«Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения ИЯ в условиях реализации ФГОС»
статья по английскому языку

Данная статья соодержит информацию об особенностях организации самостоятельной работы учащихся в процессе обучения иностранному языку; знакомит с основными видами и типами самостоятельной деятельности обучающихся, различными способами педагогического управления самостоятельной учебно-познавательной деятельностью со стороны педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения ИЯ в условиях реализации ФГОС»

С введением ФГОС нового поколения значение СР существенно возрастает.

Необходимость ее в обучении обусловлена тем, что развитие субъекта профессионально деятельности невозможно вне деятельности, в которой самостоятельно ставится ее цель, планируются и реализуются действия и операции, полученный результат соотносится с поставленной целью, способы деятельности корректируются и т.д. Субъектная позиция

обучающегося в обучении становится главным условием формирования опыта практической деятельности и на его основе - овладения компетенциями.

Это в свою очередь требует соответствующей реорганизации учебного процесса в части образовательной составляющей, усовершенствования учебно-методической документации, внедрения новых информационно-образовательных технологий, обновления технического и программного обеспечения СР, новых технологий самоконтроля и текущего контроля знаний, умений и владений. В связи с этим качественно изменяется часть работы преподавателей, которая находит отражение в их индивидуальных планах в части, касающейся учебной и учебно-методической работы.

Самостоятельная работа - это планируемая в рамках учебного плана деятельность обучающихся по освоению содержания ОПОП НПО/СПО, которая осуществляется по заданию, при методическом руководстве и контроле преподавателя, но без его непосредственного участия.

Задачи организации СР состоят в том, чтобы:

. мотивировать обучающихся к освоению учебных программ;

. повысить ответственность обучающихся за свое обучение;

. способствовать развитию общих и профессиональных компетенций обучающихся;

. создать условия для формирования способности обучающихся к самообразованию, самоуправлению и саморазвитию.

Анализ и обобщение современных практик организации СР свидетельствует о многообразие видов и типов самостоятельной деятельности обучающихся, различных способах педагогического управления самостоятельной учебно-познавательной деятельностью со стороны педагогов.

АУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Работа на лекции.

Составление или слежение за планом чтения лекции, проработка

конспекта лекции, дополнение конспекта рекомендованной литературой. В лекциях – вопросы для самостоятельной работы учащихся, указания на источник ответа в литературе. В ходе лекции возможны так называемые «вкрапления» – выступления, сообщения учащихся по отдельным вопросам плана. Опережающие задания для самостоятельного изучения

фрагментов будущих тем занятий, лекций (в статьях, учебниках и др.). Важнейшим средством активизации стремления к самостоятельной деятельности являются активные технологии обучения. В этом плане эффективной формой обучения являются проблемные лекции.

Основная задача лектора в этом случае – не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения.

Работа на практических занятиях. Семинар-дискуссия образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем. Учащиеся учатся выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументированно возражать, опровергать ошибочную позицию. Данная форма работы позволяет повысить уровень интеллектуальной и личностной активности, включенности в процесс учебного познания.

«Мозговая атака». Группа делится на «генераторов» и «экспертов». Генераторам предлагается ситуация (творческого характера). За определённое время учащихся предлагают различные варианты решения предложенной задачи, фиксируемые на доске. По окончании

отведённого времени «в бой» вступают «эксперты». В ходе дискуссии принимаются лучшие предложения и команды меняются ролями. Предоставление возможности предлагать, дискутировать, обмениваться идеями не только развивает творческое мышление учащихся  и повышает степень доверия к преподавателю, но и делает обучение «комфортным».

Игровая форма проведения занятия («Что? Где? Когда?»).

Учащиеся заранее разделены на три группы, розданы домашние задания, подготовлены номера команд, листы учёта с фамилиями игроков для капитанов. Игра состоит из шести этапов.

1. Вступительное слово преподавателя.

2. Разминка – повторение всех ключевых вопросов темы.

3. Устанавливается время на обдумывание вопроса и количество

баллов за ответ.

4. Игра «Что? Где? Когда?».

5. Подведение итогов.

6. Заключительное слово преподавателя.

Деловые игры. Такое занятие удобнее проводить при повторении и обобщении темы.

Группа разбивается на команды (2–3). Каждая команда получает задание и затем озвучивает их решение. Проводится обмен задачами.

Круглый стол. Характерной чертой круглого стола является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Выбирается ведущий и 5–6 комментаторов по проблемам темы. Выбираются основные направления темы, и преподаватель предлагает учащимся вопросы, от решения которых зависит решение всей проблемы. Ведущий продолжает занятие, он даёт слово комментаторам, привлекает к обсуждению всю группу.

