Обучение грамматике английского языка.
материал по английскому языку на тему

Емельянова Надежда Никифоровна

Обучение  грамматике английского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_grammatike.docx26.65 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение  грамматике английского языка.

Социально-экономические и культурные преобразования, происходящие в России, существенно повлияли на расширение функций иностранного языка как учебного предмета. Из предмета второстепенного он становится в один ряд с наиболее востребованными дисциплинами. И сегодня обучающиеся уже по-другому относятся к уроку иностранного языка. Например, старшеклассники хотели бы научиться понимать английские тексты в целом, а для этого им нужно иметь не только словарный запас, но и хорошо владеть  грамматическими умениями и навыками, чтобы знать структуру фраз. У Л.В. Щербы можно прочитать: «…чтобы понять смысл фразы, надо пользуясь знаками препинания, знанием союзов, предлогов и местоимений и умением узнавать глагольные формы, найти, прежде всего, главное предложение, затем в нем личную глагольную форму и именительный падеж к ней. Это будет основа, отправляясь от которой, можно будет понемногу разобрать фразу, как бы сложна она ни была».

      Что же дает школьнику изучение грамматики?

- Прежде всего, способность правильно строить свое высказывание, адекватно интерпритировать аудируемый и читаемый текст ( развитие практических навыков и умений).

- Знание специфики грамматической структуры иностранного языка позволяет обучающемуся увидеть различие между родным и изучаемым языком, что способствует формированию лингвофилософских представлений (развитие кругозора).

- Сведения из области грамматики развивают, наконец, способности к абстрагированию и систематизации множественных фактов (развитие кругозора).

В учебниках по которым мы работаем грамматический материал не выделяется в самостоятельный раздел, а предлагается в процессе обучения коммуникативным умениям, что позволяет сформировать у школьников, с одной стороны, прочные автоматизмы в процессе овладения грамматической стороной устной речи, а с другой-обеспечить гибкое, вариативное владение изученным грамматическим материалом на этапе развития умений диалогической и монологической речи. Формированию прочных, гибких навыков грамматического оформления высказывания способствуют: организация упражнений, представленных в процессе изучения грамматического материала и выполняемых с опорой на схемы предложений, словесные элементы, графические символы и наглядность в виде таблиц.

    Таким образом, в своей работе я уделяю специальное внимание систематизации грамматического материала и формированию знаний, а также навыков более высокого уровня осознания, на которые в дальнейшем могли бы опираться учащиеся. Это необходимо в связи с тем, что тексты для чтения на каждом следующем этапе изучения английского языка будут усложняться, а для работы с ними нужно иметь достаточно прочный грамматический фундамент, на котором будет осуществляться иноязычная коммуникативная деятельность учащихся как непосредственно, так и через учебник.

        Контроль знаний грамматики осуществляется выполнением тестовых заданий по грамматике,(TestonGrammarorProgressCheck), который помогает обучающим закрепить и проверить свои знания.

При обучении грамматике я традиционно опираюсь на игровую технологию. При закреплении грамматического материала, например видовременных форм глагола можно использовать фрагменты таких игр, как «LegogoinEnglish» (Приложение 1), «GuesstheGrammarTense» ( приложение 2) и др.

     Например, в основу игры «GuesstheGrammarTense» положена телеигра «Угадай мелодию», только вместо музыкальных произведений звучат грамматические структуры видовременных форм глагола в Present, Past, Future, а в финале звучат структуры разного типа. Также можно разнообразить структуры в каждом туре. Задача игроков- назвать по-английски видовременную форму глагола, услышанную в предложении. В третий тур выходят два игрока, и в финале играет тот ученик, который набрал наибольшее количество очков.

Я думаю, что игровая технология при обучении грамматике помогает устранению психологических барьеров, мешающих быстрому и эффективному овладению языком.

     При обучении грамматике уделяю большое внимание принципу системности. С первых занятий грамматические знания обучающихся расширяются благодаря логическому переходу от одного грамматического явления к другому и более глубокому изучению этого явления на последующих занятиях. Такое системное представление способствует сложных парадигм (например, видовременные формы Present, Past, Future как в Active, так и в PassiveVoice), позволяет свести к обозримому количеству типов множество индивидуальных явлений (например, неправильные формы глагола ). Системный подход также позволяет достаточно просто и компактно представить грамматические явления, которые традиционно требуют пространного описания в грамматике. Так правило согласования времен динамично и наглядно даются в виде таблицы ( приложение 3).

