Комиксы и другие графические изображения как средство активизации лексико-грамматического материала на уроках английского языка»
статья по английскому языку

Папуга Ирина Вячеславовна

Использование, создание комиксов и других графических изображений на уроках английского имеет многоцелевой аспект, так как способствует:

  • поддержанию мотивации учащихся в изучении английского языка,
  •  закреплению языковых навыков,
  • созданию возможности сделать использование грамматики и синтаксических структур креативным, а диапазон лексики (словарного запаса) подходящим для формата комиксов;
  • снижению языкового барьера, минимизации стресса путем создания ситуации успеха и развития творческих способностей учащихся.

В данной работе представлены формы использования на уроке английского языка комиксов и других графических форм.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМИКСЫ И ДРУГИЕ ГРАФИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Папуга И. В.

Ускорение темпов жизни и напрямую связанное с ним возрастание объема информационного потока, что порождает проблематику отбора и сокращения информации, выделения главного и фильтрации лишнего; потребность в большей актуальности информации и скорости ее поступления; увеличение разнообразия поступающей информации;  увеличение количества дел, которыми один человек занимается одновременно; рост диалогичности на разных уровнях социальной системы порождают такой феномен в развитии человеческого сознания как «клиповое мышление».  Явление для нас незнакомое, а потому пугающее, особенно для родителей и учителей, которые и без того смотрят в настоящее и будущее детей  и подростков с тревогой.

Так называемое клиповое мышление, от английского слова clip - сокращать, урезать – это восприятие информации в усеченном виде: коротких сюжетов, ярких картинок, эмоциональных  изобразительных образов. Речь идет о нормальном явлении, своего рода защитном механизме, позволяющем справляться с мощным потоком информации, в котором находится современный человек вообще и ребенок в частности. Клиповое мышление, кстати, даже не новость – скорее хорошо забытое старое, которое вдруг снова пригодилось. Это, своего рода, механизм для правильного реагирования в экстремальных ситуациях.

И родители, и педагогическое сообщество уже осознало, что современные дети – дети интернет поколения, продукт цивилизации, прогресса информационных технологий, своим мышлением они отличаются от своих родителей: пока взрослые захлебываются и тонут в потоке информации, хватаясь то за голову, то за сердце, они берут только самое нужное. Клиповое мышление подрастающего поколения – не вина ребенка или родителей, а естественный ответ на сложившиеся условия жизни. Современные дети прекрасно усваивают информацию в виде слайдов. И этим можно пользоваться… в борьбе, как говорится, все средства хороши.

Клиповое мышление — это вектор в развитии отношений человека с информацией, а любой язык, в частности английский, играет решающую роль в сохранении единого информационного пространства, как локального, так и глобального. Поэтому в на уроках английского языка на любом этапе обучения можно использовать возможности графических изображений и комиксов для формирования самостоятельного, творческого, критического мышления подростков. Комиксы и другие графические изображения, диалоговое общение в чате, редактирование фоток, отрывков (трейлеров) из фильмов, создание хэштегов и лайфхаков становятся в руках учителя инструментом активизации лексико-грамматического материала на уроках английского языка. Клиповое мышление в процессе изучения иностранного языка придает динамизм познавательной деятельности, как говорил великий классик Л.Н. Толстой: «Короткие мысли тем хороши, что они заставляют серьезного читателя самого думать», а не менее значимый в русской культуре и литературе А.П. Чехов писал: «Краткость – сестра таланта».

Использование, создание комиксов и других графических изображений на уроках английского имеет многоцелевой аспект, так как способствует:

  • поддержанию мотивации учащихся в изучении английского языка,
  •  закреплению языковых навыков,
  • созданию возможности сделать использование грамматики и синтаксических структур креативным, а диапазон лексики (словарного запаса) подходящим для формата комиксов;
  • снижению языкового барьера, минимизации стресса путем создания ситуации успеха и развития творческих способностей учащихся.

Учащиеся: учатся развивать и применять свои лексико-грамматические знания и навыки, используемые в характеристике путем сопоставления и противопоставления супергероя и суперзлодея; в творческой форме анализировать и формулировать проблемы героев; сотрудничать в малых группах, отражать в письменной форме пути, по которому герои комиксов решают свои проблемы.

Создание комиксов требует от учителя применения дифференцированного подхода, как с помощью использования готовых шаблонов; программ создания фотоколлажей и редактирования диалогов в фоторедакторе; так и с помощью видео редактора (серия картинок с надписями, например, в программе Windows Movie Maker; (владение ИКТ-технологиями);  создание  творческого продукта, такого как сценарий, биография персонажей итд.

