"Кубик Блума" как прием педагогической технологии
статья по английскому языку по теме
Педагогические технологии делают современный урок более активным, интересным, познавательным. Каждая технология имеет свои приемы и особенности. В данном докладе речь пойдет об одном из приемов критического мышления. "Кубик Блума" можно использовать на различных этапах урока. Этот прием будет работать на уроках по английскому языку, математике, литературе и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Кубик Блума | 42.59 КБ |
презентация "Кубик Блума" | 872 КБ |
Предварительный просмотр:
«Кубик Блума» как прием педагогической технологии.
Требования к современному учебному процессу существенно превосходят задачи простой передачи знаний от учителя учащимся. В условиях сегодняшнего информационного века учителю необходимо перестроиться с привычной передачи готовых знаний на обучение школьников методам самостоятельной их добычи, способам получения, осмысления и применения новой информации, необходимой им для их дальнейшего саморазвития. Итак, цели современного образования, обозначенные в ФГОС, заточены на принцип "учить не науке, а учить учиться". Какие приемы и технологии для этого использовать?
Давайте вспомним, какие педагогические технологии существуют? Педагогические технологии: технология критического мышления, технология проблемного обучения, игровая технология, информационные и коммуникационные технологии, проектно-исследовательская деятельность, технология развития критического мышления.
В рамках нашего семинара я хочу рассказать об одном из популярных приемов технологии критического мышления, разработанном американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Прием называется "Кубик Блума".
Прежде мне хотелось бы рассказать о работе, которая привела к появлению этого кубика. В течение многих лет специалисты в области образования стремились разработать наглядную и доступную теорию, которая помогла бы педагогам в эффективном и систематическом развитии навыков мышления у своих учащихся. Одной из самых известных моделей, описывающих процесс становления мышления, является Таксономия Бенджамина Блума (Bloom’sTaxonomy, 1956), представляющая шесть уровней мышления, структурированных от самого базового до самого продвинутого.
ТАКСОНОМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ – построение четкой системы педагогических целей, внутри которой выделены их категории и последовательные уровни
Таксономия Блума предлагает классификацию задач, устанавливаемых педагогами ученикам, и, соответственно, целей обучения. Она делит образовательные цели на три сферы: когнитивную, аффективную и психомоторную. Эти сферы можно приблизительно описать словами «знаю», «чувствую» и «творю» соответственно. То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы. Учителю же этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения учащихся.
Кубик Блума: методика использования
- Понадобиться обычный бумажный куб, на гранях которого написано:
- Назови-Tell
- Почему-Why
- Объясни-Explain
- Предложи-Offer
- Придумай-Invent
- Поделись-share
2. Формулируется тема урока. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать.
3. Учитель бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос
Классификация вопросов
Прием развития критического мышления "Кубик Блума" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.
- Назови. Предполагает воспроизведение знаний, соответствует уровню репродукции. Это самые простые вопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д.
Например, "Назовите главных героев повести О.Уайльда «Кентервильское привидение». Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме. Например, используя Кубик Блума на уроках английского языка, в блок "Назови" можно включать задания на знание текста.
- Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.
Например, почему семья переехала в новый дом, или почему призрак сера Симона не мог успокоиться?
- Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы. Ученик в данном случае должен найти причинно-следственные связи, описать процессы, происходящие с определенным процессом или явлением.
Например, объясни причину по которой призрак запугивает семью Отис; объясни реакцию жильцов дома.
- Предложи. Ученик должен предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ученик должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.
Например, предложи, свой способ урегулирования конфликта с потревоженным призраком?
- Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.
Например: Придумай, что будет, если … придумай свою концовку рассказа.
Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.
Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ученика, его эмоциях, которые вызваны названной темой.
Например, поделись, что ты чувствуешь, когда … Что ты чувствовал в начале прочтения новеллы, а что в конце?
Причем можно заметить, что не только гораздо легче ответить на вопросы репродуктивного характера, но и сформулировать их. Сложнее сформулировать вопросы, направленные на поиск причинно-следственных связей.
Еще сложнее сформулировать вопросы-задания, начинающиеся со слов «Предложи..», «Придумай..», «Поделись..»
Конечно, учитель должен по-разному оценивать труд учеников по составлению вопросов-заданий.
Варианты использования "Кубика Блума" на уроках
Прием критического мышления "Кубик Блума" универсален. Его может использовать не только любой учитель-предметник, но и преподаватели ВУЗов, психологи, социологи.
Возможны два варианта:
- Вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с кубиком.
- Вопросы формулируют сами учащиеся. Это вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка.
