Активные методы обучения на уроках английского языка
статья по английскому языку
Предварительный просмотр:
«Активные методы обучения как средство повышения эффективности и качества урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС»
ФГОС требует от современного учителя поиска новых путей и возможностей для его реализации. Одним из таких путей является применение на уроках технологии АМО. Существует великое множество активных методов обучения, но иногда всё же возникает проблема с выбором того или иного приёма. Проблема эта заключается в том, что не всегда представляется возможным использование в работе готовых приёмов, т.к. они во многом не соответствуют специфике предмета (английский язык), возрастным особенностям младших школьников, а также временным рамкам школьного урока.
Поэтому целью моей работы по данной проблеме является разработка авторских АМО с учётом требований ФГОС НОО, специфики преподаваемого предмета, возрастных особенностей младших школьников, и временных рамок школьного урока.
Задачами для достижения данной цели считаю
- изучение информации по АМО;
- получение теоретических знаний через обучение на дистанционных курсах повышения квалификации на образовательном портале «Моего университета» «Разработка урока английского языка по технологии АМО в условиях внедрения ФГОС», а также на курсах «Технологии АМО»;
- применение АМО в личной практике и его анализ с точки зрения эффективности урока и его качества.
Активные методы обучения– это способы активизации учебно–познавательной деятельности, которые побуждают к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и учащиеся. Активные методы обучения предполагают использование такой системы методов, которая направлена главным образом, не на изложение готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение знаний в процессе активной познавательной деятельности. Таким образом, активные методы обучения – это обучение деятельностью.
Различные авторы классифицируют активные методы обучения (АМО) по разным основаниям, выделяя разное количество групп АМО.
Каждая группа АМО предполагает специфическую организацию взаимодействия участников, пребывающих в позиции учащихся, и обладает своими специфическими особенностями. Таким образом, в настоящее время не существует единого взгляда на проблему классификации методов обучения, и любая из рассмотренных классификаций имеет как преимущества, так и недостатки.
Активные методы обучения делятся на два типа. Активные методы обучения первого типа включают в себя проблемные лекции, проблемно-активные практические занятия, семинары и дискуссии, обучающие и контролирующие программы, конференции, олимпиады и т. п. Все они ориентированы на самостоятельную деятельность обучаемого, проблемность.
Активные методы обучения второго типа – имитационные – подразделяются на неигровые и игровые. К неигровым активным методам обучения относятся: метод анализа конкретных ситуаций, тренажеры, имитационные упражнения на нахождение известного решения.
К игровым активным методам обучения относятся: деловые (управленческие) игры, метод разыгрывания ролей, индивидуальные игровые занятия на моделях. Эти методы имеют высокую эффективность в учебном процессе. Наиболее сложными являются игровые активные методы обучения.
Игровая форма разбора и презентации материала, возможность двигаться и разговаривать в процессе обсуждения заданий, подключение творчества при подготовке презентации, соревнование команд, азарт, значительная доля самостоятельности на уроке, ответственность за правильность представления материала и усвоения его другими – все это вызывает развитие высокой мотивированности обучающихся, интерес и желание заниматься.
Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:
- формирование положительной учебной мотивации;
- повышение познавательной активности учащихся;
- активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
- стимулирование самостоятельной деятельности;
- развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;
- эффективное усвоение большого объема учебной информации;
- развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
- развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
- раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;
- развитие навыков самостоятельного умственного труда;
- развитие универсальных навыков.
К непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.
Для начала урока можно использовать такие готовые АМО, как «Поздоровайся локтями», «Мой цветок», «Транспорт» и другие. Эти методы эффективно и динамично помогут начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и доброжелательную атмосферу в классе.
Из собственных разработок на данном этапе мною используются активный метод «Солнышко», «Пожелание», «Подари цветок». Н\п, «Пожелание» - это пожелание обучающимися друг другу чего-нибудь хорошего на время урока (получение знаний, хорошей оценки и т.д.) После озвучивания пожеланий можно спросить ребят, от кого или от чего зависит исполнение этих пожеланий. На что дети отвечают, что исполнение пожеланий зависит от них самих. Учитель предлагает ребятам побыть чуточку волшебниками и постараться исполнить прозвучавшие пожелания. Т.о., обучающиеся получают мотивацию на учебную деятельность. На этапе рефлексии учитель возвращается к пожеланиям и спрашивает, сбылись ли они в течение урока.
