Модуль "Письмо"
элективный курс по английскому языку (10, 11 класс) по теме

Елена Владимировна Большакова

Программа модуля «Письмо» разработана с целью подготовки выпускников к единому – государственному экзамену по английскому языку. Включает в себя 18 занятий. Целью обучения письменной речи является формирование умения порождать письменные высказывания (тексты) различных типов и жанров в зависимости от их назначения и сферы применения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Модуль "Письмо"111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка                                                     

        Программа модуля «Письмо» разработана с целью подготовки выпускников к единому – государственному экзамену по английскому языку. Включает в себя 18 занятий.    Целью обучения письменной речи является формирование умения порождать письменные высказывания (тексты) различных типов и жанров в зависимости от их назначения и сферы применения.

     Раздел «Письмо» ЕГЭ включает два задания со свободно конструируемым ответом разного уровня сложности: задание С1 – написание личного письма и задание С2 – развёрнутое письменное высказывание с элементами рассуждения. Оба задания, С1 и С2, базируются на тематике общения, составляющей основу школьной программы. Это социально-бытовая сфера (общение в семье и школе, межличностные отношения с друзьями и знакомыми); социально-культурная сфера (досуг молодёжи; страны изучаемого языка; вклад России и стран изучаемого языка в развитие науки и культуры); учебно-трудовая сфера (современный мир профессий, рынок труда; возможности продолжения образования в высшей школе в России и за рубежом; новые информационные технологии).

     За выполнение задания С1 учащийся может максимально получить 6 баллов; за выполнение задания С2 учащийся может максимально получить 14 баллов. Таким образом, раздел «Письмо» в целом оценивается максимально в 20 баллов

Структура и содержание раздела «Письмо»

Зада-

ние

Тип

задания

Проверяемые умения

(основные блоки)

Требуемый

объём

Время выполнения

 С1

Базо-

вый

Письмо лич-

ного характера

-Дать развёрнутое сообщение

-Запросить информацию

-Использовать неофициальный стиль

-Соблюдать формат неофициального письма

100-140 слов

20 мин.

С2

Высо-

кий

Письменное

высказывание

с элементами

рассуждения

-Высказать своё мнение и привести аргументы, доказательства, примеры

-Сделать вывод

Последовательно и логически правильно строить высказывание

-Использовать соответствующие средства логической связи

-Правильно оформить в соответ

ствии с поставленной задачей

200-250 слов

40 мин.

     Основной задачей в данной части экзамена является контроль следующих умений, проверяемых в письменной речи:

  • Строить развёрнутое высказывание в контексте коммуникативной задачи и в заданном объёме;
  • Описывать события /факты / явления;
  • Сообщать / запрашивать информацию;
  • Выражать собственное мнение / суждение, эмоции и чувства;
  • Аргументировать свою точку зрения;
  • Делать выводы;
  • Строить письменное высказывание логично и связно;
  • Использовать различные стратегии: описания, рассуждения, сообщения, повествования;
  • Соблюдать правила организации письменного текста;
  • Употреблять языковые средства оформления письменного высказывания точно и правильно и т.д

Стратегии выполнения тестовых заданий

раздела  «Письмо»

                                                                1. С1 – личное письмо

     При написании письма личного характера следует учитывать следующие рекомендации:

  • Внимательно прочитать задание – не только инструкции, но и текст-стимул (отрывок из письма друга на английском языке), обратив внимание на ограничители времени и объёма;
  • При ознакомлении с текстом стимулом выделить главные вопросы, которые следует раскрыть в ответном письме. При этом внимательно изучить требования к той информации, которую необходимо включить по заданию. Следует помнить, что она вся должна войти в ответ. Можно зафиксировать требуемые позиции в черновике, в произвольном порядке;
  • Составить разные типы вопросов для запроса информации;
  • Наметить план своего ответного письма;
  • Не забыть написать адрес и дату в правом верхнем углу письма (дата под кратким адресом автора);
  • Во вступительной части письма выразить благодарность за полученное письмо и, возможно, извинение, что не сразу написан ответ;
  • В основной части письма ответить на все заданные вопросы и задать необходимые вопросы другу по переписке. Не следует включать в текст подробности, не имеющие отношения к поставленной речевой задаче;
  • В заключительной части письма упомянуть о будущих контактах, подписать письмо;
  • Проверить как содержание, так и правильность организации текста;
  • Убедившись в том, что вся информация нашла отражение в тексте, стоит поработать над языком письма. В личном письме не следует использовать официальный стиль, тем не менее рекомендуется использовать распространённые предложения со сложными структурами и разнообразной лексикой;
  • У письма должна быть определённая структура.

