Создание ситуации успеха на уроках английского языка
материал по английскому языку на тему
Создание ситуации успеха на уроке английского языка Все дети начинают учить английский с радостью, с удовольствием повторяют несколько выученных слов и гордо говорят: "Я уже знаю английский!" Но проходит немного времени и интерес угасает, результаты занятий не радуют ни самого ребенка, ни учителя, ни родителей. Как помочь детям сохранить интерес к языку? Очень важно создавать на уроках ситуацию успеха, вовлекая учеников в работу, применяя различные приемы и технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_sit_usp_-doklad_16.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание ситуации успеха на уроке английского языка
Выступление на педсовете
Апрель 2016 г.
Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь».
Китайская народная мудрость
В последнее десятилетие роль и значение английского языка значительно повысились, поскольку английский язык является средством международной коммуникации. Дети приступают к изучению нового предмета с желанием и радостью, т.к. иностранный язык загадочен и влечёт всех. Но часто потом бывает, что один ученик учится с радостью, с интересом, с желанием, а другому всё безразлично, и он уходит с урока с «потухшими» глазами... В связи с этим перед учителем возникает задача сделать занятия более доступными и интересными для каждого ученика. Ученик тогда тянется к знаниям, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом. Ситуация успеха – самый эффективный стимул познавательной деятельности. Поэтому создание ситуации успеха – важнейшее направление в работе любого учителя, которое позволяет повысить самооценку учащихся, развить их уверенность в себе, преодолеть неуспеваемость.
Типы ситуация успеха:
- Неожиданная радость
- Общая радость
Неожиданная радость – это чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности учителя. Учитель должен осознавать свою сопричастность к успеху, осмысливать творческое начало в своей деятельности.
Общая радость состоит в том, чтобы ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Она может быть подготовленной учителем или спонтанной, заметной или незаметной. Общей радостью считают те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия.
Главное назначение ситуации успеха на уроках английского языка – создание условий, которые способствуют устранению неуверенности учащихся, и напротив – формированию уверенности и желания достигнуть хороших результатов коммуникативной деятельности, а для этого нужно обеспечить возможность общения на иностранном языке.
Можно выделить реальное общение и смоделированное общение.
А) Реальное
- официальное (I am on duty today. Can I go to the blackboard?)
- личное (Happy birthday! Are you ill?)
Б) Смоделированное:
- в вероятных учебных ситуациях (Buying some food)
- в невероятных учебных ситуациях (Astronauts tell aliens about life on the Earth).
Потенциал реального общения огромен и не ограничивается изучением единиц классного обихода. Учащиеся должны уметь решать реальные коммуникативные задачи.
Ситуации реального общения, возникающие на уроке:
- Поприветствовать детей ( Hello, everyone! Hi there!)
- Посоветовать ученику обратиться к словарю (You’d better look it up in the dictionary.)
- Разбить учащихся на группы ( Split into two groups, please.)
- Попросить закрыть окно/дверь ( Will you close the door, please?)
- Поинтересоваться, какое настроение у учащихся (How are things?)
- Попросить выйти к доске (Will you come out to the display, please.)
- Попросить принести мел (Go and get some chalk, please.)
- Призвать класс к порядку ( Silence! May I have your attention, please.)
- Попросить собрать работы/ дневники ( Collect your works, please.)
- Пожурить за невыполнение задания ( How disappointing!)
- Похвалить ученика за хороший ответ ( How clever of you!)
Какие формы стимулирования применять в учебной работе?
1. Стимулы 1-го порядка «поощрение деятельности учащихся»
- Оценка.
- Яркая образная, эмоциональная речь учителя
- Словесная похвала (Молодец! Умница!)
- Организация коллективной деятельности
- Разноуровневые задания
- Усложнение заданий (креативный уровень)
- Сравнение успехов ученика с его прежними
2. Стимулы 2-го порядка «Создание условий, при которых дети работают с наибольшей эффективностью и наименьшими затратами»
- Занимательная ситуация
- Дозированное домашнее задание
- Познавательная игра
- Использование элементов соревнования
- Концентрация внимания на промежуточных успехах учащегося
- Креативная минутка
- Оценка достижения учащегося на родительском собрании
- Громкая демонстрация итогов деятельности ученика
- Проблемно-поисковая ситуация
3. Стимулы 3-го порядка «Своевременная оценка деятельности учащихся»
- Контролируемое доверие
- Задание практического характера
- Запись благодарности в дневник
- Взаимоконтроль
- Учебная дискуссия
- Выставка лучших работ учащегося по итогам урока
- Рейтинг по результатам учебной деятельности в классе
- Решение задач и проблем профессиональной направленности
- Рецензия товарища на результат учащегося
Суть ситуации успеха в том, чтобы на деле воплощать веру в возможность решения тех задач, которые ставятся на уроке.
В переживании ситуации успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие определенные затруднения в учении. В связи с этим необходимо подбирать такие задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы справиться без особых затруднений и лишь потом переходить к более сложным упражнениям. В опыте передовых учителей с этой целью используются так называемые сдвоенные задания, где первое подго-тавливает к выполнению более сложного задания.
