Особенности оценивания метапредметных результатов на уроке английского языка
методическая разработка по английскому языку на тему
Статья содержит материал по особенностям предмета английский язык, видам метарпедметных умений и системе оценивания уровней овладения метапредметными умениями на уроках английского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete.doc | 328.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Луховицкая средняя общеобразовательная школа №1»
Выступление на педсовете
«Особенности оценивания метапредметных результатов на уроках английского языка»
Учитель: Носова И.Г.
2017-2018 учебный год
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, таких как способность принимать и сохранять учебную цель, умение осуществлять информационный поиск и др. на уроках можно проверить и такие компетенции, которые трудно (или невозможно) проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. Например, такие умения как, взаимодействие с партнером, стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в сотрудничестве и др.
В рамках ФГОС каждый урок должен включать формирование тех или иных УУД. Соответственно, должна осуществляться оценка достижений школьников в этой области. В настоящее время, именно УУД становятся основным объектом оценки как в процессе внутренней, так и итоговой проверки образовательных результатов.
Общая характеристика метапредметности
Главной целью современного образования является развитие и воспитание интеллектуальной, свободной, мобильной, нравственной и творческой личности. В свете международных критериев измерения качества системы образования, на одно из первых мест выходит проблема формирования мобильности, умения работать с информацией, принимать решения в нестандартных ситуациях.
Такой подход нашел отражение в основных нормативных документах образовательной сферы, в частности во ФГОС. Метапредметные компетентности внесены в перечень основных результатов обучения, которые, согласно новым стандартам, должны освоить обучающиеся.
Понятие «метапредметность» имеет несколько смыслов. В дидактике чаще всего оно употребляется в значении «надпредметности», т.е. объема знаний, который формируется и используется не в процессе преподавания какого-то определенного школьного предмета, а в ходе всего обучения. Метапредметные знания необходимы для решения как образовательных задач, так и различных жизненных ситуаций.
В ФГОС метапредметные компетентности увязаны с универсальными учебными действиями, которые делают любую деятельность осознанной и результативной. Среди них:
- стратегические;
- исследовательские;
- проектировочные;
- сценирующие;
- моделирующие;
- конструирующие;
- прогнозирующие.
Метапредметная компетентность основывается на следующих понятиях.
- Метадеятельность — умение совершать любую деятельность с предметами, универсальный способ жизнедеятельности.
- Метазнания — сведения о методах и приемах познания, структуре знаний и способах работы с ними.
- Метаспособы — методы, которые помогают находить новые способы решения задач, нестандартные планы деятельности.
- Метаумения — универсальные общеучебные навыки и умения.
К таким метаумениям относятся:
- основы теоретического мышления (определение понятий, систематизация, классификация, доказательство, обобщение);
- обладание навыками переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументирование);
- критическое мышление (работа с фактами: сопоставление, умение отличать недостоверную информацию, находить логическое несоответствие, определять двусмысленность и т.д.);
- задатки творческого мышления (определение проблем в стандартных ситуациях, нахождение альтернативного решения, совмещение традиционных и новых способов деятельности);
- регулятивные умения (ставить вопросы, формулировать гипотезы, определять цели, планировать, выбирать способ действий, контролировать, анализировать и корректировать свою деятельность);
- главные качества мышления (диалектичность, гибкость и т.д.)
Метапредметный подход к образовательному процессу заменяет традиционную практику разделения знаний по отдельным школьным предметам на современные технологии, направленные на изучение целостной картине мира. Это позволяет объединить личное, познавательное и общекультурное развитие и саморазвитие школьника, преемственность начальной, средней и старшей ступени обучения.
Содержание метапредметных компетентностей
В Федеральном государственном образовательном стандарте указано двенадцать основных критериев, которым должны соответствовать метапредметные результаты овладения общеобразовательной программой основного общего образования. Их условно можно разделить на несколько групп.
Умение планировать и осуществлять свою деятельность:
- самостоятельно определить цель обучения, определять и ставить перед собой новые учебные или познавательные задачи, расширять познавательные интересы;
- проанализировать поставленную задачу и те условия, в которых она должна быть реализована;
- сопоставить содержание указанной задачи с имеющимися знаниями и умениями;
- самостоятельно спланировать способы достижения поставленных целей, находить эффективные пути достижения результата, умение искать альтернативные нестандартные способы решения познавательных задач;
- способность сопоставлять собственные действия с запланированными результатами, контролировать свою деятельность, осуществляемую для достижения целей;
- рассматривать разные точки зрения и выбрать правильный путь реализации поставленных задач;
- оценить свои действия, изменять их в зависимости от существующих требований и условий, корректировать в соответствии от ситуации;
- оценить правильность выполнения познавательной задачи, свои имеющиеся возможности ее достижения;
- уметь осуществлять самоконтроль, самооценку, принимать решения и осуществлять осознанный выбор в познавательной и учебной деятельности.