~ Адрес (вверху, в правой стороне); лучше – краткий (город, страна);

~ Дата (под адресом);

~ Обращение (слева, на отдельной строке);

~ Ссылка на предыдущие контакты, т.е. благодарность за полученное письмо (начало письма); возможно извинение, что не ответил раньше (после благодарности);

~ Основная часть (ответы на вопросы зарубежного друга);

~ Запрос информации (постановка вопросов в соответствии с заданием);

~ Упоминание о дальнейших контактах (предпоследняя фраза);

~ Завершающая фраза;

~ Подпись автора (имя, на отдельной строке)

  • Перед тем, как написать текст набело, стоит его ещё раз прочитать и исправить возможные ошибки на употребление лексико-грамматических средств, орфографию и пунктуацию.

                                       Как пишутся адрес (самого ребёнка) и дата ?

     Правильный полный вариант:

                                                                                                                        flat number

                                                                                                                        house street

                                                                                                                        city (town, village)

                                                                                                                        country

                                                                                                                        index (необязательно)

                                                                                                                        Дата:

                                                                                                                        date/month/year (BE)

                                                                                                                        month/date/year (AE)

     Правильный краткий вариант:

                                                                                                                        city (town, village)

                                                                                                                        country

     Пример:

                                                                                                                       Flat 21

                                                                                                                       15 Gorky Street

                                                                                                                       Yuzhno-Sakhalinsk

                                                                                                                        Russia

                                                                                                                        или

                                                  Yuzhno-Sakhalinsk

                                                                                                                         Russia                                                                

                                             Как пишется обращение?

     Dear Sally,

     Dear Sally

     Hi, Sally,

     Hello Sally

Благодарность за полученное письмо:

Thank  you  for your  letter.

     It  was  great  to  hear  from  you  again  after  such  a  long  time.

     It  was  good.

                                                    Упоминание о дальнейших контактах:

 Hope  to  hear  from  you  soon.

     Write  back  soon.

     Get  in  touch.

                                                           Завершающая фраза, подпись:

 Yours,         (Lots  of  love,  Best  wishes,)

     Olga

     P.S.  (необязательно)

Постановка вопросов в соответствии с заданием:

  • должны быть в отдельном абзаце
  • развёрнутыми
  • не дублировать друг друга

Do  you  like  it  ?  Why  ?

Do  you  want  to  travel  by  train  ?  By  plane  ?

                          Образец личного письма. Задание для учащегося:

     C1. You have 20 minutes to do this task.

     You have received a letter from your English-speaking pen friend Bill who writes

     … I don`t  think  it  will  be  a  problem  for  me  to  choose  a  good  job  in  the  future  as  I`m  really  interested  in  foreign  languages,  cultures  and  countries  and  I  hope  I`ll  work  as  a  translator  or  teacher  of  foreign  languages  some  day.  Have  you  already  decided  on  your  career ?  What  job  are  you  going  to  choose ?  Why ?  

     I`ve  lived  in  the  USA  my  whole  life  but  I`d  really  love  to  travel  to  other  countries…

     Write a letter to Bill.

     In your letter

  • answer his questions
  • ask 3 questions about his plans for travelling.

Write 100 – 140 words.

Remember the rules of letter writing.

         Пример личного письма, выполненного учащейся и оцененного

            максимально -  6 баллов (3 – содержание, 3 – организация текста)

                                                                                                                     12, Roditeleva Street

                                                                                                                      Kaliningrad

                                                                                                                      Russia

                                                                                                                      16/05/2008                         Dear Bill,

     I was very happy to get your letter. Sorry, I have written for so long because I have been busy at school studying for my exams. How are you keeping?

     In your letter you speak about issues which are interesting for all teenagers. I think a lot about my future career. Furthermore, my parents help me to choose my future profession. So I have already decided on my career. I want to become a teacher of foreign languages, too. I do like to work with children. They make me feel happy.

     I know that you are fond of traveling. Where are you planning to go next? Are you planning to go with your parents or friends? Where will you live there?

     I am looking forward to your answer. Keep in touch.

     Love,

     Anna

                     

2. C2 – Письменное высказывание с элементами рассуждения

     При написании письменного высказывания с элементами рассуждения следует также обратить внимание как на содержание, так и на организацию текста и его языковое оформление. В рамках задания С2 учащимся предлагаются два типа письменного высказывания: «Ваше мнение» и «За» и «Против».

