Статья.Применение технологии «Шесть шляп мышления» на уроках английского языка
статья по английскому языку

Трофименко Екатерина Анатольевна

Развитие критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья609.32 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ «ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ» НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.

Трофименко Е.А.

ГБОУ гимназия № 631

                                                                 “Think left, think right, and think low and think high.
                                                           Oh, the thinks you can think up if only you try!”

                                                                (Dr Seuss, from ” Oh, the Thinks You Can Think!”)

Одной из основных целей образования является развитие ребёнка в соответствии с принципом природосообразности. Особое внимание в современной педагогике уделяется здоровьесберегающие технологиям.

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые для этого знания, научить использовать полученные знания в современной жизни.

Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует концентрации внимания, напряжению сил. Необходимо уделять особое значение профилактике стрессообразующих факторов при изучении иностранного языка. Обучение - это творческий процесс, который должен позволить раскрыть ученику свои познавательные способности и избежать стрессовых ситуаций. Обучение должно быть не простой передачей знаний, а творческим процессом, позволяющим ученику раскрыть свои познавательные способности. Для достижения этой цели вводятся современные технологии.  Одна из современных технологий - ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ.

Автор технологии «Шесть шляп мышления», известный британский психолог, эксперт в области творческого мышления и писатель, Эдвард де Боно.

Метод шести шляп мышления позволяет развить гибкость ума, креативность, отлично помогает преодолеть творческий кризис, помогает правильно принять решение и более точно соотносить свой образ мыслей с поставленными целями и стоящими задачами.

Шесть шляп мышления, в процессе решения практических задач, помогают справиться с тремя главными сложностями:

  • Эмоциями (вместо того чтобы думать над решением, мы часто ограничиваемся эмоциональной реакцией, предопределяющей наши дальнейшие действия).
  • Растерянностью (не зная, что делать и с чего начать мы испытываем неуверенность (особенно это проявляется либо в моменты, когда перед нами встает сложная многоуровневая задача, либо, когда мы с чем-то сталкиваемся впервые).
  • Путаницей (когда, мы пытаемся удержать в голове большой массив информации, связанный с задачей, стараемся быть логичными, последовательными и креативно мыслящими, быть конструктивными, да еще и следим за тем чтобы окружающие нас люди (собеседники, коллеги, партнеры) были такими, обычно все это не приводит ни к чему, кроме смятения и путаницы).

В основе данного метода лежит идея параллельного мышления. Параллельное мышление — это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.

Чтобы методика лучше запоминалась, нужен был яркий образ. Эдвард де Боно решил связать типы мышления с цветными шляпами. Дело в том, что в английском языке шляпа обычно ассоциируется с видом деятельности — шляпа кондуктора, полисмена и т.д. Словосочетание "надеть чью-либо шляпу" означает заниматься конкретной деятельностью. Человек, мысленно надевая шляпу определенного цвета, выбирает в данный момент тип мышления, который с ней ассоциируется. каждой из шести шляп соответствует свой собственный, индивидуальный цвет, делающий ее легко различимой среди всех остальных и наделяющий ее характерными, присущими только ей одной чертами и качествами – цветовое различие делает каждую шляпу особенной, неповторимой. Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления и деятельности.

Белая шляпа (информация): белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Белая шляпа учит человека работать только с конкретными фактами, цифрами, событиями.

I tend to be very rational and objective; I feel most comfortable looking at the facts.

Красная шляпа (чувства и интуиция): Красная шляпа дает возможность человеку увидеть событие, явление, проблему в ярких эмоциональных красках. Тем самым создаются условия для выражения эмоций.

I tend to be emotional, and to think about how things make me and other people feel.

Черная шляпа (критика): черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и указывает на возможные риски и подводные камни. Черная шляпа помогает человеку увидеть все негативные стороны события, явления, проблемы, она позволяет оценить риски.

It is easy for me to see the flaws in things and to know when an idea is wrong. I tend to be very logical.

Желтая шляпа (логический позитив): желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Желтая шляпа помогает увидеть «плюсы» ситуации.

 I tend to be optimistic, seeing the good side of everything.

