Одежда и мода. Школьная форма в разных странах.
материал по английскому языку (8 класс) на тему

Чупакова Альбина Александровна

В данной работе рассмотрено влияние языковых единиц на моду, происхождение многих видов одежды, рассмотрена школьная форма в разных странах и проведено анкетирование учащихся нашего учебного заведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_1.docx30.02 КБ

Предварительный просмотр:

Англоязычные заимствования в русском языке.

Категория «Одежда и мода»

1.Введение

Как только были сшиты первое платье и первый костюм, на свет родилась мода. Стремительная и переменчивая, эпатажная и сдержанная – она ежедневно диктует миллионам людей, как выглядеть и что носить. Ей можно следовать, ею можно пренебрегать, но она затрагивает каждого.

Довольно долгое время одежда служила  для защиты от холода. Ценность одежды определялась ее теплотой и комфортом. Лишь в 14-м веке во Франции произошла «платяная революция» - началось производство тканей. Портные стали разрабатывать новые фасоны одежды и учиться ее моделированию. В то же время костюмы начинают украшать бусинами, стежками ярких ниток, кожаной бахромой.

Официальной точкой, от которой мода ведет свой отсчет, принято считать 1820-й год. Произошло это в Англии. Именно тогда швейная промышленность стала очень быстро набирать обороты, и появилась профессия художника, разрабатывающего фасоны одежды. Так появились первые кутюрье.

На одном из классных часов мы говорили о том, что все ребята в школе  должны ходить в школьной форме. Мне стала интересна история возникновения школьной формы,  и я узнала, что мода на школьную форму пришла в Россию из Англии в 19 веке, в 1834 году. Сначала для мальчиков, затем, с возникновением женских гимназий, и для девочек.

Цель работы – рассмотрение этапов появления иноязычной лексики в категории «Одежда и мода» и происхождение наименований одежды школьников.

Задачами исследования в нашей работе выступают следующие:

1.Определить источники заимствования слов со значением "одежда", из каких языков они пришли в русский;

2. Изучить гардероб школьника;

- узнать этимологию названий одежды школьника;

-оформить презентацию, создать справочник наименований одежды;

-рассказать о своих находках одноклассникам.

Объект исследования:  наименования одежды школьника;  литература, посвященная этимологии, данные интернета.

Предмет исследования: этимология  наименований одежды школьников.

Методы исследования:  поиск информации в сети интернет, в печатных изданиях, анализ и обработка полученных данных.

Новизна. При проведении данного исследования собран  исторический материал по данному вопросу, который может быть применен на практике.

Практическая значимость. Собранный материал можно применять на уроках русского языка, технологии,  классном часе.

Актуальность темы: изучение и сохранение этимологии слова позволяет не потерять связь поколений, даст дополнительную информацию о слове. Более пристальное знакомство с этимологией слова способствует развитию языковой культуры и бережного отношения к языку.

2.Этапы появления иноязычной лексики в категории “Одежда и мода”

Русский язык, начиная с эпохи Петра I, стал испытывать на себе активное влияние западной культуры, которая и вызвала проникновение в него многочисленных заимствований.

 Заимствования – это закономерное явление, отражающее политические, экономические, общественные и культурные связи России с другими странами.

Например, в 18–19 веке больше всего слов в русский язык в категории “Одежда и мода” пришло из французского языка:

Жилет, кашне, галифе, боливар, жабо.

Некоторые, давно обрусевшие слова имеют польское происхождение:

Кофта, шаль.

В конце 19 – начале 20 века в русский язык начинают проникать англоязычные слова:

Смокинг (smoking), гетры (gaiters), жакет (jacket), макинтош (mackintosh), бриджи (bridges), сандалии – (sandals) .

И даже, в 1950–70 годы несмотря на то, что Россия (в то время СССР) была страной закрытой, английская лексика так или иначе проникала и приживалась в русском языке примером тому могут служить такие уже, наверное, интернациональные слова как:

Джинсы (jeans),шорты (shorts), пуловер (pullover) и даже шузы – от английского shoes.

В 1990-х происходит заметное увеличение англоязычной лексики в категории “Одежда и мода”. Это связано с известными политическими и экономическими событиями, произошедшими в этот период (Перестройка, Гласность, падение “Железного занавеса”). В это время западные дизайнеры начали активно использовать кириллицу в оформлении своей одежды, наш язык в очередной раз пополнился большим количеством английских заимствований. Это были слова, не только обозначающие предметы одежды, но и принадлежащие к областям, связанным с ее дизайном и продвижением.

Именно в этот период в русский язык активно внедряются такие английские слова как:

Фэшн дизайнер (от англ. fashion designer )– модный дизайнер,

бренд (от англ. brand) – торговый бренд (марка),

тренд (от англ. trend) – направление, тенденция, мода,

стайл (от англ. style) – стиль,

Но самое большое количество заимствований английской одежды в категории “Одежда и Мода”, в русский язык пришло в 2000-х годах. Эти слова неплохо прижились в нашем языке, мы употребляем их в повседневной жизни, совершенно не задумываясь об их иноязычном происхождении. Уже давно стали привычными слова, обозначающие предметы нашего гардероба:

Поло (polo), кардиган (cardigan), боди (body), парео (pareo), угги (uggs), клатч (clutch), лук (look) – образ, хэнд-мэйд – (hand-made) – ручная работа.