Умение работать в коллективе:
- организовывать совместную познавательную деятельность с учителем и одноклассниками, сотрудничать;
- эффективно работать и в группе, и самостоятельно;
- согласовывать свои мотивы и позиции с общественными, подчинять свои интересы коллективным;
- находить общее решение, которое будет удовлетворять общим интересам;
- проявлять толерантность, терпимость, уметь решать конфликты;
- выслушивать другие мнения, а также формулировать, отстаивать и аргументировать свое мнение.
Умение осуществлять познавательные действия:
- определять суть понятий, обобщать объекты;
- находить аналогии;
- самостоятельно находить критерии и основания для классификации, осуществлять классификацию;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- выстраивать логические рассуждения, делать умозаключения и собственные выводы;
- создавать, использовать и изменять символы, знаки;
- создавать схемы и модели для решения различных познавательных или учебных задач;
- осуществлять смысловое чтение (вычитать текст, правильно понять его содержание, оценить степень достоверности и применить на практике).
Умение использовать компьютерные технологии:
- использовать различные источники получения информации с помощью компьютера;
- определять надежность и достоверность источника;
- уметь выбирать нужную информацию;
- знать способы передачи, копирования информации;
- использовать возможности Интернета для продуктивного общения, взаимодействия.
Наличие коммуникативных умений:
- полноценное владение устной и письменной речью;
- уметь вести диалог, правильно строить монологическое высказывание;
- владеть и осознанно применять речевые средства в зависимости от ситуации и задачи коммуникации;
- с помощью речи и жестов правильно передавать свои чувства, эмоции, мысли, потребности;
- поддерживать беседу, уметь выслушивать собеседника и доходчиво донести до него свои мысли и доводы;
- иметь высокую культуру речи.
ФОРМИРОВАНИЕ МАТАПРЕДМЕТНЫХ НАВЫКОВ
ПО ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС
(слайд 1) Модернизация российского образования ставит перед учителем школы задачу
- переосмысления своей педагогической деятельности,
- пересмотра подходов и методов преподавания,
- использования комплекса средств,
формирующих универсальные учебные действия (УУД), которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор.
(слайд 2) Федеральный государственный образовательный стандарт строится на системно-деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готовых знаний от учителя ученику. Задача:
- включить самого ученика в учебную деятельность,
- организовать процесс самостоятельного овладения детьми новыми знаниями,
- применить полученные знания в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.
Ученик перестает быть пассивным участником образовательного процесса, а наравне с учителем:
- участвует в постановке целей и задач каждого урока,
- определяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения поставленных целей,
- активно участвует в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников.
(слайд 3) Известно, что формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств − возможно лишь в деятельности. Это и есть формирование универсальных учебных действий (УУД). Здесь предусматривается исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Именно такой режим работы нужен сегодняшнему ученику. Важно, чтобы собственное знание о незнании воспринималось детьми как ценный результат урока и становилось стимулом дальнейшего освоения содержания.
(слайд 4) В условиях модернизации образования учителя-предметники должны уходить от фронтальной формы работы и внедрять в свою деятельность парную и групповую форму работы. Смысл в том, что каждый член группы будет исполнять отведенную ему роль, от качества исполнения которой будет зависеть результат деятельности всей группы. При этом внутри группы учащиеся будут одобрять, поддерживать члена своей команды. Учащиеся учатся:
- искать информацию,
- сообщать ее другим,
- высказывать свою точку зрения,
- принимать чужое мнение,
- создавать продукт совместного труда. Это и обеспечивает формирование всех видов УУД.
(слайд 5)
Одним из метапредметных результатов является умение планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Примеры заданий на формирование умений планировать своё речевое и неречевое поведение:
1.Составь план рассказа о себе, используя ключевые слова.
2.Составь план прочитанного произведения.
3.Расставь пункты плана в логической последовательности.
Формы и способы оценивания учащихся при составлении плана:
Степень выполнения задания.
Уровень умения планировать.