Зеленая шляпа (креативность): находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы. Зеленая шляпа актуализирует творческое мышление человека, позволяет осуществлять нестандартный подход к решению задачи, искать новые способы и приемы.

I tend to think about how things could be improved or changed. I like to invent and create things.

Синяя шляпа (управление процессом): синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. В частности, ее используют в начале работы для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели.

I tend to think about how a situation needs to be managed or handled– I like to be in charge.

Плюсы и минусы метода :

+ Мыслительная деятельность для большинства людей является абстрактной и скучной работой. Шестишляпный метод же способен увлечь и сделать умственную деятельность красочной и интересной.

+ Метод 6 шляп признает значимость и уделяет внимание всем аспектам работы над решением — фактам, эмоциям, за и против, генерации свежих идей, и направляет дискуссию в нужное русло.

+ Человеческий ум, охраняя свою цельность и самодостаточность, часто принимает все новое за что-то неестественное и ложное. Используя метод де Боно, мы получаем возможность рассмотреть мнения о вещах, которые прежде мы не воспринимали всерьез. Это увеличивает шансы найти верное или подходящее ситуации решение.

+ С помощью этой методики мы получаем возможность прийти к согласию с собеседником или вы можете просто дать человеку шанс высказать все, что у него «накипело». Таким образом, вы не просто даете человеку возможность высказаться, а упрощаете поиск совместного решения.

+ Метод 6 шляп позволяет привлечь к обсуждению тем, обычно стеснительных и неразговорчивых людей. При этом любой из участников высказывая свою точку зрения, не испытывает дискомфорта не смотря на то, что его мнение может противоречить мнению большинства.

+ Благодаря четко обозначенной структуре работы, исключающей пустые разговоры, мышление становится более сконцентрированным, разумным и плодотворным.

+ В результате того, что при использовании приема шести шляп полярные точки зрения не конфликтуют между собой, а мирно сосуществуют и дополняют друг друга, рождаются новые неординарные и инновационные мысли и идеи.

+ Еще одним достоинством шести шляп мышления является то, что с помощью данного метода мы учимся управлять своим вниманием.

+ По глубокому убеждению Эдварда де Боно, которое он подробно описал в своей книге, шесть шляп мышления призваны служить условно-рефлекторными сигналами, способными повлиять на баланс химических элементов (соотношения нейромедиаторов) в составе головного мозга.

— Главным минусом 6 шляп мышления, хотя, наверное, даже не минусом, а сложностью является сама технология шести шляп, т.е. для того чтобы освоить эту методику и с пользой научиться ее применять необходимо какое-то время. Проще решать вопросы, используя прием шести шляп индивидуально, а вот в коллективе это делать намного сложнее.

— ещё одним недостатком является серьёзность восприятия этой технологии коллективом. Кто-то может посчитать его «детским» и откажется примерять цветные шляпы.

Правила метода шести шляп мышления:

При коллективном участии метод де Боно подразумевает обязательное наличие модератора, который руководит процессом. Все время, находясь под синей шляпой, модератор записывает все сказанное на бумагу и в завершении суммирует полученные результаты.

Вначале ведущий вкратце знакомит коллектив с общей концепцией шести шляп мышления, далее обозначает проблему или задачу.

Обсуждение начинается с того, что все принимающие в ней участие вместе «надевают шляпу» одного и того же цвета, и смотрят оценивающим взглядом на ситуацию по очереди, в соответствующем этой шляпе ракурсе. Порядок примерки шляп в принципе не играет огромной роли, однако, некая очередность все-таки необходима:

Начните обсуждение темы в белой шляпе, то есть соберите и рассмотрите все имеющиеся факты, цифры, данные. После все имеющиеся данные обсудите в негативном ключе, т.е. в черной шляпе, и даже если предложение выгодное, ложка дегтя в бочке с медом, как правило, всегда есть. Ее то и надо увидеть. Далее найдите все положительные моменты в сотрудничестве, надев позитивную желтую шляпу.