Коллективное обсуждение приучает к самостоятельности, активности, чувству сопричастности к событиям. При этом происходит закрепление информации, полученной в результате прослушивания лекций и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.

Анализ конкретных ситуаций – один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности учащихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу жизненных и профессиональных задач.

Метод проектов. Для реализации этого метода важно выбрать тему, взятую из реальной жизни, значимую для учащихся, для решения которой необходимо приложить имеющиеся у них знания и новые знания, которые еще предстоит получить. Выбор темы преподаватель и учащиеся  осуществляют совместно, раскрывают перспективы исследования, вырабатывают план действий, определяют источники информации, способы сбора и анализа информации. В процессе исследования преподаватель опосредованно наблюдает, дает рекомендации, консультирует. После завершения и представления проекта учащиеся участвует в оценке своей деятельности.

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. Конспектирование. Существуют два разных способа конспектирования –

непосредственное и опосредованное.

Непосредственное конспектирование – это запись в сокращенном виде сути информации по мере ее изложения. При записи лекций или по ходу семинара этот способ оказывается единственно возможным, так как и то и другое разворачивается у вас на глазах и больше не повторится; вы не имеете возможности ни забежать в конец лекции, ни по несколько раз «переслушивать» ее.

Опосредованное конспектирование начинают лишь после прочтения (желательно – перечитывания) всего текста до конца, после того, как будет понятен общий смысл текста и его внутренние содержательно-логические взаимосвязи. Сам же конспект необходимо вести не в порядке его изложения, а в последовательности этих взаимосвязей: они часто не совпадают, а уяснить суть дела можно только в его логической, а не риторической последовательности. Естественно, логическую последовательность содержания можно понять, лишь дочитав текст до конца и осознав в целом его содержание. При такой работе станет ясно, что в каждом месте для вас существенно, что будет заведомо перекрыто содержанием другого пассажа, а что можно вообще опустить. Естественно,

что при подобном конспектировании придется компенсировать нарушение порядка изложения текста всякого рода пометками, перекрестными ссылками и уточнениями. Но в этом нет ничего плохого, потому что именно перекрестные ссылки наиболее полно фиксируют внутренние взаимосвязи темы.

Опосредованное конспектирование возможно применять и на лекции, если перед началом лекции преподаватель будет раздавать учащимся схему лекции (табличка, краткий конспект в виде основных понятий, алгоритмы и т. д.).

2. Реферирование литературы. Реферирование отражает, идентифицирует не содержание соответствующего произведения (документа, издания) вообще, а лишь новое, ценное и полезное содержание (приращение науки, знания).

3. Доклад, реферат, контрольная работа.

Доклад – вид самостоятельной работы, используется в учебных и внеклассных занятиях, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает практически мыслить. При написании доклада по заданной теме следует

составить план, подобрать основные источники. Работая с источниками, следует систематизировать полученные сведения, сделать выводы и обобщения. К докладу по крупной теме привлекается несколько учащихся, между которыми распределяются вопросы выступления.  Изложение материала носит проблемно-тематический характер, показываются различные точки зрения, а также собственные взгляды на проблему. Содержание реферата должно быть логичным. Объём реферата, как правило, от 5 до 15 машинописных страниц. Темы реферата разрабатывает преподаватель. Перед началом работы над рефератом следует наметить план и подобрать литературу.

Структура реферата:

. Титульный лист.

. Оглавление.

. Введение (дается постановка вопроса, объясняется выбор

темы, её значимость и актуальность, указываются цель и задачи

реферата, даётся характеристика используемой литературы).

. Основная часть (состоит из глав и подглав, которые

раскрывают отдельную проблему или одну из её сторон и логически

являются продолжением друг друга).

. Заключение (подводятся итоги и даются обобщённые основные выводы по теме

реферата, делаются рекомендации).

. Список литературы.

Допускается включение таблиц, графиков, схем, как в основном тексте, так и в качестве приложений.

Критерии оценки реферата: соответствие теме; глубина проработки материала; правильность и полнота использования источников; владение терминологией и культурой речи; оформление реферата.

4. Контрольная работа – одна из форм проверки и оценки усвоенных знаний, получения информации о характере познавательной деятельности, уровня самостоятельности и активности учащихся в учебном процессе, эффективности методов, форм и способов учебной деятельности.

Отличительной чертой письменной контрольной работы является большая степень объективности по сравнению с устным опросом.

