Модуль "Письмо"
элективный курс по английскому языку (10, 11 класс) по теме
Программа модуля «Письмо» разработана с целью подготовки выпускников к единому – государственному экзамену по английскому языку. Включает в себя 18 занятий. Целью обучения письменной речи является формирование умения порождать письменные высказывания (тексты) различных типов и жанров в зависимости от их назначения и сферы применения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Модуль "Письмо" | 111.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа модуля «Письмо» разработана с целью подготовки выпускников к единому – государственному экзамену по английскому языку. Включает в себя 18 занятий. Целью обучения письменной речи является формирование умения порождать письменные высказывания (тексты) различных типов и жанров в зависимости от их назначения и сферы применения.
Раздел «Письмо» ЕГЭ включает два задания со свободно конструируемым ответом разного уровня сложности: задание С1 – написание личного письма и задание С2 – развёрнутое письменное высказывание с элементами рассуждения. Оба задания, С1 и С2, базируются на тематике общения, составляющей основу школьной программы. Это социально-бытовая сфера (общение в семье и школе, межличностные отношения с друзьями и знакомыми); социально-культурная сфера (досуг молодёжи; страны изучаемого языка; вклад России и стран изучаемого языка в развитие науки и культуры); учебно-трудовая сфера (современный мир профессий, рынок труда; возможности продолжения образования в высшей школе в России и за рубежом; новые информационные технологии).
За выполнение задания С1 учащийся может максимально получить 6 баллов; за выполнение задания С2 учащийся может максимально получить 14 баллов. Таким образом, раздел «Письмо» в целом оценивается максимально в 20 баллов
Структура и содержание раздела «Письмо»
Зада- ние | Тип задания | Проверяемые умения (основные блоки) | Требуемый объём | Время выполнения |
С1 Базо- вый | Письмо лич- ного характера | -Дать развёрнутое сообщение -Запросить информацию -Использовать неофициальный стиль -Соблюдать формат неофициального письма | 100-140 слов | 20 мин. |
С2 Высо- кий | Письменное высказывание с элементами рассуждения | -Высказать своё мнение и привести аргументы, доказательства, примеры -Сделать вывод Последовательно и логически правильно строить высказывание -Использовать соответствующие средства логической связи -Правильно оформить в соответ ствии с поставленной задачей | 200-250 слов | 40 мин. |
Основной задачей в данной части экзамена является контроль следующих умений, проверяемых в письменной речи:
- Строить развёрнутое высказывание в контексте коммуникативной задачи и в заданном объёме;
- Описывать события /факты / явления;
- Сообщать / запрашивать информацию;
- Выражать собственное мнение / суждение, эмоции и чувства;
- Аргументировать свою точку зрения;
- Делать выводы;
- Строить письменное высказывание логично и связно;
- Использовать различные стратегии: описания, рассуждения, сообщения, повествования;
- Соблюдать правила организации письменного текста;
- Употреблять языковые средства оформления письменного высказывания точно и правильно и т.д
Стратегии выполнения тестовых заданий
раздела «Письмо»
1. С1 – личное письмо
При написании письма личного характера следует учитывать следующие рекомендации:
- Внимательно прочитать задание – не только инструкции, но и текст-стимул (отрывок из письма друга на английском языке), обратив внимание на ограничители времени и объёма;
- При ознакомлении с текстом стимулом выделить главные вопросы, которые следует раскрыть в ответном письме. При этом внимательно изучить требования к той информации, которую необходимо включить по заданию. Следует помнить, что она вся должна войти в ответ. Можно зафиксировать требуемые позиции в черновике, в произвольном порядке;
- Составить разные типы вопросов для запроса информации;
- Наметить план своего ответного письма;
- Не забыть написать адрес и дату в правом верхнем углу письма (дата под кратким адресом автора);
- Во вступительной части письма выразить благодарность за полученное письмо и, возможно, извинение, что не сразу написан ответ;
- В основной части письма ответить на все заданные вопросы и задать необходимые вопросы другу по переписке. Не следует включать в текст подробности, не имеющие отношения к поставленной речевой задаче;
- В заключительной части письма упомянуть о будущих контактах, подписать письмо;
- Проверить как содержание, так и правильность организации текста;
- Убедившись в том, что вся информация нашла отражение в тексте, стоит поработать над языком письма. В личном письме не следует использовать официальный стиль, тем не менее рекомендуется использовать распространённые предложения со сложными структурами и разнообразной лексикой;
- У письма должна быть определённая структура.
