«Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения ИЯ в условиях реализации ФГОС»
статья по английскому языку
Данная статья соодержит информацию об особенностях организации самостоятельной работы учащихся в процессе обучения иностранному языку; знакомит с основными видами и типами самостоятельной деятельности обучающихся, различными способами педагогического управления самостоятельной учебно-познавательной деятельностью со стороны педагога.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения ИЯ в условиях реализации ФГОС»
С введением ФГОС нового поколения значение СР существенно возрастает.
Необходимость ее в обучении обусловлена тем, что развитие субъекта профессионально деятельности невозможно вне деятельности, в которой самостоятельно ставится ее цель, планируются и реализуются действия и операции, полученный результат соотносится с поставленной целью, способы деятельности корректируются и т.д. Субъектная позиция
обучающегося в обучении становится главным условием формирования опыта практической деятельности и на его основе - овладения компетенциями.
Это в свою очередь требует соответствующей реорганизации учебного процесса в части образовательной составляющей, усовершенствования учебно-методической документации, внедрения новых информационно-образовательных технологий, обновления технического и программного обеспечения СР, новых технологий самоконтроля и текущего контроля знаний, умений и владений. В связи с этим качественно изменяется часть работы преподавателей, которая находит отражение в их индивидуальных планах в части, касающейся учебной и учебно-методической работы.
Самостоятельная работа - это планируемая в рамках учебного плана деятельность обучающихся по освоению содержания ОПОП НПО/СПО, которая осуществляется по заданию, при методическом руководстве и контроле преподавателя, но без его непосредственного участия.
Задачи организации СР состоят в том, чтобы:
. мотивировать обучающихся к освоению учебных программ;
. повысить ответственность обучающихся за свое обучение;
. способствовать развитию общих и профессиональных компетенций обучающихся;
. создать условия для формирования способности обучающихся к самообразованию, самоуправлению и саморазвитию.
Анализ и обобщение современных практик организации СР свидетельствует о многообразие видов и типов самостоятельной деятельности обучающихся, различных способах педагогического управления самостоятельной учебно-познавательной деятельностью со стороны педагогов.
АУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Работа на лекции.
Составление или слежение за планом чтения лекции, проработка
конспекта лекции, дополнение конспекта рекомендованной литературой. В лекциях – вопросы для самостоятельной работы учащихся, указания на источник ответа в литературе. В ходе лекции возможны так называемые «вкрапления» – выступления, сообщения учащихся по отдельным вопросам плана. Опережающие задания для самостоятельного изучения
фрагментов будущих тем занятий, лекций (в статьях, учебниках и др.). Важнейшим средством активизации стремления к самостоятельной деятельности являются активные технологии обучения. В этом плане эффективной формой обучения являются проблемные лекции.
Основная задача лектора в этом случае – не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения.
Работа на практических занятиях. Семинар-дискуссия образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем. Учащиеся учатся выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументированно возражать, опровергать ошибочную позицию. Данная форма работы позволяет повысить уровень интеллектуальной и личностной активности, включенности в процесс учебного познания.
«Мозговая атака». Группа делится на «генераторов» и «экспертов». Генераторам предлагается ситуация (творческого характера). За определённое время учащихся предлагают различные варианты решения предложенной задачи, фиксируемые на доске. По окончании
отведённого времени «в бой» вступают «эксперты». В ходе дискуссии принимаются лучшие предложения и команды меняются ролями. Предоставление возможности предлагать, дискутировать, обмениваться идеями не только развивает творческое мышление учащихся и повышает степень доверия к преподавателю, но и делает обучение «комфортным».
Игровая форма проведения занятия («Что? Где? Когда?»).
Учащиеся заранее разделены на три группы, розданы домашние задания, подготовлены номера команд, листы учёта с фамилиями игроков для капитанов. Игра состоит из шести этапов.
1. Вступительное слово преподавателя.
2. Разминка – повторение всех ключевых вопросов темы.
3. Устанавливается время на обдумывание вопроса и количество
баллов за ответ.
4. Игра «Что? Где? Когда?».
5. Подведение итогов.
6. Заключительное слово преподавателя.
Деловые игры. Такое занятие удобнее проводить при повторении и обобщении темы.
Группа разбивается на команды (2–3). Каждая команда получает задание и затем озвучивает их решение. Проводится обмен задачами.
Круглый стол. Характерной чертой круглого стола является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Выбирается ведущий и 5–6 комментаторов по проблемам темы. Выбираются основные направления темы, и преподаватель предлагает учащимся вопросы, от решения которых зависит решение всей проблемы. Ведущий продолжает занятие, он даёт слово комментаторам, привлекает к обсуждению всю группу.
