особенности проведения семейных встреч в классе компенсирующего обучения
статья по английскому языку (9 класс) на тему
Опыт работы в классе компенсирующего обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_provedeniya_semeynyh_vstrech_v_klasse_kompensiruyushchego_obucheniya.docx | 435.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности проведения семейных встреч в классе компенсирующего обучения
Я являюсь воспитателем 9ж класса, который был сформирован 01.09,2012 г. Дети пришли из разных дневных школ, каждый со своими проблемами, как в бывшем классе, так и в семье. Так как времени на создание классного коллектива было очень мало, необходимо было искать различные пути: быстро изучить детей, узнать об их взаимоотношениях в семье, особенностях характера и так далее. Поэтому я приняла решение участвовать в краевом эксперименте по проблемам преодоления социальной и педагогической дезадаптации с помощью мультисемейной группы.
Первым этапом было обследование учащихся врачом-психотерапевтом Т. П. Статьевой, после индивидуальных бесед с каждым подростком было выявлено пять семей, которым было предложено участвовать в образовательном семейном семинаре.
Несколько слов об участниках программы.
Виктор живёт в полной семье, но есть проблемы во взаимоотношениях с отцом. Кроме того нет интереса к учёбе, прежде всего, из-за плохой памяти.
Виктория живёт в селе Надежда в полной семье. Главная её проблема в семье — отсутствие взаимопонимания с братом. Часто конфликты кончаются дракой.
Никита живёт с мамой, бабушкой и отчимом. Очень избалован бабушкой и мамой. Дома он — ласковый сын и внук, а в школе — первый нарушитель дисциплины.
Анна — способная, активная девочка. Мама является матерью-одиночкой. Есть взрослые брат и сестра.
Саша воспитывается в полной семье. Умный, способный, вежливый мальчик, но очень ленивый.
Все участники программы были приглашены в сентябре на общий семинар, где узнали, в чём заключается цель программы «Мультисемейная терапия», прослушали интересные лекции об особенностях подросткового возраста, взаимоотношениях родителей и детей. Все пять семей изъявили желание продолжить работу в рамках программы. Занятия было решено проводить каждый последний четверг месяца за круглым столом, с чаепитием.
Первое занятие было посвящено более близкому знакомству членов группы. Внимание было заострено на вопросе «Что такое имя для каждого человека?». Каждая мама рассказала, почему она назвала своего ребенка именно так.
Потом каждой семейной группе было предложено изложить свою версию собственной фамилии. В ходе изложения этой версии рассказывали и о своей семье, бабушках, дедушках, о своих предках.
Таким образом, члены группы узнали много друг о друге, ближе познакомились, появилась доверительная атмосфера.
Вторая встреча началась с беседы о погоде, различных событиях и постепенно я перешла к вопросу «Что волнует Вас в данный момент больше всего?». Каждый высказался, и группа пришла к общему мнению, что сегодня надо попытаться решить проблему в семье Васильевых. Мама рассказала, что Вика и её брат постоянно конфликтуют, вплоть до драк.
Вопрос дня был такой: «Как помочь Вике найти взаимопонимание с братом». С предложениями высказались все участники. Затем выделили положительные и отрицательные стороны каждого предложения, а Вика выбрала те, которые, по её мнению, могут дать эффект. Это были следующие предложения:
1. Сделать брату подарок к Новому году.
2. Предложить свою помощь в домашних делах.
3. Поехать всей семьёй на отдых.
Рассказать о результатах члены семьи должны были в январе. Эти результаты оказались положительными. Взаимоотношения брата и сестры стали гораздо лучше. Осталось только отрегулировать график пользования компьютером.
Третья встреча состоялась перед Новым годом, поэтому называлась «Новый год — это семейный праздник или как..?».
Первым слово предоставили детям. Оказалось, что болъшинство из них хотят встретить Новый год вне дома. Тогда вопрос был поставлен по-другому: «А что бы все хотели, чтобы было сделано дома, чтобы вам не хотелось уйти». Все участники дали свои варианты сценария встречи Нового года в семье. Они заставили родителей задуматься о том, что им необходимо сделать, чтобы детям было интересно в семье. В заключении родители поделились воспоминаниями, как они встречали и проводили новогодние праздники в детстве.
Четвёртое занятие было просвещенно проблемам семьи Селивановых. Маме стало казаться, что дочь что-то скрывает от неё, что в их взаимоотношениях нет прежней теплоты и доверительности.