Кстати, хочется отметить, что так любимая людьми всех возрастов одежда как футболка, в английском языке имеет абсолютно не совпадающее с русским название T-shirt. Это название связано с Т-образной формой данного предмета гардероба. Затем история сложилась так, что рубашка попала в СССР в виде спортивной одежды, получила родное нам название “футболка” и стала, неотъемлемой частью футбольной формы. Теперь, если верить, опросам Интернет ресурсов футболка (T-shirt)– самый популярный предмет гардероба во всем мире.

3.Происхождение наименований одежды школьника

Костюм - французское слово costume происходит от латинского consultudo –привычка. Речь шла о привычном сочетании частей одежды, а также, по- видимому, о том, что это одежда, которую носят постоянно.

 Сарафан – (порчётная одежда) – русская национальная одежда – платье, обычно безрукавное, надеваемое поверх рубахи.

Брюки – тюркского происхождения, означает слово «сдвоенная юбка» или «двойная юбка». Уже в самом названии заключена история возникновения брюк. Последние родились из юбки и представляют собой юбку на каждой ноге.

Юбка -  название этой женской одежды заимствовано из польского, где jupka ("юбка") образовано от заимствованного из немецкого Juppe – "куртка". Немецкое слово восходит к арабскому Jubba – "безрукавка", к которому восходят такие слова современного русского языка, как шуба.

Пиджак - заимствовано из английского, где pea jacket означает "куртка". Любопытно, как это слово переосмысляла народная этимология, называя верхнюю часть костюма "спинжак" – что-то прикрывающее спину.

Кофта - заимствование из польского, где kofta, видимо, восходит к шведскому kofta – "короткая верхняя одежда".

Рубашка- рубаха, рубеж, рубль. Эти слова не только близки по звучанию – они близки и по своему смыслу, так как происходят от одного слова – рубить. Чтобы что-то сшить, нужно было отрубить, то есть отрезать полотнище.

 Блуза - происходит от блуза, далее от нем. Bluse или франц. blouse, вероятно, от  лат. pelusia «одежда из Пелузия» — по египетскому городу Пелузию, где изготовлялись блузы, окрашенные с помощью индиго в синий цвет, которые еще крестоносцы надевали поверх доспехов.

 Галстук - нем. [Halstuch] - повязка по воротнику сорочки; шейный платок, повязанный в виде банта.

Жилет - заимствованное в XVIII в. из франц. яз., где gillet — производное от собственного имени известного шута Gill, начавшего носить такой род одежды.

3.1Школьная форма разных стран

  • Школьная форма в Британии

Школьная форма начала свою историю с Великобритании. Здесь в каждой школе действует своя форма, к которой обязательно прилагается кепка или шляпа с логотипом школы, а также галстук, верхняя одежда и даже носки. В Британии школьная форма появилась давно, в начале XVI века. Чаще всего в учебных заведениях использовалась школьная форма в синих тонах, но со временем данная “мода” начала меняться.

  • Школьная форма в Японии

В Японии школьная форма появилась в конце XIX века. В нынешнее время школьная форма есть в большинстве частных и государственных школ, но единого фасона и расцветки не существует.  "Сэйлор-фуку" — так называется школьная форма Японии для девочек, по-русски — это просто матроски. Мальчики в Японии носят "гакуран", он представляет собой тёмный пиджак с рядом пуговиц и  воротником-стойкой, а также брюки.

  • Школьная форма в Америке

Школьная форма в Америке распространена, в основном, в частных школах. И, как правило, содержит в себе эмблему учебного заведения. В обычных государственных школах, чаще всего, отсутствует всякая школьная униформа. В отличие от других стран, дети в американских школах имеют больше свободы, которая выражена не только относительно формы одежды, но также и других моментов.

  • Школьная форма в Индии

Школьная форма в Америке распространена, в основном, в частных школах. И, как правило, содержит в себе эмблему учебного заведения. В обычных государственных школах, чаще всего, отсутствует всякая школьная униформа. В отличие от других стран, дети в американских школах имеют больше свободы, которая выражена не только относительно формы одежды, но также и других моментов.

  • Школьная форма в Германии

 В Германии никогда не было единой школьной формы. Школьная форма не приветствуется: она ассоциируется с униформой гитлерюгенда. В некоторых школах введена единая школьная одежда, не являющаяся формой, в разработке которой могут принимать участие сами ученики.

  • Школьная форма в Малайзии

Школьная форма в Малайзии была введена в конце XIX века в период, когда территория была колонией Британии. В государственных школах Малайзии для мальчиков: светлая рубашка, синие, зеленые или белые брюки и шорты, иногда галстук. Девочки носят не юбки и блузки, как во многих школах, а сарафаны оливкового, синего или голубого цвета. Надевают сарафан поверх белой рубашки.

