Интенсивное развитие языковой компетенции учащихся посредством составления интеллект-карт на уроках английского языка.
статья по английскому языку (11 класс)
Краткий отчёт по апробации Региональной модели реализации Федеральной концепции преподавания иностранных языков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИНТЕНСИВНОЕ РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ СОСТАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТ- КАРТ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.
Учитель английского языка Папкова Татьяна Евгеньевна
МБОУ «Гимназия №16» г. о. Мытищи
Работа по апробации Региональной модели реализации Федеральной концепции преподавания иностранных языков, а именно, её части, касающейся развития коммуникативной компетенции с акцентом на её языковой составляющей, проводилась в МБОУ «Гимназия №16» г. о. Мытищи на уроках английского языка в 7х классах основной школы и 10х классах старшей школы. С мая 2018 года было проведено 6 уроков по теме апробации и 2 с её элементами.
Объектом моего педагогического наблюдения и методического управления были устная речевая деятельность, интенсивное развитие лексического и грамматического навыков языковой компетенции . В процессе моделирования апробационных уроков я сделала акцент на метапредметных компетенциях, указанных в Региональной модели. Также мною уделялось внимание развитию коммуникативных и личностных УУД, навыкам работы с информацией, рефлексии, когнитивным способностям учащихся, учебному сотрудничеству.
Основным дидактическим ресурсом апробационных уроков мною была выбрана технология «интеллект-карты». С введением ФГОС учитель должен не просто «накормить» ребёнка информацией, а научить его «добывать» и использовать её. Составление интеллект-карт-необычный вид деятельности, почти игровой, но это эффективный способ работы с информацией. Поэтому дидактическими преимуществами данной технологии для решения поставленных мною задач являются:
- ускоренное формирование общеучебных умений и навыков в процессе групповой деятельности;
- развитие метапредметных и коммуникативных компетенций;
- ускорение и интенсификация формирования языковых навыков;
- повышение мотивации, качества знаний, конкурентоспособности обучающихся;
- ускорение процесса обучения с учётом индивидуальных типологических особенностей обучающихся.
В предлагаемом мною опыте апробации была сделана попытка осмысленного, а не произвольного подхода к формированию учебных груп , составляющих интеллект- карту при обучении лексике и грамматике. Региональная модель делает акцент на персонализации и индивидуализации процесса обучения. Я считаю это трудновыполнимой задачей без изучения типологических особенностей детей, основываясь на которых, я формирую группы. Поэтому в начале работы по технологии я ввела «подготовительный этап». Он заключается в определении ведущего типа восприятия информации ученика. Каждый из типов имеет свои особенности, которые влияют на восприятие ребёнком окружающей информации, на любые учебные процессы, на взаимодействие с другими людьми. Поэтому в своей работе считаю такой подход ключевым.
С помощью методики «Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева» (Приложение №1) определяю кто из детей визуал, аудиал, кинестетик, дигитал. Затем делю на группы по 3 человека так, чтобы в каждой был визуал или дигитал. Основа обучения визуалов— это визуальная информация: формы, расположения, цвета, а главное для дигитала — понять логику и связи в материале, упорядочить изучаемое в систему с понятными причинно-следственными связями. Поэтому метод интеллект- карт для них является предпочтительным в процессе обучения и такие дети являются моей опорой при организации групповой работы по этой технологии. На первоначальном этапе обучения считаю целесообразным сместить акцент на групповую работу (5-7 классы), а в дальнейшем (8-11 классы) на индивидуальную.
Апробация показала, что при объяснении новой или сложной темы по лексике или грамматике не следует рассчитывать, что ребенок тут же выдаст на нее эффективную ассоциацию. На данных уроках успешно зарекомендовали себя следующие приёмы педагогической техники:
1) заранее продумываю логику карты (какие ветви откуда отходят, в каком цвете должно быть подписано и т.д.).
2) на уроке выкладываю перед учеником заготовку без картинок (но с продуманными подписями).
3) объясняю тему, "следуя" карте, а картинки, иллюстрирующие понятия, предлагаю рисовать ученику. Очень важно, чтобы ученик самостоятельно прорисовывал картинки, потому что личная ассоциация работает лучше чужой.
4) при введении нового лексического или грамматического материала даю каркас мыслительной карты для самостоятельной работы. После того, как модуль или темы пройдены, такой же каркас предлагается как итоговая работа над лексикой или грамматикой
Целесообразно в основной школе перед началом каждого нового модуля предлагать учащимся лексику или грамматику по теме в виде таблицы, составленной по принципу высокой частотности использования лексических единиц или грамматических форм, которые в дальнейшем будут использоваться в разнообразных видах работы на занятиях. Дети решают в какую часть каркаса, заготовленного учителем, разместить слова. Типичным заданием является “Decide, where to put the words». После того, как модуль или темы пройдены, такой же каркас предлагается как итоговая работа над лексикой или грамматикой. В старшей школе логические связи большинство учеников могут строить самостоятельно, постепенно дополняя интеллект-карту. Естественно у учеников с разной языковой подготовкой в конечном итоге создаются разные интеллект-карты. Более того, немаловажную роль играют их фоновые знания и личный опыт.
