Система сильных глаголов на рубеже среднеанглийского и новоанглийского периодов
статья по английскому языку

Английские глаголы, как и другие части речи, претерпели большие изменения в процессе развития английского языка. Система глагола сложилась в результате процессов, относящихся к разным историческим эпохам. Этим объясняется сосуществование в ней разноструктурных моделей, выполняющих сходные функции.
В древнегерманских языках глаголы имеют свои особенности. Во- первых, глаголы делятся на сильные и слабые. Другой особенностью является наличие трех наклонений: индикатива, императива и оптатива- и двух причастий.
В основе статьи лежит описательный метод некоторых формально-грамматических изменений и трансформаций в системе сильных глаголов на рубеже среднеанглийского и новоанглийского периодов.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гайбатова Муслимат Саидмагомедовна

ГБОУ СОШ №20 Невского района СПб

Учитель английского языка

Система сильных глаголов на рубеже среднеанглийского и новоанглийского периодов.

На рубеже среднеанглийского и новоанглийского периодов в системе глагола имел место целый ряд изменений, требующих специального освещения.

Интересной особенностью еще среднеанглийского периода является то, что в среднеанглийский период начинает выделяться категория слов, которая в новоанглийском языке оформилась как особая часть речи-категория состояния. Слова этой категории возникают из сочетания предлога on c существительным, причем предлог фонетически (и семантически) ослабляется и является уже в среднеанглийском языке в виде префикса а-. По данным Оксфордского словаря слово aflote встречается уже в 1023 г. У Чосера отмечено несколько десятков случаев употребления таких слов:

aswowne-

…til he cam to the selle up-on the floor: and ther aswowne he lay  “…пока он не добрался до досок на полу, и там он в обмороке лежал”; 

alive-

…for he was yet in memorie and alive “…ибо он был еще в памяти и жив”  Geoffrey Chaucer Album The Canterbury Tales (in Middle English) и т.п.

В ранненовоанглийском языке, в текстах Шекспира, встречаются слова с тем же префиксом a-: alive, ashamed, asleep, awake, etc.: God rest his soul! Alive or dead? Are you not ashamed? I am not ashamed of my exchange; I was fast asleep, I have been up this hour, awake all nyght. William Shakespeare Album The Taming of the Shrew

Немаловажное значение имеют трансформации, которые произошли в области спряжения.

С отпадением окончания -е в форме 1 лица ед.ч. настоящего времени и в инфинитиве у этих форм не осталось никаких окончаний.

Другое изменение заключалось в замене окончания -eth в 3-м лице ед.ч. настоящего времени окончанием -s, которое в среднеанглийский период было характерной особенностью северного диалекта. Имеется и такое предположение по этому поводу, что оно проникло в форму 3-го лица из формы 2-го лица ед.ч., которая в северном диалекте оканчивалась на -s. Возможно, что в его распространении на 3-е лицо сказалось влияние формы 3-го лица is от глагола to be. В XV веке форма 3-го лица на -s стала проникать через центральные диалекты в национальный язык. В произведениях Шекспира форма на -s встречается c формой  на -th без каких-либо стилистических различий:

Marcellus: O! Farewell, honest soldier. Who hath relieved you?  

Francisco: Bernardo has my place. William Shakespeare – Hamlet Act 1 Scene 1

Но в XVII в. окончание -th вытесняется окончанием -s и сохраняется только в высоком стиле:

Our better part remains.

To work in close design, by fraud or guile.

What force effected not: that he no less.

 At length from us may find, who overcomes.

By force, hath overcome but half his foe

 [4] John Milton. Paradise Lost: Book 1 (1674 version)

Существенное изменение произошло в области образования основных форм глаголов. Четыре формы, которые существовали в д.а. и с.а.:1. инфинитив; 2.форма 1-го и 3-го лица единственного числа прошедшего времени; 3. форма множественного числа прошедшего времени (с формой 2-го лица единственного числа); 4. причастие второе-свелись к трем: 1.инфинитив, 2.форма прошедшего времени, 3. причастие второе.