План охватывает все стороны рассказа, составлен в логической последовательности, состоит из 5 пунктов.
Высокий.
В плане не учтены некоторые стороны рассказа, составлен в логической последовательности, состоит из 4 пунктов.
Средний.
План охватывает лишь некоторые аспекты рассказа, состоит из 2-3 пунктов, логическую последовательность проследить сложно.
Низкий.
Другим метапредметным результатом является развитие коммуникативных способностей школьников, умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей школьника. Для отработки этого умения на уроках английского языка используются инсценировки и имитации различных речевых ситуаций, включающих монологическую и диалогическую речь.
Примеры заданий на формирование монологической речи:
- Расскажи о себе и своей семье.
- Напиши электронное письмо.
- Расскажи о твоем однокласснике, друге.
- Опиши своё домашнее животное.
Примеры заданий на формирования диалогической речи:
- Познакомься с новым учеником в твоем классе.
- Прими участие в телефонной беседе.
- Обсудите свои планы на каникулы.
- Представьте, что вы в магазине.
Формы и способы оценивания сформированности коммуникативных способностей учащихся:
Степень выполнения коммуникативных заданий.
Уровень сформированности
диалогической речи.
Задание выполнено полностью: ошибки отсутствуют, коммуникация осуществлена полностью.
Высокий.
Задание выполнено частично: небольшие ошибки не препятствуют коммуникации.
Средний.
Задание выполнено с многочисленными ошибками, которые затрудняют осуществление коммуникации.
Низкий.
Ещё одним метапредметным результатом является использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов.
На уроках английского языка при изучении различных грамматических явлений часто используются подстановочные таблицы, в которых различные члены предложения, части речи, словообразовательные элементы изображаются в виде знаков и символов.
Формы и способы оценивания сформированности умений использоватьзнаково-символические средства представления информации
Степень выполнения задания
Уровень сформированности умения использовать знаково-символические средства представления информации
Предложение составлено грамматически правильно. К каждому символу подобрано соответствующее языковое явление.
Высокий
При составлении предложений допущена 1-2 ошибки (например,порядок слов, написание первого слова в предложении с маленькой буквы).
Средний
При составлении предложений допущена 3-4 ошибки (порядок слов, написание первого слова в предложении с маленькой буквы, отсутствие или неверная постановка знака препинания в предложении).
Низкий
В силу своей природы, являясь по сути ориентировочными действиями, метапредметные действия составляют психологическую основу и являются важным условием успешности решения учащимися учебных задач.
Метапредметные и предметные результаты обучения
иностранному языку
«Особенностью английского языка, как учебного предмета, является то, что он как бы «беспредметен».
И.А. Зимняя
- Значимость учебного предмета «Английский язык» в стандартах второго поколения
В связи с этим происходит переосмысление и переоценка того места, которое в учебном процессе отведено учебному предмету «Английский язык», возрастает его значимость. Согласно «Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» (Стандарты второго поколения) изучение иностранных языков предполагается проводить на всех трех ступенях общего образования (начальное, основное и полное общее образование на базовом и профильном уровнях), что нашло отражение в федеральном базисном учебном плане по иностранным языкам и «Примерных программах по учебным предметам».
В стандарте второго поколения подчеркиваются постоянная внутренняя мотивация к учению, умение общаться, социальная мобильность, критическое мышление, обучение учащихся самостоятельному конструированию своего знания, а также общекультурное и личностное развитие учащихся, в том числе за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий.
В соответствии с государственным стандартом основного общего образования интегративной целью обучения иностранному языку в начальных классах является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.
Изучение иностранного языка в основной школе направлено на формирование и развитие коммуникативной компетенции, понимаемой как способность личности осуществлять межкультурное общение на основе усвоенных языковых и социокультурных знаний, речевых навыков и коммуникативных умений, в совокупности ее составляющих — речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций.
В соответствии с требованиями стандарта в структуре планируемых результатов отдельными разделами представлены личностные, метапредметные результаты, поскольку их достижение обеспечивается всей совокупностью учебных предметов. Федеральный государственный стандарт основного общего образования формулирует требования к результатам освоения основной образовательной программы в единстве личностных, метапредметных и предметных результатов.
Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Отпуская ученика в другую аудиторию на другой урок, мы, как правило, имеем слабое представление о том, как там дальше будет проходить его развитие. Мы имеем очень слабое представление о том, как учащийся будет связывать для себя систему понятий «нашего» учебного предмета с системой понятий другого.