Недостатком апробации модели с помощью данной технологии является отсутствие общепринятых критериев оценивания интеллект- карт. Я стараюсь решать эту проблему, определяя лексический и грамматический минимум по теме, который обязательно должен быть отражён в карте ученика.
В итоге моей работы по апробации модели можно сделать следующий вывод: при системном использовании приёмов технологии интеллект-карт возможно добиться ускорения формирования общеучебных умений и навыков, языковой компетенции при интенсивном расширении лексического и грамматического репертуара, интеллектуального и личностного роста учащихся.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Тест -диагностика доминирующей перцептивной модальности
С. Ефремцева (методика на восприятие)
Инструкция к тесту.
Прочитайте предлагаемые утверждения. Поставьте знак "+", если Вы согласны с данным утверждением, и знак "-", если не согласны.
Тестовый материал (вопросы).
- Люблю наблюдать за облаками и звездами.
- Часто напеваю себе потихоньку.
- Не признаю моду, которая неудобна.
- Люблю ходить в сауну.
- В автомашине цвет для меня имеет значение.
- Узнаю по шагам, кто вошел в помещение.
- Меня развлекает подражание диалектам.
- Внешнему виду придаю серьезное значение.
- Мне нравится принимать массаж.
- Когда есть время, люблю наблюдать за людьми.
- Плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь движением.
- Видя одежду в витрине, знаю, что мне будет хорошо в ней.
- Когда услышу старую мелодию, ко мне возвращается прошлое.
- Люблю читать во время еды.
- Люблю поговорить по телефону.
- У меня есть склонность к полноте.
- Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самому.
- После плохого дня мой организм в напряжении.
- Охотно и много фотографирую.
- Долго помню, что мне сказали приятели или знакомые.
- Легко могу отдать деньги за цветы, потому что они украшают жизнь.
- Вечером люблю принять горячую ванну.
- Стараюсь записывать свои личные дела.
- Часто разговариваю с собой.
- После длительной езды на машине долго прихожу в себя.
- Тембр голоса многое мне говорит о человеке.
- Придаю значение манере одеваться, свойственной другим.
- Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться.
- Слишком твердая или слишком мягкая постель для меня мука.
- Мне нелегко найти удобную обувь.
- Люблю смотреть теле- и видеофильмы.
- Даже спустя годы могу узнать лица, которые когда-либо видел.
- Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонтику.
- Люблю слушать, когда говорят.
- Люблю заниматься подвижным спортом или выполнять какие-либо двигательные упражнения, иногда и потанцевать.
- Когда близко тикает будильник, не могу уснуть.
- У меня неплохая стереоаппаратура.
- Когда слушаю музыку, отбиваю такт ногой.
- На отдыхе не люблю осматривать памятники архитектуры.
- Не выношу беспорядок.
- Не люблю синтетических тканей.
- Считаю, что атмосфера в помещении зависит от освещения.
- Часто хожу на концерты.
- Пожатие руки много говорит мне о данной личности.
- Охотно посещаю галереи и выставки.
- Серьезная дискуссия – это интересно.
- Через прикосновение можно сказать значительно больше, чем словами.
- В шуме не могу сосредоточиться.
Ключ к тесту .
Отметьте, сколько знаков + Вы поставили в каждом канале восприятия
Визуальный канал восприятия: 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45.
Аудиальный канал восприятия: 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48.
Кинестетический канал восприятия: 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47.
Уровни перцептивной модальности (ведущего типа восприятия):
- 13 и более – высокий;
- 8-12 – средний;
- 7 и менее – низкий.
Интерпретация результатов:
Подсчитайте, количество положительных ответов в каждом разделе ключа. Определите, в каком разделе больше ответов "да" ("+"). Это Ваш тип ведущей модальности.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поэзия – как одна из форм внеклассной работы по английскому языку. Развитие творческой активности учащихся в работе над стихами на уроках английского языка
Нам бы хотелось рассказать о том, как мы развиваем творческую активность ребят, используя стихотворения английских и американских авторов в учебном процессе....
« Развитие языковой компетенции учащихся на уроках английского языка через проектную методику»
Метод проектов позволяет мотивировать моих учеников на самостоятельный поиск и отбор необходимой информации, на систематизацию и приобретение знаний. Эту методику я успешно практикую на протяжен...
"Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством реализации интерактивного обучения на уроках английского языка"
Итоговая работа на курсах повышения квалификации по ИОЧ. Учебно-методический материал....
"Развитие коммуникативной компетенции учащихся через работу над аудированием на уроках английского языка"
может быть использована для выступления на МО...
«Лингвострановедческий материал на уроках немецкого языка как средство развития языковой компетенции учащихся»
Данная работы выполнена по окончании курсов переподготовки и повышения квалификации по теме курса «Актуальные проблемы современного немецкого языка и культуры немецкоязычных стран» ...
ИНТЕНСИВНОЕ РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ СОСТАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТ- КАРТ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.
Работа является методическим отчётом по апробации Региональной модели реализации Федеральной концепции преподавания иностранных языков, а именно, её части, касающейся развития коммуникативной компетен...
«Развитие ментальных способностей обучающихся посредством использования мнемонических приёмов на уроках английского языка»
Данная статья затрагивает проблему развития памяти на уроках иностранного языка и рассказывает о приемах, методах и разработках автора, используемых на разных этапах обучения.Статья дает представление...