Если сказуемое главного предложения имеет форму прошедшего времени, то сказуемое придаточного предложения обычно также имеет одну из форм прошедшего времени.

Например: He said that he would write a letter.

При работе с грамматическим материалом можно различать следующие этапы:

  1. инициативно ознакомительный;
  2. сознательно ознакомительный;
  3. инициативно речевой;
  4. сознательно аналитический;
  5. сознательно речевой;
  6. обобщающе аналитический;
  7. речетворческий.

На инициативно ознакомительном этапе учащиеся впервые встречаются с грамматическими образцами. Второй, сознательно ознакомительный этап предполагает минимальный семантический комментарий и привлечение внимания школьников к этим грамматическим явлениям со стороны учителя. На третьем, интуитивно речевом этапе осуществляется формирование навыка в употреблении грамматических форм в условиях управляемой коммуникативной деятельности.

      После работы по формированию навыка осуществляется переход к сознательно аналитическому этапу, на котором отдельно грамматические формы подлежат более детальному разбору. Например,  учащиеся делают синтаксический разбор простых и сложных предложений, то есть указывают вид предложения по цели высказывания, грамматическую основу, а также находят главные члены предложения, называют видовременную форму сказуемого.

      На сознательно речевом этапе учащиеся используют изучаемые грамматические формы в процессе коммуникации, самостоятельно строя речевые контексты.

      Два завершающих этапа (Обобщающе аналитический и речетворческий) включены в специальные занятия, посвященные грамматике. В основном это уроки повторения или закрепления, которые проводятся как игра, КВН и т. п. Обобщающе аналитический этап предусматривает окончательную систематизацию полученных  грамматических знаний. И, наконец,  на речетворческом этапе предполагается свободное использование изученных грамматических форм в разнообразных высказываниях и актах коммуникации.

     Таким образом при обучении английскому языку грамматикой следует заниматься специально, так как, во- первых, грамматика является важнейшим компонентом языка как системы, во-вторых, любые коммуникативные навыки без регулярного обращения к грамматике возможны лишь до определенного предела и, в- третьих, знания грамматики удовлетворяют естественным потребностям людей, желающих овладеть языком. Обучение грамматике не мыслится вне контекста ролевого общения и в отрыве от обучения языку в целом.

      Положительным моментом является ведение специального  грамматического справочника. Во время объяснения нового грамматического материала учащиеся записывают в специальную тетрадь правила с примерами, речевые образцы, грамматические структуры, таблицы. Эти записи обучающиеся всегда имеют при себе на каждом уроке.

Приложение 1.

Row I                  1 2 3 4

Row II                  1 2 3 4

Row III                  1 2 3 4

Перед каждым игроком табло с цифрами от 1 до 6.

Round I

                                         Tasks for players ( the 1st row ).

  1. I paint well.
  2. He is reading now.
  3. She has been waiting for him for 2 hours already.
  4. She has just cooked a cake.

( Подобные предложения на тренировку PresentTenses даны второму и третьему ряду).

Round II

                                        Tasks for players ( the 1st row).

( Предложения на тренировку PastTenses даны второму и третьему ряду).

  1. We read this book yesterday.
  2. They were playing football yesterday at 5.
  3. She had cooked a cake by 3 p.m. yesterday.
  4. I had been writing a letter for an hour when he came.

                                                      Round III

                                          Tasks for players ( the 1st or the 2nd  or the 3d  row).

  1. We will go to the Zoo tomorrow.
  2. I will have written a composition tomorrow by 3 p.m.
  3. She will be reading a book tomorrow at 5 p.m.
  4. They will have been working tomorrow for 3 hours when he comes.

Thelastround.

          (За одну минуту нужно назвать видовременные формы английского глагола)

  1. I like to read books.
  2. He went to the disco yesterday.
  3. They are reading now.
  4. We will go to the cinema tomorrow.

( Количество предложений зависит от подготовленности учащихся).

    Приложение 2.

