" Механизмы функционирования объяснительно-иллюстративных технологий"
учебно-методический материал по английскому языку
Учебно-методический материал о плюсах и минусах использования объяснительно-иллюстративных технологий в преподавании иностранного языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shmo_.docx | 17.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Самый распространённый, укоренённый и экономичный метод в арсенале традиционного обучения, бесспорно, объяснительно-иллюстративный.
Учитель сообщает учащимся обобщённые знания, затем приводит множество частных примеров, подпадающих под общее правило, наполняющих абстракцию конкретным содержанием (иллюстрирует, растолковывает). В этом случае объяснительно-иллюстративный метод реализуется в дедуктивной форме. Есть ещё одна форма – индуктивная. «Сначала пример, потом правило» (Я.А.Коменский). Учитель движется в противоположенном направлении, а именно, от частного к общему. От конкретных представлений, от многообразия проявлений, от иллюстраций к их обобщению, обнаружению «единого во многом». Словесное, вербальное определение, формулировка правила, закономерности при таком алгоритме появляется в конце, как итог сравнения, категоризации, обобщения частных проявлений какой-либо изучаемой «сущности».
Объяснительно-иллюстративный метод не противоречит «деятельностному» подходу. Объяснительно-иллюстративный метод вовсе не пытается «дать знания в готовом виде, абстрагированными от способов их получения». Даже при самом консервативном, «воспроизводящем» алгоритме реализации традиционного обучения, объяснительно-иллюстративного метода, когда: «учитель наглядно преподаёт «готовые» знания и приёмы учебной работы, ученики копируют учителя только на начальном этапе. Затем, усваивая элементарные, а на их основе и более сложные приёмы учебной деятельности, учащиеся начинают работать самостоятельно». Ведь нельзя «самостоятельно работать», выполнять задания «на понимание», если ученик не освоил некоторых общих (теоретических) способов решения проблемы.
Объяснительно-иллюстративные технологии это технологии, при которых объяснение учебного материала сопровождается визуальными средствами. Более 80 % информации человек усваивает с помощью органов зрения. Повышая активность зрительных рецепторов, учитель может рассчитывать на более высокое усвоение новой темы. Современное преподавание сочетает также интерактивные средства в виде презентаций, флеш-анимации, учебных фильмов. В результате грамотного применения различных иллюстративных методов усвоение учебного материала повышается. Для активизации познавательной деятельности школьников целесообразно представлять учебный материал в мультимедийном, интерактивном виде. Многие творческие работы учащихся (рисунки, проекты, мультфильмы, видеофильмы и т.д.) также служат в дальнейшем дидактическим средством при обучении.
Продуктивный вариант учебной деятельности содержит ряд элементов: логическое и интуитивное предвосхищение; выдвижение и проверка гипотез; перебор и оценка вариантов и др. Его стержнем является стимулирование учащихся к творчеству в познавательной деятельности.
Продуктивный вариант обучения состоит из ориентированного, исполнительного и контрольно-систематизирующего этапа, которые предполагают поисковый, творческий характер.
Продуктивное обучение предусматривает высокий уровень педагогической квалификации и творческое усвоение знаний. Его недостатки – значительные затраты времени и энергии учителей и учащихся. В процессе продуктивной деятельности учащийся всегда создает что-то новое, по сравнению с усвоенным ранее, т.е. генерирует новую информацию или способ деятельности. Создание нового в поисковой деятельности всегда опирается на предшествующий опыт. Связанные между собой репродуктивная и продуктивная деятельности представляют различные ступени одного и того же процесса освоения учебного материала.
В продуктивном обучении используются технологии, интерактивного значения, то есть предполагающие активную, исследовательскую позицию обучающегося, готового самостоятельно добывать знания с целью решения познавательных задач, проблемных учебных ситуаций. К основным технологиям, имеющим значительный продуктивный ресурс относят следующие.В основе сотворчества учителя и ученика лежит сотрудничество в разнообразной деятельности(труд, познание, общение). Оно составляет перспективную тактику обучения.
Сотворчество с одной стороны предстает как плодотворное общение учителя и ученика( вербально, не вербально) С другой стороны сотворчество выступает как совместное преобразование действительности более того создание новой педагогической реальности.
Состоявшееся творческое взаимообогащение проявляется в расширении функционального поля деятельности обоих участников образовательного процесса.
Технология-жестко запрограммированный алгоритмизированный процесс взаимодействия преподавателя и учащихся, гарантирующий достижение цели. ( Махмутов).
Педагогические технологии- это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов, средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей.
Особенности:
1) Просвещение обучающихся Низкий уровень навыков общения; Невозможность развернутых ответов с собственной оценкой учеником рассматриваемого вопроса; Недостаточное включение слушающих ответ в общее обсуждение.
2) Доминирование обучения над учением Основные функции учителя: Информирующая (рассказать)
Контролирующая (заставить выучить) Оценивающая (оценить усердие).
3) Единообразие и консерватизм содержания и форм
4) Регламентированное исполнительство Учитель - исполнитель заданного программой, учебным планом и методикой. Ученик - объект воздействия. Учитель работает на механизмах восприятия и памяти, стимулируя послушание и исполнительство.
5) Формирование личности с заданными свойствами
6) Превознесение внешних показателей
7) Надзор вместо управления
Сильные стороны:
1) Организационная четкость педагогического процесса
2) Систематический характер обучения
3) Идейно-эмоциональное воздействие личности учителя
на учащихся
4) Разносторонность и обилие информации, богатое
использование наглядности, технических средств
обучения.
Слабые стороны:
1) Преобладание вербальных методов обучения, мало подкрепленных самостоятельной учебно-познавательной деятельностью школьников
2) равнение на среднего ученика, невозможность учитывать индивидуальные особенности ученика.
3) Шаблонное построение урока и одинаковая его продолжительность.
4) Монологическая форма обучения - учитель активен, ученик - пассивен.
5) Перенос всей тяжести работы по усвоению нового учебного материала на домашнюю подготовку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Объяснительно - иллюстративный метод обучения с использованием компьютерных технологий на уроках истории и обществознания как педагогическая проблема повышения эффективности урока
Место ИКТ в объяснительно-иллюстративном методе обучения на уроках вижу в следующем:• возможность представлять в мультимедийной форме информационные материалы (фотографии, картины, рукописи, видеофраг...
«Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерных технологий на уроках истории и обществознании как педагогическая проблема повышения эффективности урока»
Цель: Создание условий для развития и реализации творческих способностей учащихся;Последовательно и продуманно вести работу по составлению тематического планирования с учетом психовозрастных особ...
«Дистанционное образование в контексте функционирования информационно-коммуникационных технологий»
Доклад по образовательной программедополнительного профессионального образования«Современный образовательный менеджмент.Государственно-общественный характер управления реализацией ФГОСобщег...
«Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерные технологии на уроках истории и обществознании»
laquo;Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерные технологии на уроках истории и обществознании»...
Объяснительно-иллюстративная технология обучения Я.А. Коменского
Цели технологии:1.Повышение уровня общего развития учащихся.2.Восполнение пробелов предшествующего развития и обучения.3.Индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных БУД.4.Коррекция от...
Участие в Межрегиональном семинаре №Использование результата комплексной оценки качества образовательных результатов, как механизм перехода образовательной организации в эффективный режим функционирования"
Участие в Межрегиональном семинаре №Использование результата комплексной оценки качества образовательных результатов, как механизм перехода образовательной организации в эффективный режим функциониров...
- Мне нравится (1)