В XVI-XVII вв. окончательно снимается различие между двумя формами прошедшего времени-единственного и множественного. Ранненовоанглийский период является периодом вариантности форм, существуют одновременно формы wrote и writ, band и bound, bare и bore и т.д. В ряде случаев, но больше всего в IV классе, в форму претерита проникал гласный причастия второго. Так возникли формы прошедшего времени spoke, bore, wove, trod, got. Подтипы III класса разошлись еще дальше, чем в среднеанглийском: в глаголах с -nd в исходе-bind, find, wind-закрепилась форма прежнего множественного числа: bound, found, wound; в глаголах типа sing, ring-форма единственного числа: sang, rang. В I-м классе в основном закрепилась форма единственного числа: rad>rod>rode, за исключением глагола bite, где форма bit отражает прежнюю форму множественного числа. Классы сильных глаголов окончательно распались; сохранилась группа глаголов, принадлежавших к I классу-ride, rise, write, drive, и французский глагол strive; остались следы III класса. Остальные классы представлены очень немногими и зачастую одиночными по чередованию глаголами. Так глаголы eat и give не имеют параллельных по формам глаголов.

Вместе с тем, сильные глаголы получили известное пополнение: это группа глаголов с новым чередованием /i/-/e/-/e/-feed, fed, fed. Это новое чередование не имело никакого отношения к германскому аблауту, оно возникло путем фонетических изменений в группе слабых глаголов, но по существу эти глаголы примкнули к сильным или нестандартным глаголам.

У глаголов VI и VII классов в результате отпадения окончаний исчезло всякое различие между числами в прошедшем времени в таких формах, как shok, tok, knew, fell. Очевидно, формы глаголов этих классов послужили образцом аналогического изменения для глаголов других классов. Их влияние было поддержано всеми слабыми глаголами, у которых также исчезло различие между числами в прошедшем времени. «Какая форма одерживала верх-форма первоначального единственного или первоначального множественного числа - это, очевидно, зависело от того, которая из них чаще встречалась, т.е. была более первичной. Кроме того, у глаголов II класса и глаголов III класса типа bind, bound, bound сыграло роль и то обстоятельство, что форма множественного числа была поддержана формой причастия второго, с которой у нее был общий корневой гласный» Б.А.Ильиш.  История английского языка. Москва. «Высшая школа»,1968, стр.349.

Для глаголов, у которых форма прошедшего времени была вытеснена формой причастия второго, образцом послужили те глаголы, у которых одержала верх форма множественного числа прошедшего времени, имевшая тот же гласный, что и причастие второе. Таким образом, по образцу bind, bound, bound или bite, bit, bit(ten) могла создаться система форм глаголов bear, bore, born(e); tear, tore, torn; speak, spoke, spoken.

С другой стороны, образец глаголов, у которых форма прошедшего времени совпадала с формой причастия второго, была вытеснена формой прошедшего времени. Так, по образцу bind, bound, bound  были заново образованы sit, sat,sat; hold, held; shine, shone; stand, stood, stood.

Таким образом, исходя из всего отмеченного выше, можно сделать вывод, что ранненовоанглийский язык(XVI-XVIIвв) был несомненно близок к современному английскому, а в современном английском имеет место преемственное продолжение развития новоанглийского языка, так как огромное количество слов с чертами и признаками ранненовоанглийского , в том числе и глаголов, встречается в современной английской литературе.

 Список использованной литературы

1.Ильиш Б.А.  История английского языка. Москва. «Высшая школа»,1968.

2.Иванова И.П. Чахоян Л.П. История английского языка. Москва. «Высшая школа»,  1976.

3.Смирницкий А.И. История английского языка. М.,МГУ, 1965.

4. Сравнительная грамматика германских языков. Том IV. Москва. «Наука», 1966.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спряжение сильных глаголов

Спряжение сильных глаголов...

План-конспект урока "Прошедшее время сильных глаголов" - 6 класс

Знать и применять на практике изученный грамматический материал...

Стишок про немецкие сильные глаголы

Стихотворение про немецкие сильные глаголы для лучшего запоминания временных форм немецкого глагола...

1. Методическая разработка по теме " Система времён глагола настоящего времени" на английском языке.2. Методическая разработка по теме " Система времён глагола прошедшего времени" на английском языке

1. Презентация по теме " Система времён глагола настоящего времени" предназначена  для  введения и тренировки грамматического материала на уроках английского языка  в 5-11 кла...

Круговая таблица спряжения слабых и сильных глаголов в Praeteritum

Эта таблица поможет запомнить окончания глаголова в прошедшем времени....

Конспект урока немецкого языка во 2 классе. Тема урока: «Употребление глаголов в настоящем времени. Особенности спряжения сильных глаголов с корневой гласной «е»».

Цель урока: Создание условий для совершенствования навыков устной речи, чтения вслух, орфографических навыков, формирования и совершенствования грамматических навыков.Задачи урока:Образ...