Это один из фрагментов игры «LegogoinEnglish». В основу положена телеигра «Легого», в которой принимают участие две команды. Капитаны представляют своих игроков. Я приведу примеры некоторых заданий для игры, подобных заданий можно придумать множество.

    Задание 1.

У каждой команды карточки со словами, например now, isshe, writing, aletter. Задача: кто быстрее составит из данных слов предложение и назовет видовременную форму, употребляемую в предложении.

   Задание 2.

Каждая команда получает карточки со словами на русском и на английском языке, например: рисовал, рисовал вчера в 7 часов, уже нарисовал, рисует сейчас ( ampainting, painted, havepainted, waspainting).

Задача: к русским словам правильно подобрать перевод на английском языке, например: рисую сейчас- ampainting.

   Задание 3.

Конкурс капитанов.

Капитаны команд получают карточки с видовременными формами глаголов, например: hadbeenV(ing); V(ed)/V(2); hadV(3)/V(ed).

Задача: назвать по-английски эти формы.

     Задание 4.

Каждая команда получает список со словами, например: yesterday, have, went, gone, she, I, has, is, am, reading, now, to, park, will, the, go, tomorrow.

Задача: составить наибольшее количество предложений из этих слов.

       Задание 5.

Команды получают карточки с глаголами, например: do, make, have, bring…

Задача: назвать эти глаголы в прошедшем времени и образовать от них причастие II.

Итог игры: побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.

Приложение  3.

Reported Speech and Sequence of Tenses:

Direct

Reported

Present Simple  Past Simple

write

wrote

Past Simple  Past Perfect

wrote

had written

Future Simple  Future Simple in the Past

will write

would write

Present Progressive  Past Progressive

am/is/are writing

was/were writing

Past Progressive  Past Progressive

was/were writing

was/were writing

Future Progressive  Future Progressive in the Past

will be writing

would be writing

Present Perfect  Past Perfect

have/has written

had written

Past Perfect  Past Perfect

had written

had written

Future Perfect  Future Perfect in the Past

will have written

would have written

Present Perfect Progressive  Past Perfect Progressive

have/has been writing

had been writing

Past Perfect Progressive  Past Perfect Progressive

had been writing

had been writing

Future Perfect Progressive  Future Perfect Progressive in the Past

will have been writing

would have been writing

Емельянова Н.Н. г. Лабытнанги, ЯНАО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – сценарий и анализ урока по английскому языку в 7 класс по теме "British Traditions" по УМК "Английский язык" О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой для VII класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев, гимназий, колледжей.

Вашему вниманию представлен план-сценарий и анализ современного урока английского языка в 7 классе по теме «Британские традиции». Данный урок является уроком усвоения новых знаний по предложенной теме...

Рабочая программа по английскому языку к УМК О.В. Афанасьевой, И.В.Михеевой. Английский язык. Учебник для IХ класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев и гимназий

Рабочая программа по английскому языку разработана  в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе Примерной программы основного об...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по___английскому языку___ в ___5___ классе (основное общее образование)на основе авторской программы курса английского языка Вербицкой М.В. к УМК “ Английский язык Forward” для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений

Данная программа предназначена для организации процесса обучения английскому языку в 5 классе общеобразовательных учебных организаций на основе линии УМК «Forward» (5–9 классы) под ред. М. В. Вербицко...

Рабочая программа по английскому языку для 6 класса. Новый курс английского языка для российских школ. Базовый учебник - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева Английский язык 6 класс.

Рабочая программа по английскому языку для 6 класса.Новый курс английского языка для российских школ. Базовый учебник - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева Английский язык   6 класс....

Рабочая программа по английскому языку для 9 класса .( Новый курс английского языка для российских школ. 5-й год обучения”. Базовый учебник - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева Английский язык 9 класс)

Рабочая программа по английскому языку для 9 класса. Новый курс английского языка для российских школ. 5-й год обучения”. Базовый учебник - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева Английский язык  9 ...

Рабочая программа по английскому языку для 7 класса.Новый курс английского языка для российских школ. Базовый учебник - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева Английский язык 7 класс.

Рабочая программа по английскому языку для 7 класса. Новый курс английского языка для российских школ. Базовый учебник - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева Английский язык   7 класс....