Под метапредметными результатами понимаются освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, которые включают в себя:
а) освоение учащимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;
б) освоение учащимися межпредметных понятий.
2.1 Требования ФГОС к метапредметным результатам в начальной школе
Метапредметные результаты освоения учебного предмета формируются на основе следующих требований Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
2.1 Требования ФГОС к метапредметным результатам в основной школе
С помощью предмета «Иностранный язык» во время обучения в основной школе учащиеся развивают и шлифуют навыки и умения учебной и мыслительной деятельности, постепенно формирующиеся в процессе изучения всех школьных предметов. Среди прочих можно выделить умение работать с информацией, осуществлять ее поиск, анализ, обобщение, выделение главного и фиксацию. Всему этому на уроке иностранного языка учит постоянная работа с текстом устным и письменным. При работе с письменным текстом отрабатываются специальные навыки прогнозирования его содержания, выстраивания логической последовательности, умение выделять главное и опустить второстепенное и т. п. Планируя свою монологическую и диалогическую речь, школьники учатся планировать свое речевое поведение в целом и применительно к различным жизненным ситуациям. Они учатся общаться, примеряя на себя различные социальные роли, и сотрудничать, работая в парах и небольших группах. В этом смысле потенциал предмета «Иностранный язык» особенно велик. И наконец, данный предмет, как и многие другие предметы школьной программы, способен постепенно научить школьника осуществлять самонаблюдение, самоконтроль и самооценку, а также оценку других участников коммуникации. При этом важно, чтобы критическая оценка работы другого человека выражалась корректно и доброжелательно, чтобы критика была конструктивной и строилась на принципах уважения человеческой личности.
В соответствии с примерной программой основного общего образования изучение иностранного языка предполагает достижение следующих метапредметных результатов:
- развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
- развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
- развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией; поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
- развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
- осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- управление своей деятельностью;
- контроль и коррекция;
- инициативность и самостоятельность
Коммуникативные:
- речевая деятельность;
- навыки сотрудничества
Познавательные:
- работа с информацией;
- работа с учебными моделями;
- использование знако – символических средств, общих схем решения;
- выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие
Достижение метапредметных результатов может проявляться в успешности выполнения комплексных заданий на метапредметной основе, и отслеживается по рекомендуемым в прилагаемой к заданиям инструкцией с баллами.
В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые регулятивные, познавательные и коммуникативные результаты
3.2 Оценка метапредметных и предметных результатов
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит определение уровня сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. К ним относятся:
- способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную, умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
Одним из метапредметных результатов является умение планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Примеры заданий на формирование умений планировать своё речевое и неречевое поведение:
1.Составь план рассказа о себе, используя ключевые слова.
2.Составь план прочитанного произведения.
3.Расставь пункты плана в логической последовательности.
- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
задание на прогнозирование содержания текста по заголовку и первой строчки
подбор названия из списка предложенных
составление пересказа, саммери, сжатого содержания
выделение главной идеи Выполняя такие виды классной деятельности, как ознакомительное, изучающее и поисковое чтение, художественный перевод, сжатый пересказ, школьники учатся выделять основную мысль текста, суммировать и систематизировать информацию, отделять существенную информацию от второстепенной, учитывать цель высказывания и его коммуникативную направленность (т.е. когда, кем, для кого и в каких условиях оно было сделано). Учащимися осуществляются логические операции анализа, обобщения и сравнения. Определённый, привычный алгоритм выполнения данных заданий стимулирует учащихся к упорядочению своей учебной деятельности.
Умение осуществлять информационный поиск, сбор информации из различных источников формируется при выполнении таких заданий, как подготовка устных и письменных сообщений, в том числе на культурологические темы, например: «Подготовьте рассказ о достопримечательностях Лондона», «Сравните российскую и британскую системы образования», «Напишите заметку в школьную газету о своём любимом писателе», «Составьте листовку о правилах экологической безопасности» и т.п.
- умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
На уроках английского языка при изучении различных грамматических явлений часто используются подстановочные таблицы, в которых различные члены предложения, части речи, словообразовательные элементы изображаются в виде знаков и символов.
Формы и способы оценивания сформированности умений использоватьзнаково-символические средства представления информации
Степень выполнения задания
Уровень сформированности умения использовать знаково-символические средства представления информации
Предложение составлено грамматически правильно. К каждому символу подобрано соответствующее языковое явление.
Высокий
При составлении предложений допущена 1-2 ошибки (например,порядок слов, написание первого слова в предложении с маленькой буквы).
