Ролевая игра в обучении иностранному языку
статья по английскому языку
Ролевая игра- методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rolevaya_igra_v_obuchenii_inostrannomu_yazyku.docx | 24.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Ролевая игра в обучении иностранному языку
Проблема использования игр в методике обучения иностранными языками не ново. Её актуальность остаётся и по сей день. Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Использование разнообразных приемов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся. Игра, а именно, ролевая игра дает широкие возможности для активизации учебного процесса. Ролевая игра- методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком.
Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Она эффективна как на младшем этапе обучения, так и на среднем и старшем.
Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником.
Школьники убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения.
Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает барьер между учителем и учеником.
Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В обычной дискуссии ученики-лидеры, как правило, захватывают инициативу, а робкие предпочитают отмалчиваться. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении.
В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т.д.
Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность; воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью.
Е.И. Негневицкая сформулировала основные требования к игре на иностранных языках как особому виду детской деятельности:
- Наличие воображаемой ситуации, воображаемого плана, в котором будут действовать дети, а также ролей, игровых предметов;
- Обязательное осознание детьми игрового результата (что именно будет достигнуто в результате игры);
- Осознание детьми правила, соблюдение которого позволяет достичь требуемого результата;
- Возможность выбора конкретного действия в игре каждым ребенком, что обеспечивает индивидуальную активность при коллективной форме игры.
При этом учет следующих обстоятельств:
- Учитель должен точно знать, какой именно навык, умение тренируется в игре;
- Игра должна поставить ребенка перед необходимостью мыслительного усилия;
- Не обязательно давать детям правила речевой игры в строгих формулировках – таким правилом может стать образец речи педагога. Но это образец для творческого, а не механического подражания;
- В обучении младших школьников не следует пользоваться системой отметок;
- Выбор игры должен органически вплетаться в план занятий.
Наблюдения показывают, что школьники сохраняют в себе потребность игры, которая была их основным видом деятельности в детском возрасте. Способность играть выражается в том, что ученики охотно принимают воображаемую игровую ситуацию, нереальный, сказочный или фантастический сюжет. Это позволяет применить на уроках сюжетно ролевые игры сказочного содержания. Например, с целью отработки в устном высказывании некоторых вопросов о погоде, природных явлениях, временах года используется ролевая игра по сюжету сказки «Теремок». «Обитатели теремка» задают «гостям» вопросы и только после правильных ответов разрешают им войти. Среди заданных вопросов могут быть следующие: Who are you? What season is it now? Is it warm or cold now? When is it cold? When does it rain? ets. Участники игры не только охотно принимают предлагаемый им сюжет, но и с интересом обыгрывают маски, костюмы, в зависимости от роли меняют походку, жесты, тембр голоса.
Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. Являются моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении, стимулирует интерес к участию в общении на иностранном языке, и в этом смысле она выполняет мотивационно-побудительную функцию.
Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях. Другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.
В ролевых играх воспитываются сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность подростка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях, т.е. можно говорить о воспитательной функции ролевой игры.
Ролевая игра формирует у школьников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Следовательно, ролевая игра выполняет в процессе обучения ориентирующую функцию.
Подростки стремятся к общению, к взрослости, а ролевая игра дает им возможность выйти за рамки своего контекста деятельности и расширить его. Обеспечивая осуществление желаний подростков, ролевая игра тем самым реализует компенсаторную функцию.
Конечно урок иностранного языка - это не только игра. Доверительность и непринужденность общения учителя с учениками, возникшие благодаря общей игровой атмосфере и собственно играм, располагают ребят к серьезным разговорам, обсуждению любых реальных ситуаций.
Игра способствует развитию познавательной активности учащихся при изучении иностранного языка. Она несет в себе немалое нравственное начало, ибо делает овладение иностранным языком радостным, творческим и коллективным.
Примеры ролевых игр
1.Ролевая игра «Близнецы» («Twins»). Упражнение в имитации.
Задание первому партнеру. Вы участник школьной художественной самодеятельности. Мечтаете стать профессиональным актером. Интересуетесь всеми театральными жанрами.
Задание второму партнеру. Вы одноклассник и ближайший друг будущего актера. Во всем подражаете ему. Вас прозвали близнецами.
I’m interested in opera. I’m interested in opera, too.
Примеры варьируемых элементов, набранных курсивом:
- Opera and ballet;
- Drama;
- Comedy;
- Tragedy;
- Musical comedy;
- Variety show;
- Classical music;
- Folk music;
- Pop music;
2. Ролевая игра «Театралы» («Theatre-Goers»). Упражнение в постановке.
Задание первому партнеру (девочке): Вы- Мальвина. Любите театр. Скажите, в каком театре Вы были вчера.
Задание второму партнеру (мальчику): Вы – Буратино. Скажите, в каком театре побывали Вы на прошлой неделе.
I went to the Opera and Ballet Theatre yesterday.
And I went to the Puppet Theatre last week.
3. Ролевая игра «Интервью» («Interview»).
Задание первому партнеру: Вы –репортер газеты «Культура». После спектакля побеседуйте с театральным критиком, выясните, понравилось ли ему представление.
Задание второму партнеру: Вы известный театральный критик. Спектакль вам не очень понравился.
Did you enjoy the ballet «Swan Lake» by Tchaikovsky?
Not very much. I didn’t like the dancing.
4. Ролевая игра «Послы»
Класс делится на две подгруппы, не менее 5 человек. Каждая группа загадывает, например, профессию или животного, или знаменитость и т.д. Приняв на себя данную роль, один представитель идет в другую группу отвечает там на вопросы от имени этого персонажа. Если догадываются, кто он, его берут в «плен», а группа выбирает другого посла. Выигрывает та группа, которая смогла взять в плен большое количество пленников.
Список использованной литературы
Леонтьев А.А. Психологические предпосылки раннего овладения иностранным языкам (Иностранные языки в школе.-1985.№5).
Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка (Издательство «Высшая школа», 2004г).
Методика преподавания иностранных языков. Общий курс.-Издание второе переработанное и дополненное. Отв . Редактор А.Н. Шамов. Новгород : НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2005.
Филатов В.М. некоторые аспекты раннего обучения иностранным языкам (Иностранные языки в школе.1998.№5).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОЛЕВАЯ ИГРА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
ВВЕДЕНИЕ Современное управление школой в качестве одной из своих задач рассматривает повышение эффективности учебного процесса. К основным ее составляющ...
ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ. РОЛЕВЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Трудно переоценить значимость изучения иностранного языка в наши дни, ровно как и ценность технологий интерактивного обучения, используемых в образовательном процессе. Именно поэтому мое выступление н...
Выступление на межрайонном семинаре учителей английского языка. Тема: "Технологии интерактивного обучения.Ролевые игры на уроках иностранного языка".
Выступление на межрайонном семинаре учителей английского языка. Тема: "Технологии интерактивного обучения.Ролевые игры на уроках иностранного языка"....
Технологии интерактивного обучения. Ролевые игры на уроках иностранного языка.
Выступление на ШМО гуманитарного цикла по теме: "Технологии интерактивного обучения. Ролевые игры на уроках иностранного языка"....
Методическая разработка "Ролевые игры в обучении иностранным языкам"
методическая разработка...
Интерактивные методы обучения. Ролевые игры на уроках иностранного языка
В интерактивном обучении учитываются потребности ученика, привлекается его личностный опыт, осуществляется адресная корректировка знаний, оптимальный результат достигается через сотрудниче...