Коллективное обсуждение приучает к самостоятельности, активности, чувству сопричастности к событиям. При этом происходит закрепление информации, полученной в результате прослушивания лекций и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.
Анализ конкретных ситуаций – один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности учащихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу жизненных и профессиональных задач.
Метод проектов. Для реализации этого метода важно выбрать тему, взятую из реальной жизни, значимую для учащихся, для решения которой необходимо приложить имеющиеся у них знания и новые знания, которые еще предстоит получить. Выбор темы преподаватель и учащиеся осуществляют совместно, раскрывают перспективы исследования, вырабатывают план действий, определяют источники информации, способы сбора и анализа информации. В процессе исследования преподаватель опосредованно наблюдает, дает рекомендации, консультирует. После завершения и представления проекта учащиеся участвует в оценке своей деятельности.
ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1. Конспектирование. Существуют два разных способа конспектирования –
непосредственное и опосредованное.
Непосредственное конспектирование – это запись в сокращенном виде сути информации по мере ее изложения. При записи лекций или по ходу семинара этот способ оказывается единственно возможным, так как и то и другое разворачивается у вас на глазах и больше не повторится; вы не имеете возможности ни забежать в конец лекции, ни по несколько раз «переслушивать» ее.
Опосредованное конспектирование начинают лишь после прочтения (желательно – перечитывания) всего текста до конца, после того, как будет понятен общий смысл текста и его внутренние содержательно-логические взаимосвязи. Сам же конспект необходимо вести не в порядке его изложения, а в последовательности этих взаимосвязей: они часто не совпадают, а уяснить суть дела можно только в его логической, а не риторической последовательности. Естественно, логическую последовательность содержания можно понять, лишь дочитав текст до конца и осознав в целом его содержание. При такой работе станет ясно, что в каждом месте для вас существенно, что будет заведомо перекрыто содержанием другого пассажа, а что можно вообще опустить. Естественно,
что при подобном конспектировании придется компенсировать нарушение порядка изложения текста всякого рода пометками, перекрестными ссылками и уточнениями. Но в этом нет ничего плохого, потому что именно перекрестные ссылки наиболее полно фиксируют внутренние взаимосвязи темы.
Опосредованное конспектирование возможно применять и на лекции, если перед началом лекции преподаватель будет раздавать учащимся схему лекции (табличка, краткий конспект в виде основных понятий, алгоритмы и т. д.).
2. Реферирование литературы. Реферирование отражает, идентифицирует не содержание соответствующего произведения (документа, издания) вообще, а лишь новое, ценное и полезное содержание (приращение науки, знания).
3. Доклад, реферат, контрольная работа.
Доклад – вид самостоятельной работы, используется в учебных и внеклассных занятиях, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает практически мыслить. При написании доклада по заданной теме следует
составить план, подобрать основные источники. Работая с источниками, следует систематизировать полученные сведения, сделать выводы и обобщения. К докладу по крупной теме привлекается несколько учащихся, между которыми распределяются вопросы выступления. Изложение материала носит проблемно-тематический характер, показываются различные точки зрения, а также собственные взгляды на проблему. Содержание реферата должно быть логичным. Объём реферата, как правило, от 5 до 15 машинописных страниц. Темы реферата разрабатывает преподаватель. Перед началом работы над рефератом следует наметить план и подобрать литературу.
Структура реферата:
. Титульный лист.
. Оглавление.
. Введение (дается постановка вопроса, объясняется выбор
темы, её значимость и актуальность, указываются цель и задачи
реферата, даётся характеристика используемой литературы).
. Основная часть (состоит из глав и подглав, которые
раскрывают отдельную проблему или одну из её сторон и логически
являются продолжением друг друга).
. Заключение (подводятся итоги и даются обобщённые основные выводы по теме
реферата, делаются рекомендации).
. Список литературы.
Допускается включение таблиц, графиков, схем, как в основном тексте, так и в качестве приложений.
Критерии оценки реферата: соответствие теме; глубина проработки материала; правильность и полнота использования источников; владение терминологией и культурой речи; оформление реферата.
4. Контрольная работа – одна из форм проверки и оценки усвоенных знаний, получения информации о характере познавательной деятельности, уровня самостоятельности и активности учащихся в учебном процессе, эффективности методов, форм и способов учебной деятельности.
Отличительной чертой письменной контрольной работы является большая степень объективности по сравнению с устным опросом.