Для письменных контрольных работ важно, чтобы система заданий предусматривала как выявление знаний по определенной теме (разделу), так и понимание сущности изучаемых предметов и явлений, их закономерностей, умение самостоятельно делать выводы и обобщения, творчески использовать знания и умения.

При выполнении таких контрольных работ следует использовать предложенную основную литературу и подбирать дополнительные источники.

Темы контрольных работ разрабатывает преподаватель.

Ответы на вопросы должны быть конкретны, логичны, соответствовать теме, содержать выводы, обобщения и показывать собственное отношение к проблеме, где это уместно.

Самостоятельная работа в Интернете

Новые информационные технологии (НИТ) могут использоваться для:

. поиска информации в сети – использование web-браузеров, баз данных,

пользование информационно-поисковыми и информационно-справочными системами, автоматизированными библиотечными системами, электронными журналами;

. организации диалога в сети – использование электронной почты, синхронных и отсроченных телеконференций;

. создания тематических web-страниц и web-квестов – использование html-

редакторов, web-браузеров, графических редакторов.

В соответствии с уровнями освоения учебного материала различают следующие виды СР:

1. – ознакомительный - конспектирование литературы;

2. – репродуктивный - написание контрольной работы

3. – продуктивный - подготовка эссе

По охвату обучающихся формы самостоятельной деятельности можно разделить на дифференцированные (индивидуальные или в составе малых групп) и фронтальные формы.

Самостоятельная работа может быть организована индивидуально с

каждым обучающимся, с несколькими обучающимися (например, проектными командами) и для учебной группы в целом.

Среди методов организации СР при обучении иностранному языку, например, более всего

распространены:

. домашнее чтение, перевод, написание эссе;

. диалог в Интернет-сети;

. создание web-страниц и web-квестов;

. работа с электронной почтой;

. просмотр видеофильмов с субтитрами и караоке;

. кейс-стади;

. тренинг в лингафонном кабинете, медиатеке;

. рецензирование и реферирование текстов и т.д.

Процесс организации внеаудиторной самостоятельной работы учащихся включает в себя следующие этапы:

Первый этап – подготовительный.

Второй этап – организационный.

Третий этап – мотивационно-деятельностный. Преподаватель на этом этапе

Четвертый этап – контрольно-оценочный.

 Контроль и оценка результатов СР

Контроль СР включает в себя оценку хода и получаемых промежуточных результатов с целью установления их соответствия планируемым.

Одним из инструментов оценивания и учета продуктов самостоятельной деятельности обучающихся является формирование «портфолио». В практике  представлены три типа портфолио:

. портфолио достижений,

. портфолио-отчет,

. портфолио-самооценка.

Портфолио достижений представляет собой личный выбор работ обучающимся, который сам отбирает и формирует свой «портфель».

Портфолио-отчет содержит индивидуальные текущие работы: тесты, эссе, проектные работы, списки литературы и т.д. Это своеобразный дневник самостоятельной деятельности.

Портфолио-самооценка содержит как работы обучающегося, так и заметки

преподавателя по поводу работ, оценки за выполненные задания с характеристикой и объяснениями, а также самооценки обучающегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Формирование самостоятельности в обучении , Виды самостоятельной работы...

Организация самостоятельных работ учащихся в процессе обучения географии

Статья на тему организации самостоятельных работ учащихся в процессе обучения географии...

«Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения ИЯ в условиях реализации ФГОС»

С введением ФГОС нового поколения значение СР существенно возрастает.Необходимость ее в обучении обусловлена тем, что развитие субъекта профессионально деятельности невозможно вне деятельности, в кото...

Программа работы «Технология проблемного обучения как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся в процессе обучения биологии в условиях реализации ФГОС».

В настоящее время в связи с изменениями в разных сферах жизни обществу необходимо поколение молодых людей, которые будут чувствовать себя адекватно в новой обстановке, будут мобильно ориентироваться в...

Организация деятельности учителя в рамках преемственности обучения математике в условиях реализации ФГОС

        Пути решения проблемы преемственности между отдельными ступенями школы, в том числе и в школьном курсе математики, «двусторонние». С одной стороны, необх...

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка с использованием информационных технологий в условиях реализации ФГОС.

Главная цель моей работы – обучение ребят добывать знания самостоятельно. А для этого необходимо систематически воспитывать у учащихся привычку к самостоятельной работе. На своих уроках я создаю...

Самостоятельная работа на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС

Тема: Самостоятельная работа на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОСВыступление на РМО учителей истории и обществознания....