  • Школьная форма в Туркменистане

Туркменистан – это мусульманская страна, однако обязательной формой для девочек хиджаб или чадра не является. Школьницы одеваются в зеленые платья до пят, поверх которых можно носить пиджак. Мальчики носят обычные черные костюмы. И, конечно же, один из атрибутов –  тюбетейка на голове.

  • Школьная форма в Уганде

Экипировка школьников в Уганде тоже диктуется каждой школой отдельно. Важное правило – одежда должна быть из натуральных легких тканей, чаще это ситец. Для девочек это однотонные платья с белым воротничком, а для мальчиков, такого же цвета рубашки и шорты.

  • Школьная форма в Шри-Ланке

Во всех государственных и большинстве частных школ Шри-Ланки ученики носят школьную форму. Форма для мальчиков состоит из белой рубашки с короткими рукавами и синих шорт. В торжественных случаях надевается белая рубашка с длинными рукавами и белые шорты. Юноши старше 10 класса вместо шорт носят брюки. Школьная форма для девочек, как правило, целиком состоит из белой матери. К белому платью обычно прилагается галстук.

  • Школьная форма во Вьетнаме

Форма во Вьетнаме может меняться в зависимости от школы или района. Но, как правило, наиболее распространена форма — светлый верх, темный низ и красный галстук на манер пионерского. Такую форму носят школьники младших и средних классов. Старшеклассницы же носят традиционную национальную одежду Аозай. Старшеклассники предпочитают темные штаны и белые рубашки, но уже без галстука.

4.Предметы гардероба учащегося и их связь с английской лексикой

Путем личных наблюдений за манерой одеваться среди учащихся нашего учебного заведения, а также путем бесед со сверстниками выяснилось, что большинство молодых парней и девушек предпочитают выбирать одежду так, чтобы она соответствовала следующим критериям:

  • удобство;
  • практичность;
  • привлекательность;
  • приемлемость цены;
  • соответствие модным тенденциям.

Рассмотрим первый look:

1.  Голубая блуза,

2. Серый кардиган,

3. Черные джинсы,

4. Темные кроссовки.

Look второй:

1. Серая футболка,

2.Темно синяя толстовка,

3.Черные джинсы,

4. Ботинки.

Look третий:

1.Галстук,

2.Темно синий жилет,

3.Белая рубаха,

4.Темно синие брюки,

5.Спортивные туфли.

Look четвертый:

1.Белая блуза,

2.Темно синяя юбка,

3.Туфли.

4.1.Практическая часть (анкетирование учащихся 5 и 8 классов)

В анкетировании приняли участие 158 человек, из них 79 учащихся 5 классов и 79 учащихся 8 классов.

Результаты анкетирования.

Учащимся задавались следующие вопросы:

1. Носите ли вы школьную форму?

2.Нравится ли вам носить школьную форму?

3. Нужна ли школьная форма?

4.Влияет ли школьная форма на дисциплину?

5.Влияет ли школьная форма на учебный процесс?

№ вопроса

5-е классы

8-е классы

да

нет

другой вариант

да

нет

другой вариант

1

63

3

13

49

10

20

2

29

24

26

13

52

14

3

50

25

4

24

45

10

4

41

31

7

8

64

6

5

12

62

5

4

70

4

Итоги:

№ вопроса

5-е и 8-е классы

да

нет

другой вариант

1

112

13

33

2

42

76

40

3

74

70

14

4

49

95

13

5

16

132

9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг соответствия одежды учащихся Положению о школьной форме.

Справки по ВМК.Мониторинг соответствия одежды учащихся Положению о школьной форме за сентябрь 2013-14 уч. год.Электронную таблицу можно использовать для заполнения заменяя даты, количество присутствую...

Школьная научно-практическая конференция. "Приметы и суеверия в разных странах"

Проектная работа учащихся, выполненная в рамках недели наук....

Компенсация за школьную форму одежды

Компенсация за школьную форму одежды...

Участие коллектива театра моды "Школьные модницы" в окружном этапе краевого конкурса "Мода и время" в п. Благовещенка 05.04.2015

Представлены 2 коллекции одежды "Зимушка-Зима" и "В мире много сказок".Коллекция одежды "Зимушка-Зима" в номинации "Традиции и современность" награждена дипломом первой степени. Коллекция одежды "В ми...

Классный час на тему "Школьные традиции в разных странах мира"

Классный час предназначен для учащихся 5-6 классов....

Статья "Школьная форма в разных странах"

Вопрос о введении формы каждая школа решает самостоятельно, причем решение принимается на совете школы, куда должны войти и учителя, и родители, и сами школьники, обязательно в равных пропорциях. Школ...

Презентация "Школьная форма разных стран"

Презентация для уроков технологии учеников начальной и средней школы "Школьная форма разных стран" с описанием и фото....