Для письменных контрольных работ важно, чтобы система заданий предусматривала как выявление знаний по определенной теме (разделу), так и понимание сущности изучаемых предметов и явлений, их закономерностей, умение самостоятельно делать выводы и обобщения, творчески использовать знания и умения.
При выполнении таких контрольных работ следует использовать предложенную основную литературу и подбирать дополнительные источники.
Темы контрольных работ разрабатывает преподаватель.
Ответы на вопросы должны быть конкретны, логичны, соответствовать теме, содержать выводы, обобщения и показывать собственное отношение к проблеме, где это уместно.
Самостоятельная работа в Интернете
Новые информационные технологии (НИТ) могут использоваться для:
. поиска информации в сети – использование web-браузеров, баз данных,
пользование информационно-поисковыми и информационно-справочными системами, автоматизированными библиотечными системами, электронными журналами;
. организации диалога в сети – использование электронной почты, синхронных и отсроченных телеконференций;
. создания тематических web-страниц и web-квестов – использование html-
редакторов, web-браузеров, графических редакторов.
В соответствии с уровнями освоения учебного материала различают следующие виды СР:
1. – ознакомительный - конспектирование литературы;
2. – репродуктивный - написание контрольной работы
3. – продуктивный - подготовка эссе
По охвату обучающихся формы самостоятельной деятельности можно разделить на дифференцированные (индивидуальные или в составе малых групп) и фронтальные формы.
Самостоятельная работа может быть организована индивидуально с
каждым обучающимся, с несколькими обучающимися (например, проектными командами) и для учебной группы в целом.
Среди методов организации СР при обучении иностранному языку, например, более всего
распространены:
. домашнее чтение, перевод, написание эссе;
. диалог в Интернет-сети;
. создание web-страниц и web-квестов;
. работа с электронной почтой;
. просмотр видеофильмов с субтитрами и караоке;
. кейс-стади;
. тренинг в лингафонном кабинете, медиатеке;
. рецензирование и реферирование текстов и т.д.
Процесс организации внеаудиторной самостоятельной работы учащихся включает в себя следующие этапы:
Первый этап – подготовительный.
Второй этап – организационный.
Третий этап – мотивационно-деятельностный. Преподаватель на этом этапе
Четвертый этап – контрольно-оценочный.
Контроль и оценка результатов СР
Контроль СР включает в себя оценку хода и получаемых промежуточных результатов с целью установления их соответствия планируемым.
Одним из инструментов оценивания и учета продуктов самостоятельной деятельности обучающихся является формирование «портфолио». В практике представлены три типа портфолио:
. портфолио достижений,
. портфолио-отчет,
. портфолио-самооценка.
Портфолио достижений представляет собой личный выбор работ обучающимся, который сам отбирает и формирует свой «портфель».
Портфолио-отчет содержит индивидуальные текущие работы: тесты, эссе, проектные работы, списки литературы и т.д. Это своеобразный дневник самостоятельной деятельности.
Портфолио-самооценка содержит как работы обучающегося, так и заметки
преподавателя по поводу работ, оценки за выполненные задания с характеристикой и объяснениями, а также самооценки обучающегося.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Формирование самостоятельности в обучении , Виды самостоятельной работы...
Организация самостоятельных работ учащихся в процессе обучения географии
Статья на тему организации самостоятельных работ учащихся в процессе обучения географии...
«Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения ИЯ в условиях реализации ФГОС»
С введением ФГОС нового поколения значение СР существенно возрастает.Необходимость ее в обучении обусловлена тем, что развитие субъекта профессионально деятельности невозможно вне деятельности, в кото...
Программа работы «Технология проблемного обучения как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся в процессе обучения биологии в условиях реализации ФГОС».
В настоящее время в связи с изменениями в разных сферах жизни обществу необходимо поколение молодых людей, которые будут чувствовать себя адекватно в новой обстановке, будут мобильно ориентироваться в...
Организация деятельности учителя в рамках преемственности обучения математике в условиях реализации ФГОС
Пути решения проблемы преемственности между отдельными ступенями школы, в том числе и в школьном курсе математики, «двусторонние». С одной стороны, необх...
Организация самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка с использованием информационных технологий в условиях реализации ФГОС.
Главная цель моей работы – обучение ребят добывать знания самостоятельно. А для этого необходимо систематически воспитывать у учащихся привычку к самостоятельной работе. На своих уроках я создаю...
Самостоятельная работа на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС
Тема: Самостоятельная работа на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОСВыступление на РМО учителей истории и обществознания....