Надежным путем создания ситуаций успеха является дифференциро-ванный подход к определению содержания деятельности и характеру помощи учащимся при ее осуществлении.
Что ведёт к успеху?
1. Нетрадиционные формы урока:
- Урок – диалог, урок – соревнование
- Уроки – консультации
- Уроки с групповыми формами работы
- Уроки – конкурсы
- Уроки – игры
2. Нетрадиционные формы обучения
- Интегрированные занятия, объединённые единой темой или проблемой.
- Комбинированные (лекционно–семинарские и лекционно– практичес-кие) занятия, способствующие длительной концентрации внимания и системному восприятию учебного материала
- Проектные занятия, направленные на воспитание культуры сотрудничества и культуры умственного, учебно-продуктивного и творческого труда.
Большое значение в создании ситуаций успеха имеет общая морально-психологическая атмосфера выполнения тех и иных заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям.
Ситуация успеха на уроках иностранного языка выполняет функцию коммуникативно–развивающей сферы и помогает учащимся эффективно осуществлять иноязычное общение и взаимодействие друг с другом и с педагогом.
Наиболее приемлемыми являются упражнения игрового характера, пение, хоровая декламация, изобразительная деятельность, инсценирование сказок, разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок.
Игровые упражнения развивают фонематический слух, восприятие речи, внимание, память; повышают учебную мотивацию, самооценку обучаемых.
Пение, хоровая декламация способствуют овладению учащимися навыками правильной артикуляции, формируют чувство ритма и темпа.
Изобразительная деятельность (рисование, лепка, работа с мозаикой и использование трафаретов) активизирует умственную и речевую способности.
Разгадывание ребусов, кроссвордов стимулируют творческое мышление, память, внимание, развивают лексические навыки.
Некоторые приемы работы на уроках английского языка
Использование песен на изучаемом языке очень эффективно. Благодаря использованию песен ребята приобщаются к культуре страны изучаемого языка, при работе с песней создается хорошая предпосылка для всестороннего развития личности ребенка, ибо песня стимулирует образное мышление и хороший вкус.
Песню можно использовать:
- для фонетической зарядки на начальном этапе урока;
- с целью отработки звуков и интонации;
- на этапах введения и закрепления грамматического материала;
- при работе над аудированием.
Например, чтобы лучше запомнить формы глагола to be, можно с ребятами спеть песенку “I am, we are…” на мотив «В лесу родилась елочка»
Пение на уроках английского языка позволяет включить в активную познавательную деятельность каждого ребенка, создает предпосылки для дружной коллективной работы в атмосфере положительных эмоций.
Нужно стараться давать детям такие задания на уроках, которые стимулировали бы их творческое мышление, например: ребусы, головоломки, чайнворды и так далее.
Интерес учащихся к занятиям является одним из условий хорошей успеваемости. Неразрывная связь игры с жизнью позволяет детям через ситуации, предметы, обсуждения, которые присутствуют в игре, получить опыт как речевой, так и социальный, который понадобится им в жизни. Общение, организованное на основе игрового сюжета, носит истинный характер, коммуникативность в данном случае настоящая.
Игра способствует выполнению психологических и методических задач:
- снятию тревожности и созданию психологической готовности детей к речевому общению;
-обеспечению естественной необходимости многократного повторения учащимися языкового материала;
- тренировке учащихся в выборе нужного речевого материала, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.
- повышению мотивации в изучении иностранного языка
Исследования нейробиологов показали, что у детей младшего школьного возраста лучше развиты теменные области головного мозга. Они являются кинестетиками, а это значит, что эти дети воспринимают информацию при достаточно быстрой смене деятельности, двигаясь, делая что-либо руками. Но при этом не может происходить быстрая смена тематики, так как дети этого возраста интерферентны, у них медленно формируется след памяти. Проводить урок без движения, без цвета или звука - значит угнетать деятельность головного мозга на данном этапе обучения. Поэтому игра является неотъемлемой частью урока в начальной школе. Следует отметить, что игры предназначены не для развлечения, а для обучения через действие.
Применяя все эти приемы, учитель главной целью для себя определяет установить контакт с детьми, то есть научить учащихся чувствовать свободно и раскрепощенно на уроке, что способствует успешному общению учащихся на английском языке, а следовательно и достижению хороших результатов в учебной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание ситуации успеха на уроке английского языка
Ситуация успеха- очень важный фактор стимуляции общения на уроке. Суть ситуации успеха в том, чтобы на деле воплощать веру в возможность решения тех задач, которые ставятся на уроке. Принцип...
Выступление на ШМО "Создание Ситуации успеха на уроке Русского языка и литературы"
Данный материал может быть использован на выступлениях ШМО...
Создание ситуации успеха на уроках английского языка
Создание ситуации успеха на уроках английского языка...
Создание ситуации успеха на уроках английского языка
Всем учителям важно, чтобы дети были заинтересованы в предмете, с желанием шли на урок, поэтому ситуация успеха – это первое над чем мы должны работать. Но нужно разделить понятие «успех&r...
Методическая разработка по русскому языку: «Приемы создания ситуации успеха на уроках русского языка как средство повышения учебной мотивации»
В методической разработке я попыталась раскрыть содержание работы по использованию приёмов создания ситуации успеха на уроках ру...