~ Адрес (вверху, в правой стороне); лучше – краткий (город, страна);
~ Дата (под адресом);
~ Обращение (слева, на отдельной строке);
~ Ссылка на предыдущие контакты, т.е. благодарность за полученное письмо (начало письма); возможно извинение, что не ответил раньше (после благодарности);
~ Основная часть (ответы на вопросы зарубежного друга);
~ Запрос информации (постановка вопросов в соответствии с заданием);
~ Упоминание о дальнейших контактах (предпоследняя фраза);
~ Завершающая фраза;
~ Подпись автора (имя, на отдельной строке)
- Перед тем, как написать текст набело, стоит его ещё раз прочитать и исправить возможные ошибки на употребление лексико-грамматических средств, орфографию и пунктуацию.
Как пишутся адрес (самого ребёнка) и дата ?
Правильный полный вариант:
flat number
house street
city (town, village)
country
index (необязательно)
Дата:
date/month/year (BE)
month/date/year (AE)
Правильный краткий вариант:
city (town, village)
country
Пример:
Flat 21
15 Gorky Street
Yuzhno-Sakhalinsk
Russia
или
Yuzhno-Sakhalinsk
Russia
Как пишется обращение?
Dear Sally,
Dear Sally
Hi, Sally,
Hello Sally
Благодарность за полученное письмо:
Thank you for your letter.
It was great to hear from you again after such a long time.
It was good.
Упоминание о дальнейших контактах:
Hope to hear from you soon.
Write back soon.
Get in touch.
Завершающая фраза, подпись:
Yours, (Lots of love, Best wishes,)
Olga
P.S. (необязательно)
Постановка вопросов в соответствии с заданием:
- должны быть в отдельном абзаце
- развёрнутыми
- не дублировать друг друга
Do you like it ? Why ?
Do you want to travel by train ? By plane ?
Образец личного письма. Задание для учащегося:
C1. You have 20 minutes to do this task.
You have received a letter from your English-speaking pen friend Bill who writes
… I don`t think it will be a problem for me to choose a good job in the future as I`m really interested in foreign languages, cultures and countries and I hope I`ll work as a translator or teacher of foreign languages some day. Have you already decided on your career ? What job are you going to choose ? Why ? I`ve lived in the USA my whole life but I`d really love to travel to other countries… |
Write a letter to Bill.
In your letter
- answer his questions
- ask 3 questions about his plans for travelling.
Write 100 – 140 words.
Remember the rules of letter writing.
Пример личного письма, выполненного учащейся и оцененного
максимально - 6 баллов (3 – содержание, 3 – организация текста)
12, Roditeleva Street
Kaliningrad
Russia
16/05/2008 Dear Bill,
I was very happy to get your letter. Sorry, I have written for so long because I have been busy at school studying for my exams. How are you keeping?
In your letter you speak about issues which are interesting for all teenagers. I think a lot about my future career. Furthermore, my parents help me to choose my future profession. So I have already decided on my career. I want to become a teacher of foreign languages, too. I do like to work with children. They make me feel happy.
I know that you are fond of traveling. Where are you planning to go next? Are you planning to go with your parents or friends? Where will you live there?
I am looking forward to your answer. Keep in touch.
Love,
Anna
2. C2 – Письменное высказывание с элементами рассуждения
При написании письменного высказывания с элементами рассуждения следует также обратить внимание как на содержание, так и на организацию текста и его языковое оформление. В рамках задания С2 учащимся предлагаются два типа письменного высказывания: «Ваше мнение» и «За» и «Против».
Стратегии общие для двух типов
- Строить высказывание в соответствии с предложенным планом;
- Начинать введение следует с общего представления темы и предложения, отображающего её проблемный характер;
- Во введении перефразировать тему/проблему, данную в задании, не повторяя её дословно (используя, например, пословицу или афоризм);
- При планировании письменного высказывания сначала продумать ключевые фразы каждого абзаца;
- Делить текст на абзацы, которые отражают логическую и содержательную структуру текста; Каждый абзац должен быть написан соответствующим образом (рекомендуется в первом предложении абзаца выразить его основную мысль и далее её развивать, подкреплять примерами и аргументами и т.д.);
- Введение и заключение должны быть приблизительно одинаковы по объёму;
- В основной части должно быть как минимум два абзаца, приблизительно одинаковых по размеру; Общий объём основной части не должен быть меньше общего объёма введения и заключения;
- Особое внимание уделять средствам логической связи текста, как внутри предложений, так и между предложениями.