Вопросы общего типа:
1. Почему…
2. Как объяснить…
3. Чем отличается…
4. Чем похожи…
5. В чем смысл утверждения …
6. Из чего мы узнаем, что…
7. Сравните…
8. Опишите…
9. Докажите, что…
10. Найдите в тексте утверждения о том, что…
11. Верно ли, что…
12. Какие чувства испытывает герой говоря о…
13. С помощью чего автор дает понять…
14. С кем спорит герой (автор), говоря о…
15. В чем комизм (трагизм, драматизм, банальность)…
16. Символом чего являются…
17. Тема текста может (не может) быть отнесена к вечным, потому что…
18. Как автору (герою) удается… Удается ли…
19. В чем достоинства (недостатки) героя
20. Что означают слова… Могут ли они употребляться в других значениях?
Вопросы и ответы личностного характера:
1. Что вы думаете о…
2. Как вы относитесь к тому, что…
3. Разделяете ли вы идею автора (героя) о том, что…
4. Согласны ли вы с тем, что…
5. Что вы почувствовали, когда узнали, что…
6. Испытывали ли вы когда-нибудь то же, что…
7. Симпатию (неприязнь, страх) у меня вызывает…
8. Верите ли вы в то, что…
9. Что бы вы сделали на месте …
10. Как бы вы ответили на вопрос автора (героя) о том, что…
11. Мне непонятно в тексте…
12. Я бы себя сравнил с… потому что…
Творческие задания
1. Перескажите текст от 1-го (2-го) лица.
2. Попробуйте перенести действие в другое время (эпоху, страну). Какие потребуются изменения?
3. Дайте описание героя (места, события), которого нет у автора.
4. Представьте себе: вы только что пережили то, что пережил герой. Расскажите об этом в своем дневнике, в письме к другу, репортаже, телеграмме.
5. Напишите, что могло произойти, если бы…
6. Задайте несколько вопросов герою (автору).
7. Закончите предложение, которое начиналось бы со слов: «никогда», «зачем только», «о, сколько раз», «неужели».
8. Напишите текст о событиях от лица главного или второстепенного героя.
В старших классах кубик Блума можно представить в виде таблицы. Учащимся предлагают заполнить таблицу вопросами соответствующего типа. Затем на занятии они обмениваются составленными таблицами и анализируют ответы одноклассников.
Назови… | Почему… | Объясни… | Предложи… | Придумай… | Поделись… |
главных героев романа Достоевского «Преступление и наказание» | критики назвали произведение психологическим романом? | мотивы поступка Раскольникова | для героя альтернативный способ решения проблем | способ заработка для всех членов семьи Сони Мармеладовой | эмоциями в связи с концовкой романа |
Заключение.
Использование приема "Кубик Блума" только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится ученикам, они быстро осваивают технику его использования. А учителю этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения учащихся. Методика удобна тем, что не требует много времени на подготовку и проведение занятия и может быть использована на всех этапах урока, в качестве рефлексии.
Источники:
1. http://didaktor.ru/kubik-bluma-kak-priyom-pedagogicheskoj-texniki/
2. http://paidagogos.com/?p=10026
3. http://pedsovet.su/metodika/priemy/6001_kubik_bluma_na_uroke
4. Буланова-Топоркова, М.В., Духавнева,А.В., Кукушкин,В.С., Сучков,Г.В.Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей.– М..,2004.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Бенджамин Блум (1913-1999)- американский ученый и психолог
В старших классах кубик Блума можно представить в виде таблицы.
Источники: 1. http://didaktor.ru/kubik-bluma-kak-priyom-pedagogicheskoj-texniki/ 2. http://paidagogos.com/?p=10026 3. http://pedsovet.su/metodika/priemy/6001_kubik_bluma_na_uroke 4. Буланова-Топоркова, М.В., Духавнева,А.В., Кукушкин,В.С., Сучков,Г.В.Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей.– М..,2004.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья Беловой Н.А. "Прием дебатирования на уроках английского языка и педагогическая технология сотрудничества"
Иностранный язык - это только средство, с помощью которого можно приобретать и демонстрировать свой общекультурный уровень, свою способность мыслить, творить, оценивать чужую мысль, чужое творчество. ...
Авторская педагогическая технология "Чудо кубики"
Данная статья знакомит читателей с возможностями атроской методики. Более полную информацию по работе с данной технологией можно получить у автора данной статьи Гавриленко Е.Е....
Презентация прием педагогической техники "Лови ошибку"
Как с помощью этого приема можно разнообразить опрос учащихся, отработку нового материала...
«Игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей дошкольников: палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, кубики и квадраты Никитина»
Материал предназначен для логопедов,учителей-дефектологов,воспитателей детского сада....
«Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы. Технология критического мышления– прием Кроссенс. Технология– интеллект–карты"
Описание опыта использования инновационных форм работы на занятиях русского языка и литературы....
"Кубик Блума" — прием технологии критического мышления. Что это такое и как его использовать?
Цели современного образования, обозначенные в ФГОС, заточены на принцип "учить не науке, а учить учиться". А как развивать в ребенке навыки критического мышления? Какие приемы и технологии и...