Обучение грамматике английского языка.
материал по английскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Обучение грамматике английского языка.
Социально-экономические и культурные преобразования, происходящие в России, существенно повлияли на расширение функций иностранного языка как учебного предмета. Из предмета второстепенного он становится в один ряд с наиболее востребованными дисциплинами. И сегодня обучающиеся уже по-другому относятся к уроку иностранного языка. Например, старшеклассники хотели бы научиться понимать английские тексты в целом, а для этого им нужно иметь не только словарный запас, но и хорошо владеть грамматическими умениями и навыками, чтобы знать структуру фраз. У Л.В. Щербы можно прочитать: «…чтобы понять смысл фразы, надо пользуясь знаками препинания, знанием союзов, предлогов и местоимений и умением узнавать глагольные формы, найти, прежде всего, главное предложение, затем в нем личную глагольную форму и именительный падеж к ней. Это будет основа, отправляясь от которой, можно будет понемногу разобрать фразу, как бы сложна она ни была».
Что же дает школьнику изучение грамматики?
- Прежде всего, способность правильно строить свое высказывание, адекватно интерпритировать аудируемый и читаемый текст ( развитие практических навыков и умений).
- Знание специфики грамматической структуры иностранного языка позволяет обучающемуся увидеть различие между родным и изучаемым языком, что способствует формированию лингвофилософских представлений (развитие кругозора).
- Сведения из области грамматики развивают, наконец, способности к абстрагированию и систематизации множественных фактов (развитие кругозора).
В учебниках по которым мы работаем грамматический материал не выделяется в самостоятельный раздел, а предлагается в процессе обучения коммуникативным умениям, что позволяет сформировать у школьников, с одной стороны, прочные автоматизмы в процессе овладения грамматической стороной устной речи, а с другой-обеспечить гибкое, вариативное владение изученным грамматическим материалом на этапе развития умений диалогической и монологической речи. Формированию прочных, гибких навыков грамматического оформления высказывания способствуют: организация упражнений, представленных в процессе изучения грамматического материала и выполняемых с опорой на схемы предложений, словесные элементы, графические символы и наглядность в виде таблиц.
Таким образом, в своей работе я уделяю специальное внимание систематизации грамматического материала и формированию знаний, а также навыков более высокого уровня осознания, на которые в дальнейшем могли бы опираться учащиеся. Это необходимо в связи с тем, что тексты для чтения на каждом следующем этапе изучения английского языка будут усложняться, а для работы с ними нужно иметь достаточно прочный грамматический фундамент, на котором будет осуществляться иноязычная коммуникативная деятельность учащихся как непосредственно, так и через учебник.
Контроль знаний грамматики осуществляется выполнением тестовых заданий по грамматике,(TestonGrammarorProgressCheck), который помогает обучающим закрепить и проверить свои знания.
При обучении грамматике я традиционно опираюсь на игровую технологию. При закреплении грамматического материала, например видовременных форм глагола можно использовать фрагменты таких игр, как «LegogoinEnglish» (Приложение 1), «GuesstheGrammarTense» ( приложение 2) и др.
Например, в основу игры «GuesstheGrammarTense» положена телеигра «Угадай мелодию», только вместо музыкальных произведений звучат грамматические структуры видовременных форм глагола в Present, Past, Future, а в финале звучат структуры разного типа. Также можно разнообразить структуры в каждом туре. Задача игроков- назвать по-английски видовременную форму глагола, услышанную в предложении. В третий тур выходят два игрока, и в финале играет тот ученик, который набрал наибольшее количество очков.
Я думаю, что игровая технология при обучении грамматике помогает устранению психологических барьеров, мешающих быстрому и эффективному овладению языком.
При обучении грамматике уделяю большое внимание принципу системности. С первых занятий грамматические знания обучающихся расширяются благодаря логическому переходу от одного грамматического явления к другому и более глубокому изучению этого явления на последующих занятиях. Такое системное представление способствует сложных парадигм (например, видовременные формы Present, Past, Future как в Active, так и в PassiveVoice), позволяет свести к обозримому количеству типов множество индивидуальных явлений (например, неправильные формы глагола ). Системный подход также позволяет достаточно просто и компактно представить грамматические явления, которые традиционно требуют пространного описания в грамматике. Так правило согласования времен динамично и наглядно даются в виде таблицы ( приложение 3).