«Привет, салам, нихао» - ещё один приём, позволяющий необычно начать урок и настроить детей на рабочий лад. Обучающимся предлагается выбрать слово приветствия на любом из представленных на слайде языке и поздороваться со своим соседом. Затем учитель задаёт вопрос о том, как же люди, говорящие на разных языках, могут общаться друг с другом, на что от ребят следует ответ: «Они изучают английский язык». Учитель делает логический переход к уроку, предлагая ребятам тоже заняться изучением английского языка.
Такие методы как «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Разноцветные листы» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений обучающихся. По моему мнению, перечисленные методы не подходят для использования с младшими школьниками, т.к. на их проведение необходимо много времени – все методы требуют письменного оформления, младшие школьники пишут медленно. Авторский метод «Знаки» значительно экономит время и позволяет выявить ожидания и опасения младших школьников. Каждому из ребят предлагается карточка, на одной стороне которой стоит знак ?, а на другой - ! Если обучающиеся ожидают от урока что-то новое, интересное – помещают на доске !, если же они опасаются, что им будет трудно и непонятно - ?.
Следующий этап – этап закрепления изученного материала. На данном этапе обычно используются так называемые фонетические, лексические, грамматические игры. Например, всем известна игра «Снежный ком», «Кидаем мячик» и т.д. Для повторения и закрепления изученных букв во 2 классе я использую метод «Собери букет», «Разгоним тучки», «Домики для букв», «Прогулка по осеннему лесу» ;повторяя лексические единицы по теме «Цвета» во 2 классе используется метод «Рождественская ёлка», в 3 классе – «Цветная тропинка»; речевой образец I would like… (Я бы хотел….) помогает вспомнить метод «Золотая рыбка»
Инпут, интерактивная лекция или презентация нового учебного материала– так называется ещё один из этапов урока. На данном этапе урока подходят для использования такие методы, как «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм», которые позволят сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом. На этом этапе урока я стараюсь использовать методы, которые заставляют обучающихся подключить языковую догадку, провести аналогию с родным языком. Например, при введении новых лексических единиц по теме «Профессии» в моей копилке АМО есть метод «Угадай, кто я». Обучающиеся работают в группах. Для каждой группы на доске подготовлен набор карточек с НЛЕ. От каждой группы к доске выходит по одному участнику и пытаются по озвученному слову на карточке догадаться, какую профессию обозначает данное слово. После озвучивания предполагаемого ответа карточка переворачивается и на её обороте – ответ в виде картинки. Если кто-то не догадался о значении слова, карточка остаётся не перевёрнутой.
При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов! Для работы над темой урока можно использовать методы «Ульи», «Визитные карточки», «Экспертиза».
Авторская разработка «Журналисты» предполагает работу в группах. Участниками осуществляется отбор информации по одному из направлений представленной ранее темы. Карточки с информацией могут располагаться по всему классу. Затем каждая группа представляет свой материал для оценки другим группам.
Метод «Найди пару» считаю универсальным, т.к. его можно применить к любой теме и в любой интерпретации. Например, подобрать слова, чтобы получились словосочетания, соотнести картинки с предложениями и т. д.
Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Иногда достаточно 5 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы «Постройся по росту», «Шест», «Мышки и домики» и многие другие позволят вам это сделать, не выходя из класса.
В связи с тем, что иногда приходится проводить урок в небольшом по площади классном кабинете подвижные игры на этапе релаксации уходят на второй план, но это не значит, что этот этап упускается вовсе. Обучающимся предлагается просто станцевать с весёлыми героями музыкального видеоролика. Причём видеоролики мною подбираются в соответствии с темой урока, таким образом на этапе релаксации как бы между прочим проводится аудирование.
Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные методы как: «Мудрый совет», «Итоговый круг», «Ресторан». Эти методы помогут эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу. Если на этапе выяснения ожиданий и опасений мною был использован метод «Знаки», то я возвращаюсь к нему на этапе рефлексии – метод «Знаки наоборот», что позволяет логично подвести итог урока, выяснить, оправдались ли ожидания и опасения обучающихся. Подтема разработанных мною приёмов рефлексии часто связана с темой урока, например, при изучении темы Рождество применяется приём «Подарок для Санты», тема Помощь по дому сопровождается приёмом «Домики», тему Погода дополняет приём рефлексии «Погода внутри меня», написание письма сопровождается приёмом «Почтовые голуби».
Идеи для разработки собственных АМО возникают в результате переосмысления некоторых готовых приёмов, при подготовке уроков , а также спонтанно во время урока. Все перечисленные и описанные авторские АМО способствуют формированию положительной учебной мотивации; повышению познавательной активности учащихся; активному вовлечению обучающихся в образовательный процесс; стимулированию самостоятельной деятельности и решению всех остальных ранее перечисленных в моём докладе образовательных задач.
Результатами использования собственных разработок считаю рост качества обучения по четвертям, повышение интереса к изучению английского языка среди младших школьников, о котором можно судить по процентному росту участников различных конкурсов и олимпиад по предмету как внутри школы, так и на более высоком уровне.
Что бы мы ни говорили о методах обучения, будь то традиционные или инновационные, идеальных среди них нет. У любого метода можно выделить как преимущества, так и недостатки. Преимущества и недостатки разработанных мною АМО полностью совпадают с преимуществами и недостатками существующих АМО. О «плюсах» многое было уже сказано выше, «минусы» же активных методов в том, что для некоторых обучающихся работа в группе - способ ничего не делать, из-за эмоциональности обучающихся возможно создание рабочего шума, процесс обучения может превратиться в анархию, если учитель не владеет методиками итерактива.
Выводом по проделанной работе считаю следующее: использование собственных разработок в области АМО обеспечивает мотивацию к учебной деятельности, достаточную степень дифференциации обучения, повышает эффективность и качество урока; кроме того применение приёмов АМО играет не последнюю роль в здоровьесберегающей организации учебного процесса; авторские разработки соответствуют специфике преподаваемого предмета, возрасту обучающихся, временнЫм рамкам школьного урока и требованиям ФГОС НОО.
Источники
- http://studfiles.net/preview/5553368/page22/
- http://cito-web.yspu.org/link1/metod
- http://100-bal.ru/voennoe/132095/index.html
- http://golubenko.my1.ru//publ/chto_takoe_amo_primery_amo
- http://moi-universitet.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активные методы обучения на уроках английского языка
Данная статья содержит обобщение опыта работы по примению активных методов обучения на уроках английского языка в условиях школы - интерната VI вида...
Активные методы обучения на уроках английского языка
Материал содержит историю развития и становления методов обучения. Перечисляются педагоги, занимавшиеся изучением проблемы методов обучения. В работе представлены активные методы обучения, применяемые...
Мастер-класс "Использование активных методов обучения на уроке английского языка"
Мастер-класс "Активные методы обучения на уроке английского языка"...
Применение активных методов обучения на уроках английского языка
Отчет по теме самообразования на тему "Применение активных методов обучения на уроках английского языка"...
"Реализация компетентностного подхода через использование активных методов обучения на уроках английского языка"
Данная статья представляет собой обобщение опыта по теме "Реализация компетентностного похода через использование активных методов обучения на уроках английского языка". Для эффективной работы на урок...
Активные методы обучения на уроках английского языка
АМО - активные методы обучения. Разработка разных форм обучения на уроках английского языка способствует мотивации обучающихся, делает урок интересным и увлекательным...
Активные методы обучения на уроках английского языка
Один из самых популярных методов мышления - это "Шесть шляп мышления"...
Комментарии
Ольга
Материал познавательный, подобран грамотно, интересно.Огромное спасибо! Воспользуюсь.