создать конкретные проблемные ситуации, взятые из школьной, бытовой или семейной практики. Учащиеся с особым энтузиазмом участвуют в анализе ситуации и принимают оптимальные решения, так как темы очень близки и понятны, а следовательно интересны и актуальны.

В зависимости от темы урока и особенностей содержания материала на занятиях применяются различные виды ситуаций.

1. Ситуации — иллюстрации. Приводится пример из школьной практики или личного опыта. Например, показываются работы других школьников, которые добились значительных успехов в учебе.

2. Ситуация — оценка. Обучающимся предлагается описание конкретного поступка. Задача учеников: оценить значение ситуации и правильность действий школьников. Например, предлагается для анализа описание конкретного случая (конфликтная ситуация между одноклассниками в столовой и соответствующие меры со стороны дежурного по столовой). Дети анализируют ситуацию, дают оценку правильности действий и предлагают свой вариант.

3. Ситуация — упражнение. Учащиеся проводят на занятии небольшое исследование.

Например, каждый ученик получает задание – провести исследование в группе (сколько времени проводят у телевизора, какие любимые программы и т.д.), опросить других учеников, заполнить таблицу, проанализировать результаты, сделать вывод и дать совет или поделиться своим опытом.

Проблемное обучение на уроках английского языка «учит учиться». Необходимость развития умения учиться в корне меняет характер взаимоотношения между учителем и учеником, позволяет по-новому взглянуть на оптимизацию учебного процесса и переосмыслить существующие методы преподавания английского языка.

3. Вывод. Проблемное обучение на уроках английского языка создает атмосферу непринужденного общения, где меняется роль учителя. Оно исключает бездумное заучивание и пересказ «книжных» знаний, внедряет активное мышление, творческую самостоятельность в процесс познания мира.
      В конечном итоге проблемное обучение стимулирует личностную активность учащихся, а это обеспечивает активное отношение к знаниям, систематичность и настойчивость учащихся, и, конечно, положительный результат в обучении и воспитании.
Проблемное обучение на уроках английского языка имеет практическую значимость в формировании личности. Интегрированные уроки способствуют созданию целостного восприятия окружающего мира: готовят школьников к культурному, профессиональному и личному общению, развивают воображение, фантазию и мышление, стимулируют интерес, поддерживают высокую мотивацию к изучению иностранных языков, приобщают к культурному наследию и духовным ценностям своего народа и других народов мира.
     Таким образом, проблемное обучение учит детей добывать знания самостоятельно. Мы живем в информационном обществе и главный капитал – умение добывать информацию, которая является самым ценным и важным продуктом будущей рыночной экономики. Иными словами проблемное обучение ярко отображает изменение сути образования «От образования на всю жизнь – к образованию через всю жизнь».
Использование технологии проблемного обучения способствует достижению как предметных, так и метапредметных и личностных результатов:

Предметные результаты – это качественные знания. Их приобретение достигается за счёт использования центральных компонентов технологии: методы постановки проблемы обеспечивают познавательную мотивацию, методы поиска решения – подлинное понимание материала, продуктивные задания – осознанное воспроизведение.

Метапредметные результаты – это универсальные учебные действия (общеучебные умения), которые делятся на три группы: познавательные,  коммуникативные и регулятивные.

Личностные результаты – это становление характера, мотивов,  ценностей. Позиция активного деятеля, а не созерцателя воспитывает такие черты характера, как инициативность, смелость, трудолюбие. Роль творца, а не исполнителя усиливает познавательную мотивацию учения, ценность творческой деятельности. Отношения сотрудничества, а не подчинения формируют доброжелательность и уважение к людям.

Таким образом, использование технологии проблемного обучения на уроках английского языка действительно обеспечивает достижение установленных результатов, является эффективным средством реализации ФГОС, дополняет традиционное иллюстративно-объяснительное обучение школьников. Вместе с тем оно способствует разрушению старых стереотипов пассивного обучения, заставляет учеников мыслить, искать совместно с учителем ответы на сложные жизненные вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Технология проблемного обучения на уроках общественных дисциплин"

В этом докладе представлены материалы из опыта работы учителя, рассматриваются пути и методы решения проблемных вопросов на уроках общественных дисциплин....

Мастер-класс на тему:" Технология проблемного обучения на уроках обществознания"

Нам не удавалось добиться идеального общества, так как нет хороших условий для соблюдения гуманного отношения к окружающим и самого желания человека не навредить....

доклад на тему "Технология проблемного обучения в условиях перехода на ФГОС"

технология проблемного обучения в условиях перехода на ФГОС...

Статья по теме «Применение проблемного обучения на уроках математики»

В данной статье представлено краткое описание опыта применения проблемного обучения на уроках математики. Материал содержит примеры проблемных заданий, проблемных ситуаций, познавательных задач....

Статья "Опыт использования технологии проблемного обучения на занятиях Основ алгоритмизации и программирования

В статье рассматриваются конкретные примеры по программированию с использованием проблемного метода обучения...

Обобщение опыта работы по методической теме «Технология проблемного обучения на уроках математики»

Проблема: Внедрение проблемного обучения в образовательный процесс средней школы. Условия возникновения проблемы: Федеральные государственные стандарты предусматривают  совершенно иной подхо...

Статья на тему "Технология проблемного обучения в практике работы учителя истории и обществознания"

Современное историко-обществоведческое образование переживает период пересмотра его содержания и технологий его подачи. Вместо знаниевой парадигмы выступает личностно-ориентированная парадигма. В...