Если сказуемое главного предложения имеет форму прошедшего времени, то сказуемое придаточного предложения обычно также имеет одну из форм прошедшего времени.
Например: He said that he would write a letter.
При работе с грамматическим материалом можно различать следующие этапы:
- инициативно ознакомительный;
- сознательно ознакомительный;
- инициативно речевой;
- сознательно аналитический;
- сознательно речевой;
- обобщающе аналитический;
- речетворческий.
На инициативно ознакомительном этапе учащиеся впервые встречаются с грамматическими образцами. Второй, сознательно ознакомительный этап предполагает минимальный семантический комментарий и привлечение внимания школьников к этим грамматическим явлениям со стороны учителя. На третьем, интуитивно речевом этапе осуществляется формирование навыка в употреблении грамматических форм в условиях управляемой коммуникативной деятельности.
После работы по формированию навыка осуществляется переход к сознательно аналитическому этапу, на котором отдельно грамматические формы подлежат более детальному разбору. Например, учащиеся делают синтаксический разбор простых и сложных предложений, то есть указывают вид предложения по цели высказывания, грамматическую основу, а также находят главные члены предложения, называют видовременную форму сказуемого.
На сознательно речевом этапе учащиеся используют изучаемые грамматические формы в процессе коммуникации, самостоятельно строя речевые контексты.
Два завершающих этапа (Обобщающе аналитический и речетворческий) включены в специальные занятия, посвященные грамматике. В основном это уроки повторения или закрепления, которые проводятся как игра, КВН и т. п. Обобщающе аналитический этап предусматривает окончательную систематизацию полученных грамматических знаний. И, наконец, на речетворческом этапе предполагается свободное использование изученных грамматических форм в разнообразных высказываниях и актах коммуникации.
Таким образом при обучении английскому языку грамматикой следует заниматься специально, так как, во- первых, грамматика является важнейшим компонентом языка как системы, во-вторых, любые коммуникативные навыки без регулярного обращения к грамматике возможны лишь до определенного предела и, в- третьих, знания грамматики удовлетворяют естественным потребностям людей, желающих овладеть языком. Обучение грамматике не мыслится вне контекста ролевого общения и в отрыве от обучения языку в целом.
Положительным моментом является ведение специального грамматического справочника. Во время объяснения нового грамматического материала учащиеся записывают в специальную тетрадь правила с примерами, речевые образцы, грамматические структуры, таблицы. Эти записи обучающиеся всегда имеют при себе на каждом уроке.
Приложение 1.
Row I 1 2 3 4
Row II 1 2 3 4
Row III 1 2 3 4
Перед каждым игроком табло с цифрами от 1 до 6.
Round I
Tasks for players ( the 1st row ).
- I paint well.
- He is reading now.
- She has been waiting for him for 2 hours already.
- She has just cooked a cake.
( Подобные предложения на тренировку PresentTenses даны второму и третьему ряду).
Round II
Tasks for players ( the 1st row).
( Предложения на тренировку PastTenses даны второму и третьему ряду).
- We read this book yesterday.
- They were playing football yesterday at 5.
- She had cooked a cake by 3 p.m. yesterday.
- I had been writing a letter for an hour when he came.
Round III
Tasks for players ( the 1st or the 2nd or the 3d row).
- We will go to the Zoo tomorrow.
- I will have written a composition tomorrow by 3 p.m.
- She will be reading a book tomorrow at 5 p.m.
- They will have been working tomorrow for 3 hours when he comes.
Thelastround.
(За одну минуту нужно назвать видовременные формы английского глагола)
- I like to read books.
- He went to the disco yesterday.
- They are reading now.
- We will go to the cinema tomorrow.
( Количество предложений зависит от подготовленности учащихся).
Приложение 2.
Это один из фрагментов игры «LegogoinEnglish». В основу положена телеигра «Легого», в которой принимают участие две команды. Капитаны представляют своих игроков. Я приведу примеры некоторых заданий для игры, подобных заданий можно придумать множество.
Задание 1.
