Урок английского языка в рамках ФГОС
статья по английскому языку по теме
Сегодня школа не только источник информации. Она учит учиться. Учитель- личность, обучающая способам творческой деятельности. Современный урок- прогнозирование уровня знаний, выбор рациональных методов, приемов и средств; выбор сочетания форм и самостоятельности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_angliyskogo_yazyka_v_ramkah_fgoc_gmo12345.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок английского языка в рамках ФГОС
«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи
Введение
Утверждение государственных образовательных стандартов второго поколения возложило на учителей новые требования для достижения целей образовательного процесса, отвечающих нуждам современного общества. Главной задачей школьного образования становится предоставление обучающимся возможности самостоятельно ставить и реализовывать учебные цели, оценивать свои достижения.
Требования стандарта нового поколения
Стандарты второго поколения определяют следующие цели обучения английскому языку:
1. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевая, языковая, социокультурная/межкультурная, компенсаторная, учебно-познавательная компетенции.
2. Развитие личности учащихся.
3. Формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).
В качестве предполагаемых результатов обучения выделяют:
1. Предметные результаты.
2. Личностные результаты, такие как:
- формирование мотивации изучения языка; формирование коммуникативной компетенции и общекультурной и этнической идентичности;
- осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка и стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
- стремление к лучшему сознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран;
- толерантное отношение к проявлениям иной культуры и готовность отстаивать национальные и общечеловеческие ценности, свою гражданскую позицию.
3. Метапредметные результаты включают в себя:
- развитие коммуникативной компетенции и исследовательских учебных действий;
- умение четко определять области знаемого и незнаемого;
- умение определять задачи, решение которых необходимо для достижения поставленных целей, планировать действия, прогнозировать результаты, анализировать итоги деятельности, делать выводы, вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы;
- осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на английском языке.
От традиционного к современному
Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. И сегодня школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель уже не проводник знаний, а личность, обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Меняется характер деятельности учителя и ученика. Ученик перестает быть пассивным участником образовательного процесса, а наравне с учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока, определяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения поставленных целей, активно участвует в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников.
Требования к современного уроку в условиях стандарта второго поколения
Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло лишь смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы, которые представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Ведь ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Обучающийся должен стать живым участником образовательного процесса.
В связи с этим, можно определить следующие требования к современному уроку:
- четкое формулирование цели;
- определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
- прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;
- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля и их оптимального воздействия на каждом этапе урока;
- выбор оптимального сочетания различных форм работы на уроке и максимальную самостоятельность учащихся в процессе учения, обеспечивающий познавательную активность,
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- создание условий успешного учения учащихся.
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
Предмет изменений | Традиционная деятельность учителя | Деятельность учителя, работающего по ФГОС |
Подготовка к уроку | Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока | Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения |
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации | При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами | |
Основные этапы урока | Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя | Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) |
Главная цель учителя на уроке | Успеть выполнить все, что запланировано | Организовать деятельность детей: • по поиску и обработке информации; • обобщению способов действия; • постановке учебной задачи и т. д. |
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) | Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. | Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. |
Форма урока | Преимущественно фронтальная | Преимущественно групповая и/или индивидуальная |
Нестандартное ведение уроков | – | Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора (с англ. Педагог - наставник) или в присутствии родителей обучающихся |
Взаимодействие с родителями обучающихся | Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс | Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета |
Образовательная среда | Создается учителем. Выставки работ обучающихся | Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов |
Результаты обучения | Предметные результаты | Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные |
Нет портфолио обучающегося | Создание портфолио | |
Основная оценка – оценка учителя | Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки | |
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ | Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения |
Как подготовить современный урок
Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.
Типы уроков по ФГОС это уроки деятельностной направленности.
(по целеполаганию их можно разделить на 4 группы)
Выделяются следующие типы уроков:
Уроки «открытия» нового знания;
урок отработки умений и рефлексии.
уроки общеметодологической направленности
Уроки развивающего контроля
(Традиционная система)
- уроки изучения нового учебного материала;
- уроки совершенствования знаний, умений и навыков;
- уроки обобщения и систематизации;
- комбинированные уроки;
- уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
Тип урока | Деятельностная цель | Содержательная цель | Структура урока |
Уроки «открытия» нового знания; | формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. | расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. | 1).Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. |
урок отработки умений и рефлексии. | формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). | закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д. | 1).Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности. |
уроки общеметодологической направленности | формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. | построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов, выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий. | 1. этап мотивации |
Уроки развивающего контроля | Формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции | контроль и самоконтроль изученных понятий (литературных, математических, исторических и др.) и алгоритмов. | 1) этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности; |
В чем же отличие традиционного урока и урока по ФГОС?