В качестве основы для создания мини-рассказов и развития речи удобно использовать небольшие комиксы. Проблема в том, что сложно найти комикс на нужную тему и с нужной лексикой, да еще такой, который можно скопировать и распечатать, не нарушая авторского права. Если вы не нашли подходящего комикса, вам может помочь онлайн-конструктор комиксов: http://www.makebeliefscomix.com/

Рекомендуемые этапы работы:

  • В качестве примера учитель демонстрирует школьникам, как создавать комикс, используя готовые шаблоны, а затем и самостоятельно.
  • Методом мозгового штурма проходит обсуждение темы для создания комиксов как в качестве домашнего задания, так и классной работы.
  • Учитель выбирает грамматику и лексику темы, которую школьники прошли на прошлом уроке.
  • Дома учащиеся практикуются в создании комиксов на ПК, экспериментируя с выбором фона, героев, размера, числа страниц, содержанием диалогов/монологов героев комиксов в соответствии с выбранной темой.
  • Дети презентуют свои комиксы в классе, отвечают на вопросы учителя. Учитель корректирует ошибки. Учащиеся голосуют за лучшую работу.
  • Три лучших комикса демонстрируются на доске

Вот несколько форм использования на практике комиксов и других графических форм.

  1. Дай название иллюстрации (Headline the pictures)
  2. Опишите проблемы, представленные на картинках (Describe the problemmes illustrated in these pictures)
  3. Расставьте картинки в логическом порядке (Put the pictures in the logical order)
  4. Опиши героев на картинках (Describe the characters  on the pictures)
  5. Напиши мысли героев (Express the character’s thought)

Картинки по запросу иллюстрации современных проблем     Похожее изображение      Картинки по запросу иллюстрации современных проблемПохожее изображение

Картинки по запросу иллюстрации современных проблем     Похожее изображение     Картинки по запросу иллюстрации современных проблем

Картинки по запросу иллюстрации современных проблем   Картинки по запросу иллюстрации современных проблем   Похожее изображение

  1. Опиши историю человечества по данным картинкам  (Describe the human history using these pictures)
  2. Создай свой комикс в сериях с этими или другими героями (Create your own serialized comics based on your lovely film or story of your life)

1.   2. Картинки по запросу черно-белые картинки человека 3.

  1. Выбери тему из твоей ежедневной жизни (Еда/ Здоровье/ Спорт/ Семья/ Школа/ Экология) и создай небольшой комикс (Choose a theme for the day, such as Food/ Health/ Sport/ Family/School/ Environment, or focus on a theme for a unit that is being taught that day, and have each class member do a comic strip on that subject).

  1. Составь диалог между книгой и телефоном (смартфоном) (Make up the dialogue between the book and the smartphone)

http://www.playing-field.ru/img/2015/052215/1603509

Сегодня значение комиксов как искусства в западной культуре практически не подвергается сомнению. Они изучаются на научном уровне, им посвящаются диссертации и исследования. В то же время комиксы продолжают оставаться одной из любимых форм развлечения миллионов подростков и взрослых людей по всему миру.

Таким образом, комиксы – это продукт своей эпохи, который на ряду с традиционной народной культурой помогает самовыражению человека в условиях глобализации, индустриализации и урбанизации. Современным подросткам не чужд такой способ самовыражения, он вполне может быть одним из инструментов в учебном процессе на уроках английского, который помог бы развитию коммуникативных способностей уже доступными языковыми средствами. В процессе  данной работы приходишь к выводу, что этот формат позволяет проявлять учащимся разного уровня мотивации и обученности креативность и самовыражение, изображения (рисунки) с рассказами детям создавать гораздо проще, чем опираться на уже готовые тексты. 

Литература:

  1. Азаренок, Н.В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире. // Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна “Психология человека в современном мире”. Том 5. Личность и группа в условиях социальных изменений. / Отв. ред. А.Л. Журавлев. – М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2009. – С. 110-112.
  2. Фрумкин, К.Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста. // Ineternum 2010. – №1. – Режим доступа: [http://nounivers.narod.ru/pub/kf_clip.htm от 02.01.2012].
  3. Источник: Комикс как вид искусства https://disima.ru/vse-o-komiksax/komiks-kak-vid-iskusstva/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игровые методы как средство активизации у младших школьников на уроках английского языка"

Доклад для выступления на ШМО учителей иностранного языка об эффективности использования игровых методов у младших школьников на уроках английского языка....

Цели и формы диагностики усвоения лексико-грамматического материала на уроках английского языка.

Главная цель диагностики в любой человеческой деятельности – правильно оценить рассматриваемую ситуацию, чтобы сформировать эффективное действие.Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оц...

«Использование ИКТ для развития лексико-грамматических навыков учащихся на уроках английского языка»

Сегодня уже никого не надо убеждать в необходимости изучения иностранного языка. Это очевидно: надписи на этикетках, продуктах, реклама, а интернет просто переполнен фильмами, песнями, роликами на анг...

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА...

Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка.

В данной статье речь идёт о видах и классификации дидактических игр на уроках английского языка с целью развить познавательную деятельность учащихся....