Вопрос дня: «Как помочь Анне восстановить прежние взаимоотношения с мамой». Было высказано много советов членами группы. Анна выбрала следующие:
1. Сходить с мамой в театр.
2. Вместе испечь торт и выпить с ним чай за задушевной беседой.
3. Каждый вечер проводить с мамой мини-беседы по предложенной Аней проблеме.
На следующем занятии Аня и мама сказали, что у них всё хорошо.
Пятое занятие. На нём пытались помочь Вите. У мальчика очень хорошие взаимоотношения с мамой. Он даже на занятиях группы сидит, тесно прижавшись к маме, и кладёт голову ей на плечо. Мама говорит, что и дома он ей во всём помогает, а вот учится плохо, у него нет желания учиться.
Вопрос дня: «Как помочь Вите. Что сделать, чтобы у него появился интерес к учёбе».
Из всех предложений Витя выбрал следующие:
1. В течение месяца не брать в школу сотовый телефон (чтобы он его не отвлекал на уроках).
2. С помощью учителя ОБЖ подготовить и самостоятельно провести 15 минут урока.
3. Подготовить каждому учителю-предметнику вопрос гю его предмету (вопрос Вити учителю).
Телефон Витя не носил. А вот самому быть в роли учителя оказалось делом очень трудным. Пришлось Вите потрудиться, когда он искал вопрос для каждого учителя по его предмету. Всё это помогло, хотя бы немного заинтересовать мальчика в учебном процессе.
Шестое занятие. Решил остановиться на проблеме, которую высказала мама Саши. Он всё свободное время проводит у компьютера или с сотовым телефоном, а на живое общение с родителями и с сестрой у него нет времени. Было предложено много решений данной проблемы, но Саша выбрал следующие:
1. По вечерам не включать телевизор, компьютер, телефон, а поиграть всей семьей в какую-либо игру или заняться совместным делом.
2. Поехать отдыхать всей семьей в такое место, где нет никаких СМИ.
На последнем занятии были подведены итоги за год. Все участники высказали сожаление, что работа группы окончена, так как она помогла им пересмотреть свои взаимоотношения с детьми, узнать много нового о них, а иногда даже заново открыть их для себя.
Изменились и сами дети. Василъева Вика нашла себе в школе подруг, а раньше у неё их не было. И она, и Семенова Аня окончили девятый класс без троек, а при-
шли с множеством удовлетворительных оценок. Все дети продолжают учёбу в Центре образования: Вика и Никита — в 10лг Аня — в 10а, Виктор — в 10вг Саша — в экстернате (4,5 месяца).
Мультисемейное занятие способствует не только преодолению конфликта «отцов и детей», но и улучшению микроклимата в классном коллективе (вторая справа воспитатель IX класса Л. Н. Коновалова)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Особенности преподавания Информатики и ИКТ в классах компенсирующего обучения"
В работе рассмотрены особенности учащихся классов компенсирующего обучения, приведены основные принципы и методы преподавания Информатики и ИКТ в данных классах....
Опытно-методическая работа по теме: «Дифференцированный подход к проведению уроков русского языка в классе компенсирующего обучения».
Содержание.Введение. Эффективность обучения школьников.2Глава l. Дифференцированное обучение школьников. 31.1. Инклюзивное образование.31.2. Понятие о дифференцированном обучении.61.3. Изучение ...
Особенности проведения групповых консультаций в классах вечернего (заочного) обучения
Особенности проведения групповых консультаций в классах вечернего (заочного) обучения ...
Особенности психических процессов у учащихся класса компенсирующего обучения
Анализ работы педагога-психолога в классе компенсирующего обучения...
Особенности проведения семейных встреч в классе компенсирующего обучения
Опыт проведение семейных встреч в классе компенсирующего обучения...
Особенности проведения урока физической культуры у детей 8-9 лет, обучающихся в классах компенсирующего обучения
В настоящее время физическое воспитание является одной из составляющих культуры общества. Находясь в определенных взаимоотношениях с другими социальными подсистемами (общекультурными, политическими, с...
Особенности проведения урока физической культуры у детей 8-9 лет, обучающихся в классах компенсирующего обучения
Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является фундаментом высокой работоспособности во всех видах учебной, трудовой и спортивной деятельности...