Рассмотрев вопрос со всех сторон, и собрав достаточно информации для дальнейшего анализа, надевайте зеленую, креативную шляпу. В ней попытайтесь найти что-то новое, выйдя за рамки существующих предложений. Усильте положительные моменты, сгладьте отрицательные. Пусть каждый участник предложит альтернативный путь. Появившиеся идеи снова анализируются в желтой и черной шляпе. Да, и не забывайте периодически давать участникам выпустить пар в красной шляпе (ее надевают редко и на достаточно небольшой промежуток времени секунд тридцать, не больше). Так пробуя надевать шесть шляп мышления в разной последовательности, со временем, вы сможете определить наиболее подходящую очередность.

В завершении модератор подводит итог проделанной работе. Также в важно чтобы модератор следил за тем, чтобы участники не надевали одновременно несколько шляп. Таким образом, мысли и идеи не переплетаются и не запутываются.

Можно использовать этот метод и немного по-другому – пусть каждый участник надевает шляпу определенного цвета и играет свою роль. В этом случае лучше распределять шляпы таким образом, чтобы они не соответствовали типажу человека. Это даст возможность участвующим раскрыть потенциал.

Шляпу очень легко надеть и снять. Это важно всегда, во всех ситуациях, когда человек должен уметь применять все ресурсы своего мышления, уметь менять тип мышления и деятельности в зависимости от поставленной задачи.

“We are a Box of Crayons and each of us unique, but when we get together he picture is complete” ( Shane DeRolf)

Литература:

1. https://en.wikipedia.org/wiki/Six_Thinking_Hats

2. http://www.debonogroup.com/six_thinking_hats.php

3. https://www.toolshero.com/decision-making/six-thinking-hats-de-bono/

4. https://www.storyboardthat.com/blog/e/six-thinking-hats-in-the-classroom

5. https://www.pinterest.ru/

Six thinking hats:

WHITE HAT – questions, facts, information, research needed

What information do we have?

What information do we need?

What do we know?

How to get this information?

What information is missing?

What do you know about…?

BLACK HAT – bad points, caution, risks, judgment

What are the difficulties and weaknesses?

What might go wrong with this?

What are the minuses about it?

Is it true or false?

Will it work?

What are the problems?

RED HAT – emotions, feelings, hunches, intuition

What do I feel about this?

What are my emotions about this?

What are my first hunches about this?

Did your feelings change? Why?

YELLOW HAT – good points, benefits, value, strengths

What are the good things about this?

What are the pluses?

How will it help us?

Why will it work?

What are the opportunities?

What are the advantages?

How can it be done?

GREEN HAT – creativity and new ideas, brainstorming

What are the new ideas?

Can you create other ways to do this?

What are the alternatives?

What are the solutions?

What ideas can be invented or created?

How can it be improved?

What is possible?

What if…?

How would you solve the problem?

BLUE HAT – thinking

What is our focus?

What do other people think?

What do I think about what other people think?

What’s been learned?

What is next?

Why? Explain?

Summarize.

What is the main idea?

Six Thinking Hats

Six Thinking Hat Template

Six Thinking Hats Techniques:

Six Thinking Hats Techniques


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технология критического мышления на уроках английского языка

план-конспект открытого урока английского языка с использованием тркм в 11 классе...

Применение метода критического мышления на уроках английского языка

Технология развития критического мышления очень хорошо применима на уроках иностранного языка. Данная технология позволяет учителю давать учащимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу и...

Использование технологии критического мышления «Шесть шляп мышления» на уроках английского языка

Использование технологии критического мышления в реализации личностно-деятельностного обучения на уроках английского языка. Данная технология "Шесть шляп мышления даёт возможность достаточно продуктив...

Применение стратегии «6 шляп мышления » на уроке русского языка

Многие учителя давно в своей практической деятельности используют  технологию  критического мышления. Аспектов критического мышления очень много. Я преподаю русский язык в казахской школе. И...

Применение стратегии «6 шляп мышления » на уроке русского языка

Многие учителя давно в своей практической деятельности используют  технологию  критического мышления. Аспектов критического мышления очень много. Я преподаю русский язык в казахской школе. И...

Развитие критического мышления на уроках английского языка из опыта работы учителя английского языка МОБУ СОШ № 100 Кунаховой Марины Александровны

В связи с переходом на новые стандарты образования. Возникла необходимость применения современных педагогических технологий, отвечающих требованиям ФГОС. На мой взгляд, одной из таких технологий являе...