Письменное высказывание с элементами рассуждения «За» и «Против»
- В основной части сначала представить аргументы «за» в первом абзаце, затем во втором – аргументы «против»;
- Число аргументов «за» и аргументов «против» должно быть сбалансированным (может быть одинаковым);
- Желательно аргументы представлять симметрично (например, социальные, психологические, образовательные аспекты проблемы);
- В заключительном абзаце (заключении) ещё раз указать на проблемный характер темы; подытожить аргументы «за» и «против»; подвести итог сказанному. Можно выразить надежду на нахождение компромисса, подсказать этот компромиссный путь;
- Хотя тема сформулирована как «за» и «против», а не «ваше мнение», в заключении уместно высказать своё мнение (формулировки: на мой взгляд, аргументы «за» более весомы/представляется, что противники этой идеи более убедительны и т.п.) или, наоборот, подчеркнуть, что у автора пока не сложилось своё мнение по данному вопросу.
Письменное высказывание с элементами рассуждения «Ваше мнение»
- В основной части сначала высказать своё мнение и аргументировать его, затем представить другую точку зрения и дать аргументацию, почему вы с ними не согласны;
- Приводя контраргументы, отстаивая свою точку зрения, желательно выражать своё мнение не теми же словами, что раньше, а использовать перифраз, синонимию;
- В процессе написания текста необходимо обращать особое внимание на построение каждого абзаца. Начинать каждый абзац предложением, выражающим его основную мысль;
- Сочинение-рассуждение требует определённых слов и выражений, например, firstly, secondly, on the one hand, on the other hand, finally и т.д. Следует обратить особое внимание на употребление оценочной лексики и использование связующих слов между предложениями и абзацами;
- В заключительном абзаце (заключении) ещё раз указать на проблемный характер темы; показать, что хотя у вас есть своё мнение, вы способны видеть и другие точки зрения, тем не менее своя вам кажется более убедительной;
- Проверить, нет ли в работе грамматических ошибок или ошибок в написании слов, и вписывается ли она в установленный лимит слов.
Образец письменного высказывания с элементами рассуждения
Задание для учащегося
С2. You have 40 minutes to do this task.
Comment on the following statement
Some people prefer to travel abroad; others say that there is much to be seen in our own country.
What can you say for and against international and domestic tourism?
Write 200-250 words.
Use the following plan
Introduction (State the problem)
Arguments “for”
Arguments “against”
Conclusion
Список литературы
- Единый государственный экзамен по английскому языку. Демонстрационный вариант 2009 г. – www.fipi.ru
- Кодификатор элементов содержания по английскому языку составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2009 г. - fipi.ru
- Спецификация экзаменационной работы по иностранным языкам единого государственного экзамена 2009 г. – fipi.ru
- Вербицкая М.В., Махмурян К.С. Методическое письмо об использовании результатов единого государственного экзамена 2008 года в преподавании иностранных языков в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования. – www.fipi.org .
- Вербицкая М. В. Пособие по подготовке экспертов ЕГЭ по английскому языку. Раздел «Письмо» [Текст]/ М.В. Вербицкая, К.С. Махмурян .- М.: МИОО, 2008 – 76 с.