Средний
При составлении предложений допущена 3-4 ошибки (порядок слов, написание первого слова в предложении с маленькой буквы, отсутствие или неверная постановка знака препинания в предложении).
Низкий
- способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям;
составление spadegram
- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Составление диалогов, умение распределять роли, работа в группе по составлению монологического высказыване и выделение одного презентера
3.3 Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений
Портфель достижений — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
- поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;
- формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Портфель достижений представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в различных областях. В состав портфеля достижений могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами.
2.1. Формы, методы, инструменты контроля метапредметных результатов
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий ( далее – УУД).
Методы контроля: наблюдение, проектирование, тестирование
Формы контроля: индивидуальные, групповые, фронтальные формы; устный и письменный опрос; персонифицированный и неперсонифицированный
Инструментарий контроля: задания УУД, карта наблюдений, тест, карта мониторинга, лист или дневник самооценки
Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур:
- решение задач творческого и поискового характера.
- комплексные работы на межпредметной основе.
Комплексная письменная работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность ребенка в решении разнообразных проблем.
Комплексная работа состоит из двух частей – основной и дополнительной. Задания основной части направлены на оценку сформированности таких способов действий и понятий, которые служат опорой в дальнейшем обучении. Выполнение заданий основной части обязательно для всех учащихся, а полученные результаты можно рассматривать как показатель успешности достижения учеником базового уровня требований.
Задания дополнительной части имеют более высокую сложность, поэтому их выполнение для учащегося необязательно – они выполняются только на добровольной основе. Соответственно и негативные результаты по заданиям дополнительной части интерпретации не подлежат. Успешное выполнение этих заданий рассматривается как показатель достижения учеником повышенного уровня требований и служит поводом исключительно для дополнительного поощрения ребенка.
Используемая литература
- Биболетова М.З. Материалы интернет-семинара «Реализация идей ФГОС в новых примерных программах по иностранным языкам для начальной и основной школы» в БелРИПКППС [Электронный ресурс] – Режим доступа http://www.ipkps.bsu.edu.ru, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. русс.
- Примерные программыпо учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы. – 5-е изд., дораб. -- М.: Просвещение, 2012. - 202 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-024540 -1.
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х ч. Ч.2. - 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2010. - 231 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-023597-6(2).
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. www.standart.edu.ru
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. www.standart.edu.ru
Лист диагностики познавательных УУД
Бал лы | Виды работы на уроке | Фамилии учащихся | |||||||||||||||||||||||||
1.1.Устную инструкцию воспринимает: | |||||||||||||||||||||||||||
4 | с первого предъявления | ||||||||||||||||||||||||||
3 | нуждается в дополнительных разъяснениях | 3 | |||||||||||||||||||||||||
2 | нуждается в пошаговом предъявлении с пошаговым контролем усвоения | ||||||||||||||||||||||||||
1 | не воспринимает устную инструкцию | ||||||||||||||||||||||||||
1.2.Письменную инструкцию ( в учебнике, на доске, на карточке и т. п.) воспринимает: | |||||||||||||||||||||||||||
4 | самостоятельно | ||||||||||||||||||||||||||
3 | нуждается в разъяснениях | ||||||||||||||||||||||||||
2 | нуждается в пошаговом предъявлении с пошаговым контролем усвоения | ||||||||||||||||||||||||||
1 | не воспринимает письменную инструкцию | 1 | |||||||||||||||||||||||||
2.1.Умеет ли выделять главное в предложенной информации: | |||||||||||||||||||||||||||
3 | способен выделить самостоятельно | ||||||||||||||||||||||||||
2 | нуждается в дополнительных (наводящих, уточняющих) вопросах | ||||||||||||||||||||||||||
1 | испытывает значительные затруднения | ||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
3 | способен выделить самостоятельно | ||||||||||||||||||||||||||
2 | нуждается в помощи | 2 | |||||||||||||||||||||||||
1 | испытывает значительные затруднения | ||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
3 | выше, чем у других учащихся класса | ||||||||||||||||||||||||||
2 | такой же, как у других учащихся класса | 6 | |||||||||||||||||||||||||
1 | значительно снижен | ||||||||||||||||||||||||||
3.1. Результат получает: | |||||||||||||||||||||||||||
4 | успешно (рационально, эффективно); воспроизводит предложенный учителем алгоритм | ||||||||||||||||||||||||||
3 | оригинальным творческим способом | ||||||||||||||||||||||||||
2 | нерациональным («длинным») путём | ||||||||||||||||||||||||||
1 | путём подгонки под ответ («методом тыка») | ||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