- урок — это форма организации обучения группы учащихся одного возраста, постоянного состава, с единой для всех программой обучения. Построение урока в логике системно-деятельностного подхода значительно отличается от классического представления о типологии и структуре урока. Уроки деятельностной направленности по целеполаганию делятся на четыре группы, каждый из которых имеет свои цели.
- · Отличается деятельностью учителя и ученика
Требование к уроку | Традиционный урок | Современный урок |
Объявление темы урока | Учитель сообщает учащимся | Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) |
Сообщение целей и задач | Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) |
Планирование | Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) |
Практическая деятельность учащихся | Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует |
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует |
Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает |
Оценивание учащихся | Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует |
Итог урока | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили | Проводится рефлексия |
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
- ФГОС ОО нацеливают учителей на обеспечение практико-ориентированного характера образовательной деятельности. Следовательно, учителю необходимо знать вопросы, связанные с выполнением практической части образовательных программ.
Моделируя урок, современному учителю следует придерживаться следующих правил:
· Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
· Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
При планировании практической деятельности учащихся на уроке следует учитывать дифференциацию учащихся по уровню подготовки и по темпу работы. Необходимо подобрать такие задания, чтобы для любого ученика была создана ситуация успеха. Также необходимо продумать формы организации работы учащихся на уроке.
· Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.
. При использовании современных технологий у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются умения и навыки самостоятельности и саморазвития.
· Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
Требования ФГОС предполагают обязательное самостоятельное оценивание учащимися своей проделанной работы. При обучении самоконтролю и самооценке у учащихся формируются регулятивные и коммуникативные УУД.
Так, можно предложить ребятам использовать листочки разного цвета («зеленый» - у меня все получилось; «желтый» - у меня получилось выполнить задание, но с ошибками; «красный» - SOS, я не смог выполнить задание). Показ листочка сопровождается устным пояснением, почему именно такой цвет выбран. Учащиеся размещают выбранные листочки на доске при помощи магнитов, и, таким образом, строят так называемое дерево успеха, которое наглядно демонстрирует уровень личных достижений. При обучении оцениванию устных ответов одноклассников можно предложить ребятам высказать своё мнение по поводу услышанного (сначала на русском языке с постепенным переходом на английский). В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать своих одноклассников, объективно оценивать их ответ. Также целесообразно ввести такую форму работы, как взаимооценивание письменных работ.
· Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
· Продумать форму подведения итогов урока.
Также очень важна рефлексия настроения и эмоционального состояния детей. Этот этап на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать свою деятельность на уроке.
Выводы:
Что же нового появляется в уроке при реализации ФГОС второго поколения? В чем плюсы современного урока?
•Планирование воспитательной функции урока.
•Комплексное планирование задач урока
•Помощь детям в раскрытии личностного смысла изучаемого материала.
•Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.
•Практическая направленность учебного процесса.
Включение в содержание урока упражнений творческого характера.
•Выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения.
•Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными.
•Осуществление дифференцированного подхода к учащимся.
•Создание условий для проявления самостоятельности учащихся
•Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, ТСО)
•Дифференциация домашних заданий.
•Знание и применение здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий.
Руководитель ШМО учителей английского языка: Васильева Е.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психотехнические игры как средство формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка в рамках ФГОС
В данной работе представлено теоретическое обоснование применения психотехнических игр для формирования универсальных учебных действий учащихся....
Рефлексивный компонент деятельности младшего школьника на уроках английского языка в рамках ФГОС
В данной статье рассматривается рефлексивная деятельность младших школьников на уроке английского языка как этап современного урока. Приведены приемы рефлексивной деятельности как учащихся, так ...
Технологическая карта урока английского языка в рамках ФГОС в 5 классе на тему: "Christmas"
Разработка урока английского языка в рамках ФГОС в пятом классе на тему: "Рождество"...
Развитие коммуникативных УУД на уроках английского языка в рамках ФГОС на примере использования метода проектов
УУД - совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. В составе основных видов унив...
доклад на тему "урок английского языка в рамках ФГОС"
ДОКЛАД НА КАФЕДРЕ...
Выступление на заседании городского методического объединения учителей английского языка по теме "Организация и проведение современного урока английского языка в рамках ФГОС" (март, 2014)
Материал содержит в себе доклад и презентационный материал....
Приемы организации групповой работы на уроках английского языка в рамках ФГОС
Использование интерактивных методов и приемов насовременном уроке английского языка.Сущностные характеристики интерактивного обучения. Описание возможности использования некоторых инновационных интера...