У каждой команды карточки со словами, например now, isshe, writing, aletter. Задача: кто быстрее составит из данных слов предложение и назовет видовременную форму, употребляемую в предложении.
Задание 2.
Каждая команда получает карточки со словами на русском и на английском языке, например: рисовал, рисовал вчера в 7 часов, уже нарисовал, рисует сейчас ( ampainting, painted, havepainted, waspainting).
Задача: к русским словам правильно подобрать перевод на английском языке, например: рисую сейчас- ampainting.
Задание 3.
Конкурс капитанов.
Капитаны команд получают карточки с видовременными формами глаголов, например: hadbeenV(ing); V(ed)/V(2); hadV(3)/V(ed).
Задача: назвать по-английски эти формы.
Задание 4.
Каждая команда получает список со словами, например: yesterday, have, went, gone, she, I, has, is, am, reading, now, to, park, will, the, go, tomorrow.
Задача: составить наибольшее количество предложений из этих слов.
Задание 5.
Команды получают карточки с глаголами, например: do, make, have, bring…
Задача: назвать эти глаголы в прошедшем времени и образовать от них причастие II.
Итог игры: побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.
Приложение 3.
Reported Speech and Sequence of Tenses:
Direct | Reported | |
Present Simple Past Simple | write | wrote |
Past Simple Past Perfect | wrote | had written |
Future Simple Future Simple in the Past | will write | would write |
Present Progressive Past Progressive | am/is/are writing | was/were writing |
Past Progressive Past Progressive | was/were writing | was/were writing |
Future Progressive Future Progressive in the Past | will be writing | would be writing |
Present Perfect Past Perfect | have/has written | had written |
Past Perfect Past Perfect | had written | had written |
Future Perfect Future Perfect in the Past | will have written | would have written |
Present Perfect Progressive Past Perfect Progressive | have/has been writing | had been writing |
Past Perfect Progressive Past Perfect Progressive | had been writing | had been writing |
Future Perfect Progressive Future Perfect Progressive in the Past | will have been writing | would have been writing |
Емельянова Н.Н. г. Лабытнанги, ЯНАО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – сценарий и анализ урока по английскому языку в 7 класс по теме "British Traditions" по УМК "Английский язык" О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой для VII класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев, гимназий, колледжей.
Вашему вниманию представлен план-сценарий и анализ современного урока английского языка в 7 классе по теме «Британские традиции». Данный урок является уроком усвоения новых знаний по предложенной теме...
Итоговый тест по английскому языку для 7 класса по УМК "Английский язык" О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой для VII класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев, гимназий, колледжей.
Данный тест содержит 15 вопросов с вариантами ответов для итогового контроля в 7 классе....
Рабочая программа по английскому языку к УМК О.В. Афанасьевой, И.В.Михеевой. Английский язык. Учебник для IХ класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев и гимназий
Рабочая программа по английскому языку разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе Примерной программы основного об...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по___английскому языку___ в ___5___ классе (основное общее образование)на основе авторской программы курса английского языка Вербицкой М.В. к УМК “ Английский язык Forward” для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений
Данная программа предназначена для организации процесса обучения английскому языку в 5 классе общеобразовательных учебных организаций на основе линии УМК «Forward» (5–9 классы) под ред. М. В. Вербицко...
Рабочая программа по английскому языку для 6 класса. Новый курс английского языка для российских школ. Базовый учебник - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева Английский язык 6 класс.
Рабочая программа по английскому языку для 6 класса.Новый курс английского языка для российских школ. Базовый учебник - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева Английский язык 6 класс....
Рабочая программа по английскому языку для 9 класса .( Новый курс английского языка для российских школ. 5-й год обучения”. Базовый учебник - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева Английский язык 9 класс)
Рабочая программа по английскому языку для 9 класса. Новый курс английского языка для российских школ. 5-й год обучения”. Базовый учебник - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева Английский язык 9 ...
Рабочая программа по английскому языку для 7 класса.Новый курс английского языка для российских школ. Базовый учебник - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева Английский язык 7 класс.
Рабочая программа по английскому языку для 7 класса. Новый курс английского языка для российских школ. Базовый учебник - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева Английский язык 7 класс....