4 | способен дать развёрнутый ответ и аргументировать своё решение | ||||||||||||||||||||||||||
3 | способен дать правильный ответ, но не может его обосновать | ||||||||||||||||||||||||||
2 | приходиться «вытягивать» ответы | ||||||||||||||||||||||||||
1 | необходимость отвечать, как правило, вызывает серьёзные затруднения | ||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
3 | способен дать объективную оценку результату свой работы, так как понимает суть допущенных ошибок | ||||||||||||||||||||||||||
2 | не всегда может дать объективную оценку свой работе, хотя, как правило, видит допущенные ошибки | ||||||||||||||||||||||||||
1 | не может объективно оценить свою работу, так как не понимает, что допустил ошибки | ||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
3 | способен усвоить программу по вашему предмету в нормативные сроки | ||||||||||||||||||||||||||
2 | для освоения программы требуется система дополнительных занятий | ||||||||||||||||||||||||||
1 | освоение программы по различным причинам затруднено | ||||||||||||||||||||||||||
Общий балл: | 23 |
Лист сформированности регулятивных УУД
Баллы | Виды работ на уроке | Фамилия учащихся | |||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Планирует работу до ее начала | ||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Планирует действия в ходе работы | ||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Вообще не составляет плана | ||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Не нуждается в дополнительных пояснениях | ||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Задает до начала работы | ||||||||||||||||||||||||||||||
2 | В ходе работы | ||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Не задает, хотя и нуждается в пояснениях | ||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Точно придерживается плана | ||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Отступает от плана в деталях, сохраняя общую последовательность действий | ||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Начинает работать по плану, но в ходе работы грубо нарушает порядок действий | ||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Работает хаотично, без плана | ||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Обязательно добивается запланированного результата | ||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Не доводит работу до окончательного результата | ||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Довольствуется ошибочным результатом | ||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Проверяет ее результаты, находит и исправляет ошибки | ||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Результат не проверяет, так как довольствуется любым результатом | ||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Результат не проверяет, так как всегда убежден в его правильности | ||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Результат не проверяет, но ошибок «не видит» | ||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Не нуждается | ||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Нуждается и принимает | ||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Нуждается, но не умеет пользоваться | ||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Нуждается, но не обращается | ||||||||||||||||||||||||||||||
Общий балл: |
Лист диагностики уровня сформированности УУД
Классный руководитель
№ | Ф.И. учащегося | Сформированность регулятивных УУД ( ) | Сформированность познавательных УУД ( .) | Сформированность коммуникативных УУД ( ) | Всего (макс.9б.) Ву С у Н.у | ||||||||||||
1кл | 2кл | 3кл | 4кл | 1кл | 2кл | 3кл | 4кл | 1кл | 2кл | 3кл | 4кл | 1кл | 2кл | 3кл | 4кл | ||
1 | |||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||
ИТОГО | |||||||||||||||||
в | |||||||||||||||||
с | |||||||||||||||||
н |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование метапредметных результатов на уроках английского языка в средней школе (из опыта работы учителя)
Автор статьи делится опытом работы по формированию метапредметных результатов у учащихся при изучении английского языка в средней школе. Учитель раскрывает несколько основных групп метапредметны...
Методические рекомендации "Применение игровых технологий для достижения высоких предметных и метапредметных результатов на уроках английского языка в начальной школе"
Работа написана в соавторстве с педагогом-психологом, нейропсихологом ГБОУ "Школа 1298" Новиковой Ольгой Дмитриевной. Данные методические рекомендации адресованы учителям, преподающим английский язык ...
Особенности оценивания метапредметных результатов на уроках английского языка.
Эта статья в помощь учителям английского языка при оценивании метапредметных результатов учащихся....
Статья "Особенности оценивания метапредметных результатов на уроках английского языка"
Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных у...
Новые подходы к оцениванию образовательных результатов на уроках английского языка
В докладе и презентации рассказывается о новых подходах к оцениванию образовательных результатов на уроках английского языка....
Смысловое чтение как средство достижения метапредметных результатов на уроках английского языка в 5 классе
Смысловое чтение как средство достижения метапредметных результатов на уроках английского языка в 5 классе...
«Особенности оценивания метапредметных результатов на уроках английского языка»
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных дей...