                                                    Стратегии общие для двух типов

   

  • Строить высказывание в соответствии с предложенным планом;
  • Начинать введение следует с общего представления темы и предложения, отображающего её проблемный характер;
  • Во введении перефразировать тему/проблему, данную в задании, не повторяя её дословно (используя, например, пословицу или афоризм);
  • При планировании письменного высказывания сначала продумать ключевые фразы каждого абзаца;
  • Делить текст на абзацы, которые отражают логическую и содержательную структуру текста; Каждый абзац должен быть написан соответствующим образом (рекомендуется в первом предложении абзаца выразить его основную мысль и далее её развивать, подкреплять примерами и аргументами и т.д.);
  • Введение и заключение должны быть приблизительно одинаковы по объёму;
  • В основной части должно быть как минимум два абзаца, приблизительно одинаковых по размеру; Общий объём основной части не должен быть меньше общего объёма введения и заключения;
  • Особое внимание уделять средствам логической связи текста, как внутри предложений, так и между предложениями.

Письменное высказывание с элементами рассуждения «За» и «Против»

  • В основной части сначала представить аргументы «за» в первом абзаце, затем во втором – аргументы «против»;
  • Число аргументов «за» и аргументов «против» должно быть сбалансированным (может быть одинаковым);
  • Желательно аргументы представлять симметрично (например, социальные, психологические, образовательные аспекты проблемы);
  • В заключительном абзаце (заключении) ещё раз указать на проблемный характер темы; подытожить аргументы «за» и «против»; подвести итог сказанному. Можно выразить надежду на нахождение компромисса, подсказать этот компромиссный путь;
  • Хотя тема сформулирована как «за» и «против», а не «ваше мнение», в заключении уместно высказать своё мнение (формулировки: на мой взгляд, аргументы «за» более весомы/представляется, что противники этой идеи более убедительны и т.п.) или, наоборот, подчеркнуть, что у автора пока не сложилось своё мнение по данному вопросу.

Письменное высказывание с элементами рассуждения «Ваше мнение»

  • В основной части сначала высказать своё мнение и аргументировать его, затем представить другую точку зрения и дать аргументацию, почему вы с ними не согласны;
  • Приводя контраргументы, отстаивая свою точку зрения, желательно выражать своё мнение не теми же словами, что раньше, а использовать перифраз, синонимию;
  • В процессе написания текста необходимо обращать особое внимание на построение каждого абзаца. Начинать каждый абзац предложением, выражающим его основную мысль;
  • Сочинение-рассуждение требует определённых слов и выражений, например, firstly, secondly, on the one hand, on the other hand, finally и т.д. Следует обратить особое внимание на употребление оценочной лексики и использование связующих слов между предложениями и абзацами;
  • В заключительном абзаце (заключении) ещё раз указать на проблемный характер темы; показать, что хотя у вас есть своё мнение, вы способны видеть и другие точки зрения, тем не менее своя вам кажется более убедительной;
  • Проверить, нет ли в работе грамматических ошибок или ошибок в написании слов, и вписывается ли она в установленный лимит слов.

                            Образец письменного высказывания с элементами рассуждения

Задание  для учащегося

     С2.   You have 40 minutes to do this task.

     Comment on the following statement

     Some people prefer to travel abroad; others say that there is much to be seen in our own country.

     What can you say for and against international and domestic tourism?

     Write 200-250 words.

     Use the following plan

     Introduction (State the problem)

     Arguments “for”

     Arguments “against”

     Conclusion

Список литературы

  1. Единый государственный экзамен по английскому языку. Демонстрационный вариант 2009 г. – www.fipi.ru
  2. Кодификатор элементов содержания по английскому языку составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2009 г. -  fipi.ru
  3. Спецификация экзаменационной работы по иностранным языкам единого государственного экзамена 2009 г. – fipi.ru
  4. Вербицкая М.В., Махмурян К.С.  Методическое письмо об использовании результатов единого государственного экзамена 2008 года в преподавании иностранных языков в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования. – www.fipi.org .
  5. Вербицкая М. В.  Пособие по подготовке экспертов ЕГЭ по английскому языку. Раздел «Письмо» [Текст]/ М.В. Вербицкая, К.С. Махмурян .- М.: МИОО, 2008 – 76 с.

     

 

Календарно - тематическое планирование модуля «Письмо»

ТЕМА

ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ГРАММАТИ-ЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ПИСЬМО

Статья

Активизация лексики по теме: “Окружающая среда”

Порядок слов в утвердительных предложениях.

В хорошей статье – интересный заголовок.

2.

Статья

Лексика по теме: “Телевидение: за и против”

Место основного предложения в абзаце.

1. Выбор лучшего предложения, выражающего смысл абзаца.

2. Написание статьи о преимуществах и недостатках телевидения

3.

Статья

Повторение глаголов-связок (from my point of view, nevertheless, however, moreover)

 

1. Деление сочинения на параграфы.

2.Написание сочинения с использованием глаголов-связок согласно плану.

4.

Деловое письмо.