Календарно - тематическое планирование модуля «Письмо»
№ | ТЕМА | ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ | ГРАММАТИ-ЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ | ПИСЬМО |
Статья | Активизация лексики по теме: “Окружающая среда” | Порядок слов в утвердительных предложениях. | В хорошей статье – интересный заголовок. | |
2. | Статья | Лексика по теме: “Телевидение: за и против” | Место основного предложения в абзаце. | 1. Выбор лучшего предложения, выражающего смысл абзаца. 2. Написание статьи о преимуществах и недостатках телевидения |
3. | Статья | Повторение глаголов-связок (from my point of view, nevertheless, however, moreover) |
| 1. Деление сочинения на параграфы. 2.Написание сочинения с использованием глаголов-связок согласно плану. |
4. | Деловое письмо. | 1. Дни недели. 2. Названия концертных залов. | Степени сравнения прилагательных | 1. Письмо другу об уточнении деталей объявления. 2. Правка письма по комментарию учителя. |
5. | Деловое письмо. |
| Повторение времён английского глагола. | 1. Вы ответственны за организацию конференции для группы иностранных студентов. Ответьте на письмо одного из участников. Используя собственные идеи, ответьте на вопросы и дайте несколько советов. 2. Распределение письма на параграфы. |
6. | Неофициальное письмо. | Слова и словосочетания, используемые в официальных и неофициальных письмах. |
| 1. Выбор лексики для написания официального или неофициального письма. 2. Исправление ошибок в письме по комментарию учителя. |
7. | Неофициальное письмо. | Повторение глаголов-связок. | Правописание слов. | Письмо другу с предложением посетить музей. |
8. | Рассказ. | Введение лексики по тексту: “I terrorized my sister” |
| 1. Правила составления рассказа. 2. Чтение рассказа и заполнение пропусков. |
9. | Рассказ. | Связующие слова и выражения следствия(as a result, consequently, therefore, so). Активизация обстоятельств времени (then, after that, when I was a child, before long, that day…) |
| 1. Выбор правильных слов или выражений для рассказа. 2. Написание рассказа с использованием данных выражений. |
10. | Эссэ | Введение: The problem/ issue/ phenomenon of … is/ appears/ to be/ has always been……. Основная часть: Типичные союзы и союзные обороты. Заключение: All in all, To sum up, In conclusion… | Страдательный залог | Правила написания эссэ. Аргументы “за” и “против” академического года после окончания школы. |
11. | Эссэ | Словосочетания, употребляемые в начале, основной части и заключении | Употребление предлогов | 1. Правила написания эссэ с элементами рассуждения |
12. | Доклад. | Официальная и неофициальная лексика. | Прямая и косвенная речь. | 1.Дифференциация официальной и неофициальной лексики в докладе. 2. Разбивка доклада на параграфы 3. Тренировочное задание на определение официальной и неофициальной лексики. |
13. | Доклад. |
| Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. | 1. План составления доклада. 2. Доклад на тему: “Что я делаю для защиты природы” |
14. | Сочинение | Связующие слова и выражения ( people often say that, firstly, however, from my point of view, to sum up) |
| 1. Правила написания сочинения. 2. Распределение сочинения на параграфы. 3. Использование связующих слов и выражений |
15. | Сочинение
| Опорные слова и выражения по теме: “Окружающая среда” | Порядок слов в английском предложении | Сочинение на тему: “Защита окружающей среды” |
16. | Электронная почта. | Общепринятые сокращения. | Этикет написания электронного письма. Отправление. | |
17. | Автобиография, резюме. | Местоимения. | Заполнение анкеты, бланков, формуляров. | |
18. | ЗАЧЕТ |
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛА.
ЗАНЯТИЕ № 1
Введение в курс. Оформление и написание статьи. В хорошей статье – интересный заголовок, интересная лексика, разговор с читателем, выражение собственного мнения.
ЗАНЯТИЕ № 2
Статья. Распределение материала статьи по параграфам.
ЗАНЯТИЕ № 3
Статья. Главное предложение абзаца и его место в нем. Связующие слова и выражения.
ЗАНЯТИЕ № 4
Деловое письмо. Начало и окончание.
ЗАНЯТИЕ № 5
Деловое письмо. Реакция на рекламное объявление.
ЗАНЯТИЕ № 6
Неофициальное письмо. Различие в выборе лексики для написания официального и неофициального письма.
ЗАНЯТИЕ № 7
Использование связующих слов и выражений в письме. Орфография. Письмо другу с предложением посетить музей.
ЗАНЯТИЕ № 8
Рассказ. Правила составления рассказа. Связующие слова и выражения следствия (вывода). Использование обстоятельств времени.
ЗАНЯТИЕ № 9
Рассказ. Написание рассказа.
ЗАНЯТИЕ № 10
Как писать эссэ. Эссэ с аргументацией “за” и “против”
ЗАНЯТИЕ № 11
Эссэ с элементами рассуждения по теме.
ЗАНЯТИЕ №12
Доклад. Выбор лексики. План составления доклада.
ЗАНЯТИЕ № 13
Доклад на тему: “Что я делаю для защиты природы”.
ЗАНЯТИЕ №14
Сочинение. План написания сочинения.
ЗАНЯТИЕ №15
Сочинение на тему: “Защита окружающей среды”.
ЗАНЯТИЕ №16
Написание электронного письма.
ЗАНЯТИЕ№17
Автобиография и резюме.
ЗАНЯТИЕ №18
Зачет.