1. Дни недели.

2. Названия концертных залов.

Степени сравнения прилагательных

1. Письмо другу об уточнении деталей объявления.

2. Правка письма по комментарию учителя.

5.

Деловое письмо.

 

Повторение времён английского глагола.

1. Вы ответственны за организацию конференции для группы иностранных студентов. Ответьте на письмо одного из участников. Используя собственные идеи, ответьте на вопросы и дайте несколько советов.

2. Распределение письма на параграфы.

6.

Неофициальное письмо.

Слова и словосочетания, используемые в официальных и неофициальных письмах.

 

1. Выбор лексики для написания официального или неофициального письма.

2. Исправление ошибок в письме по комментарию учителя.

7.

Неофициальное письмо.

Повторение глаголов-связок.

Правописание слов.

Письмо другу с предложением посетить музей.

8.

Рассказ.

Введение лексики по тексту: “I terrorized my sister”

 

1. Правила составления рассказа.

2. Чтение рассказа и заполнение пропусков.

9.

Рассказ.

Связующие слова и выражения следствия(as a result, consequently, therefore, so). Активизация обстоятельств времени (then, after that, when I was a child, before long, that day…)

 

1. Выбор правильных слов или выражений для рассказа.

2. Написание рассказа  с использованием данных выражений.

10.

Эссэ

Введение: The problem/ issue/ phenomenon of … is/ appears/ to be/ has always been…….

Основная часть: Типичные союзы и союзные обороты.

Заключение: All in all, To sum up, In conclusion…

Страдательный залог

Правила написания эссэ.

Аргументы “за” и “против” академического года после окончания школы.

11.

Эссэ

Словосочетания, употребляемые в начале, основной части и заключении

Употребление предлогов

1. Правила написания эссэ с элементами рассуждения

12.

Доклад.

Официальная и неофициальная лексика.

 Прямая и косвенная речь.

1.Дифференциация официальной и неофициальной лексики в докладе.

2. Разбивка доклада на параграфы

3. Тренировочное задание на определение официальной и неофициальной лексики.

13.

Доклад.

 

 Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

1. План составления доклада.

2. Доклад на тему: “Что я делаю для защиты природы”

14.

Сочинение

Связующие слова и выражения ( people often say that, firstly, however, from my point of view, to sum up)

 

1. Правила написания сочинения.

2. Распределение сочинения на параграфы.

3. Использование связующих слов и выражений

15.

Сочинение

 

Опорные слова и выражения по теме: “Окружающая среда”

Порядок слов в английском предложении

Сочинение на тему: “Защита окружающей среды”

16.

Электронная почта.

Общепринятые сокращения.

Этикет написания электронного письма.  Отправление.

17.

Автобиография, резюме.

Местоимения.

Заполнение анкеты, бланков, формуляров.

18.

ЗАЧЕТ

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛА.

ЗАНЯТИЕ № 1

Введение в курс. Оформление и написание статьи. В хорошей статье – интересный заголовок, интересная лексика, разговор с читателем, выражение собственного мнения.

ЗАНЯТИЕ № 2

 Статья. Распределение материала статьи по параграфам.

ЗАНЯТИЕ № 3

Статья. Главное предложение абзаца и его место в нем. Связующие слова и выражения.

ЗАНЯТИЕ № 4

Деловое письмо. Начало и окончание.

ЗАНЯТИЕ № 5

 Деловое письмо. Реакция на рекламное объявление.

ЗАНЯТИЕ № 6

Неофициальное письмо. Различие в выборе лексики для написания официального и неофициального письма.

ЗАНЯТИЕ № 7

Использование связующих слов и выражений в письме. Орфография. Письмо другу с предложением посетить музей.

ЗАНЯТИЕ № 8

 Рассказ. Правила составления рассказа. Связующие слова и выражения следствия (вывода). Использование обстоятельств времени.

ЗАНЯТИЕ № 9

Рассказ. Написание рассказа.

ЗАНЯТИЕ № 10

 Как писать эссэ. Эссэ с аргументацией “за” и “против”

    ЗАНЯТИЕ № 11

     Эссэ с элементами рассуждения по теме.

     ЗАНЯТИЕ №12

     Доклад. Выбор лексики. План составления доклада.

      ЗАНЯТИЕ № 13

       Доклад на тему: “Что я делаю для защиты природы”.

       ЗАНЯТИЕ №14

        Сочинение. План написания сочинения.

        ЗАНЯТИЕ №15

         Сочинение на тему: “Защита окружающей среды”.

         ЗАНЯТИЕ №16

         Написание электронного письма.

         ЗАНЯТИЕ№17

         Автобиография и резюме.

          ЗАНЯТИЕ №18

          Зачет.